Досуговое мероприятие "Волшебная прялка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Санакоева Елена Григорьевна

Конспект экскурсии в комнату-музей русского быта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл содержание29.41 КБ
Файл презентация1.65 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Департамент образования администрации Владимирской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №30 «Ручеек»

пос.Городищи Петушинского района Владимирской области

Конспект экскурсии в мини-музей ДОУ

на тему «Волшебная прялка»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовил:

Санакоева Елена Григорьевна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад  № 30 «Ручеек»

601130 Владимирская область Петушинский район пос. Городищи

пос. Городищи – 2019 г.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры путем ознакомления с русским бытом.

Задачи:

- познакомить с элементом русского народного быта – прялкой;

- формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и богатстве;

- приобщать к особенностям жизни и быта наших предков;

- воспитывать интерес к русской народной культуре.

Обогащение словаря: пряжа, кудель, пряха, веретено, прялка.

Предварительная работа:

 • Чтение русских народных сказок.

• Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

• Разучивание русских народных песен, русских народных игр.

Ресурсное обеспечение: 
1.Экспозиция «Комната русского быта»

2. Прялка, веретено, кудель
3. Аудиозаписи с  русскими народными песнями: «Пряха», « Веретено»- из сказки « Госпожа Метелица»

4. Проектор, экран, презентация

5. Вязаные вещи

6. Почтовая коробка с клубками шерсти, спицами, крючками

7. Письмо от Матроскина


Содержание деятельности.

Дети вместе с воспитателем входят в комнату русского быта, осматриваются, видят почтовую коробку явно не вписывающуюся в общую картину.

Воспитатель:

- Ребята, что это за посылка? (Рассматриваем шерсть, крючки, спицы).

Письмо здесь есть: «Здравствуйте ребята! Помогите мне связать теплые носки. Высылаю вам шерсть» Кот Матроскин

-Как же нам помочь коту Матроскину? (ответы детей)

Что нам нужно для вязания? (Ответы детей: нитки, спицы или крючок)

- Спицы и крючок у нас есть, но нет ниток. Зато есть комок шерсти. Что нам нужно сделать с шерстью?   (Ответы детей: Из шерсти сделать нитки).

- А как из шерсти можно сделать нитки? (ответы детей)

-Сегодня мы с вами узнаем с помощью какого приспособления в старину из шерсти делали нитки? Этот механизм называется прялкой.

- А чтобы увидеть прялку, надо перенестись в далекое прошлое, когда прялка была в каждой избе.

- Крутись, вертись, веретенце,

Да из серебряного донца

Крутись, вертись, нам прялка покажись! (Воспитатель достает прялку)

- А вот и прялка!

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Показ через проектор слайдов с изображением разных прялок.

(Слайд №1)

- На прялках изображались птицы, животные, цветы; сцены из жизни: охота, катание с гор.

- Помните сказку «Финист – ясный сокол», в которой невеста находила своего жениха с помощью нити.

Игра: «Иголка с ниткой»

(Надо выбрать водящего – он будет “иголкой”, а остальные дети получают роль “нитки”. “Иголка” бегает по команде, “петляет”, а “нитка” – за ней)

- Ребята, про прялку есть и музыкальные произведения, например, русская народная песня «Пряха», хотите послушать фрагмент этого произведения?

Слушание фрагмента и показ слайда№2 с репродукцией  картины К.Е. Маковского

- Ребята, раньше в основном был ручной труд, девушки готовили себе приданое своими руками, они пряли, а чтобы работа шла веселей, пели песни:

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

нам работать очень нравится. (Слайд №3,4)

Каждая пряха старалась, чтобы нить была ровная, тонкая, тогда и одежда из таких ниток будет красиво смотреться. Поэтому и сложились в народе такие пословицы:

 Какова пряха, такова на ней рубаха.

Не напрядешь зимою, нечего будет носить летом.

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. (Слайд №5,6)

- Так и пряли:

Шерсть вставляют в прялку,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном.

-Клубок ниток готов. Он хочет с нами поиграть.

Игра « Волшебный клубок».

Дети встают в круг. У одного из детей клубок, под музыку (русская народная песня «Веретено) он его передает по кругу. Музыка заканчивается, и у кого  клубок в руках, тот отгадывает загадку:

Стригли, щипали,

 А после чесали,

 Чисто, пушисто

 К доске привязали. ( Прялка)

Чем больше я кручусь,

Тем больше я толстею. ( Веретено)

- Ребята, поможете мне продолжить стихотворение?

 У кудрявого барашка, у овцы красивой что-то есть.

Буду прясть на прялке я и попрошу у них…( шерсть)

- Да, ребята, шерсть превращают в нитки, а потом…

Из волшебной этой нитки,

Вяжут теплые носки.

Варежки, шарфы и шапки

Всем зимой они нужны.

-Ребята, а что еще можно сделать из ниток? (ответы детей: одежду, коврики, валенки)

- Правильно, из ниток можно сделать много полезных вещей. Вот посмотрите, какие красивые и теплые вещи связали наши мастерицы.

- Ребята, а как вы думаете, что заменяют прялку сегодня? где делают нитки?  (ответы детей)

- Прялки со временем усовершенствовались и получились прядильные станки. На нашей фабрике, которую построил Савва Тимофеевич Морозов, тоже есть прядильные станки, которые ткут ткань. Фабрика построена еще в 1883 году, на этой фабрике работали почти все жители поселка, то есть ваши      прадедушки и прабабушки. Фабрика работает и в настоящее время.

Показ слайдов с изображением современных прядильных станков, которые есть на нашей фабрике. ( Слайд № 7,8)

 Рефлексия:

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

Что интересного вы сегодня узнали?

Кому понравилось наше путешествие - возьмите красный клубок и положите на донце прялки, а кому не понравилось - возьмите синий клубок и положите в коробку.

Список литературы:

 1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/ В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999.

2.  Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2008.

3. Зимин, В. И. Пословицы и поговорки русского народа / В. И. Зимин, А. С. Спирин. - М. : «Сюита», 1996.

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева.- СПб. : Детство-Пресс, 1999.

5. Комарова Т.С., Веракса Н.Е. Основная образовательная программа «От рождения до школы»./Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЕ ПРЯЛКИ Презентация для старшей группы. Подготовила воспитатель Санакоева Елена Григорьевна

Слайд 2

В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?

Слайд 3

К.Е. Маковский. Портрет Ольги - д очери художника

Слайд 4

«В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней»,- писал А.С.Пушкин.

Слайд 5

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным .

Слайд 6

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

Слайд 7

Современные прядильные станки на ГОФ

Слайд 9

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство с прялкой"

Знакомство детей со старыми словами: прялка,печь, ухват, люлька, половик, лавки, которые в наше время уже утратили свой смысл....

«История прялки»

Тема: «История прялки»Воспитатель- МБДОУ ЦРР д\с №15 «Светлячок»Карпухина Н.М.Программное содержание.1. Формировать элементарные представления о быте русского народа.2. Развивать познавательный интере...

Путешествие в страну волшебной прялки

Путешествие в страну волшебной прялки...

«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»

«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»...

Прялки на Руси.

Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена....