Конспект занятия "Русская красавица-матрёшка!"
план-конспект занятия (средняя группа)

Кожевникова Елена Анатольевна

Конспект занятия "Русская красавица-матрёшка!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад присмотра и оздоровления №1»

Конспект познавательного занятия

в  средней группе

Тема: «Русская красавица-матрёшка!»

Воспитатель: Е.А.Кожевникова

ТЕМА: «Русская красавица-матрёшка!»

Цель: 

Познакомить детей с русской  народной деревянной  игрушкой.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид,  особенности росписи).

Развивающая: Развивать интерес детей к народному творчеству;  творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;  умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.

Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе с бумагой и клеем.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, кисти, клей, салфетки, узоры и украшения для оформления матрёшки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Ход занятия:
Организационный момент:  Игровое упражнение «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

Воспитатель: Ребята, я на ярмарке была

                        Сундучок вам принесла

                        Сундучок этот не простой

                        И товар в нём расписной.

                       Вынимаю напоказ

                       И веду о нём рассказ.

                       Что же в этом сундучке???



- А чтобы узнать, что в сундучке  вам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка.

Воспитатель:

Ребята, наши матрёшки поспорили, кто же из них самая красивая, нарядная и важная, и поссорились. Как же мне их помирить? А вы мне поможете? А как мы сможем помочь?. Ведь они живут очень далеко  в стране матрешек. И наш путь будет долгим и трудным. Не боитесь трудностей? Тогда закрываем глазки и считаем до 3, чтобы очутиться в стране матрешек.

Рассказ о возникновении матрёшки.

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку. И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихи про матрешку?

1 ребенок:

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.

2 ребенок:

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Воспитатель:

 А еще наши матрешки любят танцевать и играть, давайте вместе отдохнем и тоже танцевать начнем.

Физкультминутки
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
***
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки –
(хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки –
(поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
Мы матрёшки вот такие крошки –
(держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко –
(повороты с притопами вокруг себя)


Воспитатель: Ребята, а в сундучке у нас ещё есть матрешки, но они какие то грустные. Почему?

Ребята,  а сейчас я предлагаю вам  стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в мастерскую.

(Воспитатель помогает  детям занять места  за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: шаблоны плоскостной матрешки на каждого ребенка.

Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрёшку.

Гимнастика для пальчиков:

Мы красавицы, матрешки

Разноцветные одёжки.

1 — Матрена, 2 — Милаша,

Мила — 3, 4 — Маша,

Маргарита это 5

нас не трудно сосчитать.

 

(Во время работы звучат народные хороводные мелодии) 


Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрёшки у вас получились.

- А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
(ответы детей)
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и творить руками
Все то, что может радовать друзей. 

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ведь подарок, сделанный своими руками самый дорогой.
Итог занятия:

- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрёшкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: А кому вы расскажите о сегодняшнем занятии?

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну и матрёшка приготовила для вас подарки, чтобы вы надолго запомнили встречу с ней. До свиданья!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе « Красавица- матрёшка».

Конспект поможет педагогу   познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской  матрешек, учить рисовать  элементы роспи...

Презентация к конспекту НОД "Красавица-матрёшка"

Приложение к конспекту  НОД "Красавица- матрёшка"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию«Красавица-матрёшка»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Русская красавица матрёшка"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Русская красавица матрёшка" для детей средней группы...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» Рисование на тему: «Русская красавица матрёшка. Украсим матрёшке сарафан» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...