Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию

    «Красавица-матрёшка»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_6.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение к  критериям 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию

    «Красавица-матрёшка»

    воспитателя Лактионовой Натальи Николаевны

    2016 – 2017 учебныйгод


    Тема: «Красавица матрешка»

    Образовательные задачи:

    • познакомить с русской, народной, деревянной игрушкой - матрешкой;

    • формировать умение различать матрешек по размеру;

    • развивать речь, логическое мышление, активизировать словарь;

    • формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

    • закрепить умение украшать простые по форме предметы;

    • развивать внимание, память, творческую активность;

    • развивать умение фиксировать затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения.

    • воспитывать любовь и бережное отношение к народной игрушке, аккуратность при выполнении работы.

    Оборудование: ИКТ (презентация, иллюстрации с изображением Матрешки, фигурки народной игрушки.

    Раздаточный материал для каждого ребенка: шаблон с изображением фигуры матрешки, клей, кисточки, заготовки из цветной бумаги, угощение от матрёшки.

    Логическая основа образовательной ситуации

    Образовательная цель - Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.

    Новое знание - Ответы на вопросы: когда появилась игрушка, почему ее назвали Матрешкой, как ее изготавливают.

    Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать - Актуализировать знания детей о игрушках, расширять кругозор и обогащать словарный запас по средствам загадок

    Причина затруднения - Не знаем историю возникновения народной игрушки Матрешки.

    Цель деятельности детей по преодолению затруднения - Узнать историю, когда появилась, почему ее так назвали, как ее изготавливают.

    Ход непосредственно-образовательной деятельности:

    I. Введение в ситуацию

    Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию

    Воспитатель собирает детей вокруг себя.

    - Подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня для вас есть интересное предложение! Давайте поиграем! Согласны?

    Коммуникативная игра.

    Мы сначала будем топать:

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топать ногами)

    А потом мы будем хлопать:

    Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопать в ладоши)

    А потом мы повернемся (поворот вокруг себя)

    И друг другу улыбнемся. (друг другу улыбнуться)

    - У меня для вас есть замечательный сюрприз! Хотите узнать какой? (Хотим)

    - Сегодня, нам прислали видеописьмо! Посмотрим? Но, прежде, отгадайте от кого?

    Вот прабабушка-игрушка,

    Хоть она и не старушка.

    Просто у нее внутри

    Есть еще похожих три.

    Каждую мы открываем

    И другую вынимаем! Кто это? (Матрешка)

    - Молодцы! Вот от нее видеописьмо и пришло! Присаживайтесь!

    Дети присаживаются для просмотра презентации «Красавица матрешка».

    Слайд №1

    Я Матрёшечка, я круглёшечка!

    Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

    Я в деревне родилась и на славу удалась.

    Щёчки пухленькие, сама кругленькая

    А на голове платок, словно яркий цветок

    Всех вас в гости приглашаю,

    О себе я расскажу, и подружек покажу.

    Напою горячим чаем!

    Вместе с вами поиграем!

    II. Актуализация знаний

    Дидактическая игра «Узнай игрушку с завязанными глазами»

    Ведущий завязывает участнику глаза платочком, достает из коробки игрушку и даёт ее в руки участнику - узнай!

    Варианты игрушек: кубик, кукла, матрёшка, машинка, мячик, Чебурашка, пирамидка.

    Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»

    Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

    Дидактическая игра «Разбери и собери матрешку»

    Воспитатель раздает каждому по одной матрешке, внутри которой еще 2, приговаривает:

    - Вот тебе, Наташа три матрешки, и тебе Сережа три матрешки, возьми, Алеша, три матрешки, Анечке тоже три матрешки и т. д.

    Дети не соглашаются и говорят, что у них по одной матрешке.

    Тогда воспитатель говорит о том, что у матрешки есть секрет.

    - Отгадайте какой?

    Дети обследуют матрешки, находят секрет, разбирают и собирают матрешек.

    - Сколько матрешек я вам дала? (по одной)

    - Теперь разберите матрешку.

    - Сколько у вас матрешек? (по три)

    - Артем покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

    - Эвелина, покажи мне матрешку поменьше?

    - Коля, покажи мне матрешку самую маленькую.

    - А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

    3. Затруднения в ситуации

    Дидактические задачи:

    закреплять умение видеть и принимать проблемную ситуацию.

    - Замечательно, мы с вами поиграли, мы с вами знаем, что у матрешек есть секрет, что они бывают большие и маленькие. Скажите, а знаете ли вы как появилась на свет матрёшка? Если знаете, то расскажите. (Мы не знаем)

    - А если мы чего-то не знаем, что нужно сделать? (Спросить у того, кто это знает).

    - О чем мы спросим? (воспитатель помогает детям сформулировать вопросы)

    Воспитатель говорит о том, что знает ответы на вопросы: когда появилась игрушка, почему ее назвали Матрешкой, как ее изготавливают.

    IV. Открытие нового знания

    Слайд №2

    Когда появилась матрешка?

    Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшкой.

    Слайд №3 Почему ее назвали Матрешкой?

    Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать.

    Слайд №4 Как ее изготавливают?

    Русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью.

    Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. Первый этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.

    Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.

    Физкультурная минутка

    Цель: организовать активный отдых детей

    Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают)

    На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

    Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

    Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

    Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

    В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

    Вы похожи словно сёстры (качают головой)

    Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

    V. Включение нового знания в систему знаний и умений

    - Вот теперь вы узнали много нового о замечательной игрушке Матрешке.

    Хотите стать настоящими мастерами и самим изготовить красавицу - Матрёшку. Давайте пройдем за столы в мастерскую и украсим матрешкам сарафаны.

    Аппликация «Украсим матрёшкам сарафаны»

    У воспитателя образец, он беседует с детьми, и выясняет, в какой последовательности будет выполняться работа. Во время самостоятельной работы, воспитатель проводит индивидуальную работу, напоминает приемы аппликации. Дети выполняют аппликацию под народные мелодии.

    - Красавицы матрешки у вас получились. Молодцы! Давайте рассмотрим их и полюбуемся.

    VI. Осмысление

    Воспитатель собирает детей около себя.

    - С кем мы сегодня познакомились? Кто прислал видеописьмо? Что нового узнали? Вам понравилось?


    Приложение к  критериям 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3

    Отзыв

    на непосредственно образовательную деятельность по познавательному развитию во второй младшей группе «Красавица-матрешка», проведённую воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского

    муниципального образования Ленинградский район

    Лактионовой Натальей Николаевной

    Непосредственно образовательная деятельность по познавательному  развитию «Красавица-матрешка» была проведена 18.11.2016 г. Лактионовой Натальей Николаевной в игровой форме с использованием ИКТ. На занятии была использована  компьютерная презентация  «Красавица-матрешка», с помощью которой педагог познакомила детей с русской народной игрушкой матрешкой,  дети пополнили знания о том, как  и когда, появилась игрушка, почему ее назвали матрешкой, как ее изготавливают. Следует отметить опыт воспитателя  при проведении таких занятий. Воспитатель владеет навыками работы с компьютером,  мультимедийным проектором.

    Воспитатель последовательно подвел воспитанников к восприятию данной темы.  Используя игровые технологии (дидактические игры «Большая матрешка и маленькая матрешка», «Узнай игрушку с завязанными глазами»,   «Разбери и собери матрешку»), воспитателю удалось актуализировать знания детей об  игрушках, расширить  кругозор и обогатить  словарный запас посредством загадок.

    Материал для непосредственно  образовательной деятельности  был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. 

    Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

            Наталья Николаевна успешно применяла на занятии здоровьесберегающие технологии: была поведена физкультминутка                     «Хлопают в ладоши дружные матрёшки».

            Атмосфера на занятии была доброжелательная; соблюдались санитарно-гигиенические нормы.

    18.11.2016 год

    Воспитатель МБДОУ № 21    _______________   /Л.Ф.  Пуленец/

    Заведующий МБДОУ № 21            ______________    /О.В. Тараненко/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательно – речевому развитию. Тема: «Как звери готовятся к зиме»

    Представленный конспект НОД с использованием ИКТ (презентации и мультимедийного проектора) для детей младшего дошкольного возраста.В ходе непосредственно образовательной деятельности на тему: "Как зве...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию "Разноцветные настроения"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию «Разноцветные настроения»(Образовательная область «Социальный и предметный мир») По...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию. Тема: «Прогулка в волшебный лес»

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы по познавательному развитию «Красавица-матрёшка»...

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию. Тема: «Весна в лесу»

    Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьениша, счетных палочек и составление целого из частей...

    Конспект непосредственно образовательной деятельность во второй младшей группе по познавательному развитию. Тема: Дикие животные.

    Конспект непосредственно  образовательной деятельность во второй младшей группе по познавательному развитию.    Тема: Дикие животные. Группа 2 младшая.Задачи:Образовательные:...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию «Путешествие в сказку»

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности  во второй младшей группе по познавательному развитию «Путешествие в сказку»...