Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Цель: Создание условий для развития  речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии  посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной «Шапочки- маски».

Задачи:

  • познакомить педагогов с применением игровых технологий для развития речи  и воображения детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
  • Познакомить с разнообразием «Шапок – масок»,их значением в театрализованной деятельности .
  • Обучить изготовлению маски «Зайчика».
  • Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы пальцев рук.
  • Воспитывать любовь к русской культуре, театру, формировать эстетический вкус.

Форма проведения мастер-класса: 

  • с педагогами и для них без участия детей;
  • лекция с элементами презентации + практическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование учреждения

Мастер-класс

Театральная мозаика

«Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

Шапки-маски для театральной деятельности детей

Автор:

2019г.

Цель: Создание условий для развития  речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии  посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной «Шапочки- маски».

Задачи:

  • познакомить педагогов с применением игровых технологий для развития речи  и воображения детей раннего дошкольного возраста в ДОУ
  • Познакомить с разнообразием «Шапок – масок»,их значением в театрализованной деятельности .
  • Обучить изготовлению маски «Зайчика».
  • Развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкие мышцы пальцев рук.
  • Воспитывать любовь к русской культуре, театру, формировать эстетический вкус.

Форма проведения мастер-класса: 

  • с педагогами и для них без участия детей;
  • лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оформление:

  • презентация по теме мастер-класса;
  • работы педагога.

Материалы и инструменты для работы:

цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаш.

Варианты использование «Шапочек-масок»:

  • в театральной деятельности,
  • в сюжетно – ролевых играх,
  • в подвижных играх.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.

 Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка, оказание коррекционной помощи.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.

С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешный процесс развития речи и воображения у детей раннего возраста.

Значение игровой технологии  в том, что при правильном руководстве  она становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.

Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Для воспитанников раннего возраста основная задача педагога состоит в формировании эмоциональной связи ребёнка с воспитателем, создании атмосферы доверия и доброжелательности. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы эвристического подхода к получению знаний детьми: именно игра активизирует любознательность дошкольников, подталкивает их задавать вопросы, поощряет стремление находить на них ответы.

Сегодня мы поподробнее остановимся на театральной деятельности в ДОУ.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.  Наличие богатой развивающей предметно-пространственной среды способствует сделать процесс  развития детей оригинальным и запоминающимся.  Для этого от педагога потребуется немного творчества!

2.Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги,сегодня я приглашаю Вас на свой мастер-класс, где познакомлю с разнообразием «Шапочек-масок», научу Вас изготавливать одну из масок «Зайчика».

Где и когда впервые стали делать и использовать маски, сказать трудно. Маска была атрибутом ритуальных действий, её делали из кожи, кары дерева, материи.С развитием театра и его дифференциации грим принимает форму маски в античные времена. Маска греческого театра отличалась от обрядовой или маски восточного театра. Греческая маска изображает человеческое лицо в обобщённых чертах, она не несёт индивидуального характера.   Во времена драматурга Эсхила появились цветные маски, так как было введено окрашивание. Маски надевали на голову наподобие шлема. Сначала маски делали из дерева и луба, позднее — из гипса.

Отгадайте загадку

Хочешь измениться вдруг?

Не узнает даже друг.

Попадёшь ты в сказку,

Лишь оденешь…… (маску).

 Как вы понимаете значение слова» шапка-маска»?

Маска прошла многовековой путь развития, но не потеряла своего назначения скрывать лицо её обладателем. Маска (в переводе с арабского языка- шут)- накладная на лицо с вырезом для глаз, носа и рта, надеваемая с целью ролевого перевоплощения, сохранения своего инкогнито или как оберег. Она что-то изображает, например, человека или животное. Детям очень нравится представлять себя в роли какого-либо животного, а на детских праздниках можно увидеть парад зайчиков, лисичек, мишек, белочек, лягушат, забавных динозавриков.

Маски могут быть самыми разнообразными:

1.Маска -шапочка (основой может стать любая трикотажная, вязаная шапочка или бумажный каркас);

2.Объёмная маска, полумаска из папье-маше, поролона или бумаги, сделанная по специальной выкройке;

3.Плоская маска любой формы (круглой,треугольной,произвольной); плоская маска на ободке или обруче;полумаска в форме оригинальных очков.

  Маски в детском саду используются:

  как атрибут театрализованной деятельности, часть костюма:

- инсценирование мини- диалогов, стихов, рассказов, сказок, потешек и частушек;

- разыгрывание спектаклей;

- концерты, праздничные утренники, новогодние карнавалы;

- во время проведения маскотерапии (вид арттерапии);

- на занятиях по речевому развитию;

- как сюрпризный момент на разнообразных занятиях (чтение художественной литературы, математика, рисование, музыка и т.д.);

- во время режимных моментов, например, во время утренней гимнастики;

- как оригинальный материал для проведения конкурсов, выставок совместного творчества, презентаций («Карнавальные маски своими руками»);

- как декоративное украшение помещения, например, как экспонаты мини-музея маски в театральном уголке.

    Театральные маски для детей своими руками из бумаги сегодня – вовсе не проблема. Их можно использовать и для повседневных ролевых игр, и для спектаклей во время праздников в детском саду, и даже для пальчиковых игр, устроить домашний театр.Одевая маски, дети изображают героев сказок,они не склонны врать: они верят,что действительно являются каким-либо животным или сказочным героем. Поэтому маски из бумаги, сделанные своими руками, и в более широком смысле – ролевые игры и театр – способствуют развитию творческих и артистических способностей детей, а не деградации сознания. На их основе в детском саду можно устроить театр для маленьких детей. Такой театр будет способствовать развитию речи и творческих способностей, дети надевают карнавальные маски, выполненные своими руками, и представляют несложный сюжет на основе любимых сказок для праздников. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступления для родителей.

    Что именно совершенствует в ребенке использование масок для детей и их выполнение своими руками в воспитательном процессе? Прежде всего, воображение. Чтобы сыграть какого-либо героя, его нужнопредставить,понять,как он говорит,действует.Маски, как элемент ролевых игр развивают речь,делая ее интонационно богатой и разнообразной,наряду с актерскими данными идёт обогащение мимики лица,жестов,движений. В таких играх малыш сам выступает режиссером мини-спектакля, создавая сюжет представления и применяя навыки логической связи явлений. Даже взрослые, надевая маску, сразу ощущает атмосферу праздника, феерии, не говоря уже о детях.

Мы сегодня будем делать «Шапочку-маску зайчика».

Для ее изготовления нам понадобится:

- лист белой бумаги формат А4;

- цветная бумага;

-  ножницы;

- клей;

- простой карандаш.

3.Практическая часть.

Последовательность изготовления «Шапочки-маски Зайка».

1.Шапочка-маска зайчик: из прямоугольного листа бумаги, делаем квадрат.

2.Два противоположенных угла соединяем в центре, переворачиваем.

3.Противоположенные стороны сгибаем к середине, можно приклеить. Для других шапочек животных (мышка, лисичка, волк) можно расправить.

4.Из оставшейся полоски делаем два квадрата; из квадратиков делаем треугольники; уголки загибаем к середине, еще раз загибаем к середине; получились ушки зайки.

5.Для глаз и носа нам понадобятся 2 белых,3 черных меньше белых квадратика. Вырезаем и приклеиваем на нашу маску.

6.Для ободка берем лист бумаги, в данном случае белая, сгибаем пополам, разрезаем, разрезанные половинки сгибаем. Аккуратно вставляем в маску, сгиб внизу, приклеиваем у маски, переворачиваем.

7. Вставляем друг в друга сгибом наши полоски; маска готова.

Такие маски можно сделать не только для игр, можно сделать для новогоднего утренника, театра и т.д. Как ваша фантазия сработает.

Подведение итога мастер-класса.

 Таким образом,целенаправленное и систематическое использование игры (маски), позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка,способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

Рефлексия участников мастер-класса.

Наш мастер-класс подошёл к концу.  Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер–класс «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

ПРИЛОЖЕНИЕ  МАСТЕР-КЛАСС "Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии"....

Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

Мастер- класс для педагогов ДОУ «Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через песенно-игровой фольклор»

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойч...

Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию  «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»Игровая деятельность...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер – класс для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...