Отчёт о работе шахматного кружка "Белая ладья".
материал (подготовительная группа)

В отчете можно увидеть, как строилась работа по обучению детей шахматной игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_2018_shahmaty.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет работы

шахматного кружка «Белая ладья»

за 2017-2018 уч. год

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает память, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, старается бороться до конца,и  не унывать при неудачах.

Цель:  приобщение воспитанников к игре в шахматы

Задачи:

  • создать условия для эффективного овладения детьми игры в шахматы
  • способствовать формированию логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения  производить логические операции;  
  •  обучить детей основным приемам игры в шахматы;
  •  развивать способность к самооценке и самоконтролю

Планируемый  результат:

- ребёнок, с формированным интересом к занятиям шахматами, умеющий выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, вдумчивый , усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели, принимающий самостоятельные решения и несший за них ответственность.

Основные методы обучения:

ведущее место   занимали:  игровой, наглядно -образный   методы обучения.

Они применялись при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.

 При изучении дебютной теории основным методом являлся, частично-поисковый.

Основные формы и средства обучения:

  • Теоретические занятия, шахматные игры
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Решение шахматных задач
  • Практическая игра

Обучение осуществлялось на основе общих методических принципов:

•        Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

•        Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное  созерцание со стороны;

•        Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Ожидаемый результат

К концу года обучения дети должны знать:

•        шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

•        названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

•        правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу года обучения дети должны уметь:

•        ориентироваться на шахматной доске;

•        играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

•        правильно размещать  шахматную доску между партнерами;

•        правильно расставлять фигуры перед игрой;

•        различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

•        рокировать;

•        объявлять шах;

•        ставить мат;

•        решать элементарные задачи на мат в один ход.

Работа в кружке проводилась по методике Игоря Сухина- автора занимательного пособия для родителей и учителей «Удивительные приключения в шахматной стране». Продолжила использовать в работе следующую литературу: «Шахматный букварь А.Кентлера, авт. Трофимова А. «Учебник юного шахматиста», авт. Гришин В. «Малыши играют в шахматы», Е. А.Бареев «Гроссмейстеры детского сада», рабочие тетради В.А.Москалева и В.Касаткиной и Е.Волковой «Шахматы с енотом .

В работе использовала  дидактический  материал:

- игры и упражнения для закрепления пройденного материала;

- - кубики с изображением шахматных фигур и чудесный мешочек;

- маски для игр-драматизаций, дарц

- схемы и модели шахматных фигур и их ходов (отдала на группы);

- оформила дидактические игры («Крокодил»)

-подготовила практический материал (упражнения, диаграммы, схемы, лабиринты, раскраски) для выполнения домашних заданий и для практической работы на занятиях в кружке.

 

Первая половина учебного года была посвящена знакомству с шахматными полями, шахматными фигурами, пешками, их первоначальным местоположением и ходами, учились ориентироваться на шахматной доске , правилам игры в шахматы, шахматным терминам. Работа строилась по принципу от простого к сложному. Со второй половины года дети стали знакомиться с шахматными понятиями-шах, мат, пат, рокировка. Практиковались в постановке мата ладьей, ферзем, слоном, пешкой. Учились защищаться от шаха, определять силу шахматных фигур, познакомились с первой стадией шахматной игры- дебютом  (началом шахматной партии), её главными принципами, играть до конца шахматную партию всеми фигурами.

Использовались различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах, проводились игры «Чудесный мешочек», «Волшебный кубик», упражнение «Узнай фигуру по описанию», « Какой фигуры не стало». Проводились  командные игры «Чья команда быстрей расставит фигуры», «Чьи пешки первыми  превратятся в шахматную фигуру», «Какая  команда быстрее поставит шах королю».

Занимаясь на большой шахматной доске,  на которой демонстрировались различные ходы, положения шахматных фигур, их передвижения по шахматному полю, решались различные шахматные этюды. Каждый ребенок имел возможность выступить, показать свои знания, у  детей  развивалось внимание, память, воспитывалась уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к своим товарищам, взаимопомощь. Дети учились анализировать позиции и ходы шахматных фигур вслух (формировался внутренний план действий - способность действовать в уме).

Стимулировала познавательный интерес детей, желание к самостоятельному творчеству: решали задачки на внимание, сообразительность (ценность шахматных фигур), дети награждались за сообразительность. Сочинили сказку про короля, по мотивам русской народной сказки «Колобок», и драматизировали её,

Изготовили подарки мамам на 8 марта, сделали открытки в шахматном стиле.

Использовала компьютерную игру «Динозаврики учат шахматам», которая так же была предложена детям и родителям для самостоятельных занятий с детьми дома.

Успешное обучение детей шахматам требовало участия родителей, их внимательного отношения к достижениям ребенка. Поэтому каждому ребенку была подготовлена папка,  в которой был подобран материал для закрепления полученных знаний дома. Родители могли ознакомиться с памятками: «Шахматный этикет», «Как стать рыцарем шахмат», «Взялся- ходи».

Анализ  овладения детьми теоретического и практического  уровня   освоения азов шахматной игры показал, что:

высокий уровень у 4 детей- 33%; средний уровень  у   7детей-58%; низкий уровень  у  1реб -9%.  Причины низкого уровня -  плохая посещаемость.

Диагностика-автор И. Г. Сухин Федеральная программа «Шахматы, первый год» курса «Шахматы- школе»

Оценка уровней:

Высокий уровень - знает названия всех шахматных фигур, называет шахматные термины и  использует их в речи, ориентируется на шахматной доске; играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, правильно размещает шахматную доску между партнерами, расставляет фигуры перед игрой; различает горизонталь,   вертикаль, диагональ; рокирует; объявляет шах; ставит мат, имеет устойчивый интерес к занятиям шахматами, выстраивает внутренний план действий, вдумчивый, усидчивый, целеустремлённый, настойчивый в достижении цели.

 Средний уровень – знает названия шахматных фигур, но не всегда использует в речи шахматные термины. С помощью подсказки воспитателя играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Проявляет интерес к занятиям шахматами. С помощью взрослого выстраивает внутренний план действий.

Низкий уровень - испытывает затруднения в объяснении названий и ходов шахматных фигур, с помощью подсказки взрослого играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами, проявляет не долговременный интерес к занятиям шахматами, не желает выстраивать внутренний план действий, не настойчивый в достижении цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Белая ладья" и конспекты занятий

Разработки конспектов занятий кружка "Белая ладья" к проекту "Шахматы"....

Перспективный план работы шахматного кружка «Черные и белые»

Работа в кружке "Черные -белые" расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и п...

Выступление из опыта работы "Шахматное воспитание"

Представление опыта работы по шахматному воспитанию....

Отчет работы шахматного кружка «Волшебный мир шахмат»

Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить св...

Программа работы шахматного кружка «Пешечка» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста

ЦЕЛЬ. Привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры, повысить спортивное мастерство. Задачи кружка: 1. Развивать способность действовать в уме, умение формировать внутренний пл...

" Знакомство с шахматной фигурой - ладья"

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возроста...