Конспект учебного занятия по шахматам на тему: «Шахматная фигура «Ладья»
план-конспект урока (подготовительная группа)
Конспект НОД для педагогов доп. образования кружка по шахматам. Занятие по теме "Лядья" для детей подготовительной группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ытык – Кюельский Центр развития ребенка «Кэнчээри»
Конспект
учебного занятия по шахматам на тему: «Шахматная фигура «Ладья»
для детей подготовительной группы
Выполнила Сорова М.Г., воспитатель
МБДОУ ЦРР «Кэнчээри»
с. Ытык - Кюель
2020 год
Цель:. Вырабатывать навык узнавать и правильно называть шахматную фигуру – ладью. Учить ориентироваться на шахматной доске
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с шахматной фигурой – ладьей, с правилами хода ладьи, с правилами взятия
- Формировать представление о шахматной игре;
- Заинтересовать детей начального этапа обучения игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности в наиболее доступной и занимательной форме подачи материала.
Развивающие: Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность терпеливость, изобретательность, развить навыки работы в команде
Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться со сверстниками совместно с педагогом о правилах поведения и общения и следовать им;
Оборудование: Демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматные фигуры; дидактический материал, один комплект шахматных фигур для педагога, элементы шахматной доски (горизонтали и вертикали) для игры «Волшебные линии», атрибуты для игры «Кратчайший путь»: заранее изготовленные магнитики и самодельная «ракета»
Предварительная работа Знакомство с шахматной доской. Чтение и отгадывание загадок о шахматных фигурах; лепка знакомых шахматных фигур. Раскрашивание шахматных фигур; Д/и «Какой фигуры не стало»; Чтение «Шахматная беседка».
Структура занятия:
1 часть: вводная – 2 мин. Проблемная ситуация 2часть: основная – 25 мин. « « 3 часть: заключительная – 3 мин.
Методические приемы: игровой, беседа, поощрение
Лексическая тема:
Вид занятия: дополнительное образование
Формы образовательной деятельности:
.
Используемая литература: И. Г. Сухин Шахматы там клетки черно-белые чудес и тайн полны, И. Г. Сухин Шахматы полный курс для детей
Планируемый результат: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; личностная мотивация к познавательной деятельности; осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи.
№ | Этап занятия | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | Организационный момент Цель этапа: создание положительного настроя в группе, знакомство с детьми. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность | Приветствие. Повторение прошлого материала: «Шахматная доска» Обращение внимания на готовность к занятию Педагог эмоционально включает детей в действие | Приветствия детей. Пожелание успеха друг другу и педагогу. Организация рабочего места. Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом. Выполнение задания педагога Индивидуальные ответы. Дети подходят к столам, где лежат шахматы, | 1,5 мин. |
2 | Проблемная ситуация и постановка и принятие детьми цели | Педагог: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маргарита Григорьевна, работаю воспитателем в детском саду «Кэнчээри». Я к вам пришла в гости и в руках у меня очень интересная игра (руки за спиной, чтоб дети не видели за ранее) (показывает шахматную фигуру – ладью) Педагог: Кто знает эту шахматную фигуру? Правильно, это ладья. Предлагает разделиться на 2 команды: «Белая ладья», «Черная ладья» Педагог: Давайте узнаем кто такая ладья? Где живет ладья? Есть ли друзья. Педагог: Давайте поиграем командами, за правильный ответ получаете жетон | Концентрируют внимание, проявляют интерес Включает детей в диалог, побуждает к выдвижению различных вариантов ответа Ответ детей: это ладья, да хотим узнать о ладье | 1,5 мин. |
3 | Основной этап Цель этапа: Знакомство с шахматной фигурой ладьей и ее начальным положением на доске, ходом Выполнение детьми задания позволяет педагогу отслеживать уровень сформи- рованности логического мышления, внимательность и способность запоминать изложенный материал Физкультминутка: | Цель: Изучение шахматной доски и ее элементов: поля - белые и черные, принцип чередования белых и черных полей, диагонали, вертикали, горизонтали Педагог: Внимательно слушаем Это шахматная доска. - Какую форму имеет шахматная доска? - Что еще есть на шахматной доске? Шахматная доска – это квадрат, на нём белые и чёрные клетки. Всего 64 клеток. По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный. Принцип обозначения полей буквой и цифрой. Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показывает горизонталь). Кто знает, как она называется? (горизонталь – сытыары). Повторим все вместе. Цифра ставится сбоку, слева и справа от доски, и так по порядку все восемь линий (1-я,2-я,3-я…8-я). Их на доске, как и горизонталей, также восемь. Задание № 1: И поиграем!!! Команда выполнившая задание – поднимает руки!!! Внимательно слушаем вопросы и отвечаем. 1 вопрос: Какую форму имеет шахматная доска? 2 вопрос: сколько на черных клеток в каждой горизонтали? 3 вопрос: сколько белых клеток в каждой вертикали? Задание № 2 Игра-эстафета "Волшебные линии". Задача: собрать из линий шахматную доску. Педагог: раскладывает на столе вертикальные, горизонтальные линии перемешав их. Кто мне напомнит, что нам нужно сделать с линиями? Все готовы? Победившая команда получает жетон Педагог: Педагог: Что же, первое знакомство с шахматной доской состоялось. А доске стало скучно. Почему! Как вы думаете? Да, действительно на доске никого нет Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белые и черные. Итак, начнем знакомство А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим: Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь, пешки Педагог: Давайте повторите за мной. Там обе армии сильны борьбой увлечены, В одной из них бойцы белые в другой бойцы черны. Посмотрите как все дружно заняли свои места шахматные фигуры, у каждого есть своё определённое место в этой начальной позиции. И каждая фигура, от пешки до ферзя, будут сражаться на поле, чтоб защитить честь короля Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Сколько белых ладей? Сколько черных ладей? Дети встают со своих мест и но команде педагога показывают вертикаль (руки вверх), горизонталь (руки в стороны), диагональ (правая рука вверх, левая вниз или наоборот) Задание № 3 «Найди ладью». На столе как вы видите много разных шахматных фигур. Найдите из них ладью. Готовы? Победившая команда получает жетон Сегодня мы познакомимся с ходами шахматной ладьи. Ты сделаешь свои первые шаги по будущему полю сражения. Погуляешь по прямым линиям. Возьмём ладью и поставим её на любую клетку на шахматной доске. Несмотря на то что ладья очень похожа на башню, она может быстро передвигаться, как маленький танк. Ладья ходит по прямым линиям вперёд и назад, вправо и влево на столько клеток, на сколько захочет. И когда хочет, может остановиться. Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям и вертикалям. (показать макет горизонтали и вертикали).Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место. Кто покажет ход ладьи на доске? Педагог планирует деятельность детей. Дает установку на выполнение следующих заданий для достижения поставленной цели Задание № 4: Игра «Кратчайший путь» Педагог: Как белой ладье быстрее всего добраться до ракеты? Посчитайте, сколько ходов вы сделали? Педагог раздает карточки обеим командам, где нарисована шахматная доска с минами и ракетой | Ответы детей: Форма доски – квадратная - Белые и черные клетки: - Цифры и буквы Внимательно слушают, готовятся к выполнению Дети совместно с педагогом считают горизонтали и вертикали Задание № 1 Дети отвечают: - квадрат; - четыре; - тоже четыре Правильно ответившая команда получает жетон Задание№2.Выполнение задания педагога: составление доски из элементов - вертикалей и горизонталей с соблюдением принципа чередования Дети: собрать шахматную доску Данное задание позволяет детям закрепить изученный материал, Работа в командах: Ответы детей: Потому что не хватает шахматных фигур. Дети повторяют за педагогом: Король, Ферзь, Ладья, Слон, Конь, пешки Ответы детей: ладьи стоят по углам - 2 белые ладьи - 2 черные ладьи Выполнение шахматной физкультминутки Задание № 3 Дети работают командой, ищут ладью, команда которая быстрее находит ладью, получает жетон Стимулирует детей к мыслительной деятельности Дети показывают ход ладьи на доске Задание направлено на формирование командного духа, работу Задание закрепляет новый материал, изложенный педагогам, направлено на тренировку памяти, внимания Задание № 4 | 20 мин. 2 мин |
Подведение итогов занятия. Рефлексия Цель этапа: закрепление материала | - С какой шахматной фигурой мы познакомились? Где располагается ладья в начальной позиции -Сколько линий на доске и как они называются? - Где стоят ладьи на доске до начала игры? --Король с королевой живут без корон Подсчет количества жетонов в каждой команде, выявление команды-победителя. Награждение всех участников занятия Педагог: Команда белых ладей победила и получает золотую медаль победителя, а команда черных – второе место, серебряную медаль. – Что нового узнали? – Что понравилось на занятии? . Домашнее задание. – Расставь на шахматной доске 8 ладей так, чтобы ни одна из них не стояла на пути другой. | Индивидуальные ответы детей: - С ладьей - по углам - 2 – Горизонталь (сытыары) - Вертикаль (туруору) - Шахматы Определение команды- победителя является важным психологическим моментом окончания занятия (поскольку в начале занятия была дана установка на спортивное состязание). Награждение же каждого ребенка на занятии оставляет чувство удовлетворенности результатом (каждый получает свою первую шахматную медаль). | 5 мин | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-конспект занятия на тему "Шахматные фигуры "
Тема: Шахматные фигуры.Цель:- обобщить знания детей об особенностях шахматных фигур и их передвижении на шахматной доске.- воспитывать интерес к игре в шахматы.- воспитывать у ребенка настойчивость, в...
Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».
Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Шахматная фигура слон» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательные шахматы»
Данный конспект будет интересен для педагогов, ведущих кружковую работу по шахматам в ДОУ...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста на тему: « Шахматная фигура - Ладья»
Конспект « Шахматная фигура - Ладья»...

" Знакомство с шахматной фигурой - ладья"
Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возроста...

Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Шахматные фигуры»
Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Шахматные фигуры»...