Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».
видеоурок (старшая группа) на тему

Чамова Надежда
Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shahmaty_otkr.zan_.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Чамова Н.Ю. воспитатель

                                                                                                МАДОУ ЦРР№19

                                                                                                      г. Курганинска

        Конспект по обучению шахматам в старшей группе.

Тема: «Шахматные фигуры».

Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.

Задачи по ФГОС:

Познавательные: повторить направления на шахматной доске (горизонталь, вертикаль, диагональ), познакомить шахматными фигурами.

Обучающие: выработать навык работы с шахматной доской, повторить правила игры.

Развивающие: развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.

Речевое развитие: обогащение словаря (король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка).

Социально-коммуникативные: учить приёмам сотрудничества, культурному общению; учить внимательно слушать и не перебивать товарища.

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Личностные: прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь и усидчивость

Оборудование: комплекты шахмат, демонстрационная доска с магнитными фигурами, чёрные и белые квадраты для выкладывания шахматной доски, «Волшебный мешочек», шкатулка.

Предварительная работа: Чтение отрывков из книги И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» ознакомление с шахматной доской.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Соревноваться?  Тему игры вы узнаете, если отгадаете, что находится в волшебной коробке.

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

 

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

 - Отгадали. Это - шахматы.

 

- Давайте устроим соревнования, кто наберет больше жетонов, тот будет объявлен победителем.

 1. Игра «Волшебный мешочек».

Пусть темнота

И нету света —

Узнай фигуру:

Та иль эта?  

Ребята вы должны по очереди, на ощупь, отгадать шахматные фигуры.

 Ребята, а вот вторая игра

2.  Игра “Волшебная доска”.

На черно-белом

Крыльце сидели:

Король, Королева,

У них 2 коня, 2 слона,

Возле башен — ладья

И строй солдат впереди.

Попробуй выстроить их ты.

Ребята, вы должны расставить шахматные фигуры на своей доске.

3. Игра «Фигуры заблудились».

 Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.

Участники находят ошибки и правильно расставляют шахматные фигуры.

4.Игра “Шахматная шкатулка”.

Дети поочередно вытягивают из шкатулки загадки. Воспит. зачитывает, а участники отгадывают:

1.Один раз погибает, а два раза родится.  (Пешка)

2.     Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит

Хоботом он водит.

           (Слон)

3.     Продвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят.

                                          (Конь)

5.  Стою на самом краю,

Пусть откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.

                     (Ладья)

4.     Гладкий люблю я, расчищенный путь,

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

                                           (Король)

5.     Он может ходить, как Ладья и как Слон –

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

Он очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше вниманья ему удели.

                                     (Ферзь)

6.     Не люди, не звери, не часы, а ходят?

                                      (шахматные фигуры)

7.     Какой король не умеет говорить?

                                     (шахматный)

8.     На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)

Молодцы ребята вы справились с загадками!

5 игра: «Собери шахматную фигуру.»

Дети за столами, собирают шах.фигуры.

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём

Физминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом              (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

6 игра: Раскрась квадратики в шахматном порядке.

Ребята за столами раскрашивают.

7 игра "Блиц - вопрос":

-Каких клеток больше, чёрных или белых? =

Ребята, а сколько всего клеток в шахматной доске? 64

-Без какой фигуры не бывает игры? Король

Ребята, а сколько всего фигур в шахматах?

-Где возникли шахматы? Индия

-Между какими фигурами стоит конь в начале игры? Слон и ладья

-Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? Конь

Ребята покажите пожалуйста диагональ, вертикаль, горизонталь.

Рефлексивный этап

Вос: Ребята, скажите вам понравилось наше соревнование? А, что вам понравилось? А теперь давайте посчитаем жетоны.

Подведение итогов. Награждение участников.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...

Конспект по обучение шахматам. Слон-Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.

Конспект занятия по обучению шахматамПодготовила воспитатель Сидорова Диана АлександровнаДата проведения: 1.12.21Тема: СлонЦель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте...

Конспект занятия по шахматам в старшей группе "Я приглашаю Вас в шахматный мир"

Занятие поможет заинтересовать детей игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, развить внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление детей старшего до...

Конспект интегрированной нод по образовательной области «Познание» с элементами шахмат , в старшей группе . Тема: «Открытие шахматного дома».

Конспект интегрированной    непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с элементами шахмат , в старшей группе  для детей №9 &laq...

Конспект НОД для детей подготовительной группы. Тема: «Шахматные фигуры»

Цель: Закрепление знаний детей о шахматной игре. Задачи:Образовательная: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.Развивающая: Развивать логическое мышление, память, в...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по шахматному воспитанию Тема: «Король»

Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске.Задачи:1. Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».2...