Конспект интегрированной нод по образовательной области «Познание» с элементами шахмат , в старшей группе . Тема: «Открытие шахматного дома».
методическая разработка по математике (старшая группа)

Шамсутдинова  Суфия Хайрулловна

Конспект интегрированной    непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» с элементами шахмат , в старшей группе  

для детей №9 «Улыбка».

 

Тема: «Открытие шахматного дома».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_shamsutdinova.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

        Конспект интегрированной        

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области «Познание» с элементами шахмат ,

в старшей группе  

для детей №9 «Улыбка».

Тема: «Открытие шахматного дома».

Шамсутдинова С.Х., воспитатель

г. Советский

Интеграция образовательных областей.

«Речевое развитие»  –  развитие  компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.

«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

«Познавательное развитие» – (Формирование элементарных математических представлений).

Интеграция видов деятельности:

Игровая – задания выполняются в игровой форме.

Коммуникативная – осуществляется в течение всей НОД и способствует  развитию всех компонентов устной речи и навыкам общения.

Познавательно  – узнать, запомнить новые сведения, слова, получить знания.

Двигательная – развитие общей   моторики.

Социально-коммуникативная - приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослым.

Вид занятия: тематическое.

Формы организации детей: подгрупповая, групповая, индивидуальная

Цель: Цель:  Систематизация знаний детей по математике в старшей группе

Коррекционно-образовательные задачи:                                                                                                                                       1. Закрепить знания месяцев, частей суток, времён года                                                                    2. Закрепить навыки количественного, прямого , обратного счёта в пределах 10, соотнесение числа с цифрой.

4.Закреплять   состав числа 5 и 6 из двух меньших.

5. Закреплять знания о  силе шахматных фигур, умение сравнивать  два числа,.

6.Продолжать закреплять умение  складывать ,узнавать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать конструктивные навыки и воображение.                                                                             2.Развивать внимание, память, мышление, связную речь..

Воспитательные задачи:

Воспитывать отзывчивость, заботу, доброту, желание помогать

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Демонстрационный материал: Видеозапись беседы с шахматным королем, презентация игры «Помоги  королю определять силу фигур»;  шахматы напольные, шахматная доска напольная.

Раздаточный материал:  карточки цифр от 3-до 10, карточки   с нарисованными кружками от 3-10, шахматные поля, маркеры. Карточки   С ЗАДАНИЕМ   на определение <  > =.

Предварительная работа: чтение сказки «Шахматная планета». Ю.В. Филиппова, бесед. Разучивание физминутки « Конь».  Разучивание  считалки  

Индивидуальная работа: учить, Артема  навыкам количественного, прямого , обратного счёта в пределах 10, соотнесение числа с цифрой..

Технологическая карта НОД

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

I

Вводная часть   Организационный момент

Воспитатель

Психогимнатика     Собрались все дети в круг

      Я — твой друг и ты — мой друг.

         Крепко за руки возьмёмся

            И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:  подарим друг другу улыбки.

Коммуникативная, игровая.

Дети встают в круг.

1 мин.

II

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Сюрпризный момент.

Воспитатель:  включает запись плача белого короля

 Белый Король: «Здравствуйте, ребята. В моем королевстве случилась беда.  Я решил построить шахматный торговый дом. У меня ничего не получается , я не умею считать.Теперь  я даже не о чем думать не могу.  Приезжайте в Шахматное королевство и помогите мне разобраться в этой ситуации».

Воспитатель: кто нас попросил о помощи?

Воспитатель: шахматное королевство находится далеко. Как же нам добраться до него?  

Воспитатель: как мы все это назовем одним словом?

Воспитатель: Мы сегодня поплывем на корабле.

 Дети: белый король   пригласил в шахматное королевство  .

Дети: на самолете, поезде, корабле, автомобиле.

Дети: транспорт.

2

III

Основная часть  Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

1.

Воспитатель :  Чтобы сесть в корабль нужно взять билеты, билеты даются за правильные ответы.

Воспитатель:  Какое сейчас время года?

Воспитатель: Какое  время года было до зимы

Воспитатель:  Какое время года наступит после  зимы?

Воспитатель:  Сколько месяцев   у зимы?

Воспитатель: Назовите первый месяц зимы?

Воспитатель: Назовите третий месяц зимы?

Воспитатель:  А теперь, можно пройти в корабль, каждый возьмет билет и займет место. Какое количество  кружков на билете, такую цифру находим и занимаем место.

Дети встают в полукруг.

Дети:  Сейчас время года – зима.

Дети : До зимы была осень.

 Дети : После зимы наступит весна.

Дети: У зимы 3 месяца.

Дети: Первый месяц зимы декабрь

Дети: Второй месяц  зимы-  январь

Дети:  Третий  месяц зимы – февраль

Дети встают  у цифры соответствующие числу кружков на билете.

2

2.

Воспитатель: Чтобы наш  скоростной корабль отправился в путь нужно сосчитать до 10  

Дети: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.

2

3.

Воспитатель: Мы прибыли  в шахматную страну белого короля.

 Давайте попробуем разобраться. На прилавке  стоят шахматные фигуры, каждый возьмите по фигуре и расставьте их по их ценности.

Воспитатель : Теперь возьмите цифры и разложите   соответственно их цене.

Дети расставляют  фигуры по их ценности

 Дети:( 1- ферзь,2- ладья. 3- слон и конь, 4- пешка)

Дети раскладывают  цифры соответственно их стоимости.

Дети:(  ферзь -9,ладья-5. слон и конь-3, пешка-1)

5

4.

Физминутка « Конь»

Воспитатель:   ребята нам надо немного отдохнуть ,  размяться.  Саша    проведи  пожалуйста физминутку.

Дети:

Прыгнет конь подковы звяк

 ( дети прыгают)

Необычен каждый шаг

( шагают)

Буквой г  и так и сяк

Получается зиг заг

 ( по очереди поднимают руки в стороны)

 И повадки у лошадки  

необычны и смешны

( шагают)

Притаится словно в прятки

И скакнет из за спины

 ( приседают и выпрыгивают в вверх)

2

5

Интерактивная игра «сила фигур»

Воспитатель:  Королю будет легче навести порядок  если мы поможем ему определить  силы  фигур.

 Поставьте знак <  . >  . =

Воспитатель:   Кто сильнее 3 пешки или ладья

Воспитатель:    Кто сильнее  2 слона или  2коня

Воспитатель:  Кто сильнее ферзь или  конь и слон

( дети садятся полукругом около интерактивной доски)

Дети : Знак больше будет смотреть на ладью , потому что сила ладьи 5 пешек.

 Дети :   У коней и слонов сил одинаково, так как конь  стоит 3 , а 2 коня   6 пешек , и слон стоит 3 пешки , а 2  слона 6, значит надо поставить знак равно.

Дети: Сильнее ферзь у него сила 8-9 пешек, а у коня и слона вместе всего 6 , значит знак меньше будем ставить в сторону слона и ферзя.

4

6.

Воспитатель: Молодцы ребята помогли королю разобраться в силе Король :  Благодарю вас  мои друзья за помощь. Вы молодцы, вы спасли мое королевство от неприятностей  и вселили  в меня веру в победу.

Воспитатель : Нам пора возвращаться  в детский сад.  Но корабля нет, нам необходимо собрать летающие ракеты .

Разбейтесь на пары и соберите фигуру. Что у вас получилось ?

Дети:      Да, поможем

Дети  собирают пазы геометрических фигур и называют их

4

IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ    Итог занятия.

7.

Воспитатель:   Наши летающие фигуры готовы , встаем на них и считаем от 10 до 1

 Воспитатель: вот мы  у себя в саду

 Дети 10.9.8.7.6.5.4.3.2.1.0

1 мин

V

Рефлексия

Воспитатель

 Где же мы сегодня с вами побывали?.

Воспитатель: какие задания вызвали трудности у вас?

 Воспитатель:  Большое спасибо в за то что вы помогли белому королю  разобраться с его проблемой.

Ответы детей.

2 мин

Список источников:

 Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.

Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.

Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с.

Быкова Е.П. Шахматы для малышей. Издательство :Феникс» Ростов на дону. 2010.-120(1) с

Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.

Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.

Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.

Сухин И.Г. «Шахматы для самых маленьких», издательство Астрель, АСТ, г.Москва, 2000г.

ТрофимоваА.С. Учебник юного шахматиста.Ростовн/Д: Феникс 2010.-155(1)с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной и продуктивной деятельности по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество», рисование в старшей группе Тема: «Незнайка на севере».

Образовательная область «Познание», «Художественное творчество».Интеграция в образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Вид деятельности: непосредственно образовательная деятельность.Тем...

Конспект ООД по реализации образовательной области «Познание» (ФЭМП) «Измерение объема» в старшей группе

Формирование представления о том, что сравнивать объемы жидких и сыпучих тел можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Познание», развитие математических представлений в старшей группе Тема: «Кондитерская фабрика»

Предложенный конспект поможет воспитателю провести занятие в интересной игровой форме, развить познавательность, любознательность, воображение и творческую активность у детей....

Конспект непосредственной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы Тема: « Моя рука - моя семья»

Формировать знания детей о том, что семья - это все те, кто живет вместе с ребенком. воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты используя разные техники рисования....

Конспект интегрированной НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной к школе группе №12 Тема: «Цветик-семицветик»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14476239","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]Тема: «Цветик-семицветик». Цель: . Разви...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «Познание» и «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте: «Эта загадочная вода…».

Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о    круговороте воды в природе;Формировать новые способы познавательной деятельности...