Конспект занятия по шахматам в старшей группе "Я приглашаю Вас в шахматный мир"
план-конспект занятия (старшая группа)

Дылева Ольга Георгиевна

Занятие поможет заинтересовать детей игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, развить внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление детей старшего дошкольного возраста, воспитать усидчивость, внимание, память, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по шахматам

для детей старшей группы

Тема занятия: «Я приглашаю Вас в шахматный мир»

Цель занятия:

Заинтересовать детей игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимание, память, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: карандаши, раздаточный и демонстрационный дидактический материал (магнитная и напольная шахматная доска с шахматными фигурами, листы формата Ас изображением шахматной доски и карта для сюрпризного момента), карандаши, мешочки для игры, шахматные фигуры, жетоны для поощрения детей, сундучок с призами, костюмы по шахматной тематике для каждого ребёнка.    

Ход занятия:

  1. Организационный момент

 – Здравствуйте ребята. Я Шахматная Королева и хочу пригласить вас в шахматный мир. Для этого нам необходимо переодеться в костюмы жителей шахматного королевства. Уверяю вас, что вас ждет интересное и увлекательное путешествие. А в конце нашего путешествия вас ждет приз, и мы узнаем имя будущего гроссмейстера или может быть Шахматного короля. А найти дорогу в шахматный мир нам поможет вот эта карта.

     2. Основная часть

– Шахматный мир - это сказочное королевство, в котором много интересного и загадочного. Там вы познакомитесь с шахматной доской и шахматными фигурами. Мы уже одеты в костюмы жителей шахматного королевства. Его нельзя найти ни на одной географической карте. Как вы, конечно, догадались, оно расположено на шахматной доске.

(Демонстрация на магнитной доске)

– Тридцать две незатейливые на вид шахматные фигурки располагаются на шахматной доске. На ней проходят шахматные сражения.

–  Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Их всего – 64. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

 Вот и все шахматное королевство. Маленькое шахматное королевство стоит незыблемо уже полторы тысячи лет, и конца ему не видно. А появилось оно впервые в Индии.

– Его жители подчиняются строгим законам и древним обычаям. Стать великим полководцем сможет лишь тот, кто хорошо их изучил, уважает и соблюдает.

– По всем шестидесяти четырем квадратам шахматной доски движутся фигуры – храбрые воины шахматного королевства.

– Впереди армии, в первой шеренге от края до края доски расположены пешки. Они прикрывают собой фигуры.

– По углам стоят ладьи. Именно это наименование носят фигуры, похожие на башенки.

– Коней узнать легко.

– Рядом с конями стоят слоны.

– В середине две самые важные фигуры – король и ферзь.

– Но прежде, чем продолжить наше путешествие, давайте немного      разомнемся. Встаньте возле своих мест.

Физминутка

Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)

Дружно встали у меня – (остановились)

Тут ферзь- (хлопают)

Здесь два коня – (топают)

Защищайтесь от меня! – (разбегаются по напольным клеточкам).

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

 Воспитатель достает карту и двигаемся по маршруту.

Первая остановка - Загадки

 (Загадки про шахматные фигуры. Вручение жетонов за правильные ответы)

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет… (Пешка)

Вперёд и назад ходит браво,

 Помчится налево, направо.

Ту фигуру знаю я, ведь зовут её ….( ладья)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это…(конь)

Не живет в зверинце он

И не весит 40 тонн,

Но и ловок и силен.

Догадались? Это…(слон)  

Всех он смелее и сильней,                  

И не узнать его нельзя,                      

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (король)

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная или напольная ...(доска)

 – Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы.

Остановка “Чудесный мешочек”. 

Как вы думаете, что может быть в этих мешочках? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек» 

 Дети подходят к столу и достают фигуры из мешочков. Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе. За каждый правильный ответ детям вручается жетон.(6 фигур).

– Молодцы. Идем дальше.

 

Остановка «Расставь фигуры».

_ Вы внимательно рассмотрели магнитную доску с шахматными фигурами? Мы сейчас это узнаем.

Игра «Расставь фигуры на места»

Детям предлагается расставить большие шахматные фигуры на напольной доске и назвать данные фигуры.

Остановка ШАХМАТНАЯ ДОСКА

–  А сейчас обратите внимание на столы. Что вы видите на них? (ответы детей)

 – Совершенно верно это ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Задание, кто быстрее и правильно заштрихует шахматные поля. 

(Воспитатель первым трем вручает жетоны). 

 Воспитатель: На карте отмечен клад. Хотите найти его в шахматном королевстве? Тогда в путь.

Физминутка

Под песенку “Чтобы в шахматы играть” дети за Шахматной Королевой идут искать клад по карте. 

НАХОДЯТ КЛАД (сундучок с медалями).

Воспитатель: Ну вот,  мы с вами выполнили все задания, преодолели все преграды, узнали много нового. И за это получили  приз – клад. Забираем его с собой. К сожалению, наше время в шахматном королевстве истекло и нам пора возвращаться в детский сад.

Под песенку “Чтобы в шахматы играть” дети возвращаются на свои места

3. Подведение итогов (за правильные ответы вручаются жетоны)

 –  А теперь рассаживайтесь на свои места, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии:

 – Отгадайте загадку:

Рожь на нем не колосится,

Не растет на нем пшеница,

Слон и конь резвятся вволю,

Это - шахматное ….. (поле) 

 –  Каких полей больше: белых или черных?

 – Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

 –  Перечислите все шахматные фигуры.

 – А теперь сосчитайте свои жетоны, и мы узнаем имя будущего гроссмейстера – будущего короля шахматного королевства.

 – Давайте поздравим его! (Дети аплодируют)

 – Молодцы ребята, а сейчас каждый из вас получит заслуженную награду из нашего    клада.

(Вручение медалей)

 – Вам понравилось наше путешествие?

 – Вам хотелось бы еще раз увидеть необычную страну?

 – Вот вам пригласительный билет на следующий круиз, и каждый, кто захочет, может учиться в нашем шахматном королевстве. Мы вам будем очень рады! До свидания ребята!

   

Составила: Дылева О.Г.

воспитатель ЛГ МАДОУ «Детский сад № 1 «Росинка»

г. Лангепас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...

Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».

Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»

Конспект занятия по шахматам в средней группе. Тема: «Знакомство с шахматным королем»Разработала: Манукян Седа ТиграновнаЦель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король&r...

Конспект занятия по шахматам на тему: «Шахматная викторина»

Конспект занятия: «Шахматная викторина»(для детей старшего дошкольного возраста)Цель: Систематизировать и закрепить знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи:Развивать, память, вн...

Конспект занятия по шахматам на тему: «Шахматная доска»

Конспект занятия: «Шахматная доска»Цель:Познакомить детей с волшебным миром шахмат. Задачи:Развитие внимания и логического мышления;Обучение шахматным терминам;Воспитание чувства, так...

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в Шахматную страну. Знакомство с Ладьей»

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну шахмат. Знакомство с ладьей»Цель: ознакомление детей с шахматной фигурой – ладья, с правилами х...