Конспект по обучение шахматам. Слон-Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.
план-конспект занятия

Сидорова Диана Александровна

Конспект занятия по обучению шахматам

Подготовила воспитатель Сидорова Диана Александровна

Дата проведения: 1.12.21

Тема: Слон

Цель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона  в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.

Материал: презентация, шахматные доски, мешочек, шахматные фигуры.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию

-Ребята, посмотрите, что это? (мешочек)

-Там спряталась интересная игра. Вы сможете ее угадать, прослушав стихотворение.

«Скучно было во детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя –

Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, Конь и пешек ряд,

А возглавляет всех – Король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!»(шахматы).

2.Мотивационная игра

Д/и «Чудесный мешочек»

-Сейчас попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной страны. Узнайте фигуру на ощупь и назовите её.

3.Затруднение в игровой ситуации

-Сегодня мы познакомимся с новой шахматной фигурой. Но, чтобы узнать о какой фигуре пойдет речь – отгадайте загадку.

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы.

По косой он ходит

Хоботом не водит. (шахматный слон)

-Верно! Сегодня мы познакомимся с шахматным слоном.

-Покажите начальное положение слона. ( дети показывают)

-Молодцы! Покажите  как ходит слон. (затруднение, дети не знают как ходит слон)

4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

-Чтобы узнать ответ, я предлагаю отправиться в Шахматное королевство, там –то нам точно расскажут и покажут кто такие слоны, и как  их правильно использовать на шахматной доске.

слайд

-Друзья распрощались с большой белой ладьей и направились к невысокому домику с остроконечной крышей, на дверях которого были нарисованы два симпатичных слоника. Слоники дружелюбно смотрели на Юру и его товарищей, приглашая войти.

-Никого нет,- удивленно сказал Загадай, распахнув дверь. -Где же слоны?

Комната была увешана рисунками. Слоны, слоны, на каждом рисунке слоны и шахматные. и настоящие. Юра вслух прочитал надпись под самым интересным рисунком:

-Смотрите, -ему говорят,-

Это слон.

И  снова не верит Фома:

-Это ложь.

Совсем этот слон

На слона не похож.

-Да, шахматный слон ни капельки не похож на настоящего, -проговорил Загадай. -Но в старину они были похожи... Знаете, как называют шахматного слона разные народы? Французы -шут, немцы -бегун, англичане -епископ, поляки- гонец, болгары -офицер, чехи -стрелок. А итальянцы и испанцы, как и мы,- слон.

В комнату степенно вошли два шахматных слона. Оба белые.

слайд

-Белопольный, -представился первый слон.

-Чернопольный,- кивнул второй и, усадив друзей за шахматный столик, начал занятие. -Слоны ходят по диагоналям: на одно поле или через несколько клеток сразу... Слонятки! Где вы слоняетесь?

К столику вприпрыжку подбежали маленькие шахматные слоны: белый и черный. Белый слон вскарабкался на шахматную доску и забегал по черным диагоналям.

-Слон, как и ладья, не перепрыгивает через другие фигуры,- сказал Чернопольный. Но если на нашем пути встретится фигура противника, мы можем побить ее и занять ее клетку. Вот так!

При этих словах маленький черный слон забрался на доску, и белый побил черного.

- Если бы тут был ход черных, черный слон побил бы белого, - заметил Чернопольный.

- А почему вас зовут Белопольный и Чернопольный?

-В  начальном положении один из слонов каждого противника стоит на черном поле, другой -  на белом.

Слон, который ходит по белым полям, -Белопольный слон. Слон, который ходит по черным полям, -Чернопольный слон,- пояснил Белопольный.

-Если во время игры у противников останется по одному слону и он будут ходить по клеткам разного цвета, -это Разноцветные слоны. Если они будут ходить по клеткам одного цвета, - это  Одноцветные слоны, -сказал Чернопольный.

-А, кто сильнее: слон или ладья?- спросил Юра.

-Ладья сильнее, - вздохнул Белопольный. -Но в центре слон очень силен. В углу стоять слон не любит...

-Я тоже не люблю, - признался Юра.

- Из угловых полей слон атакует меньше клеток, чем из центра, -объяснил Чернопольный. Теперь задачи. Ставим слона на крайнее левое поле первой горизонтали. Любого ли поля может достичь слон?

5.Самостоятльное применение нового

-Найдите,  место слона в начальном положении.

-Покажите, как ходит слон.

-Уберите слонов. И самостоятельно найдите место слона в начальном положении, его ходы.

6.Повторение

-С какой шахматной фигурой мы сегодня познакомились? (слоном)

-Какое место занимает слон в начальном положении? ( стоит после коня)

-Как ходит слон? (по диагоналям)

-По клеткам какого цвета ходит Белопольный слон? Чернопольный? (белого, черного)

-На какие поля не может попасть Чернопольный слон? Белопольный? ( черные, белые)

-Может ли слон пойти с белого поля на белое? 9да)

-С белого на черное? ( нет)

-Может ли белый слон перепрыгнуть через черного? (нет, он его может побить и встать на его место)

-Какой слон стоит в начальном положении около белого ферзя? ( Белый Чернопольный)

-Какой слон стоит в начальном положении около черного ферзя? ( черный Белопольный)

-На сколько сторон может пойти слон из углового поля? ( в одну)

-На сколько сторон может пойти слон из центрального поля? ( на 4)

7.Рефлексия

-Что нового вы узнали?

-Что больше всего запомнилось?

-Какие трудности возникли?

-Кому занятие показалось простым? Кому сложным?

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slon_1_zanyatie.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению шахматам

Подготовила воспитатель Сидорова Диана Александровна

Дата проведения: 1.12.21

Тема: Слон

Цель: Формирование представлений о шахматной фигуре «слон»; Месте слона  в начальном положении; Ходом слона, взятием; Разноцветные и одноцветные слоны.

Материал: презентация, шахматные доски, мешочек, шахматные фигуры.

Ход занятия:

1.Введение в игровую ситуацию

-Ребята, посмотрите, что это? (мешочек)

-Там спряталась интересная игра. Вы сможете ее угадать, прослушав стихотворение.

«Скучно было во детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя –

Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, Конь и пешек ряд,

А возглавляет всех – Король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!»(шахматы).

2.Мотивационная игра

Д/и «Чудесный мешочек»

-Сейчас попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной страны. Узнайте фигуру на ощупь и назовите её.

3.Затруднение в игровой ситуации

-Сегодня мы познакомимся с новой шахматной фигурой. Но, чтобы узнать о какой фигуре пойдет речь – отгадайте загадку.

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы.

По косой он ходит

Хоботом не водит. (шахматный слон)

-Верно! Сегодня мы познакомимся с шахматным слоном.

-Покажите начальное положение слона. ( дети показывают)

-Молодцы! Покажите  как ходит слон. (затруднение, дети не знают как ходит слон)

4.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

-Чтобы узнать ответ, я предлагаю отправиться в Шахматное королевство, там –то нам точно расскажут и покажут кто такие слоны, и как  их правильно использовать на шахматной доске.

-Друзья распрощались с большой белой ладьей и направились к невысокому домику с остроконечной крышей, на дверях которого были нарисованы два симпатичных слоника. Слоники дружелюбно смотрели на Юру и его товарищей, приглашая войти.

-Никого нет,- удивленно сказал Загадай, распахнув дверь. -Где же слоны?

Комната была увешана рисунками. Слоны, слоны, на каждом рисунке слоны и шахматные. и настоящие. Юра вслух прочитал надпись под самым интересным рисунком:

-Смотрите, -ему говорят,-

Это слон.

И  снова не верит Фома:

-Это ложь.

Совсем этот слон

На слона не похож.

-Да, шахматный слон ни капельки не похож на настоящего, -проговорил Загадай. -Но в старину они были похожи... Знаете, как называют шахматного слона разные народы? Французы -шут, немцы -бегун, англичане -епископ, поляки- гонец, болгары -офицер, чехи -стрелок. А итальянцы и испанцы, как и мы,- слон.

В комнату степенно вошли два шахматных слона. Оба белые.

-Белопольный, -представился первый слон.

-Чернопольный,- кивнул второй и, усадив друзей за шахматный столик, начал занятие. -Слоны ходят по диагоналям: на одно поле или через несколько клеток сразу... Слонятки! Где вы слоняетесь?

К столику вприпрыжку подбежали маленькие шахматные слоны: белый и черный. Белый слон вскарабкался на шахматную доску и забегал по черным диагоналям.

-Слон, как и ладья, не перепрыгивает через другие фигуры,- сказал Чернопольный. Но если на нашем пути встретится фигура противника, мы можем побить ее и занять ее клетку. Вот так!

При этих словах маленький черный слон забрался на доску, и белый побил черного.

- Если бы тут был ход черных, черный слон побил бы белого, - заметил Чернопольный.

- А почему вас зовут Белопольный и Чернопольный?

-В  начальном положении один из слонов каждого противника стоит на черном поле, другой -  на белом.

Слон, который ходит по белым полям, -Белопольный слон. Слон, который ходит по черным полям, -Чернопольный слон,- пояснил Белопольный.

-Если во время игры у противников останется по одному слону и он будут ходить по клеткам разного цвета, -это Разноцветные слоны. Если они будут ходить по клеткам одного цвета, - это  Одноцветные слоны, -сказал Чернопольный.

-А, кто сильнее: слон или ладья?- спросил Юра.

-Ладья сильнее, - вздохнул Белопольный. -Но в центре слон очень силен. В углу стоять слон не любит...

-Я тоже не люблю, - признался Юра.

- Из угловых полей слон атакует меньше клеток, чем из центра, -объяснил Чернопольный. Теперь задачи. Ставим слона на крайнее левое поле первой горизонтали. Любого ли поля может достичь слон?

5.Самостоятльное применение нового

-Найдите,  место слона в начальном положении.

-Покажите, как ходит слон.

-Уберите слонов. И самостоятельно найдите место слона в начальном положении, его ходы.

6.Повторение

-С какой шахматной фигурой мы сегодня познакомились? (слоном)

-Какое место занимает слон в начальном положении? ( стоит после коня)

-Как ходит слон? (по диагоналям)

-По клеткам какого цвета ходит Белопольный слон? Чернопольный? (белого, черного)

-На какие поля не может попасть Чернопольный слон? Белопольный? ( черные, белые)

-Может ли слон пойти с белого поля на белое? 9да)

-С белого на черное? ( нет)

-Может ли белый слон перепрыгнуть через черного? (нет, он его может побить и встать на его место)

-Какой слон стоит в начальном положении около белого ферзя? ( Белый Чернопольный)

-Какой слон стоит в начальном положении около черного ферзя? ( черный Белопольный)

-На сколько сторон может пойти слон из углового поля? ( в одну)

-На сколько сторон может пойти слон из центрального поля? ( на 4)

7.Рефлексия

-Что нового вы узнали?

-Что больше всего запомнилось?

-Какие трудности возникли?

-Кому занятие показалось простым? Кому сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Эмиры Анненковой «Удивительный слон»

Конспект интегрированного занятия в средней группе по осознанному восприятию, пониманию и заучиванию стихотворения Эмиры Анненковой «Удивительный слон»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область: «Познание», «Коммуникация». Тема: «Я сегодня видел сам: слон летал по небесам»

Задачи:Образовательные:- развивать дикцию и артикуляционный аппарат детей, чувство ритма.- передавать содержание текста через выразительные движения- обогащать словарь образными словами и выражениями-...

Конспект по обучению шахматам в старшей группе. Тема: «Шахматные фигуры».

Воспитательные: воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру....

НОД по игре шахматы.Тема: «Знакомство с шахматной фигурой Слон»

Дошкольный возраст уникален для формирования личности. Именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит психическое и физическое развитие. Среди многообразия предмет...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений о геометрических фигурах в средней группе

Цель: формировать умения детей разложить фигуры различных предметов из простых геометрических фигур.Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах и представление о том, что ...