Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Шахматная фигура слон» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательные шахматы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данный конспект будет интересен для  педагогов, ведущих кружковую работу по шахматам в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon clon_konspekt_na_konkurs.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 256»

 Конспект НОД  по познавательному развитию

на  тему:  «Шахматная фигура слон» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Умники и умнички»

 

                         

                                                Выполнила

 воспитатель I кв.категории

Кожевникова В.Н.

г.  Нижний Новгород

2018год

Цель:  закрепить  знание  правил:  белые  делают  первый  ход, закрепить понятия горизонтали, вертикали, диагонали  игроки   ходят  по – очереди,  фигуры  ходят  по – разному;  сформировать представление о шахматной фигуре слон,  о месте слона в начальном положении, сформировать представление  о    белопольных  и  чернопольных      слонах, о том, как  обозначается  слон  в  записи  шахматной  партии; познакомить с ходом слона, взятием;  развивать  память,  мышление,  внимание,  наблюдательность, усидчивость; воспитывать  культуру  поведения,  умение  общаться  с  партнёром    во  время  игры.

Оборудование:  демонстрационная  шахматная  доска  с  комплектом

                             фигур,  шахматные  доски  на  партах  обучающихся,  ноутбук, мультимедийная установка, презентация, записи голоса Незнайки.

                             

Ход  занятия.

Воспитатель: Мы с вами продолжаем путешествие в шахматную страну.  Нас приветствует Незнайка. (На слайде). Чтобы продолжить наше с вами путешествие, надо проверить готовность  повторить изученный материал. 

  Незнайка: Ребята,  отгадайте  загадку,  что это:

 «На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

 Ни патронов, ни штыков»?

          Воспитатель:  Правильно,  ребята,  на  прошлом  занятии  мы  с  вами  узнали  всё   шахматной доске.  


Воспитатель:  Предлагаю Вам поиграть в пазлы. Перед вами лежат фрагменты  шахматной доски . Необходимо сложить фрагменты так, чтобы доска приняла первоначальный вид.

Воспитатель:  Молодцы! Справились с заданием. А Незнайка хочет задать вам вопросы. Сможете ответить?

Вопросы от Незнайки:

  1. Как должна лежать доска? (Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым и  возле этого поля была цифра 1)
  2. Из чего состоит шахматная доска.

( Из шахматных полей –клеточек черного и белого цвета).

3. Как называются линии на шахматной доске? (горизонталь, вертикаль, диагональ).
4. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
5. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?

 Воспитатель:   А теперь задание от меня.

 Покажите  на своих шахматных досках 1 горизонталь, 5 горизонталь,  вертикаль А, вертикаль Н, Вертикаль С.

 Выложите с помощью красных квадратиков самую длинную диагональ, состоящую из 8 клеточек.

Выложите  диагональ, состояющую из 3 клеточек

А  какие  ещё  правила  вы  запомнили?  (Белые  фигуры    располагаются на 1 и 2 горизонтали и делают  первый  ход.  Игроки  ходят  по – очереди.  Фигуры  ходят  по – разному).

    Воспитатель:    Хорошо,  ребята,  за  несколько  занятий  вы  уже  запомнили  много  правил.  Я  сейчас  хочу  проверить  знание  одного  из  них – «Расстановка  фигур  перед  шахматной  партией».

          Игра  «Правильно,  неправильно».

Воспитатель расставляет  на  демонстрационной  шахматной  доске  фигуры  и  спрашивает:  «Правильно  ли  стоят  фигуры?».  Дети  называют  фигуры,  которые  стоят  не  на  своём  месте  и  расставляют  их  правильно.

          Воспитатель:    Ребята, мы  сейчас  повторили,  как  правильно  нужно  расставлять  фигуры  перед  игрой.  Я  прошу  вас  расставить  фигуры  на  ваших  досках.

         Воспитатель: Вам  понравилось  отгадывать  загадки?  Тогда  отгадайте  ещё  одну,  и  вы  узнаете,  о  какой  фигуре  мы  сегодня  будем  говорить  на  занятии.

 Этот  воин  очень  смелый,

 Чуть  ладью  вчера  не  съел  он.

 По  диагонали  строго  ходит,

 Порядок  на  доске  наводит.       (Слон)

 Обитает не в саванне,
И не так огромен он, 
Но такое же названье
У фигуры этой -… 
(Слон)  (Если дети не угадали  первую загадку)

         

  Воспитатель:    Слон – фигура  быстрая,  дальнобойная,  однако  у  неё  есть  существенный  недостаток.  Если  в  начальной  позиции  слон  стоит  на  белом  поле,  то  в  течение  всей  партии  он  никогда  не  сможет  попасть  на  чёрное  поле.  Такой  слон  называется  белопольным.  И  наоборот,  слон,  стоящий  на  чёрном  поле,  никогда  не  попадёт  на  белое  поле.  Такой  слон  называется  чернопольным.  Ходит  слон  только  по  диагоналям,  вперёд  или  назад,  никуда  не  сворачивая.  Свои  ходы  слон  может  делать  при  условии,  что  на  его  пути  не  будет  никакой  другой  фигуры.  Если  слон  стоит  посредине  доски,  у  него  больший  выбор  ходов,  чем  в  углу.  Это  не  удивительно:  в  углу  комнаты  мы  тоже  не  можем  свободно  передвигаться – стены  мешают,  а  с  середины  комнаты  мы  сможем  пойти  в  любую  сторону.

Воспитатель: Слон –легкая шахматная фигура. В сравнительной силе ценится как 3 пешки. Ребята, обозначается  слон  в  шахматной  записи буквой (С).

      Воспитатель:

           Если  слон  на  белом  поле

          Встал  вначале  (не  забудь!),

          Он  другой  не  хочет  доли –

          Знает  только  белый  путь.

          А  когда  на  поле  чёрном

          Слон  стоит,  вступая  в  бой,

          Ходит,  правилам  покорный,

          Чёрной  тропкой  слон  такой.

          До  конца  игры  слоны

          Цвету  одному  верны.

          Воспитатель показывает  на  демонстрационной  доске,  как  ходит  слон.

          Дети  повторяют  за  ним  на  своих  досках.  

 Воспитатель:    Ребята,  а сейчас поиграем в игру  «Лабиринт».

Белая фигура слона  должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

Физкультминутка. (под  музыку)

 Руки вверх по вертикали,

Руки вверх по диагонали,

Руки в стороны по горизонтали,

Руки вниз по диагонали,

Руки вниз по вертикали.

Ножками потопали

Ручками похлопали.

Воспитатель:  Ситуация, когда фигура своим следующим ходом может побить стоящую «под боем» фигуру противника,  называется взятие. А теперь давайте узнаем как «бьет» слон.

Дидактическое упражнение «Разыграй положение».  На шахматной доске  дети выставляют фигуры, согласно позиции, выставленной на слайде. Белые ходят первыми.  

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\3.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\5.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\4.jpg

         

Дидактическое упражнение  «Один в поле воин».
Воспитатель: Белая фигура  слона должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре

 (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

Воспитатель: Молодцы! Справились со всеми заданиями.

Воспитатель:

          - Итак,  ребята,  давайте  расскажем Незнайке ,  о  какой  фигуре  мы  сегодня  говорили? (О слоне.)

          - Как  ходит  слон? (По  диагоналям.)

          - Какие  слоны  называются  белопольными? (Которые  ходят  только  

             по  белым  полям.)

          - А  чернопольными? (Которые  ходят  только  по  чёрным  полям.)

         

Незнайка прощается с детьми (на слайде).

Воспитатель: 

Ребята,  когда  вы  в  очередной  раз  дома  сядете  играть  в  шахматы    со  своими  родителями,  покажите  им,  чему  вы  научились  на  

 сегодняшнем  занятии.  Скажите, вам понравилось путешествовать по шахматной стране? ( Ответы детей).

 А что больше всего понравилось? ( Ответы детей).

  Наше путешествие в шахматную  страну закончилось. До новых встреч!

(Дети  аккуратно  складывают  фигуры  на  место,  закрывают  доски, убирают их в шкаф).

Используемая  литература.

1.И. Весела,  И. Веселы  «Шахматный  букварь»,  Москва  «Просвещение»,  1983г.  

2. Игорь Сухин - Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. Издательство: АСТ, 2015 г.
3.Мария Фоминых: Шахматы для детей. Обучающая сказка в картинках.
Издательство: Питер, 2017г.

4.Игорь Сухин: Шахматы. Полный курс для детей. Издательство: АСТ, 2017 г.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная робототехника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» (Далее Программа) отнесена к программам технической направленности,  является авторской разр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мир...

Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Занимательная информатика» «Мой компьютер – верный друг» в подготовительной группе

Цель: закрепление представления детей об устройствах компьютера и назначении его основных частей.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о требованиях безопасности при работе за компьют...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное Азбуковедение»

Данные методические разработки посвящены первоначальному обучению чтению и письму. Программа ставит задачи научить детей осознанно, в соответствии с произносительными литературными нормами читат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Занимательная математика”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа“Занимательная математика&rdquo...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе будущего первоклассника» имеет социально-педагогическуют направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию ...