Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Занимательная математика”
рабочая программа по математике (старшая группа)

Иванова Эльвина Сагитовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

“Занимательная математика”

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 46_1_1.docx638.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад №1” городского округа Самара

МБДОУ “Детский сад №1” г.о. Самара

________________________________________________________________

РОССИЯ, 443028, г. Самара, Красноглинский район, мкр. Крутые ключи,

ул. Крутые ключи, д.34

Тел.: 8(846)213-15-71; 8(846)213-15-72; е-mail: so_sdo.ds1@samara.edu.ru

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

“Занимательная математика”

Направленность: техническая

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составители:

Иванова Эльвина Сагитовна

Воспитатель

Поповская Светлана Ивановна

Воспитатель

г. Самара, 2023 год

Оглавление

1. Пояснительная записка …………………………………………………….3

2. Учебный план………………… ……………………………...…………......9

3. Учебно-тематический план………………………………………………....9

4. Содержание программы…………………………………………………...10

5. Ресурсное обеспечение программы……………………………………....11

6. Список литературы и интернет-ресурсов………………………………...15

Краткая аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» предназначена для воспитанников 5-6 летнего возраста, для развития математических и логических представлений детей. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. 

  1. Пояснительная записка

Направленность

Рабочая программа кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы имеет техническую направленность,  разработана в соответствии с ООП «Детского сада №1» г.о. Самара, в соответствии с ФГОС ДО.

Нормативными  основаниями для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности послужили следующие документы:

 - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

 - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

- План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, 3 дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Письмо министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2020 № МО-16-09-01/434-ТУ (с «Методическими рекомендациями по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО»).

Актуальность программы

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества воспитанников: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности. Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.    

Новизна

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Педагогическая целесообразность  

Программа “Занимательная математика” составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом теоретических знаний по формированию элементарных математических представлений у дошкольников, а также приобрести практические навыки.

Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности. Программа разработана с целью обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Цель программы: развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Задачи: 

Обучающие:

 -   обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности решения;

 -    усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

 -    освоение способов измерения с помощью условной мерки.

Развивающие:

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

- развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;

- развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

Воспитательные:

- воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Возраст обучающихся

Программа “Занимательная математика” адресована обучающимся 5-6 летнего возраста. Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться. Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. 

Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например, способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом.

Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 1 год  обучения, всего 36 часов в год. Реализация программы “Занимательная математика” дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Занятия проводятся 1 раза в неделю, 25 минут, во второй половине дня. Особенность программы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении занятий уделяется развитию логических форм мышления.

Формы организации деятельности

Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:

а). Образовательная деятельность в режиме дня в форме игры.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

б). Образовательная деятельность в режиме дня в форме путешествия.

Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

в). Образовательная деятельность в режиме дня в форме беседы.

Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

Содержание программы “Занимательная математика” отражено в учебном плане.

Режим занятий  

        Занятия по программе «Занимательная математика» проводятся 1 раз в неделю. Исходя из санитарно-гигиенических норм, продолжительность часа занятий для воспитанников старшей группы, возраста 5-6 лет - 25 минут.

Ожидаемые результаты

При успешном освоении программы к концу учебного года достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 5-6 лет:

- считает (отсчитывает) в пределах 10;

- правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

- уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы);

- сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения;

- размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины;

- выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам;

- знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон);

- называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

Критерии оценки достижения планируемых результатов. Оценка достижения планируемых результатов освоения программы осуществляется по трем уровням: высокий (от 80 до 100% освоения программного материала), средний (от 51 до 79% освоения программного материала), низкий (менее 50% освоения программного материала). Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов представлен в Приложении 1 к программе.

Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный в начале учебного года, итоговый - в конце учебного года, а так же педагогические наблюдения деятельности воспитанников в течение учебного года.

Формы подведения итогов

Интеллектуальная игра «Знатоки». 

2. Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Мониторинг

1

0

1

2.

Количество и счет в пределах десяти

15

3

12

3.

Величина,сравнение предметов по размеру и форме

5

0

5

4.

Ознакомление с временными отношениями

2

1

1

5.

Ориентировка в пространстве

3

1

2

6.

Геометрические фигуры

6

1

5

7.

Логические задачи

3

0

3

8.

Обобщающие занятия

1

0

1

9.

Всего часов

36

6

30

  1. Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Мониторинг

1

0

1

2.

Количество и счет в пределах десяти

15

3

12

Интеллектуальная игра, опрос, беседа

3.

Величина,сравнение предметов по размеру и форме

5

0

5

Беседа, игра- эксперимент

4.

Ознакомление с временными отношениями

2

1

1

Викторина

5.

Ориентировка в пространстве

3

1

2

Квест игра, беседа.

6.

Геометрические фигуры

6

1

5

Конкурс

7.

Логические задачи

3

0

3

 Математический конкурс

8.

Обобщающие занятия

1

0

1

Мониторинг

9.

Всего часов

36

6

30

  1. Содержание программы

Раздел 1. Мониторинг

Идет комплектование группы, воспитатель посредством наблюдения за деятельностью детей или при помощи специальных заданий определяет уровень познавательных умений в математической деятельности.

Раздел 2. Количество и счет в пределах 10

Теория: Числа от 1 до 10.

Практика: Счет по образцу и названному числу. Независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Воспроизведение количества движений по названному числу. Написание цифр от 1 до 9 и число 10. Математические загадки. Запись решения задачи с помощью математических знаков и цифр. Соответствие между количеством предметов и цифрой. Решение логических задач на основе зрительного восприятия информации.

Раздел 2. Величина, сравнение предметов по размеру и форме

Теория: Часть и целое. Большой – маленький. Высокий – низкий. Широкий – узкий. Толстый – тонкий.

Практика: Расположение предметов в порядке убывания и возрастания по величине, ширине, высоте и толщине. Сравнение предметов. Деление предмета на части. Соотношение части и целого. Развитие глазомера.

Раздел 3. Геометрические фигуры

Теория: «Круг», «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник», «Овал»,  «Трапеция».

Практика: «Представление о геометрических фигурах», «Геометрические фигуры в формах окружающих предметов», «Работа с тетрадью в клетку», «Преобразование фигур», «Рисование в тетради в клетку геометрических фигур», «Схематические изображения из геометрических фигур», «Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур».

Раздел 4. Ориентировка во времени

Теория: «Части суток. Времена года», «Дни недели», «Вчера, сегодня, завтра», «Название месяцев».

Практика: «Определение частей суток, времён года, различение дней недели», «Временные отношения».

Раздел 5. Ориентировка в пространстве

Теория: «Вправо, влево, вверх, вниз», «Ближе, дальше», «Выше, ниже», «Прямо, под наклоном».

Практика: «Ориентация на листе», «Положение предмета по отношению к себе, другому лицу».

Раздел 6. Логические задачи

Теория: «Логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез».

Практика: решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Раздел 7. Обобщающие занятия

Практика: систематизация и обобщение имеющихся знаний, умений, навыков.

5.Материально - техническое обеспечение.

Характеристика помещения для занятий по программе.

Параметры

Характеристика параметров

Общая площадь

Освещение естественное

Освещение искусственное

Лампы дневного света защитой

Уровень освещенности

норма

Наличие системы пожарной безопасности

имеется

Наличие системы отопления

имеется

Возможность проветривания

имеется

Поверхность пола-линолеум, ковер

имеется

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

• геометрические фигуры и тела;

• наборы разрезных картинок;

• сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

• полоски, ленты разной длины и ширины;

• цифры от 1 до 9;

• мольберт;

• чудесный мешочек;

• кубики Никитина

• пластмассовый и деревянный строительный материал;

• геометрическая мозаика;

• счётные палочки;

• предметные картинки;

• знаки – символы;

• игры на составление плоскостных изображений предметов;

• обучающие настольно-печатные игры по математике;

• мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

• геометрические мозаики и головоломки;

• занимательные книги по математике;

• задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

• простые карандаши; наборы цветных карандашей;

• линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

• небольшие ножницы;

• наборы цветной бумаги;

• счетный материал;

• наборы цифр;

• конспекты.

Информационное обеспечение:

  • Аудиосистема;
  • Аудиотека (песенки,аудиосказки, инструментальные ппоизведения и др.).

Кадровое обеспечение: воспитатели старших групп МБДОУ

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся очно в групповом помещении или на территории МБДОУ.

Методы обучения: игровой, словесный, наглядный, практический.

Практический метод обучения:

На занятиях по математике он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).

Практический метод подкрепляется приемами:

• Упражнения в виде заданий.

• Действия с демонстрационным материалом (работа с таблицей, с цифрами у доски, игры малой подвижности,дид. играми).

• Самостоятельная работа с раздаточным материалом («Поставь квадраты по величине»; «Разложи ленты по ширине», «Сравни фигуры») с использованием методических приемов наложение, приложение и т. д.)

Словесный метод обучения:

Словесный метод обучения входит в состав любого наглядного и практического метода.

Живое слово воспитателя – это образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.

На занятиях по математике применяются следующие приёмы:

• Пояснение, разъяснение широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.

• Указания эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным карандашом»

• Вопросы (в старшем возрасте — в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего)

• Словесная инструкция для выполнения самостоятельного упражнения.

• Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в достижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

Наглядный метод обучения:

На занятиях по математике широко используются :

• Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?», «Что перепутал художник?»;

• Иллюстрации с изображением времени суток;

• Ситуации для составления задач;

• Циферблат часов;

• Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ;

• Показ видеофильмов, ИКТ.

Игровой метод обучения

Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание.

Метод подкрепляется приемами:

• Использование элементов различных игр на занятии (сюжетно-ролевая игра «Почта», «Магазин» с блоками Дьёнеша, «Гаражи»).

• Соревнования, прятанье и поиск предметов, сюрпризный момент.

• Руководство и обучающая роль педагога (разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами).

Методы воспитания: мотивация, упражнение,поощрение.

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, технологии игровые, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, творческо-продуктивные. Направленые на формирование устойчивой мотивации к изучению познавательных умений в математической деятельности.

Алгоритм учебного занятия

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлективного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой видов деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

1 этап- организационный.

Задача: Подготовка детей к работе на занятии

Содержание этапа: Организация начала за создание психологического настроя на учебную деятельность и активизации внимания

2 этап - проверочный.

Задача: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Содержание этапа: Проверка домашнего задания (творческого, практического, проверка усвоения знаний предыдущего занятия).

3 этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

Задача:Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Содержание этапа: Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание учащимся) .

4 этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

  • Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения
  • Первичная проверка понимания. Задача:Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция
  •   Закрепление знаний и способов действий. Задача: Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

5 этап - контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями их коррекция Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности.

6 этап- итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали дети на занятии что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

7 этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

6. Список литературы

1. Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников», библиотека программы Детство, Санкт-Петербург, 2000

2. Колесникова Е.В. «Математика для детей 5 – 6 лет» ТЦ Сфера, 2015

3. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012

4. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.

5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.

6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.

Приложение 1

Мониторинг детей старшей группы (5-6 лет)

ФИ

Количество и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентировка  в пространстке

Ориентировка во времени

Логические задачи

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1- высокий уровень

2 - средний уровень

3 - низкий уровень

Приложение 2

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время и день проведения

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия /Цель

Место проведения

Методические приемы

1

Сентябрь

7

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Мониторинг

группа

мониторинг

2

14

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Счёт до 5

Цель: Упражнять в счёте до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку».

группа

- «Считай дальше»

- «Уравняй по-разному»

- «Что, где находится?»

- игра «Десять пальчиков»

-логическая игра «Найди фигуру»

3

21

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Квадрат

Цель: Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.п.

группа

- «Составь квадрат»

- «Весёлый счёт»

- «Подбери пару»

- «Укрась коврик»

- «Давай посчитаем»

- логическая игра «Что перепутал художник»

4

28

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Сравнение предметов по длине

Цель: Учить сравнивать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах пяти; учить увеличивать число на одну единицу; формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета.

группа

- «Сравни по длине»

- «Продолжи счёт»

- «Увеличь на один»

- игра «Прямой счёт»

- логическая игра «Назови одним словом»»

5

Октябрь

5

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Четырёхугольник

Цель:Познакомить с признаками четырёхугольника. Учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «вечер», «день», «ночь».

группа

-игра «Фигуры в окружающих предметах»

- логическая игра «Что лишнее»

- «Что, где находится?»

- «Назови четырёхугольники»

6

12

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Число и цифра 6

Цель:Познакомить с образованием числа пять и с цифрой шесть; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определить положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы.

группа

- «Число 5»

- игра «Учим цифры»

- логическая игра «Малыш и Карлсон»

- «Сбоку-рядом»

7

19

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Составление предмета из треугольников

Цель:Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах шести; развивать воображение.

группа

- игра «Мурка»

- «Укрась коврик»

- «Сложи из треугольников»

- логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»

8

26

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Трапеция, ромб

Цель: Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счёте в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета.

группа

- игра «Давай посчитаем»

- логическая игра «Учим фигуры»

- «Длиннее, короче»

- «Трапеция, ромб»

9

Ноябрь

2

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Число и цифра 7

Цель: Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа».

группа

- игра «Учим цифры»

- логическая игра

«Гришкин счёт»

- «Продолжи счёт»

- «Калейдоскоп»

10

9

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Измерение

Цель:Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах семи; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек.

группа

- игра «Прямой счёт»

- логическая игра «Сравни»

- «Измерь длину»

- «Измени фигуру»

11

16

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Далеко - близко

Цель: Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей; измерять протяжённость с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко».

группа

- игра «Емелина неделя»

- логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке»

- «Раздели на части»

- «Далеко-близко»

- «Измерь длину»

12

23

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Число и цифра 8

Цель: Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь».

группа

- игра «Учим цифры»

- логическая игра «Части суток»

- «Продолжи счёт»

- «Число 8»

13

30

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Измерение

Цель: Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать мышление.

группа

- игра «Сосчитай-ка»

- логическая игра «Логические задачки»

- «Измерь, сколько мерок»

- «Весёлый счёт»

14

Декабрь

7

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Четырёхугольник

Цель:Учить составлять четырёхугольник из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 8 и в счёте на слух; развивать логическое мышление.

группа

- логическая игра «Логические задачки»

- «Составь из палочек»

- «Сосчитай на слух»

- «Продолжи счёт»

15

14

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Измерение

Цель: Упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать логическое мышление.

группа

- игра «Считалочка цыплята»

- логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»

- «Измерь длину меркой»

16

21

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Календарь

Цель: Познакомить с календарём; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счёте в пределах восьми; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

группа

- игра «12 месяцев»

- логическая игра «Про козлёнка, который умел считать до 10»

- «Сосчитай, не ошибись»

- «Что такое календарь»

17

28

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Неделя

Цель:Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырёх равнобедренных треугольников; развивать воображение.

группа

- игра «Дни недели»

- логическая игра «Магазин игрушек»

- «Живая неделя»

- «Составь из треугольников»

- «Составь узор»

18

Январь

11

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Число и цифра 9

Цель:Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов.

группа

- игра «Учим цифры»

- логическая игра «Давай посчитаем»

- «Живая неделя»

- «Сосчитай, не ошибись»

19

18

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Число и цифра 0

Цель:Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счёт в пределах пяти; учить составлять группу из отдельных предметов  

группа

- игра «Учим цифры»

- логическая игра «Мурка в зоопарке»

- «Который по счёту»

20

25

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Число 10

Цель:Познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели.

группа

- «Живая неделя»

- игра «Свойства фигур»

- логическая игра «Времена года»

21

Февраль

1

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Месяц

Цель:Познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырёх недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели.

группа

- «Живая неделя»

- игра «Свойства фигур»

- логическая игра «Времена года»

22

8

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Измерение

Цель: Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах десяти; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счёт, отвечать на вопросы: «сколько?», «который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора.

группа

- игра «Прямой и обратный счёт»

- логическая игра «Учим цифры»

- «Сколько? Который?»

- «Составь из единиц»

- «Сосчитай на ощупь»

23

15

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Измерение

Цель: Учить с помощью условной мерки определять объём жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на единицу.

группа

 игра «Учим фигуры»

- логическая игра «Малыш и Карлсон»

- «Измеряем объём»

-«Увеличь-уменьши на 1»

24

22

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Ориентировка в пространстве

Цель: Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

группа

- игра «Учим цифры»

- логическая игра «Математический мультконцерт»

- «Назови адрес»

- «Сложи также»

25

29

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Четырёхугольники

Цель:Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуру из счётных палочек.

группа

- игра «Числовой ряд»

- логическая игра «Признаки предметов»

- «Измерь длину»

- «Увеличь-уменьши на 1»

- «Выложи фигуру из палочек»

26

Март

7

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Ориентировка во времени

Цель:Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели.

группа

- игра «Дни недели»

- логическая игра «Признаки предметов»

- «Составь узор»

- «Назови адрес»

27

14

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Ориентировка в пространстве

Цель:Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; упражнять в измерении протяжённости с помощью мерки (размах пальцев, ступня, шаг); учить употреблять слова: «ближе», «дальше»,; упражнять в счёте.

группа

- игра «Прямой и обратный счёт»

- логическая игра «Признаки предметов»

- «Измерь длину по-разному»

- «Назови адрес»

- «Ближе - дальше»

- «Назови адрес»

28

21

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Измерение

Цель:Упражнять в измерении протяжённости с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счёте; учить сравнивать предметы по длине путём наложения, приложения.

группа

- компьютерная игра «Прямой и обратный счёт»

- логическая игра «Признаки предметов»

- «Измерь длину»

- «Длиннее - короче»

29

28

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Геометрические фигуры

Цель:Продолжать учить составлять фигуры из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам.

группа

- игра «Признаки предметов»

- логическая игра «Числовой ряд»

- «Составь фигуру из палочек»

30

Апрель

4

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Ориентировка в пространстве

Цель:Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», и т.д.; упражнять в счёте в пределах десяти; учить называть «соседей» чисел.

группа

- игра «Числовой ряд»

- логическая игра «Прямой и обратный счёт»

- «Назови соседей числа»

- «Опиши узор»

31

11

16.00-16.25

/четверг

очная

1

«Логические задачки. Задачи на смекалку» Цель:

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

группа

-Игра “Подбери противоположные по значению слова”

-л.з “Раселили птиц”

-Игра «Ассоциации». 

-Игра «Наседка и цыплята». 

32

18

16.00-16.25

/четверг

очная

1

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

Цель: Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

группа

 -Задача на нахождение суммы: 

-Задачи на разностороннее сравнение 

33

25

16.00-16.25

/четверг

очная

1

«Задачи на составление целого из частей»

Цель: Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

группа

34

Май

16

16.00-16.25

/четверг

очная

1

«Задачи на разделение целого на части»

Цель: Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

группа

35

23

16.00-16.25

/четверг

очная

1

Диагностика

группа

36

30

16.00-16.25

/четверг

очная

1

группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная робототехника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» (Далее Программа) отнесена к программам технической направленности,  является авторской разр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мир...

Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Занимательная информатика» «Мой компьютер – верный друг» в подготовительной группе

Цель: закрепление представления детей об устройствах компьютера и назначении его основных частей.Задачи:Образовательные:Сформировать представление о требованиях безопасности при работе за компьют...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей 5-7 лет

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе будущего первоклассника» имеет социально-педагогическуют направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (для детей старшего дошкольного возраста)

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логиче...