Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» для детей 5-7 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе будущего первоклассника» имеет социально-педагогическуют направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanimatelnaya_matematika.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №109»

Принята:                                                                                           Утверждено:

на педагогическом совете                                                                 Заведующий МДОУ

25.05.2021 года                                                                               "Детский сад №109"

                                                                                                         ______________Н.С. Усанина

                                                                                                         Приказ №     от    

        

        

                                                                             

                                                                         

Дополнительная общеобразовательная    общеразвивающая   программа

«Занимательная математика»

для детей 5-7 лет

Срок реализации: 2года

Автор: Яковлева Екатерина Анатольевна

Учитель-дефектолог первой квалификационной категории

МДОУ «Детский сад № 109»

Дата издания: 2021-2022 учебный год

г. Ярославль, 2021

I.Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа для разработки программы

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013;
  • Федерального образовательного стандарта Дошкольного образования;

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

  • 2.Конвенция о правах ребёнка; СанПиН 2.4.3648-20.
  • 3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Приказом департамента образования Ярославской области № 47-нп от 27.12.2019«О внесении изменений в приказ департамента образования  Ярославской области» (п.14, п.17)

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка  ОВЗ , включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Направленность программы

       Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка ОВЗ. Программа «Школа будущего первоклассника» для детей  ОВЗ 5-7 лет.

Во время работы необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу, вызвать соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, а так же воспитание воли, привычки к умственному труду. 

     Ведущей идеей  программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей  ОВЗ с различными областями математической действительности. Математика способствует развитию у детей ОВЗ мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития словесно-логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей ОВЗ в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя-дефектолога. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на занятиях математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал, что не маловажно для детей ОВЗ.

            Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей ОВЗ.

            Цель программы:

Всестороннее развитее детей ОВЗ, подготовка их к переходу от игровой к учебной деятельности через индивидуальный подход педагога к ребенку ОВЗ.

Задачи:

формирование компетенций дошкольников ОВЗ, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формирование графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
  • Формирование умение объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям
  • Совершенствовать навыки счета до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20)
  • Называть числа в прямом и обратном порядке до 14
  • Составлять и решать задачу на сложение и вычитание
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками
  • Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница)
  • Определять временные отношения
  • Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
  • Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение  познавательных интересов, радость творчества;

Развивающие:

  • Развитие мотивации учения.
  • Развитие мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации.
  • Развитие  произвольности психических процессов.
  • Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
  • Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
  • Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать мелкую моторику
  • развивать психические процессы: память, внимание, мышление
  • развивать связную речь, умение правильно формировать высказывание.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим
  • Привитие элементарных гигиенических правил письма;
  • Воспитание усидчивости;
  • Воспитание способности к самостоятельному выполнению заданий.

Новизна, отличительные особенности программы

            При реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.

            Введены новые педагогические технологии в проведении занятий, а именно:

Отличительные особенности Подготовка к школе по программе «Школа будущего первоклассника» носит развивающий характер, не допускающий дублирования основной образовательной программы ДОУ; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребёнка; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности; содержание максимально адаптировано к образовательной программе, по которой ведётся обучение в школе. Обучение проводится по курсу: «Математические ступеньки».

Так же работа по данной программе способствует развитию и социальной адаптации детей  с ограниченными возможностями здоровья. Для развития детей с ОВЗ очень важна психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы.

Принципы и подходы к реализации программы:

  • учет индивидуальных и психологических особенностей и возможностей детей ОВЗ старшего дошкольного возраста;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в   сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность занятий;
  • наглядность.

Категория обучающихся:

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет с ОВЗ. 

Количество обучающихся:

Предполагаемая наполняемость групп  от 2-5 человек

Продолжительность обучения:

Продолжительность реализации программы – 8 месяцев (период с октября по май включительно, 65 часов в год).

Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю.

Продолжительность занятия:  30  минут.

      Место реализации образовательной программы:  

МДОУ «Детский сад № 109

      Условия реализации программы

Организационные условия:

Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы ДОУ адаптированной образовательной программы ДОУ  на платной основе в форме дополнительного образования. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.  

Материально-технические условия реализации программы:

Занятия проводятся в кабинете развивающего обучения, оборудованном  столами для каждого ребенка, специальным местом для физической активности.

Кадровые:

Учитель-дефектолог:  Яковлева Екатерина Анатольевна, первая квалификационная  категория; педагогический стаж 18 лет.

Методическое обеспечение программы:

Технологии:

  • Игровая
  • Информационно коммуникативная технология

Методы и приёмы

  • Словесный метод (беседы, загадки, использование образцов педагога)
  • Информационно-рецептивный метод (рассматривание иллюстраций, показ педагога, объяснения)
  • Репродуктивный метод (самостоятельная деятельность на занятиях)
  • Исследовательский метод

Пособия  

 

Перечень наглядных пособий, дидактических  игр, тетрадей для графических навыков и индивидуальной работы , раздаточный материал, счетный материал, плакаты, репродукции.

 

          II. Учебный план

Занятия проводятся 2 раза в неделю – математические ступеньки) в течение 8 месяцев.

Продолжительность одного занятия 30 минут, что составляет 1 академический час. Всего занятий 65. Всего часов 65 .

«Математические ступеньки»

Тема раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1

Числа и цифры первого десятка

10

4

6

2

Знаки

10

4

6

3

Ориентировка во времени

8

4

4

4

Арифметические задачи

12

4

8

5

Ориентировка в пространстве

8

4

4

6

Числа и цифры второго десятка

56

23

33

7

Примеры

8

3

5

                                                 Итого    

112

46

66

Календарно-тематический график

«Математические ступеньки»

Тема занятия

Кол-во часов

1

Числа и цифры от 1 до 10.

2

2

Знаки =, +, -.

2

3

Примеры

1

4

Ориентировка во времени

2

5

Ориентировка в пространстве

1

6

Арифметические задачи

1

7

Число  и цифра 11

2

8

Число и цифра 12

2

9

Арифметические задачи

1

10

Число и цифра 13

2

11

Число и цифра 14

2

12

Арифметические задачи

1

13

Число и цифра 15

2

14

Число и цифра 16

2

15

Задачи - шутки

1

16

Число и цифра 17

2

17

Математические загадки

1

18

Число и цифра 18

2

19

Число и цифра 19

2

20

Арифметические задачи

1

ИТОГО:

32

III.Содержание образовательной программы

«Математические ступеньки»

Раздел 1 Числа и цифры первого десятка

Теория: Понятие числа и цифры. Независимость числа от величины предмета. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов.

Практика: Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры.

Д/игр «Незнайка в гостях» (закреплять умение видеть равное количество предметов, закреплять умение вести счет предметов),  «Угадай, какое число пропущено» (определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число), «Поездка» (закреплять умение детей сравнивать числа и определять какое из них большее или меньшее)

Раздел 2 Знаки.

Теория: Знаки «+»; « - »; «=» «>»; «<». Умение пользоваться арифметическими знаками.

Практика: Сложение числа из двух меньших. Д/упр «Матрешки», умение пользоваться знаком «+». Получение числа путем вычитания из большего меньшего. Д/упр. «Цветочная поляна», умение пользоваться знаком «-».

Тренировать умение детей сравнивать числа (определять какое большее/меньшее). Умение правильно пользоваться знаками «>», «<». Д/упр «Яблоко» (математическая сказка).

Раздел 3 Ориентировка во времени

Теория: Развивать умение определять временные отношения (день-неделя-месяц); время по часам с точностью до 15 минут.

Практика: Закреплять временные представления. Закреплять понятие о месяцах Д/игра. «12 месяцев». Закреплять знания о днях недели Д/игра «Неделька». Закреплять знания о смене частей суток. Д/упр. «Когда это бывает». Понятие час, минута. Д/игра «Часики»

Раздел 4 Арифметические задачи

Теория: Развивать умение составлять  и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс «+»; минус «-»; равно «=». Умение правильно поставить вопрос к составленной задаче. (Сколько стало?; Сколько осталось?)

 Практика:  Умение пользоваться схемой составления задач  

(Условие –У; Вопрос - ?; Решение- Р).

 Умение правильно поставить вопрос к составленной задаче. Д/упр «Задай вопрос»

Составление задачи на сложение по картинке. Д/упр. «Волшебные картинки»

Составление задачи на вычитание по картинке. Д/упр. «Волшебные картинки»

Составление задачи на сложение по образцу

Составление задачи на вычитание сложение по образцу

Раздел 5 Ориентировка в пространстве

Теория: Дать понятия пространства (лево-право; вверху-внизу; над-под и др.); плоскость (поверхность стола; лист; страница)

Практика:  Развитие умения ориентироваться в пространстве. Д/упр. «Художники»

Учить овладевать пространственными представлениями Д/упр. «Расскажи про свой узор»

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги Д/упр. «Как расположены фигуры»; «Лабиринт»; «Помоги мышке добраться к сыру»; «Что где находиться?»

Раздел 6 Числа и цифры второго десятка

Теория: Дать представление о составе чисел второго десятка. Показать способ получения чисел второго десятка прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Практика:

Число и цифра 11, знакомство с понятием « десяток».

Число и цифра 12, выполнение измерений с помощью линейки, отношение между числами

Число и цифра 13, математическая задача, решение примеров , знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов

Число и цифра 14,счет по образцу и названному числу, соседи числа, состав числа, решение примеров

Арифметическая задача Составление задачи на сложение по картинке. Д/упр. «Волшебные картинки» Составление задачи на вычитание по картинке. Д/упр. «Волшебные картинки»

Число и цифра 15 выполнение измерений с помощью линейки, отношение между числами, решение примеров

Число и цифра 16, измерение линейкой, счет по образцу и названному числу, соседи числа, состав числа, решение примеров , работа с моделью часов.

Задачи-шутки Составление задачи на сложение по образцу. Составление задачи на вычитание. Сложение по образцу,  решение примеров, математические загадки.

Число и цифра 17 Решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам. Рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги.

Число и цифра 18 Счет по названному числу. Решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы.

Число и цифра 19 Выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг. Отношение между числами, величина.

Арифметическая задача Составление задачи на сложение по картинке. Д/упр. «Волшебные картинки» Составление задачи на вычитание по картинке. Д/упр. «Волшебные картинки» .Составление задачи на сложение по образцу.

Составление задачи на вычитание сложение по образцу

IV. Ожидаемые результаты освоения программы

По разделу «Математические ступеньки» к концу учебного года ребенок должен уметь:

  • знать числа первого и второго десятка и записывать их;
  • понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
  • использовать и писать математические знаки;
  • сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
  • дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
  • преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;
  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 20;
  • измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • определять положение предмета по отношению к другому;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

V.Контрольно-измерительные материалы

Диагностика

 По направлению «Математическое развитие»:

1. Общие понятия (свойства предметов, группы)

2. Числа и операции над ними

3. Пространственно-временные представления

4. Геометрические фигуры и величин.

Список литературы, использованной при составлении программы, разработке конспектов занятий

  1.  Математика до школы Т. И. Ерофеева. М: Школьная пресса. 2005г.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. Изд. 2 – е, переработанное -  СПб: Акцидент, 1996г.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой. М. 1987г.
  4. Школа 2100. Программа подготовки дошкольников по математике. Л.Г. Петерсон.
  5. Раз – ступенька, два – ступенька … Часть 1 и 2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Баласс. – 1998г.
  6. Математика до школы. А.А. Смоленцова, О.В. Пустовайт. СПб:  Акцидент – 1998 г.
  7. Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В.Г. Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.
  8. Математика для малышей. Тетрадь №1 , тетрадь №2, тетрадь №3. Е.П. Бененсон, Е.В. Вольнова. М: 1994г.
  9. Математика для малышей А.Н. Харченко. Краснодар: 1995г.
  10. Праздник числа. В.В Волина . М: 1993г.
  11. Веселая арифметика. В.В. Волина. Екатеринбург: 1999г.
  12. И учеба, и игра: математика. Т.И. Тарабанина, Н.В. Елкина. Ярославль: 1997г.
  13. Детям о времени. Т.И. Тарабанина. Ярославль: 1996г.
  14. Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Т. Ахутина, Н. Пылаева, Н. Монелис, Т. Хотылева. М: 1999г.
  15. Обучение с увлечением. С.И. Агеева. М: 1991г.
  16. Математика – это интересно. Рабочаа тетрадь 5 – 6 лет. Рабочаа тетрадь 6 – 7 лет. И.Н. Чеплашкина, Л.Ю. Зуева, Акцидент: 1998г.
  17. Учимся считать. А. Дорофеева. М.: 1997г.
  18. Логическое мышление . А. Дорофеева. М: 1997г.
  19. Математическая тетрадь для дошкольников. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. М: 1992г.
  20. Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И. Ермолаева. Иркутск: 2000г.
  21. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А. Михайлова. М: 1990г.      

22.     Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет»

23.     Крупенчук О. И. Альбом для развития интеллекта 6+ - СПб: Литера, 2013

24.    Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

25.    Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.: Педагогика, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная робототехника"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» (Далее Программа) отнесена к программам технической направленности,  является авторской разр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика"

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольный период происходит первичное осознание ребенком внешних воздействий окружающего мир...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей подготовительной группы «Занимательная математика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапознавательной направленности«Занимательная математика»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа “Занимательная математика”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа“Занимательная математика&rdquo...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" (для детей старшего дошкольного возраста)

Данная Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки программы дошкольного образования. Решение математических задач, связанных с логиче...