Конспект организованной образовательной деятельности с элементами обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста на тему: « Шахматная фигура - Ладья»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект  « Шахматная фигура - Ладья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_figura-_ladya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности с элементами

обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста

на тему:

« Шахматная фигура - Ладья»

Программное содержание:

Задачи:

Обучающие: воспроизвести место ладьи в начальном положении, закрепить ход ладьи, взятие фигур; повторение и закрепление  движения изученных шахматных фигур, активизировать мыслительную деятельность, вырабатывать навык работы с шахматной доской;

Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, внимание и логическое мышление, тактильное восприятие;

Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы, воспитывать чувство такта, уважения к своему партнеру, вырабатывать уверенность в своих силах, способности к соперничеству.

Методическое обеспечение:  игрушка «Капелька», шахматные доски по количеству детей, демонстрационная шахматная доска и шахматные фигуры, загадки, карандаши, шахматные диаграммы на каждого ребенка, волшебный мешочек, сундучок с сюрпризом, красный карандаш на каждого ребенка.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о шахматах, знакомство с шахматными фигурами, с шахматной доской, шахматные упражнения, изготовление диаграммы, работа с родителями, индивидуальная работа.

Словарная работа: ход фигуры, взятие фигуры, горизонталь, вертикаль, шахматное поле.

Ход занятия.

I.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла гостья. На экране появляется  «Капелька». Капелька здоровается с детьми.

 Капелька: Вчера у меня было день рождение, мне подарили много разных подарков. Как вы думаете, что мне подарили?

Ответы детей.

 Капелька: Мне подарили много игрушек, а еще подарили игру шахматы, только как в нее играть я не знаю. Ребята вы поможете мне научиться играть в нее?

Дети читают Капельке  стихотворение про шахматы.

Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.

Автор: Ирина Седова

 Капелька: Очень интересно, я очень хочу научиться играть в шахматы.

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, поможем Капельке научиться играть в шахматы?

Дети: да.

Дети рассаживаются за столы, на которых расставлены шахматные доски, фишки, шахматные фигуры. На стене висит демонстрационная шахматная доска.

Воспитатель: Ребята как называется это доска?

Дети: Шахматная доска.

Воспитатель: Что мы видим на шахматной доске?

Дети: Мы видим много квадратов, они белые и черные.

Воспитатель: Как называются квадраты на шахматной доске?

Дети: Шахматное поле.

Воспитатель: Какие шахматные фигуры вы знаете, назовите их.

Дети: Ладья, конь , король, ферзь, слон, пешка.

Воспитатель: Задание « Расстановка  шахматных фигур.»

Воспитатель: Ребята, проверьте друг у друга, все справились?

Дети: Да.

Воспитатель: Игра «Доскажи словечко»

Белый отряд, черный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном.

Точно такой же порядок в другом.

В каждом отряде – сам погляди –

Оба угла занимают …

Рядом с ладьями … видны.

Рядом с конями встали ...

Кто ж в середине – …

Самые главные в войске своем.

Дети убирают с доски все шахматные фигуры, оставляют лишь ладьи.

Воспитатель: Какие фигуры находятся на доске? Сколько их?

Дети: На доске 4 ладьи, две белые, две черные.

Воспитатель: Назовите, на каких полях они находятся?

Дети: Ладьи находятся на полях а1, н1. а8, н8.

Воспитатель: Вспомним с вами, как ходит ладья по шахматной доске.

Дети: Она ходит по прямой линии, горизонтали, вертикали.

Воспитатель дает задание детям. Поставить ладью на поле с3, показать ход фигуры фишками.

Ребенок, который выполнит это задание быстрее всего, предлагается выполнить на шахматной доске у доски. Дети с воспитателем, проверяют правильность выполнения задания. Определяют, сколько ходов ладья из данного положения может сделать вверх, вниз, вправо, влево, по горизонтали, вертикали.

Сюрпризный момент. Посмотрите, какой у меня замечательный мешочек, как вы думаете, что у меня там находиться? (загадки). Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать и выполнить движения. (используется музыкальное сопровождение).

- У него большая роль, а зовут его …(король)                             

 

Поднимаемся на носочки - руки вверх

- Самый главный в войске есть, а для вас он просто ….(ферзь)

Прыжки, ноги врозь - руки в стороны,

Ноги – вместе, руки вверх – хлопок над головой

- Не фигура, а насмешка - это маленькая …. (пешка)

Руки на пояс - приседания

- Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и …. (слон)

Ноги на ширине плеч, наклоны (правая рука – к левой ноге, левая рука – к правой ноге)

- Коли ходишь наугад, можешь сделать только…(пат)

Ходьба на месте

Проводится игра «Лабиринт». Дети встают перед мольбертом, на котором расположена шахматная диаграмма. Фломастером рисуется путь чёрной ладьи.

III. Заключительная часть.

Капелька благодарит детей и дарит детям в подарок медали, за то, что дети помогли познакомиться с новой игрой шахматы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Умники и умницы» по обучению детей игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа «Умники и умницы" по обучению детей игре в шахматы   разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данна...

ПРОГРАММА дополнительной платной услуги «Белая ладья» "Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы" для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Рабочая программа «Белая ладья» составлена для детей старших групп на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы» рекомендованную Министерством образования Российской Феде...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Рисование для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Цветочная поляна»

Цель: развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования «набрызг». Задачи: 1. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Рисование для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебный пейзаж»

Цель: развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования «граттаж». Задачи: 1. Знакомить детей с нетрадиционной техникой ри...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Космос – это интересно!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ - технологий для детей старшего дошкольного возраста  на тему «Космос – это инте...

Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Шахматные фигуры»

Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Шахматные фигуры»...