Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Знакомство с историей шахмат»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ г.о. Саранск
«Центр развития ребенка –
детский сад №46»,
воспитатель
высшей квалификационной
категории Гордеева Л. Х.
Конспект занятия по обучению игре в шахматы
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Знакомство с историей шахмат»
Цель: познакомить детей с историей шахмат
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей с историей появления шахмат;
-расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;
Развивающие:
-развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;
-развивать познавательные действия, и познавательные интересы;
-развивать активную речь детей, умение анализировать, делать выводы;
Воспитывающие:
-воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Физическое», «Социально коммуникативное», «Познавательное», «Речевое».
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Шахматы» из цикла «Фиксики». Чтение стихотворения И. Шнайдер «Шахматная доска и расстановка фигур».
Материал:
1. Наглядные - открытка с изображением короны;
2. Раздаточные – лист бумаги, линейка, карандаш простой
3. мультимедийные - компьютерная презентация
4. Оборудование: фигуры шахмат, шахматная доска, видеоряд: индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада.
Словарная работа: шахматное поле, правители, раджа, мудрец, восток, запад.
Ход занятия
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята!
1. Посмотрите, я получила открытку и очень удивилась, тому, что в ней написано.
Кто из вас умеет прочитать открытку?
Какую игру можно назвать королевской и почему? (ответы детей)
Что вы знаете о шахматах?
На самом деле являются ли шахматы королевской игрой?
Вы думаете что да, а я сомневаюсь.
И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?
2. Просмотр презентации «Шахматы»
Комментарии по ходу слайдов.
Воспитатель: Какая самая главная фигура в шахматах? (ответ детей)
- Король, а почему?
(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)
- Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы? (ответы детей)
3. Индия
(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга».)
Что вы знаете об Индии?
(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы, есть йоги).
4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»
(показ слайдов)
Рассматривание многообразия шахмат востока.
Из каких материалов делали шахматы, как вы думаете? (ответы детей)
Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.
На востоке правили Раджи, а на западе Короли.
5. Рассказ о мудреце и короле. (В. Гришин)
Просмотр разнообразия шахмат на западе.
Игра «Море волнуется».
Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется», но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные, но так чтобы мы их могли узнать.
В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура - на «чудная фигура», то есть шахматная.
6. Все фигуры располагаются на шахматной доске.
Воспитатель: Давайте сначала нарисуем две клетки белую и черную.
Чтобы клетки получились аккуратнее, используйте линейку.
Молодцы у всех получились клетки, а в следующий раз мы попробуем нарисовать всю шахматную доску.
7. Итог.
Воспитатель: Ребята мы сегодня выясняли: являются ли шахматы королевской игрой?
И какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
- Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей - королей, и главная фигура в шахматах - это король.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с вулканом»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Знакомство с вулканом»...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Статья раскрывает технологию развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей и культурой Санкт-Петербурга, затрагивает вопросы художественного воспитани...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».
Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Презентация "История шахмат для детей старшего дошкольного возраста"
"История шахмат для детей старшего дошкольного возраста "...

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весна»
Конспект занятия по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весна»Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников о в...

Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Шахматные фигуры»
Конспект НОД по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Шахматные фигуры»...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мое Отечество-секреты символов России».
Развитие познавательного интереса к культурным ценностям и традициям через взаимодействие с народной игрушкой (русской матрешкой) и ознакомление с основными государственными символами России.Расширять...
