Конспект занятия по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Евлаш Людмила Васильевна

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста  Тема: «Весна»

Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников   о весне.

Задачи:

Образовательные:

         - Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами)

- расширять словарный запас;

- упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, предлогов в связной речи детей;

- закреплять представления детей о природе весной, об весенних явлениях в природе.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, мышление;

- развивать умение составлять рассказ о весне, о природе весной, об весенних явлениях в природе;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать доброжелательное отношение;

- воспитывать стремление помогать друг другу;

- воспитывать навыки безопасного поведения дома и на улице.

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы на весеннюю тематику, беседы, рассматривание репродукций картин художников, фотографий, иллюстраций в журналах, книгах, проведение игр с весенней тематикой, рисование и аппликация весенних пейзажей.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: подбор речевых игр, картинки, мнемотаблица.


Интеграция образовательных областей:

-  познавательное развитие;

-  социально-коммуникативное развитие;

-  речевое развитие;

-  физическое развитие.

 

Примерный ход занятия
 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей пред занятием.
Воспитатель подзывает детей.
- Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся

- Давайте пригласим нашего друга Ежика, чтобы он тоже поздоровался с нашими гостями.


Дети играют в группе.

Дети здороваются.

Дети обнаруживают, что Ежик пропал, а на месте, где он был, обнаруживают коробку.

Мотивация (игровая ситуация)
Воспитатель показывает детям коробку.

- Даже не знаю, что за коробка, что в ней может быть?
- Ребята, а как вы думаете, что в этой коробке?

Открываем коробку, находим в ней записку, читаем:
«Я – баба Яга, помните приходила к вам на праздник. Вчера поздно вечером я встретила вашего друга Ежика на улице одного. Я пригласила его к себе в гости на чай с вкусными конфетами. Он согласился. Ха-ха-ха. А теперь я его не отпущу, пока вы не выполните все мои задания». 




 

 

Рассуждения и предположения детей.


Дети читают записку.
 

 

 

 

 

 

Выявление проблемы.
- Как вы думаете, почему такое могло произойти с Ежиком? Почему он оказался в беде?
- Ребята, что будем делать?
 

Я согласна с вами, друзей нельзя бросать в беде.


Дети высказывают свои предположения.
Дети рассуждают, как Ежик мог оказаться в беде.

Утверждают, что друзей нельзя бросать в беде.

Целеполагание.
- Как мы можем помочь нашему другу?

Предположения детей (можно поискать, выполнить задания Бабы Яги и т.д.)

Планирование будущей деятельности.
Воспитатель предлагает подумать и решить, будем ли мы выполнять задания.  – А о каких заданиях идет речь?
Дети заглядывают в коробку и вытаскивают конверт, вскрывают конверт с заданиями и с помощью воспитателя читают:
«Задания выполняйте по порядковому счету и двигайтесь по стрелкам, которые я  нарисовала. Первое задание находится там, где вы читаете книги».


Дети рассуждают, доказывают о необходимости помочь другу.

Реализация плана.
Воспитатель помогает найти конверт в книжном уголке.
Задание 1.
Воспитатель помогает прочитать записку.
«Отгадайте ребус, если отгадаете, поймете, о чем будут все мои задания»

- Ребята, мы любим ребусы разгадывать?
- Ну, тогда давайте разбираться, что здесь за загадка?
- Давайте подумаем, когда мы с вами можем увидеть почки на деревьях, проталинки?
- Значит, что говорит этот ребус, весна, какая?
- А почему ее называют «  »?

- Мы с вами справились с заданием.

(Далее двигаются по стрелкам)


Задание 2.

Воспитатель помогает прочитать записку.
«Расставьте  эти картины по порядку».


-  Ребята, о каком порядке здесь идет речь? Вы что - то понимаете?
- Может, давайте разберемся, что изображено на этих картинах?
- Может вам, что-то напоминает, когда появляются проталинки, почки на деревьях, листья зеленые ?
- Тогда давайте расставим картинки по порядку весенних периодов.
- Почему вы решили расставить картины именно в этом порядке?


- Мы справились, и  с этим заданием, можем двигаться дальше.
 

Задание 3.
Воспитатель помогает читать записку.
«Разбейтесь на пары и сложите из слогов слова, потом подберите к словам картинки  весенней тематики».
- Ребята, а что на них изображено?
- К чему можно отнести все эти картинки?
- А о каких же действиях говорится в записке?
Ну что, мы все справились с заданием, можем искать следующее задание?

Задание 4.
«Проведите физкультминутку»
Физминутка:

 

«Пришла Весна»
Улыбаются все люди –
Весна, весна, весна 

Она везде, она повсюду –
Красна, красна, красна 

По лугу, лесу и полянке –
Идёт, идёт, идёт 

На солнышке скорей погреться –
Зовёт, зовёт, зовёт

 И в ручейке лесном задорно –
Звенит, звенит, звенит 
По камушкам в реке широкой –
Журчит, журчит, журчит 

Разносит запахи повсюду –
Цветов, цветов, цветов 

И всё живое сразу слышит
Весенний этот зов! 

- С этим заданием, мы с вами отдохнули.

- Ну что, дальше в путь?

(Далее двигаются по стрелкам)
Задание 5.

Воспитатель помогает читать записку.
«Что обозначают эти слова».
- Ребята, давайте рассмотрим внимательно картинки и прочитаем, что написано.

- Что же могут обозначать эти надписи?
- Ребята, а где мы можем об этом узнать?

- Я вспомнила, я в книге тоже об этом читала, что в старину так назывались весенние месяцы.

- Почему март называли Протальником?

- Что такое проталинки? (Это участки земли, где снег уже растаял).

- В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему? (На солнечных участках, где сильнее пригревает солнце.)

- Как появилось у апреля имя Водолей?

(Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди).

-Что важное происходит в апреле в жизни птиц?

(Перелетные птицы возвращаются к своим гнездам из теплых стран).

- Почему в народе май называют Цветень.

- Попробуйте объяснить это название. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники).

- В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. Посмотрите на картину: какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.)

- Чем покрыты деревья и кустарники?

- Какого цвета небо?

- Как светит солнце?

- Что происходит с деревьями в мае?

(В мае зацветают деревья и кустарники).

- В мае лес полон радостных звуков, пения птиц.

- Видите, как мы все вместе справились с заданием.

- Есть у нас еще задания?

Задание 6.
Воспитатель помогает прочитать:
«Составьте рассказ о Весне по мнемотаблице»

- Ребята, как вы думаете, справимся с этим заданием?
- Возьмите мнемотаблицу, она поможет вам составить рассказ.
 https://pandia.ru/text/80/233/images/image014_18.jpg


Последняя стрелка указывает на мешок.
- Еще одно задание!?- Ребята, что же в нем может быть?
- Давайте его развяжем и посмотрим, что в нем?

Воспитатель помогает прочитать записку: «Ребята, вы доказали, что вы настоящие друзья Ежика. Вы помогли ему выбраться из беды. Я дарю вам книгу «Правила безопасного поведения», чтобы вы никогда не попадали в такую опасную ситуацию».

 



Дети вскрывают конверт, находят в нем записку и ребус.





Рассуждения, доказательства детей:
Листья на деревьях появляются. Когда смотришь на весенний лес или парк издалека, он кажется изумрудным.
 


 

 

 

 

 

Дети находят конверт и  вскрывают, достают из него репродукции картин, записку.

Дети расставляют картины. Доказывают.
Потому что на первой картине изображена ранняя весна, грачи прилетели.

На второй - середина весны

На третьей - поздняя весна: на деревьях листья, трава зеленая,



 


 

Дети находят и вскрывают конверт, находят в нем записку и картинки.

(проталины, ледоход, подснежник, сосульки).

К весенним признакам.
 


 

 

 

Дети находят и вскрывают конверт, находят в нем записку.

(Дети могут выбрать самостоятельно другую физкультминутку)

Дети выбирают ведущего и проводят самостоятельно физкультминутку

(руки над головой, хлопки)
(ритмичные повороты туловища)
 

(ритмично «шагают» на месте)
(«Солнышко» из пальцев рук)
(«волны» руками)

(хлопки в ладоши)
(«Бутон» из пальцев)
(ритмично сжимают – разжимают пальцы)

 

 

 

 

 

Дети находят и вскрывают конверт. Находят в нем записку, три подписанные картинки.

Дети рассматривают картинки, с помощью воспитателя читают надписи:

Протальник.

Водолей.

Цветень.

Дети рассуждают, предполагают.
Предположения детей (в Интернете, в энциклопедиях, спросить у взрослых).

Дети высказывают свои предположения
Март, первый месяц весны (потому что в это время утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает, появляются проталины, сосульки тают).


Дети высказывают свои предположения
апрель, второй месяц весны (потому что в это время всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди)

 

Дети высказывают свои предположения
Май, третий месяц весны (потому что в это время зеленеют листочки, земля покрывается травкой, цветут деревья и кустарники у зверей весной появляются малыши)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят конверт.

 

 

 


Дети составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждения детей.
Дети развязывают мешок и находят в нем Ежика, записку, книгу «Правила безопасного поведения»

Оценка и рефлексия
Воспитатель подводит детей к активному обсуждению:

Что мы с вами сегодня делали?

Что получилось, а что не получилось?

Что больше всего понравилось?

Что вызывало затруднения?

 


Дети вспоминают, чем занимались, для чего они все это делали, перечисляют, какие задания выполняли.

Рассуждают, доказывают что получилось, и почему?

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по  развитию повествовательной речи с испо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Зима»

Создание  условий для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по зимней тематике....

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Космические приключения »

Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, создание условий для закрепления первичных представлений о космосе и применение речевых умений для решения проблемных ситуаций.....

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми множественными наруш...