Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Ранняя весна. Пересказ рассказа «Март» по Г.Скребицкому».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конспект НОД разработан для детей с ОВЗ с использованием мнемотаблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ранняя весна. Пересказ рассказа «Март»  по Г.Скребицкому».

Цель: учить детей составлять  пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные: Учить  детей составлять  пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы (метода наглядного моделирования). Формировать навыки планирования пересказа (с опорой на наглядность), умение отвечать полными предложениями на вопросы;  упражнять в образовании предложений с противительным союзом а, существительных с суффиксом единичности –инк-. Обобщить  представления о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

Развивающие: развивать связную и диалогическую речь, слуховое и зрительное восприятие и внимание, творческое воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память, координацию речи с движением, эмоциональный мир.  Актуализировать словарь детей по теме. Совершенствовать синтаксическую сторону речи, грамматический строй.

Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на услышанный рассказ, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии, отзывчивость.

Оборудование., CD с записью пьесы П.Чайковского «Подснежник», CD с записью пения птиц в весеннем лесу, мольберт, картинки с изображениями подснежников,  мяч, мнемотаблица к рассказу «Март», презентация «Солнышко», интерактивная игра «Что лишнее». 

Аппаратное и программное обеспечение: CD-проигрыватель, мультимедийное оборудование, магнитофон, MicrosoftOfficePowerPoint 2007.

Предварительная работа. Рассматривание картинок с изображением ранней весны и беседа по ним, Наблюдение на прогулке за изменениями в природе, за тем, как на солнцепеке с крыш начинается капель, а вечером с крыш свисают сосульки; за тем, как снег вокруг стволов деревьев начал подтаивать; первыми проталинками. Рисование элементов картины «Март» на занятии по изобразительной деятельности. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Подснежник» на музыкальном занятии. Разучивание логоритмического упражнения «Весна, весна красная!»; дидактические игры «Четвертый лишний», «Большой-маленький», «Закончи предложение»,

Методы: наглядные словесные, практические, игровые.

Планируемые результаты: дети умеют составлять пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы; сформированы  навыки планирования пересказа (с опорой на наглядность), умеют отвечать полными предложениями на вопрос;  образовывают предложения с противительным союзом а, существительные с суффиксом единичности –инк-. Обобщены  представления о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе.

Основная часть

Этап, его продолжительность

Виды деятельности,

задачи, формы работы, методы обучения

Деятельность педагога        

Деятельность обучающихся, предполагаемый результат

I. Вводная часть НОД (3 мин)

1. Приветствие, беседа, проблемно-игровая ситуация, сюрпризный момент. Эмоционально настроить детей   на предстоящую речевую деятельность. Ввести детей в проблемно-игровую ситуацию.

Методы: словесный, наглядный.

Педагог приветствует детей.  Звучит пьеса П. Чайковского «Подснежник». Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики, стоящие перед ним полукругом. На мольберте закреплены картинки с изображениями подснежников. Музыка звучит несколько минут, затем педагог выключает магнитофон.

Педагог. Как называется пьеса, которая сейчас звучала? (Это пьеса Чайковского «Подснежник».) Что вы представляли себе, когда слушали музыку? (Мы представляли себе подснежник.) Какой подснежник вам представлялся? (Нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелеными листиками и прекрасным белоснежным цветком.) Приметой какого времени года является появление подснежников? (Это примета ранней весны.) Правильно, это примета ранней весны. А сейчас закройте глаза и представьте себе Весну. Дети закрывают глаза, звучит музыка волшебства, педагог  превращается в  Весну.

Весна: Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!) Я услышала красивую музыку и решила заглянуть к вам! Вы знаете, кто я? (Весна!) Я-Весна, пришла к вам за помощью: чтобы природа быстрее проснулась, нужно чтобы Солнце светило ярче и грело сильнее! Для этого необходимо выполнить задания! Вы поможете мне? (Да!)  

Дети встают в круг, слушают музыку, отвечают на вопросы.

Результат: обучающиеся проявили заинтересованность, включились в игровую деятельность. Определили приоритетным одно из решений проблемной ситуации: помочь Весне засиять сильнее Солнцу. Перевоплощение педагога в Весну-  эмоционально настроили детей на  предстоящую образовательную деятельность.

II. Основная часть НОД

(15мин.)

1.Д\И «Что лишнее» с применением ИКТ. Закрепить приметы весны. Совершенствовать синтаксическую сторону речи  (образование предложений с противительным союзом а). Развитие зрительного внимания, мышления, речи.

Методы: словесный, наглядный.

На экране  появляются слайды изображениями примет   времен года.

Весна. Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете приметы ранней весны.  Рассмотрите внимательно картинки, определите, какая из примет лишняя, и объясните, почему.

1-й слайд. Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины.

1-й р е б е н о к. Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга.

Весна. Верно, молодец! Следующие картинки!

2-й слайд. Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.

2-й ребенок. Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат.

Весна. Правильно, умница! Следующие картинки!

3-й слайд. Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнезда.

3-й ребенок. Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.

Весна. Согласна, ты очень внимательный!  

4-й слайд. С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

4-й ребенок. Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.

На экране появляется слайд  с изображением Солнца с одним лучиком.

Весна. Посмотрите, у нашего Солнышка засиял лучик! Молодцы. Вы были внимательными, исправили ошибки и дали толковые объяснения.

Дети, по – очереди,  определяют лишнюю примету, называют ее, составляя предложение с  противительным союзом а. 

Результат: дети научились  образовывать предложения с противительным союзом а. Активизировались  зрительное внимание, мышление, речь. Применение мультимедийного оборудования позволило поддержать интерес детей к игре.  Появление на экране слайда с изображением Солнца с одним лучиком, как результат проведенной игры, позволило поддержать  интерес детей с перехода от одной деятельности к другой.

2.  Чтение рассказа Т. Скребицкого «Март». Формировать умение внимательно слушать рассказ. Развивать  эмоциональный мир, слуховое внимание, восприятие, творческое воображение. Методы: словесный, наглядный.

Весна. Ребята, я прочитаю вам рассказ Г. Скребицкого «Март». Слушайте внимательно, попробуйте представить то, о чем я вам буду читать. По окончании рассказа мы с вами побеседуем о его содержании!

Март - первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака - это и есть самое начало весны.

Дети внимательно слушают педагога.

Результат: обучающиеся внимательно слушали рассказ педагога. Активизировались слуховое внимание, восприятие, воображение.  

3. Беседа по рассказу.  Формировать умение отвечать на вопрос полным  предложением. Развивать диалогическую речь, память, мышление, внимание, уточнение, пополнение и активизация словаря по теме.  

Методы: словесный, наглядный.

Весна.   О чем этот рассказ? (Этот рассказ о весне.) С чего он начинается? Вспомните первое предложение рассказа. (Март - первый месяц весны.) Чем март похож на зиму? (На земле еще лежит снег.) А как вы понимаете выражение мороз иной раз ударит! (В марте иногда бывают морозы.)

Что сказано о солнце в рассказе? (Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки.) Что значит светит ослепительно! (Светит ярко, слепит.) Что сказано о небе и облаках?

(Небо синее-синее, а облака пушистые.)

Пушистые? А как сказать по-другому? (Пышные, кудрявые, кучерявые.) Что начинается в марте? Что появляется на буграх? (В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины.)

От какого слова образовано слово проталины!

(От слова таять.)  Что сказано в рассказе о ручейках? (Маленькие ручейки журчат в полях.) Как сказать по-другому? Замените слово журчат на другое. (Звенят, поют).

Какие приметы говорят о начале весны?

(Ручьи, проталины и кучерявые облака говорят о начале весны.) На экране появляется слайд  с изображением Солнца с двумя  лучиками.

Весна: Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, и наше Солнце засияло двумя лучиками! Молодцы! А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть!

Дети дают развернутые ответы на поставленные вопросы, используя распространенные предложения.

Результат: воспитанники активно участвовали в беседе. В процессе общения активизировалась речь детей, что способствовало развитию диалогической речи, имеющей значение для последующего составления рассказа. Обучающиеся закрепили и расширили представления о ранней весне, и ее признаках. Активизировались речь, словарь по теме, память,  мышление, внимание. Появление на экране слайда с изображением Солнца с двумя лучиками, позволило поддержать  интерес детей с перехода от одной деятельности к другой.

3. Подвижное упражнение «Весна, весна красная!»

Повысить работоспособность детей. Способствовать переключению детей с умственной деятельности на двигательную. Развитие общей моторики, речи.

Методы: словесный, игровой, практический.

Весна  предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.

Весна, весна красная!        

Идут по кругу, взявшись за руки.

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,        

Идут в противоположную сторону.

С великой милостью:

Со льном высоким,

Останавливаются, поднимаются на

носочки, тянут руки вверх, делают вдох.
С корнем глубоким,        

Опускают руки, приседают, делают

выдох.

С хлебами обильными.        

Взявшись за руки, бегут по кругу.

На экране появляется слайд  с изображением Солнца с тремя лучиками.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Результат: воспитанники легко переключились с умственной деятельности на двигательную. Упражнение способствовало эмоциональному подъему настроения, двигательной активности, снятию умственного напряжения, развитию общей моторики, речи. Появление на экране слайда с изображением Солнца с двумя  лучиками, как результат проведенной игры,  позволило поддержать  интерес детей с перехода от одной деятельности к другой.

3.  Повторное  чтение рассказа педагогом мнемотаблицы. Формировать целостное представление о рассказе, навыки планирования перассказа (с опорой на наглядность). Развивать зрительное восприятие,  слуховое внимание, память. 

Методы: словесный, наглядный.

Весна. Немного отдохнули, атеперь послушайте рассказ еще раз, потому что вы будете его пересказывать. Эта таблица поможет вам пересказывать. 

Весна  помещает на мольберт мнемотаблииу  и повторно читает рассказ.

Дети внимательно слушают педагога.

Результат: обучающиеся слушали рассказ педагога. Мнемотаблица служила планом рассказа педагога, выделяли  основные объекты, их модели и свойства, помогали проследить их взаимосвязь и взаимодействие, а также составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

5. Пересказ рассказа «Март» детьми «по цепочке».

Цель: учить пересказывать рассказ с наглядной опорой - мнемотаблицы. Развивать связную речь, память.

Методы: наглядный,

словесный.

Весна предлагает детям самостоятельно пересказать рассказ «по цепочке». При  трудностях построения высказывания, педагог активизирует других детей, задает наводящие вопросы.

После пересказа на экране появляется слайд  с изображением Солнца с четырьмя лучиками.

Весна: Умнички, посмотрите, у нашего Солнышка появился еще один лучик! Это ваша заслуга!

 Дети пересказывают рассказ используя мнемотаблицу, которая помогает подобрать лексический материал, построить предложения, выделить наиболее существенные моменты, выразить свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформить фразу.

Результат: воспитанникам удалось добиться значительных результатов в пересказе  рассказа. Прием рассказывания «по цепочке» позволил детям следить за последовательностью изложения пересказа своих сверстников. .  Появление на экране слайда с изображением Солнца с четырьмя лучиками, как результат составления пересказа,  позволило поддержать  интерес детей с перехода от одной деятельности к другой.

6.  Пересказ  рассказа «Март» одним ребенком.

Цель: учить пересказывать рассказ с наглядной опорой –мнемотаблицы, формировать целостное восприятие пересказа рассказа, умение детей слушать пересказ сверстника, следить за ее последовательностью.   Развивать связную речь, память.

Методы: наглядный,

словесный.

  Весна,  по желанию,  предлагает одному из детей полностью пересказать рассказ, остальных детей просит следить за пересказом сверстника, чтобы помочь в случае возникновения трудностей.

После пересказа на экране появляется слайд  с изображением Солнца с пятью лучиками.

Весна: Молодцы! Наше Солнце засияло еще больше! Осталось последнее задание!

Ребенок решает поставленную перед ним задачу: пересказывает рассказ используя мнемотаблицу, остальные дети  внимательно слушают,  в случае возникновения трудностей приходят на помощь.

Результат: У детей сформировалось целостное восприятие пересказа рассказа, умение  слушать пересказ сверстника, следить за ее последовательностью. Активизировались внимание, речь, память, мышление. Появление на экране слайда с изображением Солнца с пятью лучиками, как результат поставленной задачи,  позволило поддержать  интерес детей с перехода от одной деятельности к другой.

7. Дидактическая игра «Большой-маленький» с мячом.  Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовать существительные с суффиксом единичности.

Методы: словесный, практический. 

Весна берет в руки мяч.

Весна. А теперь давайте поиграем в мяч. Я буду называть предмет и бросать вам мяч, а вы будете ловить мяч и называть его ласково и обязательно так, чтобы в слове было сочетание -инк-.

В игре с мячом образуются следующие формы имен существительных:

проталина - проталинка;

льдина - льдинка;

дождь - дождинка;

трава - травинка;

снег - снежинка;

тропа - тропинка;

хвоя - хвоинка.

На экране появляется слайд  с изображением улыбающегося Солнца с шестью лучиками.

Весна: Молодцы, ребята, посмотрите-какое у нас Солнышко яркое засветило, а это значит, что оно будет сильнее греть и снег быстрее растает, природа оживет! Спасибо вам большое за помощь! А за это я вам подарю интересную игру «Твистер». А сейчас, вы закроете глаза, сосчитаете до пяти и откроете их! Дети закрывают глаза, считают до пяти, Весна вновь превращается в педагога. 

Дети по очереди ловят мяч, называют слово и возвращают его обратно.

Результат: обучающиеся  научились образовать существительные с суффиксом единичности –инк-, использование мяча  позволило активизировать каждого ребенка, поддержать интерес детей к игре.  Появление на экране слайда с изображением ярко сияющего Солнца, вручение подарка, после проведенной игры, позволило детям получить чувство удовлетворения от выполненных заданий, от оказанной помощи.

III.Заключи-тельная часть. Рефлексия.

(2 мин.)

Подведение итога НОД. Подведение итогов образовательной деятельности, формирование у детей  элементарных навыков самооценки и взаимооценки.

Методы: словесный.

Педагог предлагает детям рассказать, кому они сегодня помогли, в какие игры  играли с  Весной? Какое задание было самым трудным. А какое самым легким? Чему мы сегодня обучились? Что нам помогло составить пересказ? Воспитатель привлекает детей к подведению самоанализа, хвалит детей и благодарит за хорошую работу.

Дети отвечают на вопросы,  высказывают своё мнение о занятии, дают самооценку, взаимооценку.

Результат: Дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями, радовались успехам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".

Вашему вниманию представлен конспект организации НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа - сложная и зачастую скучная деятельность для ребёнка. Однако, широкое ...

Электронное мультимедийное дидактическое пособие непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Закрепляем знания о весне, играя"

Данное интерактивное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОО в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме "Ранняя весна"

Советы логопеда родителям по закреплению у детей знаний по лексической теме "Ранняя весна"...