Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Петренко Светлана Анатольевна

Вашему вниманию представлен конспект организации НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа - сложная и зачастую скучная деятельность для ребёнка. Однако, широкое использование приёма наглядного моделирования, игровых и здоровьесберегающих технологий, проблемных ситуаций позволило создать вокруг ребёнка атмосферу игры и поиска, что несомненно отразилось на результатах проведённой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект НОД "Пушок"39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  

« Центр развития ребёнка  - детский сад № 19»

             

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".

 

Автор-составитель:

Петренко С.А.

г. Сосновый Бор

2014г.

Программное содержание.

Цель: развивать связную речь детей посредством составления пересказа с использованием приёма наглядного моделирования.

Задачи:        

  • Обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе (погода, повадки животных, зимние месяца).
  • Способствовать формированию у детей целенаправленного восприятия и анализа текста.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.
  • Продолжать работу по активизации и обогащению словарного запаса детей: «кличка», «сарай», «сено», «мордочка», «фыркал», «тыкал», «зимушка-зима».
  • Способствовать развитию у детей логики и словотворчества.
  • Упражнять детей в речевом дыхании, узнавании букв и фонетической дифференциации звуков.
  • Развивать у детей сенсорные анализаторы, память, внимание, познавательные способности; умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
  • Воспитывать у детей интерес  к окружающему миру посредством игровых ситуаций.
  • Способствовать укреплению у детей чувств товарищества, взаимопомощи и доброжелательного отношения к сверстнику.

Предварительная работа:         

  • Чтение полного рассказа Г. Скребицкого «Пушок».
  • Изучение лексических тем «Дикие животные», «Зима».
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемым темам.

Оборудование:

Магнитофон с зимней фонограммой, ватман с изображением ёжика, карточки-буквы, картинки-модели, мячики для массажа.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель вводит детей в решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Представьте себе! Иду я сегодня утром на работу в детский сад и вижу перед собой мальчика с мамой. Малыш говорит маме: "Снег тает, на улице весна!". Он прав? (ответы детей).

Воспитатель: Верно, на улице зима. А доводилось ли вам когда-нибудь оказаться в зимнем лесу? (ответы детей).

Воспитатель: А сейчас вы бы хотели попасть в зимнее лесное царство? (ответы детей).

Воспитатель: Только это не так просто! Надо вспомнить и произнести зимнее заклинание - 3 зимних месяца. Они вам знакомы? (ответы детей).

Воспитатель: Очень тихо говорите, заму так вы разозлите(Грозим пальцем).  Громче скажем месяца - холода придут сюда (греем плечи). А теперь дружней друзья. Здравствуй, зимушка-зима!

Гаснет свет, звучит зимняя фонограмма со светоэффектами.

Воспитатель: Вот мы и в зимнем лесу. Что вы слышите, друзья? (ответы детей).

Дети слышат звуки метели, вой волка, карканье вороны, стук дятла, скрип следов и чей-то сап.

Воспитатель: Кто-то носиком сопит, под пенёчком тихо спит. Кто же это? (ответы детей, поиск).

Воспитатель подводит детей к ковролину, на котором спрятан под тканью картонный ёж. Снятие ткани.

Воспитатель: Этот ёж тут не спроста. Он не спать пришёл сюда. Очень любит ёж играть и ребяток забавлять. Вот и сегодня он придумал новую игру - маленькую хитрость: притворился спящим и спрятал от вас свою кличку (показывает на пустые картинки). А вы знаете, что такое "кличка"?

Воспитатель: Верно. это как имя у животного. Людей зовут (именуют) по имени, а животных зовут (кликают) по кличке. Только просто так он вам свою кличку не скажет и глазки не откроет. Любит ёжик пересказ, очень этому он рад. Лишь послушает разок, приоткроется глазок. На последний пересказ ёж откроет целый глаз. Улыбнётся, подмигнёт и свою кличку назовёт. Будем радовать ежа, открывать ему глаза? (ответы детей).

Воспитатель берёт в руки модели, лежащие поблизости.

Воспитатель: А вот и модели - наши помощницы. Они нам помогут составить пересказ. Только как же их расположить, в каком порядке? (версии и догадки детей).

Воспитатель: Действительно. Сперва надо послушать сам рассказ. Готовы слушать? (ответы детей).

Воспитатель читает адаптированный рассказ Г. Скребицкого "Пушок" и дети последовательно с рассуждениями составляют алгоритм пересказа.

Воспитатель: Ну а теперь присаживайтесь поудобнее и ещё раз внимательно послушайте рассказ.

Воспитатель читает рассказ и делает жестом (рукой) акценты на соответствующих моделях.

Воспитатель: Кто будет первым радовать ежа, открывать ему глаза, пересказ свой составлять и букву в кличке называть? (ответы детей).

Ребёнок составляет пересказ с помощью наглядного моделирования. Остальные - слушают и по необходимости помогают.

Воспитатель: Замечательный пересказ! А теперь пришла пора открыть и назвать одну букву в кличке ежа.

Ребёнок открывает любую букву среди предложенных карточек. Дети строят предположения о кличке ежа. 

Воспитатель: Как называется буква? (ответы детей). Какой (какие) звук живёт в этой букве? (ответы детей). Он гласный или согласный? Почему? (ответы детей). 

Воспитатель: Будем греть сейчас ежа, открывать ему глаза. Подойдите все поближе, носом быстренько вдохните, выдох будет через рот. Долго плавно выдыхает, ежа дыханьем согревает (дуем на ладошки, направленные на ежа) и произносим соответствующий звук (из отгаданной буквы).

Воспитатель с обратной стороны ватмана за леску приоткрывает ежу глаз.

Таким образом, дети составляют пересказы, открывают ежу глаза и читают слово-кличку ПУШОК. Между пересказами проводится физминутка с элементами самомассажа "Ёжики колючие".

Воспитатель: Так оказывается ёжика Пушком зовут! А как вы думаете, это ласковая кличка или нет? (ответы детей).

Воспитатель: А человека можно ласково по имени назвать? (ответы детей).

Воспитатель: Да, это всегда получается очень красиво и приятно. Как можно Жору, Иру, Стаса ласково по имени назвать? (ответы детей).

Воспитатель: Что вы чувствовали, когда  слышали своё ласковое имя? (ответы детей).

Воспитатель: А мне было очень приятно за вас, когда вы так интересно и увлечённо составляли пересказы. А что вам больше всего понравилось в нашей игре? (ответы детей).  

Всем большое спасибо!