Главные вкладки

    Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Петренко Светлана Анатольевна

    Вашему вниманию представлен конспект организации НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа - сложная и зачастую скучная деятельность для ребёнка. Однако, широкое использование приёма наглядного моделирования, игровых и здоровьесберегающих технологий, проблемных ситуаций позволило создать вокруг ребёнка атмосферу игры и поиска, что несомненно отразилось на результатах проведённой работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект НОД "Пушок"39 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ  

    « Центр развития ребёнка  - детский сад № 19»

                 

    Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Составление пересказа с использованием приёма наглядного моделирования по произведению Г. Скребицкого "Пушок".

     

    Автор-составитель:

    Петренко С.А.

    г. Сосновый Бор

    2014г.

    Программное содержание.

    Цель: развивать связную речь детей посредством составления пересказа с использованием приёма наглядного моделирования.

    Задачи:        

    • Обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе (погода, повадки животных, зимние месяца).
    • Способствовать формированию у детей целенаправленного восприятия и анализа текста.
    • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.
    • Продолжать работу по активизации и обогащению словарного запаса детей: «кличка», «сарай», «сено», «мордочка», «фыркал», «тыкал», «зимушка-зима».
    • Способствовать развитию у детей логики и словотворчества.
    • Упражнять детей в речевом дыхании, узнавании букв и фонетической дифференциации звуков.
    • Развивать у детей сенсорные анализаторы, память, внимание, познавательные способности; умение выражать речью свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
    • Воспитывать у детей интерес  к окружающему миру посредством игровых ситуаций.
    • Способствовать укреплению у детей чувств товарищества, взаимопомощи и доброжелательного отношения к сверстнику.

    Предварительная работа:         

    • Чтение полного рассказа Г. Скребицкого «Пушок».
    • Изучение лексических тем «Дикие животные», «Зима».
    • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемым темам.

    Оборудование:

    Магнитофон с зимней фонограммой, ватман с изображением ёжика, карточки-буквы, картинки-модели, мячики для массажа.

    Ход непосредственно образовательной деятельности.

    Воспитатель вводит детей в решение проблемной ситуации.

    Воспитатель: Представьте себе! Иду я сегодня утром на работу в детский сад и вижу перед собой мальчика с мамой. Малыш говорит маме: "Снег тает, на улице весна!". Он прав? (ответы детей).

    Воспитатель: Верно, на улице зима. А доводилось ли вам когда-нибудь оказаться в зимнем лесу? (ответы детей).

    Воспитатель: А сейчас вы бы хотели попасть в зимнее лесное царство? (ответы детей).

    Воспитатель: Только это не так просто! Надо вспомнить и произнести зимнее заклинание - 3 зимних месяца. Они вам знакомы? (ответы детей).

    Воспитатель: Очень тихо говорите, заму так вы разозлите(Грозим пальцем).  Громче скажем месяца - холода придут сюда (греем плечи). А теперь дружней друзья. Здравствуй, зимушка-зима!

    Гаснет свет, звучит зимняя фонограмма со светоэффектами.

    Воспитатель: Вот мы и в зимнем лесу. Что вы слышите, друзья? (ответы детей).

    Дети слышат звуки метели, вой волка, карканье вороны, стук дятла, скрип следов и чей-то сап.

    Воспитатель: Кто-то носиком сопит, под пенёчком тихо спит. Кто же это? (ответы детей, поиск).

    Воспитатель подводит детей к ковролину, на котором спрятан под тканью картонный ёж. Снятие ткани.

    Воспитатель: Этот ёж тут не спроста. Он не спать пришёл сюда. Очень любит ёж играть и ребяток забавлять. Вот и сегодня он придумал новую игру - маленькую хитрость: притворился спящим и спрятал от вас свою кличку (показывает на пустые картинки). А вы знаете, что такое "кличка"?

    Воспитатель: Верно. это как имя у животного. Людей зовут (именуют) по имени, а животных зовут (кликают) по кличке. Только просто так он вам свою кличку не скажет и глазки не откроет. Любит ёжик пересказ, очень этому он рад. Лишь послушает разок, приоткроется глазок. На последний пересказ ёж откроет целый глаз. Улыбнётся, подмигнёт и свою кличку назовёт. Будем радовать ежа, открывать ему глаза? (ответы детей).

    Воспитатель берёт в руки модели, лежащие поблизости.

    Воспитатель: А вот и модели - наши помощницы. Они нам помогут составить пересказ. Только как же их расположить, в каком порядке? (версии и догадки детей).

    Воспитатель: Действительно. Сперва надо послушать сам рассказ. Готовы слушать? (ответы детей).

    Воспитатель читает адаптированный рассказ Г. Скребицкого "Пушок" и дети последовательно с рассуждениями составляют алгоритм пересказа.

    Воспитатель: Ну а теперь присаживайтесь поудобнее и ещё раз внимательно послушайте рассказ.

    Воспитатель читает рассказ и делает жестом (рукой) акценты на соответствующих моделях.

    Воспитатель: Кто будет первым радовать ежа, открывать ему глаза, пересказ свой составлять и букву в кличке называть? (ответы детей).

    Ребёнок составляет пересказ с помощью наглядного моделирования. Остальные - слушают и по необходимости помогают.

    Воспитатель: Замечательный пересказ! А теперь пришла пора открыть и назвать одну букву в кличке ежа.

    Ребёнок открывает любую букву среди предложенных карточек. Дети строят предположения о кличке ежа. 

    Воспитатель: Как называется буква? (ответы детей). Какой (какие) звук живёт в этой букве? (ответы детей). Он гласный или согласный? Почему? (ответы детей). 

    Воспитатель: Будем греть сейчас ежа, открывать ему глаза. Подойдите все поближе, носом быстренько вдохните, выдох будет через рот. Долго плавно выдыхает, ежа дыханьем согревает (дуем на ладошки, направленные на ежа) и произносим соответствующий звук (из отгаданной буквы).

    Воспитатель с обратной стороны ватмана за леску приоткрывает ежу глаз.

    Таким образом, дети составляют пересказы, открывают ежу глаза и читают слово-кличку ПУШОК. Между пересказами проводится физминутка с элементами самомассажа "Ёжики колючие".

    Воспитатель: Так оказывается ёжика Пушком зовут! А как вы думаете, это ласковая кличка или нет? (ответы детей).

    Воспитатель: А человека можно ласково по имени назвать? (ответы детей).

    Воспитатель: Да, это всегда получается очень красиво и приятно. Как можно Жору, Иру, Стаса ласково по имени назвать? (ответы детей).

    Воспитатель: Что вы чувствовали, когда  слышали своё ласковое имя? (ответы детей).

    Воспитатель: А мне было очень приятно за вас, когда вы так интересно и увлечённо составляли пересказы. А что вам больше всего понравилось в нашей игре? (ответы детей).  

    Всем большое спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)

    Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....

    Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Кладоискатели"

    Вашему вниманию представлен авторский конспект НОД на тему "Кладоискатели". Дети по своей сущности во многом похожи на кладоискателей: активные, одухотворённые, постоянно находятся в режиме поиска и п...

    Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»

    Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»...

    «МЫ У ОСЕНИ В ГОСТЯХ» конспект организации непосредственно – образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста образовательной области «Художественное творчество»

    Содержание образования:Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «...

    Организация непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:"На космических просторах"

    Организация непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:"На космических просторах"...