Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»
план-конспект занятия по развитию речи

Васина Снежана Сергеевна

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «Наряд для Бабы-Яги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_naryad_dlya_baby_yagi.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Конспект занятия 

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшей группы компенсирующей направленности

тема «Наряд для Бабы-Яги»

Подготовила:

Васина Снежана Сергеевна,

учитель-логопед

2023


Группа: старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Возраст: 5-6 лет.

Тема: «Наряд для Бабы-Яги».

Вид занятия: тематическое.

Цель: обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь по теме «Дом моды. Модельер»;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- совершенствовать навык составления описательного рассказа с опорой на схему.

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную и диалогическую речь;

- развивать фонематические процессы;

- развивать графомоторные навыки;

- развивать ориентировку в пространстве;

- развивать активность и инициативность.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навык сотрудничества,

- воспитывать стремление к активной деятельности

- воспитывать культуру речевого общения.

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, познавательная, графомоторная.

Технологии: технология развивающего обучения, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, игровая, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Форма работы: подгрупповая

Форма организации детей: квест-игра.

Методы: словесный, наглядный, практический, эвристический, проблемно-мотивационный, игровой.

Приемы: мотивация, беседа, объяснение, демонстрация картинок, демонстрация натуральных предметов, пример педагога, выполнение игровых действий, художественное слово.

Словарная работа: модельер, модный журнал, орнамент, лохмотья, модель.

Оборудование для логопеда: колокольчик, видео от Бабы-Яги; компьютер; проектор; интерактивная доска, модный журнал с вырванными страницами, карта с последовательностью этапов для детей; указатели этапов с изображениями (ткань, орнамент, клубок, сундук); магнитная доска, интерактивная игра «Смотай клубок»; сундук с предметами (ножницы, нитки, пуговица, иголка, спица, булавка, ткань, карандаш), коробка с двойным дном, сарафан для Бабы-Яги, конверт для бандероли, блокноты, цветные карандаши.

Оборудование для детей: набор тканей, трафареты одежды под размер кусков тканей, изображение одежды с пунктирным хантыйским орнаментом схема рассказа об одежде; цветные карандаши, зеленые и оранжевые стикеры.

План занятия

Этапы занятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

Организационный

1 мин.

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята.

- Меня зовут Снежана Сергеевна, я рада видеть вас.

Повторяйте за мной

Колокольчик озорной (звенеть колокольчиком).

Ты ребят в кружок построй (дети встают в круг).

Собрались ребята в круг:

Слева –друг и справа – друг (повороты).

Вместе за руки возьмёмся (качают руками).

И друг другу улыбнёмся (все друг другу улыбаются).

Дети здороваются.

Повторяют движения за педагогом.

Приветствие.

Настрой на дружественную обстановку.

Мотивационный момент

2 мин.

Видеоролик с Бабой-Ягой.

Модный журнал с вырванными страницами

Учитель-логопед: Сегодня мы с вами продолжим говорить о профессии модельер. Посмотрите на экран.

Начинаются помехи на экране, учитель-логопед пытается исправить ситуацию с помехами, недоумевает.

Учитель-логопед: Ничего не пойму, откуда эти помехи?

На экране появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: (стучит в экран) Ну наконец-то, разобралась, как этот ваш компуктер включать. Ох уж эти технологии… Здравствуйте ребята.

Баба-Яга: Кто я?

Баба-Яга: Прошу вас о помощи. Пригласил меня Кощей на праздник, а у меня нет праздничной одежды, одни лохмотья. А я хочу красивый сарафан. Пожалуйста, помогите мне.

Учитель-логопед: Ребята, а где мы возьмем сарафан? ….. Его можно…

- А можно найти в модном журнале!

- Не переживай, Баба-Яга. Будет тебе наряд! Позвони попозже.

Баба-Яга: очень на вас надеюсь. Так, как отключить это видео…а, вот (видео выключается)

Учитель-логопед:  Ребята, а кто создает красивые, нарядные модели одежды?

- Ребята, кто такой модельер?

-Всё верно, модельер – это человек, придумывающий очень красивую одежду.

- У меня как раз есть модный журнал. Посмотрите, здесь представлена одежда, которую придумали модельеры. Ребята, выберем вместе красивый наряд для Бабушки Яги?

- Ой, а где же страницы с одеждой? Куда же они пропали?

Дети здороваются.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей

Ответы детей

Дети подходят, чтобы рассмотреть журнал.

Ответы детей.

Ответы детей.

Мотивация на деятельность

Актуализация знаний

Определение проблемы

Постановка цели

1 мин.

Карта с подсказками от Домового.

 Учитель-логопед: А я думаю, это Домовой пошалил, он любит наряжаться, вот и утащил страницы к себе. Да?

- А вот и подсказки, где нам их искать. (в журнал вложена карта с подсказками)

- Найдем страницы журнала?

По группе развешены картинки с изображением ткани, орнамента, сундука и клубка.

Учитель-логопед: Ребята, чтобы Домовой отдал нам странички, нужно выполнить задания. Справимся?

- Да.

- Да.

- Да.

Целеполагание

Основной этап

15 мин.

Набор тканей, трафареты одежды

Рубашки с пунктирным орнаментом.

Картинки-помощницы в составлении рассказа (схема)

Интерактивная игра «Смотай клубок»

Сундук с инструментами и предметами, необходимые модельеру.

Коробка с двойным дном.

Видео с Бабой-ягой.

Смотрят карту с подсказками, на которой указан маршрут с помощью инструментов и предметов, которыми пользуется модельер.

- С чего начнем наш путь?

(идут к картинке, где изображена ткань.)

Первое задание «Какая ткань?»

Учитель-логопед: Рассмотрите ткань, потрогайте ее. Это ситец. Возьмите первый трафарет. Наложите на ткань, как я. Брюки из джинсы какие? И т. д

Учитель-логопед: Мы справились, ребята, вот и страница из модного журнала. Куда идем дальше?......

- Ребята, что изображено на рисунке?

- Орнамент – это узор, в нем рисунок постоянно повторяется. Предлагаю найти такой орнамент.

Второе задание «Орнамент».

Учитель-логопед: У Домового много разной одежды украшенной орнаментом коренных народов ханты и манси, живущих в нашем Ханты-Мансийском автономном округе -.Югра. Орнамент на рубашке стал бледным, не ярким. Обведите орнамент аккуратно по точкам и докрасьте его. Орнамент на рубашке называется «Следы белки».

- Домовой любит, когда про его нарядную одежду рассказывают. В этом нам помогут картинки, по котором можно составить рассказ. (Обращает внимание на картинки-помощницы)

- Скажите, как называется одежда, какого она цвета, из какого материала сделана, что нарисовано на одежде (орнамент) и что можно сделать с рубашкой.

- Вот и еще одна страница из журнала. Куда идём дальше?

Третье задание «Клубок». (задание у интерактивной доски) 

Учитель-логопед: Клубок в сундуке распутался, и нитка запуталась в вещах. Чтобы навести порядок нужно назвать букву и найти предмет, который начинается на звук, обозначающийся этой буквой.

- Сколько слогов в этих словах?

- В сундуке порядок, вот и еще страница из журнала нашлась. Куда идем дальше?

Четвертое задание «Сундук». 

Учитель-логопед: В сундуке у Домового хранятся инструменты и предметы, которые нужны модельеру для работы. Я буду доставать один предмет, в вы будете говорить, чего много у домового (много ножниц, много ниток, много пуговиц, много иголок, много булавок, много тканей, много карандашей).

-Мы нашли последнюю страницу из журнала. Мы справились!

Учитель-логопед: Осталось только выбрать наряд…

- Это волшебный контейнер модельера. В него мы положим страницу с моделью, которую выбрали. Скажем волшебные слова и появится сарафан. Повторяйте за мной.

- Волшебный контейнер за работу берись,

наряд из журнала скорей появись.

Учитель-логопед крутит коробку.

Открывает контейнер и достает сарафан.

Учитель-логопед: Какой сарафан? А еще какой?

- Что-то Баба-Яга не появляется? Никак не может освоить компьютер, поможем ей?

Включают компьютер

Учитель-логопед: Баба-Яга, смотри какой сарафан, нравится?!

Баба-Яга: Ой, красота. Спасибо вам, ребята! Побегу в салон-красоты, прическу делать под такой наряд (убегает).

Ответы детей.

Дети рассматривают ткань. Повторяют названия за логопедом. Образовывают относительные прилагательные.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети ищут изображение, подходят к нему.

Выполняют задание.

Составляют рассказ.

Ответы детей.

Выполняют задание

Ответы детей

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Дети выбирают наряд для Бабы Яги.

Дети кладут страницу журнала в коробку.

Дети повторяют слова за логопедом.

Ответы детей

Да.

Работа над словообразованием относительных прилагательных.

Развитие графомоторных навыков

Составление описательного рассказа

Применение на практике, уже имеющихся знаний о буквах и звуков.

Применение умений делить слова на слоги.

Совершенствование умений изменять форму слов.

Стимулирование речевой деятельности

Рефлексия

1 мин.

Конверт для бандероли.

Цветные стикеры.

Учитель-логопед достает конверт для бандероли. Включается музыка для рефлексии.

Учитель-логопед: Ребята, сарафан, это подарок, поэтому предлагаю конверт для бандероли украсить. Если вам сегодня было интересно, и все у вас получилось, приклейте зеленые цветочки, как сарафан для Бабы-Яги, а если не все получилось, то оранжевые.

Дети приклеивают стикеры.

Привлечение детей к оценке и самооценке результатов деятельности.

Подведение итогов

2 мин.

Учитель-логопед: Ребята, расскажите, чем мы сегодня с вами занимались?

Занятие окончилось друзья!

И вам всем желаю я

Быть красивыми, опрятными,

Модными и аккуратными.

В подарок за вашу доброту и помощь я хочу подарить вам блокнотики и карандаши, чтобы вы сами придумывали идеи различных нарядов для себя и друзей, как делают это настоящие модельеры.

Учитель-логопед: Идем запечатывать посылку?

Желаю радостными быть,

И с улыбкой дружить.

Ведь улыбка всем подходит

И из моды не выхолит!

Ответы детей.

Дети принимают подарки.

Дети уходят.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Домашние и бездомные животные»

Задачи:Формировать представление детей о домашних животных, создавать необходимыепредпосылки владения речью как средством общения и культуры, развивать связную, грамматически правильную диалогическую ...

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. "Город веселых светофорчиков"

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы  ОО "Речевое развитие". "Город веселых светофорчиков"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы«Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области "Речевое развитие" с детьми старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в страну Смешариков"

Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное  развитие, физическое развитие.Группа: старшая группа компенсирующе...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём...