АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
статья

Федосова Марина Дмитриевна

Человек – существо социальное. Во все времена ценность представляло гармоничное взаимоотношение человека и социума. Но в настоящие время в психологической науке рассмотрено множество явлений поведения человека, которые считаются негативными. 

Девиантное поведение или отклоняющееся от общепринятых социальных норм, можно определить как совокупность или отдельные поступки, которые выступают как противоречия нормам поведения, принятым в обществе. Оно может проявляться в виде дисбаланса психических процессов, нарушения самоактуализации личности и отклонений от нравственного и эстетического контроля собственного поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon addiktivnoe_povedenie_kak_forma_otkloneniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФОРМА ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Человек – существо социальное. Во все времена ценность представляло гармоничное взаимоотношение человека и социума. Но в настоящие время в психологической науке рассмотрено множество явлений поведения человека, которые считаются негативными.  

Девиантное поведение или отклоняющееся от общепринятых социальных норм, можно определить как совокупность или отдельные поступки, которые выступают как противоречия нормам поведения, принятым в обществе. Оно может проявляться в виде дисбаланса психических процессов, нарушения самоактуализации личности и отклонений от нравственного и эстетического контроля собственного поведения.  

Существующий социологический подход к изучению отклонения поведения рассматривает девиацию как элемент социума, который связан с основными социальными институтами, подсистемами и их функционированием [2].  

Аддиктивное поведение является одной из форм девиантного поведения и выражается в стремлении ухода от реальности путем изменения своего психического состояния. Это может достигаться разнообразными способами: фармакологическими и нефармакологическими. При первом способе осуществляется прием веществ, оказывающих влияние на психику. При втором способе происходит сосредоточение на определенных предметах и активностях, что развивает у человека субъективно приятные эмоциональные состояния [1].  

В аддиктивном поведении выделяют следующие виды аддикций: алкогольная, наркотическая, телевизионная, компьютерная, игровая, пищевая, религиозная, сексуальная, трудовая, лекарственная, табачная и т.д.  

Чаще всего аддиктивное поведение связывают именно со злоупотреблением психоактивными веществами. Если трактовать понятие «аддиктивное поведение» с использованием прямого перевода с английского языка слова «Addiction» - пагубная привычка, склонность, то мы получим следующее определение: аддиктивное поведение – это злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне изменения сознания.  

Наркотические вещества знакомы людям уже не одно тысячелетие, их употребляли люди разных культур для достижения различных целей: во время совершения обрядов, для восстановления сил, для того, чтобы снять болевые  или неприятные ощущения [4]. Наркомания не рассматривалась как медицинская проблема международного характера вплоть до конца XIX века, когда стало невозможным не замечать необратимые последствия употребления наркотических веществ для жизни общества. Массовое употребление наркотиков стало возможным из-за развития технического прогресса и начала лабораторного производства алкалоидов опиума и кокаина. Человечество столкнулось с проблемой изменения физического и нравственного состояния общества. В данной ситуации накроманию нельзя рассматривать как индивидуальную трагедию отдельно взятого человека, его семьи. В настоящее время она может считаться социальной тенденцией [5].

Подростковый возраст, по наблюдениям абсолютного большинства исследователей, считается наиболее «благоприятным» для появления разнообразных аддикций. В этот период у подростка происходит формирования своего образа мира, своего Я. То, каким будет этот возникший образ, зависит во многом от окружающих подростка условий. Молодыми людьми очень остро переживаются моменты неприятия себя и своей личности коллективом, так может возникнуть замещение личного общения общением в сети или компьютерными играми. Явления анорексии и булимии (нарушения пищевого поведения) также берут начало в подростковом возрасте. В этом возрасте подросток подвержен влиянию так называемой плохой компании, где ему могут предложить попробовать те или иные вещества, запрещенные законодательством РФ.

Встречая психологический дискомфорт, аддикт стремится избавиться от него, уйти от привычной реальности, хочет искусственным путем изменить свое психическое состояние. Тем самым создает себе иллюзорное ощущение безопасности, восстановленного душевного равновесия. Неокрепшей личности подростка труднее всего справиться с возникающим дискомфортом. Именно поэтому аддиктивное поведение имеет ранний возраст проявления. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно заниматься развитием критического мышления, на что указывает исследователь О.А. Липовая [3].  О.А. Липовая считает, что развитие критического мышления у человека еще в период его обучения поможет в дальнейшем снизить риск попадания под влияние негативных убеждений и установок, позволит найти самостоятельное решение для любой сложной жизненной ситуации [3].

 

Литература

 

1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. 3-е изд. - М., 2008.

2. Кубякин Е.О., Стригуненко И.К., Драгин, В.А. Методологические подходы к анализу девиантного поведения // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность – Краснодар: КСЭИ, 2014. № 1.  с. 134-141.

3. Липовая О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. 2013. Спец. вып. № 1.  С. 142-145.

 4. Прохорова М.Л. Профилактика наркотизма: (проблемы теории и практики). Краснодар, 2003.

5. Семик А.А. Право. Общество. Человек. Психология // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. с. 111-117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".

Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....

Зависимое поведение детей с отклонениями в развитии

ребёнок с нарушениями в развитии часто манипулирует родителями,прежде всего -своей мамой. Он пытается командовать, всюду диктует свои желания, а на отказ устраивает истерику. Пока он ещё мал,родители ...

Девиантное поведение. Использование «сказочной деятельности» для социализации поведения детей с отклонениями в поведении

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации....

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка

Подростковый возраст – это самый трудный и сложный период, представляющий собой время становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических пр...

"Семейное неблагополучие как форма девиантного поведения дошкольников"

В презентации изложены основные проблемы такого явления, как девиантное поведение у дошкольников. Представлены консультации для родителей и педагогических работников о методах предотвращения нежелател...

Отклонения поведения у ребенка

Практически всех родителей волнуют неправильное поведение его ребенка в социуме или дома. Эта тема обсуждается очень часто и привлекает внимание не только родителей, но и специалистов детских садов. О...