Картотека "Игры в период адаптации "
консультация (младшая группа)

При поступлении ребенка младшего дошкольного возраста в детский сад

необходима целенаправленная организация игровой деятельности, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыки общения со сверстниками.

Чтобы помочь детям   справляться со стрессом в период адаптации к условиям ДОУ, необходимо проводить игры, способствующие созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе,

снятию эмоционального и мышечного напряжения, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_v_period_adaptatsii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Игры в период адаптации для детей раннего возраста

                                                                     

                                                                                   

Коммуникативные игры

Общение является одним из условий психического развития ребёнка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности. Общение оказывает влияние на становление личности ребёнка, способствует социализации. Но в то же время оно не является врождённым видом деятельности. Поэтому только путём специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения. В возрасте 2-3 лет дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника, чутко отзываются на любое действие сверстника.

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга.

Игра «Паровозик»

Цель: учить ребёнка отзываться на своё имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции

Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочерёдно подзывает детей к себе, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

Игра «Передай мяч»

Цель: учить детей взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребёнку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучи солнца, при этом взрослый называет имена детей, чью ладошку обрисовывает.

Игра «Догони мяч»

Цель: учить детей отзываться на своё имя, «болеть» за сверстника.

Дети и воспитатель  стоят за чертой, нарисованной на асфальте. Воспитатель катит мяч из-за черты вперёд и называет имя ребёнка, который бежит за мячом, догоняет его и приносит воспитателю. Остальные дети хлопают в ладоши и «поддерживают» бегущего, выкрикивая его имя.

Игра «Пружинки»

Цель: способствовать запоминанию имён сверстников, выполнению движений в соответствии с текстом.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель:

                                                                        Покачаемся на ножках.

                                                                       Покачаемся немножко.

                                                                       Вот так, вот так!

Воспитатель сгибает и разгибает колени, имитируя пружинку.

Воспитатель: «Выходи, Машенька, попляши со мной».

Берёт за руку ребёнка, выводит на середину комнаты, держит за две руки, вместе выполняют движение «пружинки». Затем приглашает «поплясать» других детей (каждого отдельно).

Усложнение задания. Воспитатель говорит:

                                                                Вот как детки хороши,

                                                                Пляшут, пляшут малыши.

Выходят все дети и выполняют «пружинки».

Игра «На мяч, Таня»

Цель: способствовать запоминанию и называнию имён детей группы, учить катать мяч, придавая ему определённое направление.

Воспитатель и ребёнок садятся друг напротив друга. У воспитателя в руках мяч. Воспитатель катит мяч ребёнку - на! Просит малыша: «Маша, кати мяч ко мне. Скажи- на!» Ребёнок катит мяч воспитателю произнося: «На!»

Усложнение задания: движение сопровождается словами: «На (имя ребёнка)!» Ребёнок говорит: «На (имя взрослого)!»

Этот вариант игры может сопровождаться словами:

                                                 Мячик по полу катаем.

                                                 И друг друга называем.

По мере усвоения игры дети играют парами.

Игра « Кого нет сегодня?»

Цель: закреплять знание детьми имён своих ровесников из группы, развивать внимание, память.

Утром после приёма  детей в группу воспитатель рассаживает детей на коврик полукругом  и спрашивает «Кого сегодня нет?»

Более лёгкий вариант - дети рассаживаются за столики на свои места и осматриваются, выясняют, кто отсутствует.

Игра «Ладушки»

Цель: способствовать запоминанию детьми друг друга (знакомству), установлению  контакта с воспитателем; познакомить детей с потешкой.

Воспитатель в платке (бабушка) читает потешку, сопровождая соответствующими движениями:

 «Ладушки, ладушки,                   хлопки

 Пекла бабка оладушки,            движение «пирожки»

 Маслом поливала,                     имитация движений

Детушкам давала:                    

Маше два, Паше два,…      (и т.д. перечисляя всех детей группы, кладет

                                                свои ладони на ладошки, « раздаёт»  оладушки).

 

Всем дала! Дуйте, горячие оладушки!               дуют.  

Игра «Карусель»

Цель: вовлечение детей в совместную деятельность, повышение эмоционального тонуса.

Воспитатель предлагает поиграть в «карусель». Вот обруч мы возьмёмся за него и бежим в одну сторон,как карусель.

                              Еле-еле, еле-еле

                              Завертелись карусели,

                             А потом, потом, потом

                              Все бегом, бегом, бегом.

Затем следует команда «стоп». Бег замедляется.

                             Тише, тише, не спешите,

                             Карусель остановите:

                            Раз-два, раз-два,

                            Вот и кончилась игра.

 На последней строке останавливаются и кладут обруч на пол.                          

Игры с предметами

Это игры, которые помогают отвлечь ребёнка от переживаний ,сгладить негативные эмоции в период адаптации.

“ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ”

Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Методические рекомендации: педагог предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.

“ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: бумага цветная.

Методические рекомендации: педагог предлагает ребенку скомкать лист бумаги – “платочки” (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает “погладить платочки”. Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.

“ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ”

Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит “пузыри”.

Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются “пузыри”. Педагог предлагает опустить кисти рук в воду и поймать “пузыри” обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.

“СДЕЛАЙ ЁЖИКУ ИГОЛКИ”

Цели: Развивать координацию рук. Формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому.

Материал: колпачки от использованных фломастеров разного цвета, основа-ёжик из пластилина (теста).

Методические рекомендации: педагог рассматривает ёжика, затем предлагает детям сделать ёжику “иголки”. Вначале идет показ взрослого, затем дети выполняют самостоятельно под контролем взрослого.

«Свойства бумаги»

Цель: вызвать у детей положительные эмоции, познакомить с некоторыми свойствами бумаги (мнётся, рвётся).

У каждого малыша-листок бумаги (газеты). Нужно выполнять действия из рифмовки:

   Листочек взлетел,

  Листочек кружится,

  Листочек кружится,

 Под ноги ложится.

 Листочек рвётся, рвётся, рвётся,

 Листочек мнётся, мнётся, мнётся.

(Дети рвут бумагу. Обрывки собрать в кучку и смять, чтобы получился шарик. Игру повторить несколько раз).

«Насыпаем высыпаем»

Цель: научить ребёнка наполнять ёмкости разными инструментами - совочком, лопаточкой, ложечкой, плоской дощечкой и т.д.

 Лучше проводить эти занятия на улице в песочнице в тёплую погоду. Однако, при наличии достаточного места и возможности соорудить большой, хорошо закодированный короб для песка, эти занятия можно проводить и в помещении (н-р, в дождливую погоду). Для игр с песком должны быть формочки, ведёрки и др . Для наполнения крупных ёмкостей можно использовать подручные средства- ковшик, кружечку, ложку, щепочку и т.д.

Игры с магнитом

Цель: создание неожиданной, противоречивой ситуации.

Взрослый кладёт на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговицы), а под листом или стулом незаметно для детей двигает руку с магнитом. Вместе с детьми воспитатель выражает крайнее удивление от того, что предметы бегают по бумаге. Пусть дети потрогают движущие предметы . Через некоторое время можно открыть секрет этого фокуса и дать малышам попробовать двигать предметы на стуле.

Игрушки с сюрпризом

Цель: вызвать новые впечатления, увлечь малыша, развивать познавательную активность ребёнка.

В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, которые при определённых действиях ребёнка (нажимания клавиш, кнопок, повороте рычага) приобретают новое свойство, «сюрприз»- выскакивает зайчик, раздаётся неожиданный звук, начинают мелькать картинки, крутиться колёсики. Это всякого рода «звуковые игрушки» (пульты, детские музыкальные центры), игрушки-головоломки, принцип работы которых ребёнок открывает сам в процессе манипулирования. Занятия с такими игрушками увлекают малышей, поэтому очень важно применять их период адаптации.

Погремушки из бутылок

Необходимо приготовить несколько прозрачных пластиковых бутылок и наполнить их разными материалами: мелкими камушками, горохом, крахмалом, манкой, бумажным конфетти, песком, монетками и пр. Получатся очень интересные погремушки, издающие различные неожиданные звуки, и разные по внешнему виду и весу.

Щипцы и пинцеты

В этой игре производится «выуживание» из «сухой» ёмкости предметов, изготовленных из ткани, мягких игрушек с помощью щипцов и пинцетов.

Молоток и колышки

В этой игре при помощи молоточка взрослый забивает пластмассовые заострённые колышки в песок, затем предлагает сделать это ребёнку.

Литература

1.Смирнова Е.О. Мещеркова С.Ю. Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. –М.: МГППУ, 2004 .-72с.

2.Захарова Л.В. Игры и упражнения с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии.

3.Белокрылова О.С. Коммуникативные игры для детей раннего возраста.

4.Галанов А.С. Игры, которые лечат .-М.: «ТЦ Сфера», 2006.-96с.

5.Борисенко М.Г. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем.-СПб.: «Паритет»,2003.- 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Работа с детьми с тяжёлой формой адаптации к условиям ДОУ Условия организации режима в группе в период адаптации детей к ДОУ

Работа с детьми с тяжёлой формой адаптации к условиям ДОУУсловия организации режима в группев период адаптации детей к ДОУПроцесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель п...

«Как помочь ребенку в период адаптации» Игры в период адаптации

При поступлении ребенка в д/с происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...

Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации» Игры в период адаптации

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного уч...