Самообразование 2019.
материал (младшая группа)

Ермолаева Елена Викторовна

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                МАДОУ «Малиновский д/сад»

   План работы по самообразованию

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

                                                                            Воспитатель: Ермолаева Е.В.

                                            Ачинский район

                                              п  Малиновка

                                                 2019-2020г.

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Введение

   Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

   Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов 3 развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна

                                       

                                       Актуальность темы

Актуальность состоит в том, что многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.

   Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает  растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

               Проект организации работы.

Тема: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Цель:

Совершенствование своей профессиональной деятельности и компетентности в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи:

  1. Приобретение систематических знаний в области речевого развития детей раннего возраста.
  2. Повышение компетентности родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.
  3. Развитие связной         речи детей через введение в работу дидактических игр.
  4. Обогащение чувств детей, чувств и речи.
  5. Последующее использование данного материала.

Участники: дети второй группы «Б» раннего возраста «Капельки».

Воспитатель: Ермолаева Елена Викторовна.

Срок реализации: 2019-2020г.

Итог: развитие интереса детей к дидактическим играм, развитие речи.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.

4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Знакомство детей с подвижными дидактическими играми.

Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

Совместная игровая деятельность.

Январь

Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию.

Совместная игровая деятельность.

Апрель

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка.

Работа с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Октябрь

Консультация «Дидактические игры – что это такое?»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветоразличения»

Январь

Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»

Консультация для родителей: «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»

Март

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт «Как мы играли и чему научились в первый год пребывания в детском саду»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

 

                                         Методическая литература: 



1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. 
2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 
3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г. 
4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г. 
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. . 
6. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М.: Феникс, 2008г. 
7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М.: Линка-пресс, 2002. 
Услуги Интернет. 
Изучение статей в журналах: 
«Воспитатель в ДОУ» 
«Дошкольное воспитание» 
«Ребенок в детском саду» 
«Обруч» 
 

                                                       Информационный этап

 Этапы моей работы можно представить следующим образом:

                                                                                                                

1 этап – информационный. На этом этапе поставила перед собой цели и задачи работы над темой. Подобрала и изучила методическую литературу. О дидактических играх и системе построения занятий можно узнать из следующих источниках:

1. Акимова, Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7».

2. Бондаренко, А.К. «Дидактические игры в детском саду».

3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.

4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.

5. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких.

 6. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду.

7. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа).

8. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с

9. А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук».

 10. С.В.Лесина «Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях».

 11. Е.С.Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом ».

12. Бубнова А.Х. «Развитие речи».

13. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду.»

14. Богуславская З.М Смирнова Е.О. « Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

Подобрала информационный материал родителям: «Игры и упражнения по развитию речи детей раннего года жизни»«Развитие речи младших дошкольников», «Дидактическая игра и развитие речи детей» и др. Подготовила консультации, памятки для родителей.  Подобрала темы для родительских собраний: «Язык детской игры»«Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей». (Приложение )

                                                 Практический этап

 2 этап – практический, эта работа с детьми, родителями, и педагогами.

                                       
• Изучение опыта педагогов ДОУ 
( сентябрь- октябрь) 

• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете 
(в течении года) 

• Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию, в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. (в течении года) 

• Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности. (в течении года) 

• Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течение года) 

• Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий. 
• Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д. 
(в течение года) 
• Оформление письменных консультаций в родительском уголке. 
(в течение года) 
• Тематическое родительское собрание. «Игра – спутник детства» 
(Декабрь, 2015г.) 
• Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные). 
(в течение года) 
• Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. (в течение года) 
• Оформление выставки «Дидактические игры для детей». 
(Март, 2016г.) 
• Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игровой деятельности). 
(Май, 2016г.) 
• Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр в жизни детей» 
(Май, 2016г.) 

Работа с детьми:

 Я хочу  начать  работу с введения речевых игр на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Ладушки»«Иди ко мне»«Хоровод с куклой»«Беги ко мне». Эти игры помогут малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети станут общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи. Также хочу чтоб детей увлекали дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними, чтоб у детей  совершенствовала координация движения рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научаться  понимать речь взрослого, отвечать на простейшие вопросы: «Что?»«Какой?»«Где?»,  будем применять  в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия. Играя с сюжетными дидактическими игрушками, я с детьми буду  наделят  их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети будут в своих играх сопровождать  игровые и бытовые действия речью. Для формирования словаря я проводить буду дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Поможем  кукле постирать»«Уберемся в комнате»«Приготовим обед».    

 Игры помогут развить у детей способность наблюдать, дети узнают   разнообразные предметы, а также я познакомлю  детей с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усвоят  слова, обозначающие трудовые действия, но и научаться их употреблять по собственному усмотрению. Дидактические игры помогут  мне обогатить активный словарный запас детей, малыши научаться  слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения станет  эмоциональным, действенным, позволит  детям получить собственный опыт.

 Работа в группе раннего возраста подразделяется на несколько этапов. Обучение проводиться  будет  на основе взаимосвязи разных задач (словарной работы, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры) с включением специальной работы по развитию связной речи. На первом этапе привлекается   внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: “Узнай по описанию”, “Угадай, что за зверь?”, ”Угадай игрушку”, буду предлагать  детям найти описываемые объекты. В развитие внимания и наблюдательности будем способствовать игры типа “Выполни команду”“У кого?”.  В последующем уже дети  буду приучать выделять объект, его признаки и называть в играх “Что за предмет?”“Что за овощ?”“Что у кого?”“Скажи какой?”. Сначала подбирала  яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то будем использовать  предметы (овощи, фрукты, одежда), описывая которые, дети будут называть  не только видимые признаки, но и показывать  знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.) Будут формировать умение видеть начало и конец действий, этому способствуют задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. Ребенку  буду давать 2 картинки: девочка спит, другая – делает зарядку.

  Для активизации глагольной лексики проводиться будет упражнения “Кто, что умеет делать?”, в которых дети учить будут подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка - прыгает, скачет, грызет). 

   На II этапе темой занятий будет  развитие навыков самостоятельного описания (игры “Магазин”“Загадки”). Будем описывать схему : “Это… Он…Зверек любит…”

   На III этапе совместная деятельность взрослого с ребенком принимаю более разнообразные формы. Дети подводиться будут  к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Проводить буду игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок. Индивидуальная работа с детьми включать будет описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проводиться будет  в утренние и вечерние часы и ставить своей целью развитие речевых способностей детей, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре . Вне занятий я введу такой прием как рассказываем о своей любимой игрушке. Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети  будут описывать свои игрушки. После описание  игрушек, дети уже довольно четко могут дать описание животного.  Далее эту  же работу проводить буду  и с неодушевленными предметами: овощами, фруктами и т.д.

Работа с родителями:

Работа показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Для этого я разработала  консультации, памятки для родителей, будет  проведено  тематические родительские собрания. Просить буду родителей помочь ребенку выбрать игрушку, побеседовать о том, почему он выбрал эту игрушку, почему она ему нравится, рассмотреть внимательно игрушку, помочь ребенку рассказать о ней, описать ее.


                                  Игровые технологии в ДОУ 

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. 
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. 
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. 
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. 
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”. 
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. 
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. 
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия. 
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа "Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: "Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания). 
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. 
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. 
К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек "такой же”, как у него. Или игра "Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить. 
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа "Магазин”, "Запомни узор” и "Нарисуй, как было” и другие. 
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. 
Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. 
Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. 
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. 
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования. 
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. 
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более "пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. 

      Значение дидактической игры для развития дошкольника.


За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Согласно классификации С. Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 
— игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), — самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные) ; 
— игры, возникающие по инициативе взрослого и старших 
детей, 
— организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые); 
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа — народные игры. 
Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. 
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, — это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чужда и непонятна детям. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли в основном по указанию взрослого. 
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866—1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней. 
Е. И. Тихеева обращала внимание педагогов на необходимость руководить играми детей с разнообразными строительными материалами, песком. 
Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. 
Теоретическое же обоснование использования игры как средства воспитания и развития ребенка было сделано отечественной психологической наукой, развитие которой привело к возникновению представлений об игре как специфической деятельности детей, социальной по своему происхождению и содержанию. Игра стала рассматриваться как феномен социокультурного, а не биологического порядка. 
Согласно теоретическим позициям психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин), игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей.

Игра имеет значение для развития личности ребенка - дошкольника в целом. С. Л. Рубинштейн писал: «Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащение ее внутреннего содержания». 
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В этой связи целесообразно вспомнить еще одну мысль С. Л. Рубинштейна: «...в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности...» . 
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». 
Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. 
В исследовании Г. Н. Толкачевой показано, что при использовании дидактических игр можно достичь положительных результатов в формировании потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. 
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). 
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. 
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т, е. подчиняться правилам игры. 
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д. 
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. 
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. 
В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать. 

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. 
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. 
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. 
Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность. 
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с. правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. 
Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. 

                     Виды дидактических игр, их характеристика. 

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды: 
— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов); 
— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме); 
— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря); 
— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма); 
- природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы); 
—для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.) 
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы: 
—игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки; 
—настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино; 
—словесные . 
Предметные игры — это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами). К народным дидактическим игрушкам относят : деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д.  Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. 
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). 
Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: 
1. Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. 
2. Лото.Тематика лото самая разнообразная: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь. 
3. Домино. Принцип парности в этой игре реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе.                                                               4. Разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Игры направлены на развитие внимания, сосредоточенности, на уточнение представлений, соотношение между целым и частью ит.д.

                                                           Вывод

Проводимая мною работа покажет , что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников.


Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. 
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. 
  Я полагаю, что предложенная мной работа по развитию связной речи с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-23г.

Индивидуальный план работы в межаттестационный период 2019-2023 гг...

Индивидуальны план по самообразованию 2019-2023 г.

Индивидуальны план по самообразованию 2019-2023 г....

План по самообразованию 2019-2024 " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

План по самообразованию " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"...

план самообразования 2019-2023 гг.

Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников с помощью игровых технологий....

План самообразования 2019-2024гг

План самообразования 2019-2024гг...

Отчёт по самообразованию 2019 год

отчёт по самообразованию в старшей гр уппе.по развитию математических способностей...

Отчет по самообразованию 2019 год

Тема: «Развитие игровой деятельности  у детей раннего возраста»...