Методическое пособие на тему "Развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром"
методическая разработка

Кашапова Айгуль Разифовна

Развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром

Методическое пособие для педагогов дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx364.1 КБ
Файл retsenziya.docx16.01 КБ
Файл 1.2.docx49.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93 «Эллюки»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Аникина Роза Владимировна

Кашапова Айгуль Разифовна

Сабирова Гульамия Мирхайхаровна

Развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром

Методическое пособие

г. Нижнекамск

Авторы-составители:

Воспитатели Ахмедзянова Ольга Викторовна-педагог-психолог воспитатель МАДОУ «Детский сад № 93 «Эллюки»:

Аникина Роза Владимировна,

Кашапова Айгуль Разифовна,

Сабирова Гульамия Мирхайхаровна.

Рецензент:

Гатауллина  Резеда Фарвазовна - кандидат педагогических наук,  доцент, заведующий кафедры«Психология и педагогика» НФКИУ имени В.Г.Тимирясова.

Развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром

Методическое пособие для педагогов дошкольного образования.

В пособии представлено теоретико-методическое обоснование развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром; рабочая программа кружка «Ладушки» для двух возрастных групп. Пособие представляет теоретическую и практическую ценность для педагогов дошкольных образовательных организаций для развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром .

Содержание

1.Теоретико-методическое обоснование развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром………………………………….4

1.1.Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………….……….4

1.2 Фольклорный театр: понятие, возникновение, виды, традиции и современность…………………………………………………..………………..7

2.Рабочая программа кружка «Ладушки»……………………….……..11

Список литературы………………………………………………………..18



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическое пособие «Развитие речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром», педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 93 «Эллюки» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан,  Аникиной Розы Владимировны,

Кашаповой Айгуль Разифовны, Сабировой Гульамии Мирхайдаровны

Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

При этом в качестве эффективного средства развития речи, авторы-разработчики, определяют театр с фольклорным репертуаром. Согласно определению авторов, детский театр на основе репертуара основанного на устном народном творчестве стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Во время исполнения ролей дети усваивают богатство родного языка, его выразительные средства, исполняемая роль, произносимые реплики ставят детей перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Благодаря насыщенности художественного произведения эмоциональным содержанием, во время участия детей в детском театре формируется диалогическая, насыщенная чувствами речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Методической ценностью пособия является отражение теоретических выводов в рабочей программе кружка «Ладушка», рассчитанного на два года реализации и направленного на развитие речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром. Содержание занятий кружка способствует решению комплекса задач: развития речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей дошкольного возраста;  создания психологического комфорта ребенку с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь; знакомства детей с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами;  обучению детей различать фольклорные жанры.

Методическое пособие Аникиной Р. В., Кашаповой А. Р., Сабировой Г. М. соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и рекомендуется для реализации в образовательном процессе для развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром.

Кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедры «Психология и педагогика»

НФКИУ имени В.Г.Тимирясева                                             Р.Ф.Гатауллина

для умение различать фольклорные жанры;

        - умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения, играть в народные игры;

        - использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх:

        - обогащение словаря дошкольников;

        - развитие связной речи дошкольников.



Предварительный просмотр:

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ТЕАТРЕ С ФОЛЬКЛОРНЫМ РЕПЕРТУАРОМ

1.1.Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л.В. Куцакова (Людмила Викторовна), С.И. Мерзлякова (Светлана Ивановна) рассматривают:

- настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида;

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

- театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла;

- театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки;

- куклы на тростях (основа такой куклы – гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы;

- куклы системы «люди – куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных  учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театрадля младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

1.2 Фольклорный театр: понятие, возникновение, виды, традиции и современность

Термин «фольклор» пришел к нам из староанглийского языка и переводится как «народная мудрость». Фольклор ‒ художественное народное искусство, в котором народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.

Для фольклора характерно следующее:

– создатели произведения являются одновременно его исполнителями;

– основной чертой фольклора является высокохудожественное единство его видов: в народно-обрядовых действиях слились поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище – архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка.

В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей и чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье.

Фольклорный театр – феномен, наполненный поликультурным смыслом, вполне отражает процесс «вживания», культурной диффузии архаичного и современного. Отражая народную эстетику, фольклорный театр демонстративен, традиционен в исполнительских формах и времени представлений, импровизационен, жизнеутверждающе позитивен, праздничен в творении игровой реальности» [19, с. 135]. Фольклор – это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит разбираться в людях.

В литературе наряду с понятием «фольклорный театр» часто встречается термин «народный театр». Но значения их далеко не одинаковы. Наиболее характерной особенностью народного театра является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов. В ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, а иногда и принимать в нём участие. Народный театр не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен на трагичности или комичности ситуаций и положений. Народный театр зарождается в тот момент, когда он отделяется от обряда и становится отражением жизни народа. Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа.

В своей работе рассматриваю два этих термина в качестве синонимов, поэтому, проанализировав различные культурологические источники пришла к следующей трактовке данных определений: народный (фольклорный) театр – это элементарная форма театрального искусства, вписанная в произведения фольклора и народной культуры в целом. Восходит к первобытной религии и реализует мифологическую концепцию природы, общества и истории.

Можно выделить три основные формы народного театра, которые могут быть применены в образовательном процессе:

– ряжения (связанные с календарными праздниками и обрядами)

– народный кукольный театр (театр петрушки «на злобу дня», вертепный театр)

– народные необрядовые драматические игры и сценки (сатирические пьесы, драмы)

Театральная деятельность как средство воспитания подрастающего поколения использовалась издревле во всех культурах. Театр возник из охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных игрищ, массовых народных обрядов, празднеств, в основе которых лежала аллегория природных явлений или трудовых процессов. По мере становления театра как искусства его игровая творческая идея выступает более открыто в различных театральных системах.

Театральная педагогика на различных этапах своего развития разрабатывает и предлагает определенные средства, приемы воспитательных воздействий, основанные на специфике театрального искусства. Изучение процесса становления и развития театральной педагогики позволяют проанализировать значение исторически сложившихся социальных и культурных образцов

Знакомство с народным творчеством начиналось у человека с пеленок, с колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять, убаюкивать» означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывался не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде. Даже самые обыкновенные потягушки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво уже к двум-трем годам ребенок оказывался вполне подготовленным к самостоятельному творчеству. Ребенок рос от колыбельных песен до былин, он исподволь готовился к постижению сложного мира эпических героев и идей. Песни развивали эмоциональный контакт, создавали радостное настроение. В детской песне имелся весь набор эмоциональных средств, необходимых для формирования человека, гражданина.

В детском фольклоре есть, наконец, жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни.

Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху – превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально-игровых композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛАДУШКИ»

Пояснительная записка

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Педагогическая целесообразность программы «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Цель программы: развитие речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром.

Задачи программы:

- развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста;

- создание психологического комфорта ребенку с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь;

- знакомить детей с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами;

- учиться различать фольклорные жанры.

Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Возраст детей: 3-4 года

Сроки реализации программы: 1год

Режим занятий:раз в неделю по15мин.

Ожидаемые результаты:

        - умение различать фольклорные жанры;

        - умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения, играть в народные игры;

        - использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх:

        - обогащение словаря дошкольников;

        - развитие связной речи дошкольников.

Предметно-пространственная среда:

Предметно-пространственная среда учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы.

Для работы подготавливаются костюмы и предметы, которые дают детям желание понять, прожить потешки, сказки и т.д.. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире. Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, помогает детям точно и выразительно исполнять движения, пропевать песенки, заклички и т.д.

Тематическое планирование деятельности по программе

3-4 года

Сентябрь

1. Вводное занятие.

2. Путешествие в сказку «Курочка Ряба».

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим не только познавательную информацию, но и элементы частушечности, балагурства, органично вытекающего из самого жанра сказки.

3. Игра-потешка «Сорока- сорока».

Цель: Продолжить знакомить детей с фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное речевое и умственное развитие детей. Познакомить с элементами драматизации.

4. Прослушивание и разучивание колыбельной песенки (нар.тат).

Цель: Помочь запомнить песенку, учить использовать полученные знания в самостоятельной игровой деятельности.

Октябрь

1. Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».(нар. русс).

Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.

2. Потешка «Солнышко – ведрышко».

Цель: Помочь детям содержание потешки. Вызвать желание послушать потешку еще раз. Учить рассказывать вместе с воспитателем.

3. Рассказывание детям сказки «Козлята и волк».

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

4. Игровая ситуация по мотивам потешки «Как у нашего кота» (морд.)

Цель: Помочь детям содержание потешки. Вызвать желание послушать потешку еще раз. Учить рассказывать вместе с воспитателем.

Ноябрь

4. Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.

2. Игра-забава «Где наши ручки?»

Цель: Продолжать знакомить с играми.

3. Путешествие в сказку «Репка» (русс).

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

4. Дидактическая игра «Узнай  потешку».(тат).

Цель: Формировать представления о знакомой потешке. Активизировать словарь детей.

Декабрь

1. Сказка в гости к нам пришла  Кот, петух и лиса» (русс.нар.).

Цель: Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.

2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший».

Цель: Формировать интерес к ближайшему окружению – помочь лучше узнать его.

3. Игра «Жмурки» (рус. нар.)

Цель: Прививать интерес к русским народным играм.

4. Потешка – небыличка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор!».

Цель: Познакомить с новым фольклорным жанром – потешками – небыличками. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистические представления о домашних животных, их значение в жизни людей.

Январь

2. Игра-инсценировка «Чики-чики-чикалочки».

Цель: Прививать интерес к русским народным играм.

3. Хоровод игра «Пузырь».

Цель. Познакомить с хороводной игрой, учить (рус.нар.)

4. Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».

Цель: Узнавать русские народные песенки. Помочь запомнить текст песни, выполнять движения в соответствии с ним.

Февраль

1. Слушание народной песни «Как на тоненький ледок»

Цель: Узнавать русские народные мелодии. Помочь запомнить текст песни, выполнять движения в соответствии с ним.

2. Хороводная игра «Каравай»

Цель: Продолжить знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

3. Заучивание народнойзаклички «Дождик лей!».

Цель:Помочь детям запомнить народную закличку «дождик лей! Развивать интерес к народному творчеству.

4. Сказка в гости к нам пришла  «Заюшкина избушка».

Цель: Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.

Март

1. Знакомство с дразнилками – «Андрей ротозей», «Мишка медведь».

Цель: Продолжать знакомить с русским народным фольклором. Вызвать интерес к книгам.

2. «Чудесный сундучок » (загадки об овощах).

Цель: Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к отгадыванию.

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку».

Цель: Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации небольшого отрывка из сказки.

4. Игра-хоровод «Дуб-Дубок».

Цель: Познакомить с хороводной игрой, учить игру.

Апрель

1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом. Учить детей воспринимать игровые движения согласно тексту.  Вызвать у детей радость от слушания потешки.

2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».

Цель: Учить детей воспринимать игровые движения согласно тексту.

3. Знакомство со считалками. Иллюстрации (морд.).

Цель: Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства.

4. Народная игра « Волшебные сказки» (нар.тат).

Цель: Прививать интерес к татарским народным играм.

Май

1. Разучивание и прослушивание народных песен.

Цель: Узнавать русские народные мелодии.

2. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка»

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

3. Заключительное

4. Диагностика

Тематическое планирование деятельности по программе

4-5 лет

Сентябрь

1. Вводное занятие.

2. Знакомство с театром.

Октябрь

1. Знакомство с театром.

2. Ходит осень по дорожке (по сказке «Маша и медведь»)

Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить со словами сказки.

3. Гуляем по лесу.

Цель: Учить детей воспринимать игровые движения согласно тексту.

4. Чтение русско-народных сказок.

Цель: Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

Ноябрь

1. «Курочка Ряба».

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

2. «Мы водили хоровод».

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

3. «Заюшкина избушка» (театр конусной игрушки)

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

4. «Зеркало, зеркало – скажи...».

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

Декабрь

1. Заигрались в прятки Сашины перчатки.

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

2. Мешок с сюрпризом (театр на картоне)

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок театра на картоне. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

3. Заходили гости.

Цель: Формировать интерес к ближайшему окружению – помочь лучше узнать его.

4. Во садочке я была….

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

Январь

1. «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

2. В гостях у Снегурочки.

Цель: Закрепить знания детей о сказке, ее героях, познакомить с народным костюмом.

3.Жили у бабуси.

Цель: Познакомить фольклорным жанром – потешками – небыличками. Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистические представления о домашних животных, их значение в жизни людей.

Февраль

1. «Крокодил и чебурашка».

Цель: Вызвать желание слушать рассказ. Активизировать речь детей.

2. В гости кролику идем.

Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.

3. Мы артисты.

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

4. Пришли в гости пальчики.

Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.

Март

1. Весна красна!

Цель: Продолжить знакомить детей с фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное речевое и умственное развитие детей. Познакомить с элементами драматизации.

2. Три медведя (театр мягкой игрушки)

Цель: Рассказывание сказки с сопровождением фигурок настольного театра. Вызвать желание слушать сказки. Активизировать речь детей.

3. Представьте себе…

Цель: Вызвать желание слушать песенку или рассказ придуманную ребенком. Активизировать речь детей.

4. Кот и мыши.

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

Апрель

1. Когда мои друзья со мной.

Цель: Учить знакомую песенку сопровождая интонацией и мимикой

2. Свет мой зеркальце скажи….

Цель: Научить детей с помощью зеркала говорить выразительно .

3. «Цапля и лиса».

Цель: Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации небольшого отрывка из сказки.

4. Кошкин дом!

Цель: Продолжить знакомить детей с фольклорным текстом. Обогатить эмоциональное речевое и умственное развитие детей. Познакомить с элементами драматизации.

Май

1. К нам гости пришли!

Цель: Продолжать знакомить с народными играми, побуждать принимать активное участие в них.

2. Ну-ка пчелки  полетели!.

Цель: Вызвать у детей желание слушать потешку и проговаривать слова. Развивать воображение. Развивать представления об окружающем мире.

3. Заключительное занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010.

2. О.Л.Князева, М.Д. Махнева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2008.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост. Л.С .Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Махнева,

4. О.Н. Корепанова и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. М.В.Тихонова, Н.С. Смирнова красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2012.

8. И.В. Кравченко И.В.,  Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста.  2011.

9. Учите детей петь: (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1986. – 144с.

10. Литературно-художественное издание. Серия «Сказки». Терем-теремок. Русские народные сказки для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство» «Высшая школа». Тверь, 2010.

11. Литературно-художественное издание для детей дошкольного возраста «Курочка-рябушечка». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2008.

12 Литературно- художественное издание для детей дошкольного возраста «Радуга-дуга». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по развитию речи "Употребление в речи предлогов"

Данное пособие состоит из набора дидактических игр по развитию речи, способствующих закреплению употребления в речи предлогов (маленьких слов). Игры способствуют развитию связной монологической и...

Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

учебно-методическое пособие для развития речи у младших дошкольников "Домашние животные"

Данное пособие представляет собой двустворчатую открытку, выполненную на основе плотного картона, в закрытом виде формат 40*25. Можно удобно расположить на столе в открытом виде и проводить занятие...

"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.

«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно ...

Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды»

Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.Вид: учебно- методическое пособие.Предназначение: для детей дошкольного возраста.Актуальность.Основой перспективного и ка...

Учебно-методический комплект: Методическое пособие "Организация работы по краеведению в детском саду с детьми 6-7 лет" и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-7 лет с взрослым по программе "Моя малая родина - Кузбасс"

Название работы: Методическое пособие «Организация работы с детьми 6-7 лет в детском саду по краеведению» и Рабочая тетрадь для совместной образовательной деятельности ребенка 6-8 лет с вз...

Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды».

Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организо...