Развивающая предметно-пространственная среда
материал

Воробьева Татьяна Симоновна

Предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям  объединяться  небольшими  подгруппами по общим интересам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_1_gruppa.docx377.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда

Предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям  объединяться  небольшими  подгруппами по общим интересам. Групповое пространство разбито на несколько центров.

Предметно-пространственная среда группы «Маргаритки» начинается с оформления приёмной комнаты.

Информационный стенд для родителей, где находятся сведения о специалистах, которые работают с детьми, режим работы группы, консультативный материал, меню, расписание занятий и кружков. Здесь же располагаются стенды для выставки детских рисунков и полочки для поделок. В интерьере приемной всегда отражено время года, лексическая тема. В преддверии календарных или государственных праздников оформляются газеты или плакаты с поздравлениями для родителей или детей. 

 Условно в пределах пространства группы мы выделили игровые и тематические центры детской активности, охватывающие все интересы ребенка.

Центр детской активности «Игротека» содержит занимательные   логические  игры и пособия, которые  помогают   развивать  математические  представления в соответствии с возрастом: кубики Никитина, блоки  Дьенеша, палочки Кюизенера, математические игры, лото, домино, тренажеры-часы, головоломки. 

 

 

Центр «Экспериментатор» оснащен различными предметами, позволяющими  провести  несложные  опыты и  самостоятельно  увидеть   результат:  лупы разных  размеров позволяют рассмотреть коллекции камней, ракушек, семян; пинцеты, магниты, предметы  из  металла, дерева, бумаги, камни, ткани. Большой интерес вызывают  опыты  с  водой и бумагой, вода  и  соль, вода и  песок, магнит и металл и т.д. Дети сами придумывают и рисуют правила безопасного обращения с предметами для опытов: на песок нельзя дуть, краску для окрашивания воды нужно размешивать аккуратно, пинцетом берут металлические предметы для опыта с магнитом.  

Для развития речевой  активности  создан  центр «Читай-город», содержит материалы и пособия для развития речи детей: детская художественная литература по теме недели, игры с грамматическим содержанием; тематические книжки-раскраски; книги-панорамы, рассказы в картинках; познавательные энциклопедии; книжки-малышки (выполненные детьми). Здесь же находится мастерская по ремонту книг и  правила обращения с книгами, нарисованные детьми.

Приобщая детей к театральной культуре мною созданы условия для творческой активности детей: театрально-музыкальный центр «Сказка». В центре находятся разные виды настольных и  кукольных театров, ширмы большие и маленькие, маски, костюмы сказочных героев, подиумы, музыкальные инструменты. Развитие коммуникативных способностей, уверенности в себе, преодолению робости, формирование навыков невербальных способов общения способствуют проводимые мною такие формы совместной театрализованной деятельности с детьми, как: мимические и пластические этюды, «Диалоги», «Сценки кукольного театра».

 

В центре детской активности по патриотическому воспитанию находятся материалы  и  пособия, знакомящие  детей с  родным  городом, краем, страной. Удобно и доступно для воспитанников расположены   географические карты, глобус, куклы в национальных русских костюмах, наборы открыток с изображениями столицы России, фотоальбом достопримечательностей Канска, Красноярского края, портрет президента, гербы страны и города, флаг России, коллекция магнитов с видами Канска, познавательная литература по теме. Разработан цикл познавательных занятий «Мой любимый город». Была организована деятельность по сбору коллекций-фотографий «Красивые места города Канска».          

Трансформируемость предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей, именно такими являются зоны сюжетно-ролевых игр. Легкая, складная конструкция позволяют освободить значительную площадь и перенести часть игрового оборудования в любую зону. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.

В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Магазин», «Строитель». Отвечая интересам детей, оборудовали новую сюжетно-ролевую игру «Телестудия».

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр.

Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр по художественно-эстетическому развитию содержит:  коллекцию  репродукций,  образцы  игрушек  и  росписей народных  промыслов,  различные  виды  изобразительных  средств – акварель,  гуашь, карандаши  цветные,  угольные,  восковые,  сангина, фломастеры,  гипс,  пластилин, мольберты). Инновационная форма работы «Творческая мастерская  «Хобби-клуб», в которой находятся различные современные нетрадиционные изобразительные материалы, которые в силу нашего времени, больше интересны воспитанникам: различные виды пластилина, плей-до,  цветной песок для изготовления фресок, виниловые колечки для плетения, пушистая проволока для поделок. Привлекательность этих материалов состоит в том, что все поделки и игрушки, сделанные детьми, могут использоваться в дальнейших играх: «Магазин», «Семейный обед». Картинки из шарикового пластилина и песочные фрески украшают интерьер группы.

 

В группе имеется центр по безопасности жизнедеятельности – здесь находятся игры, альбомы для рассматривания опасных ситуаций дома и на улице, картинки, дорожные знаки,  атрибуты инспектора ГИБДД, макет улицы города.

 Для поддержания интереса ребёнка к его познавательной деятельности, приобщения к миру маленьких тайн, их открытий,  в группе  выделено  место для коллекционирования.

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения. Уголок уединения, призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое.  В уголке находятся подушки, фотографии, зеркало, мягкие игрушки, картинки и т.д.

.

 Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая, авторская и высоко творческая деятельность участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....