Обобщение педагогического опыта "Мастер - класс с применением песка"
материал

Харцыз Наталья Николаевна

Тема:

«Рисование песком, как одна из форм игровой деятельности детей для развития мелкой моторики рук»

Цель: ознакомить преподавательский состав с игровой деятельности детей для развития мелкой моторики рук у детей путем рисования на песке.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях, для развитии моторики рук
  • Способствовать развитию интереса к данной технике, методу использования данной техники в эмоциональном развитии дошкольников,  введению её в практическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_planshety_2018.docx508.96 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Ольховатский детский сад «Сказка»

МАСТЕР-КЛАСС

Тема:

«Рисование песком, как одна из форм игровой деятельности детей для развития мелкой моторики рук»

Воспитатель средней группы:

Харцыз Н.Н.

2018 год

Цель: ознакомить преподавательский состав с игровой деятельности детей для развития мелкой моторики рук у детей путем рисования на песке.

Задачи: 

  • Познакомить педагогов с возможностями песочного рисования, с играми, используемыми на занятиях, для развитии моторики рук
  • Способствовать развитию интереса к данной технике, методу использования данной техники в эмоциональном развитии дошкольников,  введению её в практическую деятельность.

Оборудование и материалы: цветной и простой песок, планшет со стеклом и подсветкой, шаблоны рисунков, кисточки, клей, тарелочки

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые педагоги.

Спасибо, что нашли время и возможность посетить мой мастер-класс, на котором я хочу продемонстрировать вам технику работы с песком, как средство развития мелкой моторики рук ребенка, а именно – нетрадиционную технику рисования песком.

У каждого педагога есть своя «Копилка игр и развлечений», которая помогает ему в повседневной деятельности. Надеюсь, что техника, которую я вам представлю, достойно пополнит копилку каждого из вас. Итак, начнем…

Всем известно, что одним из показателей интеллектуальной и речевой готовности является развитие мелкой моторики рук. У детей с нарушениями речи, отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В связи с этим, я могу утверждать, что мой сегодняшний мастер-класс – очень важное и своевременное мероприятие, необходимое для развития детей в любом возрасте.

Мой выбор материала – песок – не случаен. Песок - это удивительный материал, приятный на ощупь, пластичный, знакомый всем детям и поэтому вдвойне интересный им. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие, вызывает естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок.

Процесс рисования песком прост и приятен и не требует никаких специальных умений и навыков.

Прошу теперь вас подойти к столам с оборудованием.

«Проходите не стесняйтесь.

Будем мы с песком играть и картины создавать».

Свой мастер-класс я разделила на два условных этапа: работа на планшетах с поликарбонатом и работа с трафаретами и цветным песком.

C:\Users\User\Desktop\фото в партфолео\фото\МК с песком\DSC_3483.JPG

Перед началом занятия с детьми педагогу необходимо создать дружественную, веселую и интересную для детей атмосферу. Для этого вполне подойдет вступление, позволяющее детям ощутить знакомый тактильный контакт с песком, организовав диалог, позволяющий детям озвучить характеристики песка, как материала занятия:

- Положите руки на песочек, и потрогайте его! Мне приятно, а вам? (Ответы)

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

- Опишите свойства песка: песок какой? (Ответы: сыпучий, шершавый и т.п.)

Помимо этого, необходимо напомнить детям правила безопасности при работе с песком:

1. Нельзя брать песок в рот – можешь подавиться!

2. При игре с песком у вас всегда должны быть чистые руки и носики!

3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

4. Нельзя вдыхать песок – можешь задохнуться!

5. После игры с песком – помой руки!

Давайте рассмотрим первое игровое задание. Оно называется «Найди и построй».

Перед вами на планшетах насыпан песок, давайте найдем, что спрятано в песке (пересыпают песок, находят счетные палочки).

Теперь разравняйте песок, можно ладошкой, можно линейкой. Теперь отгадайте загадку:

Очень длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревёт

Пассажиров он везёт. (Самолёт)

На полученной поверхности давайте нарисуем силуэт ответа на загадку. По нарисованному силуэту палочками выложим фигуру самолёта. Для тех детей, кому затруднен процесс самостоятельного изображения силуэта фигур можно использовать схему построения, заранее приготовленную на карточках. Подобные карточки лежат у вас на столах.

В процессе данного игрового задания происходит развитие тактильных ощущений, координации движений, мышления, моторики.

Второе задание направлено на развитие воображения, мышления, моторики рук, речевых навыков.

Давайте мы с вами разравняем песок по стеклу ровным слоем при помощи линейки.

C:\Users\User\Desktop\фото в партфолео\фото\МК с песком\DSC_3486.JPG

Давайте положим на песок ладошки обеих рук попеременно в разные стороны.  Давайте уберем руку и посмотрим, что осталось? (Отпечаток ладошки)

На что может быть похож отпечаток ладошки? (на бабочку)

Давайте указательным пальцем дорисуем усики и туловище.

Помимо бабочки можно нарисовать ежика, петуха, утку и многое другое, на что хватит вашей фантазии.

Вдруг откуда ни возьмись, налетел ветерок, и бабочка улетела… (разравнивают песок ладошкой)

Прилетела тучка принес, дождик пошел: для этого рисуем дождик пальчиками обеих рук, тучку - любым пальчиком, лужу – разравниваем песок ладошкой.

Еще пуще ветер разгулялся. Разравниваем песок.

И оказались мы с вами в густом лесу.

Вначале нарисуем травку указательным пальцем. Для закрепления знаний цвета можно снизу под стекло подложить картон зеленого цвета под стекло зеленый картон.

Теперь рисуем елочку. Способов как нарисовать ёлочку на песке можно придумать не один! Чем старше ребенок, тем больше можно экспериментировать и рисовать самые необычные ёлочки.
Рассмотрим несколько способов рисования елочки

  1. Первая елочка самая простая. С ней справиться даже малыш. В центр стола насыпать песок виде удлиненной горки. Далее работают и правая и левая рука. Из центра сверху в стороны раздвигаем песок-ветки, с последующим рядом увеличиваем размер.
  2. Метод рисования светлым по темному. Для этого набираем в ладони песок и равномерно распределяем его по экрану. Важно чтобы слой песка был тонким. В центре рисуем линию-ствол. Одновременно правой и левой рукой из центра сверху в стороны рисуем ветки, с последующим рядом увеличиваем размер. Теперь сделаем елочку пушистой. Большим и указательным пальцем раздвигаем песочек, изображая мохнатые иголочки.
  3. Это тоже метод рисования светлым по тёмному. Большим пальцем проводим небольшие линии первого ряда сверху вниз. Далее таким же способом чередуем ряды. Каждый раз уменьшая количество ветвей. Чтобы форма елки стала конусообразной.

А чего не хватает на нашем рисунке для летнего дня? Правильно, солнышко. Перед рисованием солнышка можно вставить в верхнюю часть желтый картон.

Насыпаем песок в верхней части.

Пальчиком рисуем круг.

И в конце рисуем лучики. Лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные. (Каждый создает рисунок по своему замыслу).

Для развития мелкой моторики рук, глазомера украсим с вами лучики солнышка доступным материалом (камушки, пуговицы, ракушки и т.п.).

Кого же могут разбудить лучики солнца? Подумайте и расскажите.

Наше солнышко разбудило ……..

Это будет нашим третьим заданием. Переходим к столам, где разложены трафареты.

Сейчас я хотела бы вас познакомить с техникой рисования песком на бумаге по клеевой основе цветным песком. Данный метод, к ранее перечисленным навыкам, позволяет развивать творческие навыки, внимание, память. Кроме того, песок, будучи цветным, способен влиять на детей через цвет: желтый - наполняет теплом, красный – добавляет оптимизма, синий – действует успокаивающе, зеленый – вдохновляет свежестью. Наблюдение и опыт показывает, что игра с песком, позитивно влияет на общее самочувствие детей.

Существуют различные способы рисования цветным песком. На начальном этапе надо иметь под рукой клей ПВА картон под основу, простой карандаш, можно использовать цветные картинки, чтобы ребенок мог повторить нужный цвет.

Вырезается трафарет, кладется на картон, смазывается клеем и насыпается песок. Вместо клея можно использовать двухсторонний скотч. Песок тоже на него хорошо прилипает.

Перед вами разложены трафареты, укладываем их на белый лист картона и окрашиваем цветным песком, используя собственное воображение. сначала раскрашиваем крупные детали, намазывая раскашиваемую область клеем (используем клей ПВА) и засыпая эту область песком (песок просеваем между пальцами, остатки песка стряхиваем в баночку). Легче раскрашивать область, не граничащую с другими цветами. Если они разного цвета и имеют общую границу, то лучше подсушить одну, прежде чем раскрашивать следующую. Затем по такой же технологии окрашиваем мелкие части.

Предлагаю вам рецепт окрашивания песка:

1. Найдите необходимое количество (по числу цветов, в которые вы планируете окрасить песок) небольших емкостей для приготовления цветной песка. В качестве красителя можно использовать измельченные цветные мелки, пищевые красители, универсальные колера. Я использовала цветные мелки и колера.

2. Разводим колер небольшим количеством воды или натираем на мелкой терке цветные мелки

3. Аккуратно вливаем или засыпаем в пакет с песком подготовленные красители, затем песок смешиваем с красителем массирующими движениями рук – этот процесс напоминает замешивание теста. После смешивания песка с красителем оставляем смесь примерно на 30 минут, чтобы песок хорошо прокрасился.

4. Высыпьте окрашенный песок на листы бумаги или на бумажные одноразовые тарелки большого диаметра. Разложите песок как можно более тонким слоем и просушите в течение суток. Вместо песка можно использовать соль. Цвет получается более яркий и насыщенный.

C:\Users\User\Desktop\фото в партфолео\фото\МК с песком\DSC_3499.JPG C:\Users\User\Desktop\фото в партфолео\фото\МК с песком\DSC_3497.JPG

У нас получились замечательные картины, которые можно подарить родителям (показывает работы детей).

На этом свой мастер-класс считаю завершенным. И слушаю ваши комментарии, пожелания, замечания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта по применению элементов театрализованной деятельности в МБДОУ № 88 "Слонёнок"

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной  в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое ...

Обобщение педагогического опыта проект "«Рисование песком на световом столе»

Цель проекта:- Раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.- Формировать состоян...

Обобщение педагогического опыта по теме «Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями групп раннего возраста»

Несомненно, первостепенной целью дошкольной организации является организация своевременной, качественной, профессиональной помощи семье в воспитании ребенка,  в развитии полноценной, всесторонне ...

Мастер- класс по применению нетрадиционной техники «Рисование цветным песком» в первой младшей группе.

Дошкольный возраст — очень важный этап в развитии личности ребенка, приобщении его к миру искусства, общечеловеческих ценностей. Рисуя, ребенок развивает у себя определенные способности: зритель...

Заочный методический семинар по программе «Обобщение педагогического опыта работников дошкольных организаций» (с применением дистанционных образовательных технологий). Выступление на тему: «Ранняя профориентация детей младшего дошкольного возраста»

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, пси...