Методика работы с одаренными детьми по программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование
учебно-методический материал

Велижанцева Татьяна Викторовна

Комплект  оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Методика работы с одаренными детьми разработан  в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 44.02.01 Дошкольное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos_po_mdk_odarennye_deti.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРИМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Утверждаю

директор колледжа

________ Т.А.Грудо

«31» августа  2015

Комплект

контрольно-оценочных средств

 учебной дисциплины

 

 ОП. 014 Методика работы с одаренными детьми

 по программе подготовки специалистов среднего звена

44.02.01 Дошкольное образование

 

Игрим, 2015

Комплект  оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Методика работы с одаренными детьми разработан  в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 44.02.01 Дошкольное образование.

Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Игримский политехнический колледж»

Разработчик:                          

Велижанцева Татьяна Викторовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, преподаватель  бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Игримский политехнический колледж»

Рассмотрено:

на заседании цикловой комисси (ЦК) общепрофессиональных дисциплин,

протокол   от 29.08.2015 г.

Председатель ЦК С.В.Плюхина

Согласовано

Л.Г. Гейстонина,

зам. директора по учебной работе

                 

  1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Общие положения 

        Результатом освоения учебной дисциплины (ОП) Методика работы с одаренными детьми являются, подлежащие проверке:

умения:

- применять техники и приемы выявления и работы с одаренными детьми в профессиональной деятельности;

- использовать средства образования и развития детей имеющих различные виды одаренности, в соответствии с ФГОС

знания:

- выявлять и развивать все виды одаренности детей;

- цели, задачи, принципы и методы работы с одаренными детьми;

- участвовать в ранней диагностике детей с различными видами одаренности;

- четко следовать индивидуальному плану развития одаренности ребенка;

- способствовать успешной адаптации одаренных детей к дальнейшему обучению в общеобразовательных учреждениях, сохранение и укрепление их здоровья;

- формировать навыки социализации;

- активно учувствовать в системе педагогического взаимодействия направленного на работу с одаренным дошкольником;

- знакомить родителей с особенностями психофизического развития одаренного ребенка и обучать эффективным способом его развития.

общие и профессиональные компетенции                       

  •     ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
  • ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
  • ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
  • ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
  • ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
  • ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
  • ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
  • ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
  • ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
  • ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
  • ПК 2.4. Организовывать общение детей.
  • ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  • ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
  • ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
  • ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
  • ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
  • ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
  • ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
  • ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.
  • ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
  • ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

Зачёт включает в себя выполнение теоретических и компетентностно-ориентированных заданий.

Настоящий комплект контрольно-оценочных средств (КОС) может быть использован в программах дополнительного профессионального образования (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации).

  1. Матрица логических связей между видами аттестации, формами, методами оценивания и объектами, предметами контроля по дисциплине  ОП. 014 « Методика работы с одаренными детьми»

предметы оценивания

(ПК, ОК, знания, умения – заданные ФГОС)

объекты оценивания

вид аттестации

формы и методы оценивания

критерии и показатели оценки

вид оценочных средств

ОК

1 - 11;

ПК

1.2 - 1.3,

2.1 - 2.7, 3.1 - 3.3, 4.2 - 4.5

умения:  

- применять техники и приемы выявления и работы с одаренными детьми в профессиональной деятельности;

- использовать средства образования и развития детей имеющих различные виды одаренности, в соответствии с ФГОС

знания:

- выявлять и развивать все виды одаренности детей;

- цели, задачи, принципы и методы работы с одаренными детьми;

- участвовать в ранней диагностике детей с различными видами одаренности;

- четко следовать индивидуальному плану развития одаренности ребенка;

- способствовать успешной адаптации одаренных детей к дальнейшему обучению в общеобразовательных учреждениях, сохранение и укрепление их здоровья;

- формировать навыки социализации;

- активно учувствовать в системе педагогического взаимодействия направленного на работу с одаренным дошкольником;

- знакомить родителей с особенностями психофизического развития одаренного ребенка и обучать эффективным способом его развития.

Процесс распознавания значения невербальных средств общения.

Процесс установления контакта.

 Процесс использования приёмов эффективного слушания: выяснения, перефразирования, отражения чувств и эмоций, резюмирования.

Процесс публичного выступления.

Процесс использования приёмов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Объем профессионально-значимой информации.

Текущий контрольПромежуточная аттеста-ция.

     

Экспертная оценка выполнения практических заданий по применению техник эффективного общения.

Выполнение самостоятельной работы.

Моделирование ситуации.

Участие в тренинговых занятиях.

Результаты тестирования.

Правильный выбор техник и приёмов эффективного общения.

Правильное определение необходимых способов взаимодействия в практической деятельности.

Правильное определение профессионально-значимой информации.

Использование информационных технологий.

Владение терминологией.

Соблюдение требований, предъявляемых к различным видам работ.

Тестовые задания.

Творческие задания.

Педагогические ситуации.

Задания проблемного характера. Практическое задание диагностики сформированности навыков эффективного общения. Гомогенный тест.

       II. Комплект оценочных средств по дисциплине «Методика работы с одаренными детьми»                                                                                           2.1 Задания в форме опроса (дифференцированный зачет)

Для экзаменующегося:

Количество вариантов заданий для выполнения -20                               Максимальное время выполнения заданий -60 минут.

Контрольная работа

Теоретические вопросы

  1. Дайте определение одаренность. Укажите основные виды одаренности у детей дошкольного возраста.
  2. Раскройте актуальность проблемы раннего выявления и работы с одаренными детьми.
  3. Виды одаренности. Признаки одаренности детей.

  1. Основные принципы используемые при организации развивающей среды для одаренного дошкольника.      
  2. Адаптация одаренного ребенка к условиям пребывания в детском саду.
  3. Раскройте наиболее важные способности и умения подлежащие развитию у одаренного ребенка.
  4. Дайте сравнительную характеристику одаренного и успешного в учебе ребенка.
  5. Раскройте основные принципы и методы работы с детьми, имеющими творческие(художественные)способности.
  6. Раскройте основные принципы и методы работы с детьми, имеющими литературные способности.
  7. Раскройте основные принципы и методы работы с детьми, имеющими спортивный талант.
  8. Раскройте основные принципы и методы работы с детьми, имеющими музыкальную одаренность,
  9. Раскройте основные принципы и методы работы с детьми, имеющими спортивную одаренность.
  10. Раскройте роль педагога в выявлении и развитии технической одаренности детей.
  11. Раскройте основные принципы и методы работы с детьми, имеющими незаурядный интеллект.
  12. Формы и методы взаимодействия с семьей воспитывающей одаренного ребенка.
  13. Создание единого развивающего пространства как важнейшее условие успешности развития одаренности.
  14. Особенности личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития.
  15. Раскройте различные степени одаренности.
  16. Роль семьи в воспитании одаренного ребенка.
  17. Роль педагога в организации взаимодействия одаренного ребенка со сверстниками.    

2.2 Практические задания

  1. Проведение игр упражнений развивающих творческое воображение у детей.
  2. Представьте диагностические методики на определение уровя развития математических способностей у детей.
  3. Укажите основные различия между прилежанием и одаренностью ребенка.
  4. Проведение упражнений, выявляющих спортивную одаренность у детей.
  5. Представьте таблицу видов одаренности детей дошкольного возраста.
  6. Проведение упражнений на выявление музыкальной одаренности у детей  
  7. Составьте индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка по выбранному виду одаренности.
  8. Проведение игр и тренингов на развитие организаторской и коммуникативной одаренности у детей
  9. Представьте приемы и методы работы с детьми дисгармоничным типом развития.
  10. Представьте приемы и методы работы с детьми с гармоничным типом развития.
  11. Проведение игр и тренингов, способствующих развитию технической одаренности детей
  12. Укажите методы и приемы взаимодействия семьи и МБДОУ в воспитании и развитии одаренного ребенка.
  13. Представьте план работы с родителями по развитию выбранному виду одаренности.
  14. Представьте тематический план по работе с одаренным ребенком выбранному виду одаренности.
  15. Укажите режимные моменты в которых проводятся развивающие мероприятия для одаренных детей.
  16. Укажите участников системы взаимодействия в выявлении и работе с одаренными детьми в условиях МБДОУ.
  17. Раскройте основные приемы и методы психолого-педагогической помощи одаренным детям.
  18. Представьте план работы по воспитанию положительного отношения к развитию творческого потенциала у дошкольников. работе.
  19.  Представьте игры на развитие актерского таланта у детей.  
  20. Представьте игры и тренинги по развитию интеллектуальной одаренности в семье в семье.

2.3. Педагогические ситуации для самостоятельного анализа

Ситуация 1. 

Вы – воспитатель. Наблюдая за игрой, мальчика Саши замечаете, что в свои четыре года он свободно владеет порядковым счетом до ста, вы замечаете, что он охотно объясняет детям состав двузначных чисел, вас на любом занятии просит придумать ему задачку, которую быстро и с удовольствием решает.

Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?

Ситуация 2.

 За ребенком в детский сад пришла мама. Максим подходит к ней и говорит: «Мама, я в группе самый глупый.» Мама удивленно смотрит на сына и спрашивает: «Почему ты так решил?» Сын отвечает: «Я не могу даже до десяти считать, а мне уже пять лет! Сережка считает до миллиона, решает задачки быстрее всех и хвастает постоянно!» Мама спокойно отвечает: «Ну и не дружи ты с этим умником!»  

Как вы объясните маме ребенка неправильность такого отношения к сыну? Как Вам наладить взаимоотношения этих двух детей в группе? Стоит подключать к решению данной проблемы педагога-психолога?

Ситуация 3. 

Вы – воспитатель старшей группы. Вика С. отличается гибким умом, дружелюбием, постоянно танцует и поет, моментально схватывая движения и мелодию за музыкальным руководителем. Все ею любуются, дорожат ее вниманием. Второй половине дня с девочкой случается превращение, вдруг веселая непоседа садится на стул и начинает плакать. На вопросы детей и педагогов отвечает: «Ничего не случилось, я просто устала!» И действительно через несколько минут ребенок снова счастлив!  

О чем могут свидетельствовать такие изменения в поведении девочки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на ребенка?

Ситуация 4. 

Дети Подготовительной к школе группе рассматривают картину Перова: «Тройка» У многих детей картина вызывает достаточно сильные эмоции, рассказать о них они не могут. Милена очень спокойно рассматривает картину, в отличие от других детей и потом начинает не просто описывать сюжет, не упуская мелких деталей, но и видит основной цвет, свет, композицию данного произведения.

Что в восприятии ребенком картины необычно? Какую цель вы ставили, предлагая детям рассмотреть ее? Какие вопросы, пояснения позволят вам донести до детей смысл картины? Можно предположить проявление одаренности у Милены?

Ситуация 5. 

Воспитатель присутствует при приеме детей. Слышит разговор мамы с сыном: «Сынок, занимайся хорошо на всех занятиях! Мне не нравится, что ты готов пропадать на своих тренировках, кроме футбола надо еще чем-то интересоваться!»

 В чем ошибка мамы или она действительно права? Какие советы вы дадите ребенку и родителям?

Ситуация 6. 

К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не раз наблюдала, насколько охотно мой сын любит читать, постоянно что-то сочиняет или стихи, или сказки-небылицы? Это не опасно для его психики?»

 С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?

Ситуация 7. 

Вы организуете занятия по рисованию. Все дети с удовольствием занимают свои места, и только Миша демонстративно собирает сложнейший конструктор, который принес из дома. На просьбы присоединиться ко всем отвечает: «Мне не интересно рисовать! Пока не соберу конструктор, даже гулять не пойду !!»

Как вы отнесетесь к поведению? Какие выводы сделаете для себя?

Ситуация 8. 

Вы планируете организацию праздничного мероприятия. Главную роль в спектакле отдаете Маше, а не Яне которая действительно не боится сцены, прекрасно перевоплощается в героев, быстро запоминает текст. Маша очень рада представленной возможности, а Яна закатывает бурную истерику.

Что вас побудило принять такое решение? Как вы решите эту сложную ситуацию?

Ситуация 9. 

Вечер. Родители, собирая свои детей делятся впечатлениями о выходных днях кто был в театре с детьми, кто на выставке, кто на катке. Дети радостно делятся впечатлениями. Вова говорит своему папе: «Вот видишь, все куда-то ходят, а я так люблю плавать! Тренер мне говорил, что я олимпийским чемпионом стану! А вы с мамой перестали меня в бассейн водить, некогда вам!!!»

Работа должна вестись с ребенком или с его родителями? Какую работу будет целесообразно провести?

Ситуация 10. 

За Димой в детский сад пришла мама. Дима настоятельно просит отвести его на балет. Мама недоуменно смотрит на сына и отвечает: «Ну что это за прихоть, замучил ты меня со своим балетом!! Нет! Давай на бокс тебя отведу, посмотришь, как себя ведут настоящие мужчины».

В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте? Какую работу будет целесообразно провести?

Ситуация 11. 

Лена (4 года): «Бабушка, я помогу решить еще одну задачку? Нет, кушать и гулять я не пойду! С детьми играть не хочу, с ними не интересно, они ничего не знают!». Бабушка, услышав это: «. Хорошо. Ты моя умница! Вырастешь, профессором станешь»

Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия? Что, можно предложить бабушке при подобном случае еще?                                                                                                                                              

Ситуация 12. 

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети могут очень просто: «Он вперед всех отвечает и не дает нам слова сказать! Говорит, что он среди нас самый умный! Вот и пусть сам с собой играет! Нам с ним тоже не интересно!» Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Продолжает общаться со взрослыми и детьми постарше. Играет в настольные игры и не расстается со своими энциклопедиями. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?

Ситуация 13. 

Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик всегда рисует непонятные картины. Зачастую очень графичные, четкие с необычными формами и персонажами и черно-белые. Если появляется яркий рисунок, то это пятна, геометрические фигуры и странные изображения людей и животных. Мама расстраивается: «Он может рисовать целыми днями! Иногда просто хочется увидеть на его детских картинках небо, солнышко, радугу, а сын показывает на свои рисунки и объясняет это радость, это грусть, это война. Мама встревожена.

Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться рисовать как все. Какие ошибки часто допускают взрослые? Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?

Ситуация 14. 

  Сене 7 лет. У вас в группе он самый усидчивый и работоспособный ребенок, но только на занятиях конструирования, ручного труда. Он может заниматься любимым делом часами, привлекая к выполнению своей задумки всех детей. Он продумывает план действий и четко видит конечный результат, может своим энтузиазмом заразить не только детей, но и взрослых. К остальным занятиям он равнодушен. Пытается найти массу отговорок, чтобы не ходить на музыкальное занятие, физкультуру.

 Проанализируйте сложившуюся ситуацию? О каком виде одаренности идет речь в данном случае? Что, Вы сделаете как педагог для расширения интересов мальчика?

Ситуация 15. 

Дети средней группы очень любят Машеньку. Девочка придумывает игры, договаривается с детьми о правилах ее проведения, хорошо общается и договаривается с детьми. Если кто-нибудь ссорится с ней, Маша первая идет на примирение предлагая поиграть в любимую игру обиженного ребенка. Родители говорят, что дома поссорившись с бабушкой она берет шахматы и идет играть зная, шахматы любимая игра бабушки, с мамой мирится быстро, убрав в своей комнате.

Назовите вид одаренности девочки. Обоснуйте свои предположения. Какую работу будет целесообразно провести с девочкой в дальнейшем?

Ситуация 16. 

Вы – воспитатель старшей группы. Проводя занятия Вы сталкиваетесь с проблемой обидчивости Ромы. Мальчик всесторонне развит, очень хорошо разговаривает и постоянно требует к себе внимания с криками: «Все слушайте меня!» практически всегда отвечает правильно, высокомерно поглядывая на окружающих. Если Вы поправили ребенка или сказали о неправильности его ответа Рома начинает кричать, топать ногами и плакать. Дети совершенно не сочувствуют ему, напротив радуются передразнивая его крики.

О чем могут свидетельствовать такое поведение детей в группе? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

Ситуация 17. 

Марине 5лет.Ребенок дисциплинирован.  Очень старается правильно отвечать на всех занятиях, выполняет с усердием даже те задания, которые не доставляют ей особого удовольствия. Всегда ищет одобрения своих поступков у педагогов, детей и родителей.

Можно ли в данном случае говорить о социальной одаренности? Обоснуйте свой ответ.

Ситуация 18. 

Сережа 6 лет. Ведет себя странно во время занятий лепкой. Его практически невозможно дозваться во время занятия, настолько он увлечен процессом. Мальчик никогда не дослушивает ваших объяснений начинает свою работу. Результат прекрасный, но не тот к которому стремились вы и остальные дети. Если в процессе лепки у Сережи не получается задуманное он может расшвыряв пластилин и инструменты рассердиться и даже заплакать.

Какой вид одаренности проявляется у ребенка? Какую работу будет целесообразно провести?  Какие сгладить негативные проявления в поведении мальчика?  

Ситуация 19. 

К вам обратилась мама вашего воспитанника: «Я не знаю, как мне поступить. Мой сын рисует везде, на стенах, на любом клочке бумаги, на асфальте, песке везде где угодно! Его не интересует ничего другого! Меня пугает его одержимость рисованием!»

О чем вы спросите маму ребенка? Какие причины, по вашему мнению, лежат в основе такого поведения? С чего, по вашему мнению, следует начать разговор с мамой, чтобы установить доверительное отношение к вам? Какие советы вы дадите родителям этого ребенка?

Ситуация 20. 

Оле три года. Она с удовольствием организует вокруг себя несколько одногруппников, и показывает движения танцев, ранее разученных на занятиях. Она может подойти к каждому ребенку и показать движения, которые, по ее мнению ,у него не получаются. Девочка четко выполняет ритмический рисунок и получает большое удовлетворение от процесса.

О каком виде одаренности идет речь? Что вы планируете для дальнейшего развития способности ребенка?

3.3. Алгоритм действий для анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач

Алгоритм анализа педагогической ситуации

  1. Характеристика педагогической системы:

 назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
 дайте оценку уровня развития педагогической системы;
 каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?

  1. Выявление объектов и субъектов воспитания:

 определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);

 дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

3. Характеристика взаимоотношений субъектов:
 определите стили отношений, руководства, общения педагога;
 дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;
 оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.

4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:
 сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;
 определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;
 конкретизируйте задачу, которую следует решить

Алгоритм решения педагогической задачи

1. Выдвижение гипотезы:
 выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
 прогнозирование их результативности;
 рассмотрение различных вариантов действий педагога.

2. Выбор оптимального варианта действий педагога:
 выбор методов педагогического воздействия;
 определение соответствующих методических приемов;
 выбор организационных форм;
 подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3
. Детализация:
 продумывание оперативной структуры действий педагога.
4.
Анализ предполагаемых результатов:
 характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.

Пример педагогической ситуации с анализом возможных вариантов ответов

Ситуация. 

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

Какую работу будет целесообразно провести? Какие выводы педагог должен сделать относительно своей работы?

Решение: подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

А как давно мальчик стал посещать данную группу? Он пришёл в уже сформировавшийся коллектив? Ведь как правило дети сами не принимают новичков, а если ребёнок тих и замкнут, тем более. Он для остальных как невидимка. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания.  Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям.        Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми. Есть книга психотерапевтических сказок О. В. Хухлаевой "Лабиринт души".

IV. Критерии оценки

Итоговая оценка на экзамене выставляется путем выведения среднего балла за ответ на теоретический вопрос и практические задания. Вопросы билета  являются равнозначными.

Оценка

Теоретический вопрос

Практическое задание

Задание на представление методических материалов

Анализ педагогической ситуации

5 (отлично)

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание по дисциплине демонстрируется на фоне понимания ее в системе междисциплинарных связей. Умеет иллюстрировать теоретические положения примерами. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. Хорошо владеет современными методами исследования, способен к самостоятельному пополнению и обновлению знаний.

Студент пользуется своими наработками. Представляет методически грамотно составленный материал в соответствии с заданием.

Даны ответы на поставленные вопросы, приведено их качественное обоснование. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей воспитанников; описание возможных ответных реакций воспитанников и других участников ситуации, предвидение результатов воздействия.

4 (хорошо)

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.

Студент пользуется своими наработками. Представляет материал в соответствии с заданием, Однако в материале есть методические неточности.

Даны ответы на поставленные вопросы. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к воспитанникам, учитываются условия проблемной ситуации. Однако ответы не содержат достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста воспитанников, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

3 (удовлетв.)

Дан недостаточно полный и развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

Представляет материал в соответствии с заданием, но в материале есть 2-3 методические ошибки.

Даны ответы на поставленные вопросы. Но ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным.

Дан ответ на 1 вопрос с достаточно глубоким обоснованием.

2 (неудовл.)

Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса по билету  с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная,  терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента.

Представляет материал в соответствии с заданием, но в материале есть более 3 методических ошибок.

Материал не представлен

Вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы воспитанников (нарушение дисциплины, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Времена года» в рамках районного семинара заместителей директоров по дошкольному образованию и руководителей структурных подразделений по теме «Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурса

Цель данного занятия— показать взаимосвязь литературы и музыки, раскрыть общность идейного замысла драматурга и композитора, обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к его музы...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.12 Коррекционная педагогика по программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование

Комплект  оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Коррекционная педагогика разработан  в соответствии с требованиями  федерального государс...

Методики в работе с одаренными детьми

В документе представлены методики работы с одаренными детьми....

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"

В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...

Программа работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста "Умники и умницы"

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, она интересует  многих педагогов и психологов.В дошкольных учреждениях в основном проводятся коррекционная работа...

Работа с одаренными детьми: «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих одаренность в ДОУ»

Повышение профессионального уровня педагогов по работе с одаренными детьми....