Программа работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста "Умники и умницы"
рабочая программа

Разумная Евгения Юрьевна

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, она интересует  многих педагогов и психологов.В дошкольных учреждениях в основном проводятся коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в общении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном,  физическом, художественном, - обычно ставят просто в  пример другим детям и индивидуально не развивают у  них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей немного приостанавливается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

 

Программа работы с одаренными детьми

старшего дошкольного возраста

««Умники и умницы»»

»

Составитель:

Педагог-психолог

Разумная Евгения Юрьевна

Югорск

2020

Введение

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, она интересует  многих педагогов и психологов.

В дошкольных учреждениях в основном проводятся коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в общении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном,  физическом, художественном, - обычно ставят просто в  пример другим детям и индивидуально не развивают у  них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

  • наследственность;
  • специально организованное обучение;
  • собственная активность ребенка, его удовлетворение и радость от умственной деятельности;
  • окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу  по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога – психолога,  воспитателей,  узких специалистов (музыкальных работников,  руководителей изобразительной деятельности и т.д.) и родителей.

Создание развивающих групп в дошкольных учреждениях для детей, имеющих предпосылки одаренности, - это необходимое звено в цепи педагогического процесса. В этих группах дети вместе с педагогом – психологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способности.

Представленные методические рекомендации нацелены на развитие творческого мышления. Они содержат в себе решение трех основных задач:

  • развитие творческого мышления;
  • развитие творческого воображения;
  • эмоциональное развитие мира детей пяти – семи лет, имеющих предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей.

Занятия проводят 1 – 2 раза в неделю, время  - 25 - 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10.30 – 11.00,  с пятью-семью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения.

Глава 1. Структура занятий  с одаренными детьми и методика их проведения

1.1. Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста

Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, мыслить. К сожалению, массовое обучение сводиться к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решений заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Творчество – это психический процесс создание новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Творчество предлагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводиться к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Во второй половине XX века были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

  • гибкость ума – способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность перестраиваться с одной идеи на другую;
  • систематичность и последовательность, которые позволяют людям управлять процессом творчества, благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются;
  • диалектичность мышления – способность человека соединять, казалось бы, несоединимое;
  • способность рисковать и не бояться ответственности за свое решение.

Эти компоненты творчества являются свойствами взрослого человека. У детей же способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Исследование детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления, (один из видов мышления,  характерный созданием субъективно нового продукта  и новообразованиями  в ходе самой познавательной деятельности  по его созданию):

  • наглядно – действенное (дошкольный возраст 5 – 7 лет);
  • причинное (младший школьный возраст);
  • эвристическое (с 12 и старше).

Рассмотрим стадию наглядно – действенного мышления. Мышление рождается из действия. В младенчестве и в раннем возрасте оно неотделимо от действия.  В процессе манипулирования с предметами ребенок различает мыслительные задачи.

 К  5 – 6 годам дети обучаются совершать действия в уме.  В качестве объекта манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образцы – представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно – действенным.

Очень важным для развития мышления являются задания на исследование образа представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление  на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которого нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.

Можно выделить несколько психологических качеств лежащих в основе фантазирования:

  • хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ – представление;
  • способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
  • способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств  предметов.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно – действенного мышления  является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью,  и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно  в жизни образы предметов.

Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы \является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка  благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.

Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер – мышления, воображения и эмоций  в программе по развитию творческого мышления – способствует гармоничному развитию творческости ребенка  дошкольного возраста.

1.2. Этапы работы с одаренными детьми

Программа осуществляется в три этапа.

1-й этап – диагностический

Цель: выявление у детей пяти – семи лет  способности к творчеству.

Методика: «Краткий тест творческого мышления (фигурный тест)» Торренса.

Этот тест проводит педагог – психолог индивидуально с каждым ребенком. Время на одного ребенка 15 минут.

2-й этап – развивающий

Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения  и эмоционального мира ребенка.

1. Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.):

  • воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
  • угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  • воссоздать внешний облик предмета на основе какой-то его части;
  • узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  • находить в двух или в более объектах общие и различные признаки;
  • узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  • переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
  • составлять сюжетный рассказ, о каком – либо объекте;
  • использовать мерку при сравнении  предметов по величине, весу;
  • располагать предметы в порядке убывания или возрастания, какого – либо свойства и делать отсюда выводы;
  • находить действия, противоположные по значению (увеличивать – уменьшать, разрезать – соединять).

Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи, направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока: один связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.

  1. Творческое воображение – предполагает самостоятельное создание образа вещи, признака, не имеющих аналога, новых, реализуемых и ценных продуктах.

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов, используемых ребенком неосознанно:

  • агглютинации, то есть «склеивание» различных, несоединимых  в повседневной жизни частей (человек – зверь или человек – птица);
  • гиперболизация, парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик);
  • аналогии (близкая: самолет – парящая птица; непосредственная, отдаленная: космический корабль – морской корабль);
  • синтеза;
  • анализа.

3. Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу в следующих направлениях:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе;
  • развитие умения общаться друг с другом;
  • адекватное ролевое развитие.

3-й этап – заключительный

Цель: выявить результативность развивающих занятий.

Методика: «Краткий тест творческого мышления (фигурный тест)» Торренса.

1.3. Основные принципы, реализующие в данной развивающей программе

  1. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).
  2. Принцип вовлеченности детей  в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.
  3. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.
  4. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
  5. Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентированно на ребенка и его взаимодействия с другими детьми.

1.4. Организация занятий

Каждое занятие включает в себя:

  1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.
  2. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.).
  3. Игру на повышение двигательной активности.
  4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
  5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам  ритуал прощания. При необходимости детям дается домашнее задание.

Занятия проводят 1 – 2 раза в неделю, время  25 - 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10.30 – 11.00,  с пятью-семью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1 – 2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог – психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель.  На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.

Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят – в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.

2.2. Взаимодействие при выполнении программы

Для положительного результата в развитие способностей необходима взаимосвязь педагога- психолога, родителей, воспитателя и детей.

Работа с воспитателями включает в себя:

1. Профилактическую цель, т.е. педагог – психолог информирует воспитателей о том, что такое одаренность, как ее можно распознать и как работать с одаренными детьми.

2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческих способностей. Нацеливание их на совместную  с педагогом – психологом деятельность.

3. Рекомендации по работе с одаренными детьми или детьми, имеющими предпосылки одаренности.

Работа с родителями детей, имеющих предпосылки одаренности:

1. Организации совместной работы педагога – психолога, воспитателей и родителей  по достижению положительного результата в развитие способностей:

  • ознакомление с программой,
  • групповая консультация.

2. Индивидуальное консультирование родителей  при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.

Глава 3. Содержание развивающих занятий с детьми старшего

дошкольного возраста

Занятие 1

Цель: сформировать у детей умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти. Развивать творческое воображение, стимулировать фантазию ребенка.

  1. Ритуал приветствия. Снятие эмоционального напряжения:

а) все дети берутся за руки и дружно говорят: «Добрый день!»

б) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу (например, поздороваться со всеми участниками плечами, ступней ног, коленкой и т.д.)

2.1. Умение воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти.

а) «Представьте, что вы надели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые (квадратные, треугольные, овальные и др.) вещи. Осмотритесь и назовите мне по очереди все круглые предметы в этой комнате. Теперь закройте глаза и представьте,  что в этих очках вы вышли на улицу. Назовите пять предметов круглой формы, которые вам встретились. Вспомните, какие круглые предметы есть у вас дома».

б) Назовите три предмета, которые могут сочетать в себе два названных признака (можно в переносном смысле). Например, яркий, желтый – свет, солнце.

  • пушистый зеленый;
  • прозрачный, голубой;
  • сильный, добрый;
  • звонкий, громкий;
  • черствый, черный;
  • сладкий, легкий.

Для усложнения: «назовите два предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками:

  • гладкий, черный, тихий;
  • темный, тяжелый, шумный;
  • светлый, легкий, блестящий;
  • белый, мягкий, съедобный.

Инструкция. «Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовете признаки этого предмета (цвет, размер, форма, вкус, функция – что делать). Яблока (желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое – для еды). А теперь я вам назову два признака – например: яркий, желтый. А вы придумайте тот предмет, который подходил бы к обоим этим признакам. Например: свет, солнце, одуванчик».

в) «Помогу озорнику найти подходящий осколок стекла и закрыть дырку Какая из четырех фигур внизу рисунка совпадает по форме с дырой в сейфе?» 

2.2.  Развитие творческого воображения. Стимулирование фантазии ребенка.

Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

        Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

Приведем игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение".

 Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"

       - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"

       - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.

- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

- Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Что будет, если у нас удлинится на время нос?

       - Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;

- Это хорошо, а что в этом плохого?

- Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

         Предложите ребенку сказать, что произойдет хорошего, а что плохого, если мы что-то будем увеличивать или уменьшать. Кому будет хорошо, а кому плохо? Это уже нравственный анализ ситуации.

3. Подвижная игра «Совушка».

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные – Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает – все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает – всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

4. Ритуал прощания.

Повернуться соседу справа, взять его за руки и улыбнуться ему самой доброй улыбкой. Затем все берутся за руки и дружно говорят: «До свидания!»

Занятие 2

Цель: Развивать воображение,  умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

1. Ритуал приветствия.

а)  все дети берутся за руки и дружно говорят: «Добрый день!».

б) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу, необычным движением, танцем и т.д.

2.1.  Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

Кто в дом не идет,
Меня за ручку берет.
                         
(Дверь)

Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
                         
(Мяч)

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
                             
(Снежинки)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет -
Гвоздь упадет.
                       
(Сосулька)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет -
Там заметку кладет.
                     
(Карандаш)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
                                 
(Книга)

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я ...

                          (Свекла)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
                                             
(Арбуз)

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
                               
(Петух)

2.2. Развитие воображения.

Руководство: взрослый расспрашивает детей, какие сказки они знают и любят. Все вместе выбирают одну из сказок, и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый. Вот, например, во что может превратиться известная сказка про Красную Шапочку: "Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты". - Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь..." и т. д. Взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающуюся ситуацию.

3. Подвижная игра «Невод»

Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки.

4. Ритуал прощания.

Повернуться соседу справа, взять его за руки и улыбнуться ему самой доброй улыбкой. Затем все берутся за руки и дружно говорят: «До свидания!»

Занятие 3

Цель: Развивать мышление, творческое воображение, фантазию. Формировать умение выделять различные признаки предмета.

1. Ритуал приветствия.

а)  все участники игры по очереди передают мяч соседу справа со словами: «Здравствуй (имя), я рад тебя видеть!»

б) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу (например, поздороваться со всеми участниками плечами, ступней ног, коленкой и т.д.)

2. Развитие мышления, формирование умения выделять различные признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения.

Инструкция. «Я покажу (назову) предмет. А вы должны назвать как больше признаков предмета (каков он).

Для детей шести лет карточки с изображением предметов (цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, температурные особенности, блеск, материал, твердость – мягкость, прочность – хрупкость, функция…). Затем дети обмениваются этими карточками.

  1. Развитие творческого воображения, мышления и фантазии.

Материал: 1) список из 8 несложных бессмысленных слов: челап, думкор, лиара, зупарака, виглу, мумс, бисяка, шупар; 2) список широких понятий: животные, инструменты, одежда, мебель.

Руководство: взрослый предлагает детям игру со словами незнакомого языка. Он сообщает им, что предмет, обозначаемый этим словом, ему неизвестен, единственное, что он знает, что этот предмет - одежда (мебель, животное, инструмент). Взрослый по одному называет слова, предлагая детям описать предмет, который обозначается таким волшебным словом.

В процессе игры взрослый стимулирует любые проявления фантазии, задавая дополнительные вопросы (например, как могло бы выглядеть это животное, на кого (что) оно похоже, где живет, чем питается и т. д.). Взрослый должен активно помогать детям в этой игре.

Ее можно организовать как игру с небольшим призом для того, кто умеет фантазировать лучше всех. Такая игра может быть неоднократно повторена, если изменить список волшебных слов или расширить список понятий, в которых обобщены слова (растения, пища, фрукты и пр.).

4. «Берегись Буратино!»

У одного из играющих на голове колпачок. Он - Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями

5. Ритуал прощания.

Повернуться соседу справа, взять его за руки и улыбнуться ему самой доброй улыбкой. Затем все берутся за руки и дружно говорят: «До свидания!»

Занятие 4

Цель: Научить детей воссоздать внешний целостный  облик предмета на основе какой-то его части, сочетать признаки разных предметов

1. Ритуал приветствия.

а) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу, необычным движением, танцем и т.д.

б) участники игры, по очереди передавая мяч по кругу, произносят пожелания на сегодняшний день.

2.1. Умение воссоздать внешний целостный  облик предмета на основе какой-то его части. Детям предлагают карточки с незаконченными изображениями, приблизительно по 5 – 7 каждому. Ребенок должен дорисовать изображение и сказать, что у него получилось.

Усложнение: ребенку предлагается лист с девятью изображениями незаконченного рисунка. Он должен их назвать за одну минуту (автор Л. Ю. Субботина).

Инструкция. «Перед вами карточки с незаконченными рисунками. посмотрите на них внимательно, дорисуйте, а потом каждый по очереди расскажите, что у него получилось».

2.2. Умение сочетать признаки разных предметов (метод фокальных объектов). Название метода произошло от глагола «фокусироваться». В переносном смысле это означает, что мы концентрируем свое внимание на каком – то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он представляет перед нами в самых разных своих проявлениях.

Произвольно выбираем несколько объектов и называем их. Желательно, чтобы предметы были хорошо знакомы ребенку. Затем «примеряем» признаки этих предметов к первому объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изученным объектом позволяет его рассмотреть с разных, порой с самых необычных, сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства. Например: понятие река сочетать со свойствами любого предмета домашнего обихода.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Чем похожи?» мы будем сравнивать между собой два совершенно разных слова. Например: река и молоток.

Но чтобы нам было легче и понятнее, давайте вспомним, какими свойствами обладает молоток?» - (большой, стальной, тяжелый, деревянный, красивый и т.д.)».

«А теперь эти свойства молотка как бы «наденем» на слово река:

  • большая река – Волга, Дон, амазонка…;
  • стальная река – расплавленная сталь в литейном цехе завода;
  • тяжелая река – река, трудная для туристов, сплавщиков, работников речного транспорта;
  • деревянная река – деревянный водопровод в древних городах.

Детям предлагают с помощью метода фокальных объектов исследовать следующие понятия: птица, зверь, рыба, бабочка, озеро, море, лес, поле.

3. Подвижная игра «Менялки»

Выставите в ряд стулья, по количеству на один меньше числа игроков. Игроки рассаживаются на стулья, ведущий отходит назад на несколько шагов (2-3 метра) и говорит: «поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (на ком надеты часы, юбка, свитер, и так далее)». Дети, которые соответствуют высказанному условию должны поменяться местами, а задача ведущего - занять в этот момент освободившееся место (стул). Ребенок оставшийся без стула, становится ведущим.

4. Ритуал прощания

Занятие 5

Цель: научить детей  находить в двух и более объектах  общие и различные признаки

1. Ритуал приветствия

а) все дети берутся за руки и дружно говорят: «Добрый день!».

б) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу (например, поздороваться со всеми участниками плечами, ступней ног, коленкой и т.д.)

2.1. Умение находить в двух и более объектах  общие и различные признаки.

а) здание на объединение предметов в группы:

- стол, стул, шкаф, диван, табурет – что это?;

- лимон, яблоко, апельсин, груша – что это?.

Инструкция. «Я буду называть ряд предметов, а вы постарайтесь их все объединить одним словом».

б) игра «Лишнее слово». Назвать лишнее слово. Объяснить выбор:

  • щука, карась, окунь, рак;
  • ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;
  • Оля, Саша, Настя, Даша, Иванов;
  • ветка. Яблоко, цветок, птичка, виноград;
  • заяц, лось, кабан, волк, овца;
  • ухо, лицо, нос, рот, глаз;
  • рысь, медведь, тигр, кошка, лев;
  • змея, паук, ящерица, дерево, улитка;
  • мяч, коньки, качели, клюшка;
  • гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;
  • диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь;
  • дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
  • молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

в) Игра «Назови отличия». Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, чернильница, самолет. Чем эти предметы отличаются, например, от телевизора, собаки, машины, карандаша, стола, птицы? найдите как можно больше отличий.

Например:

  • шкаф – телевизор;
  • большой – маленький;
  • используется для хранения вещей – не используется для хранения вещей;
  • не нуждается в электричестве - нуждается в электричестве.

Инструкция. «Сейчас мы будем называть отличия предметов. Я буду называть два слова, а вы – называть отличия этих предметов»: шкаф - телевизор,  магнитофон – собака,  книга – машина,  звонок – карандаш, чернильница – стол, самолет – птица.

2.2. Игра «Восковая скульптура». Дети свободно перемещаются по площадке, выполняя разные движения головой, туловищем, ногами. По команде водящего – «скульптора» – каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор». Тот, кто пошевелился, выбывает из игры.

3. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: 
     Я на солнышке лежу,
    Но на солнце не гляжу. 
    Глазки закрываем, глазки отдыхают. 
     Солнце гладит наши лица, 
    Пусть нам сон хороший снится. 
    Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! 
    Прогуляться вышел гром. 
    Гремит гром, как барабан.

4. Ритуал прощания.

Занятие  6

Цель: Научить распознавать  в неопределенных графических формах различные знакомые предметы.

1. Ритуал приветствия

а) все участники игры по очереди передают мяч соседу справа со словами: «Здравствуй (имя), я рад тебя видеть!»

б) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу, необычным движением, танцем и т.д.

 2. Умение распознавать  в неопределенных графических формах (чернильные пятка, каракули) различные знакомые предметы.

  • Раздают детям картинки с чернильными пятнами. Каждому задание: «Посмотри внимательно. Кто это? Как его зовут? Придумай об увиденном сказку».
  • Перед детьми кладут большой лист бумаги, на котором они должны сделать «кляксы»: цветные пятна различной величины и формы. затем детям предлагают попробовать разглядеть в «кляксах» какую-нибудь картину, придумать сказку про увиденное.
  • Предлагают детям разнообразные картинки типа «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?» и др.

3. Подвижная игра «Невод»

 Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки.

4. Ритуал прощания.

Занятие 7

Цель: Развивать творческое воображение, мышление и фантазию,  узнавать объект по описанию возможных действий с ним.

1. Ритуал приветствия

а) все участники игры по очереди передают мяч соседу справа со словами: «Здравствуй (имя), я рад тебя видеть!»

б) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу (например, поздороваться со всеми участниками плечами, ступней ног, коленкой и т.д.)

2.1. Умение узнавать объект по описанию возможных действий с ним. «Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать».

Загадки:

Без языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.
                     
(Радио)

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ.
                             
(Буквы)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
                           
(Еж)

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
                         
(Горох)

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
                                   
(Радуга)

Я молча смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокое, как река,
Я дома, на вашей стене.
Увидит старик - старика,
Ребенок - ребенка во мне.
                                 
(Зеркало)

Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
                       
(Санки)

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
                   
(Мороз)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
                 
(Капуста)

2.2. Развитие творческого воображения, мышления и фантазии

Инструкция. Руководство: взрослый рассказывает детям, что в мире все связано и между двумя любыми вещами в принципе можно найти какое-нибудь сходство. Он сам приводит 2-3 примера, а затем предлагает детям самим отыскать сходство между называемыми им парами предметов: цыпленком и мотоциклом; столовой ложкой и экскаватором; монетой и ракушкой; карандашом и мостом; крокодилом и трактором; самолетом и лягушкой; фотоаппаратом и глазом; электричеством и водопадом; болью и радостью, горем и счастьем и т.д.

3. Детям предлагают вспомнить сказку про Ивана-Царевича и Серого волка, представить, как иногда было страшно Ивану мчаться на волке в неведомые страны, но он доверял волку и обрел с его помощью счастье. Далее детей делят на пары – Ивана – Царевича и его волка. Иванам-Царевичам завязывают глаза. Затем они встают позади своих волков и берут их за локти. Потом по команде ведущего волки начинают бегать по комнате и «возить» своих Иванов, при этом им необходимо не допустить столкновение или падение Иванов-Царевичей.

4. Расслабление, дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

5. Ритуал прощания.

Занятие 8

Цель: развивать фантазию, образное мышлении, умение использовать мерку при сравнение предметов по величине, весу.

1. Ритуал приветствия

а) все дети берутся за руки и дружно говорят: «Добрый день!».

б) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу, необычным движением, танцем и т.д.

2.1. Умение использовать мерку при сравнение предметов по величине, весу.

  • «Представь, что в городе вдруг исчезли все часы. Ни у кого часов не осталось. Как можно следить за ходом времени, пока в городе не появятся новые часы?» сколько способов ты можешь предложить?
  •  «Как вы думаете, чем лучше всего измерить: муравья, бревно, жилой дом, грудного ребенка, твой рост, твой палец, машину, карандаш? расскажите. Как вы это измерите»
  •  «Чем лучше отмерить продукты, входящие в шоколадный кекс: муку, соль, ванилин, воду, сахар, какао? Сколько бы вы взяли каждого продукта?»
  • «Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы стали отмерять следующие продукты: муку для оладий, молоко для оладий, масло, сироп, молоко для питья, яйца, соль, перец? Сколько бы вы взяли каждого продукта?»

2.2.. Развитие фантазии, образного мышления. 

Напомним такие ситуации: щука поет колыбельную ("Открывает Щука рот"); "Серый Волк ей, верно, служит"; храбрый заяц; трусливый лев.
Задание.
Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

3. Подвижная игра «Менялки»

Выставите в ряд стулья, по количеству на один меньше числа игроков. Игроки рассаживаются на стулья, ведущий отходит назад на несколько шагов (2-3 метра) и говорит: «поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (на ком надеты часы, юбка, свитер, и так далее)». Дети, которые соответствуют высказанному условию должны поменяться местами, а задача ведущего - занять в этот момент освободившееся место (стул). Ребенок оставшийся без стула, становится ведущим.

4. Ритуал прощания

Занятие 9

Цель: развивать воображение, умение составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте, придумывать сказку.

1. Ритуал приветствия

а) каждый ребенок по очереди должен поприветствовать группу, необычным движением, танцем и т.д.

б) участники игры по очереди передавая мяч по кругу произносят пожелания на сегодняшний день.

2. Умение составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте, придумывать сказку.

а) развитие воображения.

«Давайте поиграем в такую игру: я буду начинать говорить, а вы попытаетесь продолжить мое высказывание. Итак, начинаем. Я прислушиваюсь к мысли каждого из вас. (Отвечает каждый ребенок)

  • Такого не бывает, что …
  • Витя сел на велосипед, хотя…
  • Гоша заблудился, потому что…
  • Транспорт – это
  • На высоком дереве жил дятел. Он работал лесным доктором, каждый день летал на работу. Свой день он тщательно планировал. Сначала он…
  • Жил был каменный человечек…
  • В погребе мыши устроили  пир

б) …А сейчас я вам начну рассказывать сказку о необычных героях:

«Жил был маленький гипопотамчик. Вы знаете кто это? Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая.  И вот однажды муха села на ветку рядом с гипопотамчиком и стала его дразнить.

А теперь придумайте сами и продолжите сказку».

И дети по очереди рассказывают тут же придуманные сюжеты.

3. «Вы все сегодня были замечательными сказочниками. Поэтому каждому давайте пожарим аплодисменты».

Дети стоят полукругом, в центре на возвышение поднимается по очереди каждый ребенок: «Поприветствуем сказочника из Франции…самого лучшего и замечательного…» дети аплодируют каждому ребенку.

Эта игра направлена на повышение самооценки и уверенности в себе.

4. Подвижная игра на выбор детей.

«Вспомните в какие подвижные игры мы с вами играли. В какую из них вы бы хотели поиграть еще раз?»

Если не вспомнят – ведущий предлагает свою.

5. Ритуал прощания.

Заключение:

При проведении развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для выявления результативности, желательно проводить диагностику по методике «Краткий тест творческого мышления (фигурный тест) Торренса до занятий и после занятий, где рассматривать такие показатели как: беглость, или продуктивность, гибкость, оригинальность и разработанность мышления.

Анализируя данные наблюдений, можно отметить, что у 95 % детей было выражено позитивное отношение к занятиям, творческое воображение стало более развитым.

Таким образом, работая по программе в развивающей работе с одаренными детьми, данные, развивающие занятия, позволяют получить позитивные результаты.

Литература:

1.  Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. – М., 1996.

2. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие/Л. А.  Баландина, под ред. Е. А. Ничипорюк , Г. Д. Посевиной. Изд. 3 – е доп. и перер. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 288 с.

  1. Зельцерман Б. А. , Рогалева Н. В. Учись! Твори! Развивайся! – Рига, 1997.
  2. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. – Спб., 1998.
  3. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. – М., 1995.
  4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  6. Словарь прсктического психолога/Составитель С. Ю. Головин. – Минск, 1998.
  7. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  8. Хухлаева О. В. Лесенка радости. – М., 1998.

Приложение 1

Упражнения на снятие эмоционального напряжения,

 формирование приемов релаксации

Упражнение "Солдат и тряпичная кукла"

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.

Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замереть. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово "солдат". После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен  стать солдатом и т.д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул

Упражнение «Живые шарики»

Участники тренинга сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладоней «лодочку». Затем он вкладывает каждому в руки стеклянный шарик и даёт инструкцию: «Возьмите шарик в ладони, согрейте его своим дыханием, покатайте его в руках, подышите на него, отдайте ему часть своего тепла и ласки».

Упражнение «Мышечный зажим»

Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.

Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Приложение 2

Игры на развитие умений общаться  друг  с другом

«Сочиним историю»

Ведущий начинает историю: "Жили - были …", следующий участник продолжает, и так по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делая более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Ветер дует на…»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

«Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Приложение 3

Игры на повышение самооценки и уверенности в себе

«Пастушок»

Игра проводится на улице или в просторном помещении. Ведущий берет в руки какой-либо музыкальный инструмент (дудочку, барабан, бубен), он - "пастух", все остальные участники - "овечки". Им завязывают глаза. Музыкант, наигрывая, медленно перемещается по комнате и ждет, когда все его "овечки" соберутся вместе. Если кто-то заблудился, он начинает играть громче. Когда вся "отара" соберется, выбирается новый "пастух"

«Нарисуй свой страх, победи его»

До упражнения желательно поговорить с ребенком: "Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?". Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать "страх" на мелкие кусочки, а мелкие - еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда "страх" рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор - он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и "страх", и больше его никогда не будет.
     
Примечание: Повторите упражнение через 1 - 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

«Клубочек».

 Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Скажите ему, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только он начнет его сматывать, то сразу же успокоится. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить дать ему «волшебные нитки», почувствовав, что огорчен, устал или злится. Размер клубка постепенно может становиться все больше и больше.

«Танец зверюшек»

Каждый ученик выбирает образ маленького зверька. Каждый зверек во время танца радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в теле. Время выполнения – 3–5 минут. Эффект упражнения – усвоение чувства спокойствия, умения видеть мир глазами другого.

Приложение 4

Советы родителям одаренных детей

 1) Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас все-таки могут оставаться проблемы с некоторыми аспектами воспитания. Воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка. Какие советы по воспитанию ребенка могут стать полезными в этом случае? Иногда воспитание одаренного ребенка может также требовать специальных навыков воспитания.

   - 2) Распознать одаренность: многие родители хотят надеяться, что их дети являются в какой-то степени одаренными. Так как это - правда, что разные дети обладают различными талантами и способностями, есть просто те дети, которые находятся на самом верху. Главным советом по воспитанию является способность распознать, является ли ваш ребенок на самом деле необычайно одаренным. В дополнение к этому совету по воспитанию относится совет для выявления определенных признаков. Ваш ребенок может быть одаренным, если он способен завершить работу намного быстрее, чем его сверстники. Он может быть также способен читать и понимать вещи, которые не предназначены для его возраста. Ваш одаренный ребенок также может проявлять особые способности в художестве или других отраслях.

    3) Попросить о помощи: это необязательно должен быть совет по воспитанию, следующий за распознанием одаренности. Однако он может быть полезными советом для тех родителей, которые не уверены, как поступить, или у кого есть одаренные дети, с которыми сложно справиться эмоционально. Предлагаемый совет по воспитанию заключается в том, чтобы вашего ребенка протестировали профессионалы. Вы также можете обратиться за специальной поддержкой к школьным консультантам, или попросить у них особых рекомендаций, которые могут помочь вашему ребенку.

-  4) Безоговорочная любовь: возможно, одним из ключевых советов по воспитанию, является необходимость убедиться в том, что ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребенком хорошо и объяснять ему, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания. В то же время хорошим советом по воспитанию является демонстрация благодарности и хвалы за определенные достижения, убедитесь в том, что вы говорите своему ребенку, что вы все равно будете его любить, даже если он не получит прекрасную оценку или похвальную грамоту.

-   5) Знание реальности: следующим к совету по безусловной любви, является совет по воспитанию, который заключается в том, что ваш ребенок должен знать, что не всегда все может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одаренные дети могут с легкостью разочароваться, по мере того, как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.

-  6) Разнообразие обучающих опытов: один из хороших советов по воспитанию включает разносторонность. Одаренным детям может запросто надоедать то, что они с легкостью познали. Предлагайте им разнообразие тем и обучающих опытов. Это даст вам возможность узнать, его сильные стороны заинтересованности, и поможет поддерживать его обучение на здоровом балансе. Частью этого совета является также обучение вашего ребенка социальным темам. Может быть, полезно давать ему просматривать различные образовательные книги и диски, но также не забывайте давать ему присоединяться к игровым группам. Позвольте ему общаться с другими детьми.

-    7) Не перегружайте его: в то время как хорошим советом по воспитанию является предложение различных образовательных опытов, очень важно не перегрузить ребенка этим. Вы могли записать своего ребенка на уроки виолончели, на плавание, на уроки продвинутой математики, читальные группы и множество других занятий. Так вы можете рассматривать своего ребенка уже как взрослого с таким количеством обязанностей. Помните, что ваш ребенок, еще просто ребенок, поэтому позвольте ему насладиться небольшой игрой и детским отдыхом.

Приложение 5

Тест для родителей

Ответьте на вопрос Да или НЕТ

  1.  Я отвечаю на все вопросы ребёнка насколько возможно терпеливо и честно. Серьёзные вопросы и высказывания ребёнка я воспринимаю всерьёз.
  2. Я предоставил ребёнку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
  3. Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  4. Я предоставляю ребёнку посильную возможность в проявлении заботы.
  5. Я помогаю ребёнку строить его планы и принимать решения. 
  6.  Я стараюсь показать ребёнку интересные места.
  7. Я помогаю ребёнку улучшать результаты его работы.
  8. Я помогаю ребёнку нормально общаться с детьми и рад их видеть у себя в доме.
  9. Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей.
  10. Я никогда не наказываю ребёнка унижением.
  11. Я покупаю ребёнку книги, связанные с его интересами.
  12. Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.
  13. Я регулярно читаю ребёнку.
  14. Я приучаю к чтению с детства.
  15. Я пробуждаю фантазию и воображение ребёнка.
  16. Я внимательно отношусь к потребностям ребёнка.
  17. Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребёнком наедине.
  18. Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейного бюджета.
  19. Я никогда не дразню ребёнка за неумение и ошибки.
  20. Я хвалю ребёнка за учебную инициативу.
  21. Я побуждаю ребёнка учиться решать свои проблемы самостоятельно.
  22. В занятиях я нахожу достойные похвалы
  23. Не существуют темы, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребёнком.
  24. Я помогаю ребёнку быть личностью.
  25. Я помогаю ребёнку находить, заслуживающие внимания, телепрограммы.
  26. Я развиваю в ребёнке позитивное восприятие его способностей.
  27. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребёнка, говоря : «Я это тоже не умею.»
  28. Я верю в здравый смысл ребёнка и доверяю ему.

Ключ к тесту

Если Вы согласны с 20% из этих советов, то Вам необходимо срочно подумать над остальными.

Если советы устраивают Вас на 50 % и соответствуют вашим взглядам на воспитание, то у Вас всё должно получиться, у Вас есть на это шансы.

Если Вы выполняете эти советы на 90 %, то дайте больше свободы ребёнку и себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Любят дети рисовать"

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой  детям  с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с  одарёнными...

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми...

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы                 с одаренными детьми...

Программа работы с одаренными детьми

Программа по работе с одаренными детьми по теме «Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ»...

Программа по развитию логического мышления с одаренными детьми старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования и развития логического мышления. А способность логически мыслить позволяет не только решать различные задачи и делать умозак...

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"

В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

Цель рекомендаций – показать систему работы по выявлению одарённых дошкольников и последовательность работы с одарёнными детьми.Задачи: Разработать систему диагностики и развития предпосыло...