Индивидуальная программа работы с одаренными детьми
методическая разработка (старшая группа) на тему

Целыковская Ирина Анатольевна

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Индивидуальный план работы на 2014-2015 учебный год

3. Карта сопровождения и учета динамики одаренного ребенка

4. Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно - образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.

Одаренные дети:

-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

-Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

-Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

-Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли дополнительного образования;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;

Формы работы с одаренными детьми:

-групповые занятия с одаренными детьми;

-конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;

-работа по индивидуальным планам;

-исследовательская деятельность.

Маша – ребенок с высокими творческими способностями и неординарным мышлением. На занятиях в детском саду Маша с увлечением постигает все новое и неизвестное, проявляя неугасающий интерес к изобразительной деятельности. В своих творческих художественных работах она проявляет фантазию. Ее работы отличаются высоким качеством и разнообразием в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

На основании выдающихся способностей воспитанницы нами был составлен план индивидуальной работы, направленный на развитие этих качеств, повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у Маши есть способности и к которым она проявляет интерес.

План работы на 2014-2015 уч. г.

№ Содержание деятельности сроки ответственные

1. Составление плана работы с одаренными детьми сентябрь Воспитатели:

2. Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы В течение года Воспитатели группы

3. Участие в интернет-конкурсах В течение года Воспитатели группы

4. Проект «Как рождается сказка» - изготовим книжку-малышку своими руками для детей второй младшей группы Ноябрь-февраль Сотрудники детской библиотеки им. А. Гайдара

Воспитатели группы

Родительский комитет

5. Конкурс чтецов Декабрь - январь Воспитатели группы

Родители воспитанников

6. Семейный конкурс поделок «Новогодний сюрприз» декабрь Воспитатели группы

Родители воспитанников

7. Конкурс «Эрудит» февраль Воспитатели группы

8. Конкурс «Умники и умницы» март Воспитатели группы

9. Акция «Открытка ветерану» апрель Воспитатели группы

Родительский комитет

10. Семейный проект «Мой дедушка герой», посвященный 70-летию Победы. апрель Воспитатели группы

Родители группы

11. Акция «Георгиевская лента» май Воспитатели группы

Родительский комитет

12. Проект «Перекличка поколений: 1945-2015» май Координатор проекта Шумов В. И.

Воспитатели группы

13. Изобразительная деятельность В течение года Воспитатели группы

14. Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах В течение года Воспитатели группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Любят дети рисовать"

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой  детям  с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с  одарёнными...

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы                 с одаренными детьми...

Программа работы с одаренными детьми

Программа по работе с одаренными детьми по теме «Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ»...

программа работы с одаренными детьми

Организация работы по обучению и развитию одаренных детей, учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, потребовала от нас предварительного ответа на следую...

Программа работы с одаренными детьми "Чемпионы"

Цель программы: создание условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка с признаками спортивной одаренности, его самореализации в детском спорте с высокими достижениями....

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"

В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...