Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа на тему

Албу Светлана Павловна

Программа работы                 с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odarennyh_detey.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение                     «Детский сад № 103 «Русалочка» г. Воркуты

Программа работы                 с одаренными детьми

    Составила :

Педагог-психолог

Албу С.П.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

«ТВОРЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНОЯ ЗАПИСКА

Формирование творческой личности является одной из приоритетных задач современного образования.

Включение дошкольника в творческую деятельность способствует развитию у него общих и специальных способностей, деятельного, созидательного отношения к миру, освоению разнообразных способов самовыражения, осмыслению явлений, процессов, событий окружающего мира.

Включение в творческую деятельность  позволит не только обогатить развитие личности детей, но и будет способствовать их успешной социализации.

Данная программа адресована детям 5-7 лет.

Цель программы : развитие творческих способностей детей посредством интеграции основных видов художественного и словесного творчества.

Основополагающим принципом при разработке данной программы выступает принцип интеграции разных видов творческой деятельности на основе качественного иного проектирования педагогической деятельности как формы взаимосвязи, взаимопроникновения разных развивающих, образовательных, коррекционных задач и разного программного содержания. Данный принцип основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой  деятельности. Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организация образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.

Задачи программы:

  • Развивать  способность к творческому целеполаганию (генерированию идей, созданию замысла);
  • Развивать способность создавать новые оригинальные образы, оригинально решать творческие задачи;
  • Развивать способность воплощать в творческой форме свои представления, переживания, чувства, мысли;
  • Содействовать освоению способов творческого самовыражения;
  • Развивать познавательные и эстетические чувства;
  • Развивать способность самостоятельно анализировать продукты творческой деятельности.

Обязательным условием реализации программы является создание развивающей среды, включающей разнообразные стимулы творческого развития ребенка. Эта среда обогащает детей широким спектром впечатлений, направляет их творческую активность, вызывает желание экспериментировать с различными  материалами и средствами, тем самым создавая творческую основу для  разнообразных видов детской деятельности.

Исходя из универсального определения творчества (Я.В.Пономарев) как взаимодействия, ведущего к развитию, в качестве механизма  освоения ребенком развивающей среды в программе рассматривается организация специфических, обогащенных форм взаимодействия ребенка со взрослым в процессе разных видов детской деятельностью.

Основополагающим  принципов программы выступает принцип интеграции.

Новизна программы определяется тем, что приоритетным является не формирование знаний, умений и навыков в разных видах деятельности ребенка (например, изобразительных умений), а развитие побуждений к творческой деятельности и способов ее самоорганизации.

Программа состоит из двух  разделов.

  • Первый раздел – «Художественно-творческая деятельность»- включает подразделы «Изобразительно-творческая деятельность» и «Театрализованно-творческая деятельность».
  •  Второй раздел – «Словесно- творческая деятельность».

Содержание разделов  разработано таким образом, что интегративно в каждом разделе решаются задачи, предполагающие развитие эмоциональных, интеллектуальных, практических компонентов в структуре способностей.

Организация занятий. Программа рассчитана на два года обучения и предполагает две ступени освоения ее содержания.

Первая ступень  (первый год обучения)- освоение детьми содержания всех разделов программы.

 Вторая ступень  имеет модульное строение. В процессе первого года обучения у детей выявляют склонности к художественно-творческой или интеллектуальной деятельности. Дальнейшее  их обучение  дифференцируется соответственно по художественно – творческому или интеллектуальному направлению.

В течение года проводятся занятия  длительностью 30 минут. На первом году обучения организуют  по одному занятию по каждому разделу  в неделю (подразделы «Изобразительно- творческая  деятельность» и «Театрализованно-творческая» чередуются понедельно). На втором  году обучения проводят по два занятия  в соответствии с выбранным для ребенка разделом.

 В содержании программы с образовательной деятельностью «Художественно- эстетическое развитие» интегрируются следующие образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

 Исходя из психологических характеристик творческой деятельности (Л.С. Выготский, И.Я.Лернер), в качестве критериев качества освоения  программы определены интегративные показатели, формируемые у ребенка при освоении им разных образовательных разделов.

  • Видение  новой функции предмета (объекта), структуры  объекта;
  • Видение проблемы, как в стандартной, так и нестандартной ситуации;
  • Способность к альтернативным, нестандартным  решениям;
  • Выход за пределы воспринимаемой ситуации;
  • Самостоятельный перенос ранее  усвоенных знаний  в новую  ситуацию;
  • Комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

В качестве освоения задач программы рассматривается формирование интегративных качеств творческой  личности, а именно способности выделять противоречия, мобильно включаться   в поиск информации и гибко ее использовать , осваивать новые способы деятельности и вариативно их применять , выходить за пределы ситуации, прогнозируется ее результат.

Результаты освоения задач программы выявляются с помощью диагностических  методик, представленных для соответствующей возрастной группы детей в разделе «Творческое развитие».

Содержание программы

Раздел 1. Художественно-творческая деятельность.

1.1.Изобразительно-творческая деятельность.

Первая ступень.

Познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (живопись, графика, народное  и декоративно-прикладное искусство, архитектура). Учить выделять средства выразительности в каждом из них.

Учить выделять характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривании репродукций, иллюстраций и т.д.; эмоционально реагировать при восприятии образной выразительности разных объектов в искусстве, природном бытовом окружении; отражать свои эмоции в рисунке.

Развивать умение видеть составляющие многофигурных композиций.

Развивать способность создавать и воплощать оригинальные замыслы. Учить передавать в изображении форму объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, реализовать нетрадиционные решения.

Способствовать освоению оригинальных изобразительных техник, учить их подбирать в соответствии с замыслом.

Вторая ступень.

Продолжать знакомить с основными жанрами изобразительного искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура). Продолжать развивать способность создавать и воплощать оригинальные замыслы.

Развивать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать  осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения. Стимулировать использование разнообразных  материалов для создания своих работ и самостоятельный выбор материала для создания и передачи выразительности образа.

Развивать композиционное умения: размещать  объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от сюжета.

Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (умение свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных оттенков). Создавать  условия для свободного, самостоятельного,  разнопланового экспериментирования с художественными материалами (бумага белая цветная, краски, картон, ткань, глина, пластилин, тесто), инструментами (кисть, карандаши, ножницы, стека), изобразительными техниками.

1.1.Театрализованно-творческая деятельность.  

 Ознакомить детей с разными видами театра.

Побуждать к инсценированию песен, произведений фольклора и детской литературы. Учить произносить фразы в разном темпе, с разной силой голоса, выразительно; выразительно читать прибаутки, потешки, народные песенки.

Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, используя речь, мимику, жесты.

Развивать выразительность и пластичность движений, мимики, пантомимики, а также умение использовать мимику, пантомимику и интонацию в игровом и личностном взаимодействии.

Развивать умение создавать образы героев с помощью выразительных  пластических движений, речевой выразительности.

Обогащать язык эмоций: развивать представления об оттеночных эмоциональных переживаниях (печаль, тоска, раздражение, ярость, восторг), полярных эмоциях; формировать способы их выражения. Развивать умение передавать чувства и эмоциональные переживания  героев в инсценировках с помощью разных выразительных средств.

Учить передавать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера.

Формировать навыки действия с воображаемыми предметами; умения использовать элементы декораций и костюмов, различные виды театрализованных игрушек.

Развивать интерес к сценическому творчеству.

Вторая ступень.

Продолжать знакомить с разными видами театра.

Учить инсценировать стихотворения, короткие сказки (народные, авторские, придуманные самими детьми).

Развивать способность к эмоциональному самовыражению.

Учить самостоятельно  входить в воображаемую ситуацию, изображаемые обстоятельства; содействовать и сопереживать героям, использовать соответствующие выразительные средства речи и неречевые средства для воплощения сказочных образов.

Учить передавать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера.

Закреплять навыки действия с воображаемыми  предметами; умения использовать элементы декораций и костюмов, различные виды театрализованных игрушек.

Продолжать развивать интерес к сценическому искусству.

Раздел 2. Интеллектуально-творческая деятельность.

2.1. Словесно-творческая деятельность.

Первая ступень.

Учить объяснять содержание иллюстраций, отвечать на вопросы по содержанию сказки, стихотворения.

Учить рассказывать сказки, соотносить слово и выразительное движение.

Учить включаться в совместное со взрослым творческом рассказывании, составлять короткие рассказы описания о предметах, инициативно высказываться на темы из личного опыта, придумывать новое начало и окончание знакомой сказки, рассказа.

Вторая ступень.

Учить читать скороговорки в разном темпе, с разной силой голоса; выразительно рассказывать сказки; рассказывать сказки от первого лица.

Учить отгадывать загадки и объяснять отгадки, ориентироваться на род прилагательных при отгадывании загадок, самостоятельно составлять короткие загадки-описания.

Учить объяснять содержание сюжетных картинок, серии картинок, отвечать на вопросы по содержанию сказки, стихотворения, объясняя действия и мотивы поступков персонажей.

Учить придумывать начало и окончание как знакомой, так и незнакомой сказки, рассказа.

Побуждать к сочинению творческих рассказов по  картинке, серии картинок, набору игрушек, по плану воспитателя. Учить использовать собственные впечатления при составлении творческих рассказов, сочинять свои истории по аналогии со знакомой сказкой, составлять рассказ с многозначными словами, развивать сюжетную линию в повествовательном рассказе, придумывать сказки по опорным словам, с заданным персонажем, на основе событий из собственного опыта.

Формировать умения видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на этой основ новые образы и ситуации, объяснять их, высказываться ясно и понятно. Учить кратко передавать суть происходящего, главную мысль текста, интерпретировать названия сказки, рассказа.

Учить понимать и объяснять значение пословиц и поговорок.  

»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Любят дети рисовать"

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой  детям  с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с  одарёнными...

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми...

Программа работы с одаренными детьми

Программа по работе с одаренными детьми по теме «Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ»...

программа работы с одаренными детьми

Организация работы по обучению и развитию одаренных детей, учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, потребовала от нас предварительного ответа на следую...

Программа работы с одаренными детьми "Чемпионы"

Цель программы: создание условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка с признаками спортивной одаренности, его самореализации в детском спорте с высокими достижениями....

Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"

В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...