Работа с одаренными детьми 6-7лет. Дополнительная парциальная образовательная программа для дошкольников, направленная на раннее обучение одаренных детей чтению.(2020г)
рабочая программа (подготовительная группа)

Бебенина Ольга Павловна

                                                                                                           АННОТАЦИЯ:

 Реализация программы

«Читайте девчонки, читайте мальчишки! 

 Плохому не учат любимые книжки!»,

способствует развитию у воспитанников дошкольных учреждений фонематического слуха и восприятия; формированию верных и точных артикуляционных укладов при произношении звуков речи; закреплению  представлений о всех буквах алфавита;  сознательному овладению навыками аналитического чтения.

Кроме осуществления основной задачи – обучения чтению дошкольников, занятия по данной программе способствуют активизации высших психических функции дошкольников: расширению объема внимания и восприятия; развитию памяти и логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                                 учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик»

                          п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области

   

       Работа с одаренными детьми 6-7лет  

                           

     «Читайте девчонки, читайте мальчишки!  

         Плохому не учат любимые книжки!»

Дополнительная парциальная образовательная  программа для дошкольников, направленная на раннее обучение одаренных  детей чтению.

 

   по реализации  приоритетного направления ДОУ

 «Речевое развитие воспитанников»  (подготовительная группа)

                                                                                                                                                                                

Выполнил:

Воспитатель   первой квалификационной  категории

Бебенина Ольга Павловна

п. Энергетик, 2019/2020г

                                          СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность дополнительной  парциальной образовательной программы

3

1.2.

Цель и задачи дополнительной парциальной образовательной программы

3

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации дополнительной парциальной программы

4

1.4

Возрастные характеристики развития детей

5

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста дополнительной парциальной образовательной программы

6

1.6.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

7

II.

Содержательный раздел

13

2.2

Содержание дополнительной парциальной образовательной программы

13

2.3

Структура и основные направления реализации программы

14

III.

Организационный раздел

17

3.1

Кадровое обеспечение

17

3.2

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

17

3.3

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

17

IV

Литература

18

V

Приложение 1

19

Конспекты

19

Карта исследования

67

VI

Аннатация

70

                                             

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Парциальная программа предназначена для детей старшего возраста для речевых игр вне занятий, в свободное время в целях речевого развития детей.

  1. Актуальность дополнительной парциальной образовательной программы

     Основной направленностью работы кружка «Как хорошо уметь читать», является знакомство родителей с обучением детей чтению в игровой форме.

Новизна предлагаемой дополнительной программы заключается в том, что в детском саду нет обучения чтению, а при поступлении в первый класс родители и дети сталкиваются с тем, что некоторые школьные программы предполагают, что дети уже должны уметь читать. Сами же родители не всегда обладают необходимыми знаниями, как правильно это сделать, поэтому обратились за помощью. Таким образом, по инициативе родителей был организован этот кружок.

 Данная программа предусматривает, что дети и родители познакомятся в совместной деятельности с игровыми приёмами обучения чтению. Такая деятельность позволит сформировать у детей уверенность в своих силах, поспособствует успешной адаптации их в первом классе, снимет нежелательные проявления тревожности и страхов перед школой, а также позволит укрепить детско-родительские взаимоотношения в семье. Предлагаемый материал позволит родителям организовать процесс обучения чтению дома грамотно и увлекательно, поможет формированию у детей познавательного интереса и школьной мотивации.

Содержание программы позволяет за короткие сроки вызвать у детей стойкий интерес к чтению.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы:  Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.  

Задачи:

1. Создание благоприятных условий речевого развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

2. Стимулировать речевую активность детей в процессе социально-коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми в игре.

3. Развивать умение выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных мимических средств жестов, движений, походки, позы. Обогащать эмоциональный опыт детей.

Программа направлена  на формирование конкретного практического умения – умения читать.

Основной метод — игровой.

Словесный метод – пояснения для родителей.

Практический метод – отработка практических навыков игре.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

Системно - деятельностный подход, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Деятельно-творческий подход: Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, речевому творчеству, инициативности.

Личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Принципы:

1.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

2. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

3. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается и нвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

4. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

5. Строится с учетом соблюдения преемственности  между детским садом и начальной школой.

1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа

В этом разделе даны возрастные особенности развития детей подготовительной группы. Знание возрастных особенностей воспитанников поможет  лучше понять закономерности детского развития и ставить задачи, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей.

 Ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 10-15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать занятия.
- 6-7 лет. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже можно.

В играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа. Способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения

из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. У дошкольников продолжает развиваться речь: Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте  В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.5. Планируемые результаты освоение детьми программы.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ожидаемый результат

Дети научатся складывать слоги, читать простые слова.

1.6. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы          Карта «ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ » ПРИЛОЖЕНИЕ 1

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1Содержание дополнительной парциальной образовательной программы      «Читайте девчонки, читайте мальчишки!  

  Плохому не учат любимые книжки!»

Месяц

      №

       Тема занятия

   Цель занятия

Навыки    чтения

Сентябрь

октябрь

Н

н

оябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

1

«Знакомство: Слышь»

развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

2

Встреча «Слыша и Буковки»

«Звук и буква «А»

совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников.

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

3.

«Звук и буква «А»

 

 познакомить детей с буквой «А»

формирование навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

Формирование у детей стойких представлений о букве «А».

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование

мотивации    к занятиям.

4.

«Звук и буква «У»

формирование навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

Формирование у детей стойких представлений о букве «У».

познакомить детей со всеми гласными буквами. Играть в игру «Гости» (Буквы ходят в гости друг к другу, поют песенки, дарят подарки – скульптуры, вылепленные из пластилина, портреты – обведённые и раскрашенные буквы)

5.

«Буквы в домиках живут»

(с родителями)

   

Формировать учебную мотивацию. Различать гласные буквы.

Развивать мелкую моторику.

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

6.

    «Сочетание «АУ»»

формирование навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

7.

 

    «Сочетание «УА»»

формирование навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

8.

    «Звук и буква «О»

Формирование у детей стойких представлений о букве «У».

совершенствование артикуляционной моторики; развитие мелкой моторики.

9.

   

    «Звук и буква «И»»

Совершенствование

артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи.

совершенствование артикуляционной моторики; развитие мелкой моторики.

10.

 

     Сочетание «ИА»

 

развитие умений звуко - слогового анализа и синтеза, совершенствование тонкой моторики пальцев рук

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

11.

«Звук и буква «Ы»»

познакомить дошкольников с буквой «Ы».

совершенствование артикуляционной моторики; развитие мелкой моторики.

12.

«Звук и буква «Э»»

познакомить детей с буквой «Э».

совершенствование артикуляционной моторики; развитие мелкой моторики.

Игры в режимные моменты

    Закрепление изученного.

     Гласные буквы.

Совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

13.

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

сформировать представления детей о звуках [М] и [Б], об их графическом символе

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

14.

«Звуки [П] и [П'], буква «П»

сформировать представления детей о звуках [П] и [пь], об их графическом символе

 Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

15.

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»  «Звуки [В] и [В'], буква «В»»

сформировать представления детей о звуках [ф] и [в], об их графическом символе

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

16.

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

сформировать представления детей о звуках [ф] и  об его графическом символе

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

17

Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

сформировать представления детей о звуках [Д] и [дь], об их графическом символе

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

18

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

сформировать представления детей о звуках [Н] и [нь], об их графическом символе

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

19

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

сформировать представления детей о звуках [К] и [кь], об их графическом символе

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

20

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

сформировать представления детей о звуках [Г] и [гь], об их графическом символе

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

21.

Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

сформировать представления детей о звуках [Х] и [хь], об их графическом символе

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

22

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

сформировать представления дошкольников о звуках [с] и [с'], познакомить с буквой «с»

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

23

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

сформировать представления дошкольников о звуках [з] , познакомить с буквой «з»

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

24

«Звук  и буква «Ш»»

сформировать представления дошкольников о звуках [ш] , познакомить с буквой «ш»

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

25

Звук и буква «Ж»

сформировать представления дошкольников о звуках [ж] , познакомить с буквой «ж»

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

26

«Звук и буква «Ч»»

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

Чтение слогов:  ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов:  чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

27

«Звук и буква «Ц»»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ц».

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

28

«Звук и буква «Щ»»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Щ»

Чтение слогов:  ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов:  щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

29

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «л»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «л»

30

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Р»

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

31

«Звук и буква «Й»»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

Чтение слогов:  ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов:  дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

32

Буква «Е»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Е»

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

33

Буква «Ё»

научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

34

Буква «Я»

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Я»

Чтение слогов с гласными.

 Игра «В гости»

35

Буква «Ю»

научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук

Буква для чтения: «Ю»

Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, с

36

«Буквы [Ь] и [Ъ]»

Сформировать стойкие представления у дошкольниках о букве [Ь] и [Ъ].

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь,  конь, пеньки, коньки, мальчик. Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела, подъезд.

37

Обобщающее занятие Итоговое с родителями: «Буквы песенки поют»

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения.

Чтение  слов и предложений.

звучание согласных букв, сразу образовывать слоги; образовывать прямые и обратные слоги; поддерживать игровую ситуацию новыми приёмами.

После заключительного занятия с детьми проводится тест на мотивацию, обобщение родительского опыта (Что получилось, что было трудно?).

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались одаренность, индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

2.3 СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ                      ПРОГРАММЫ

 

 Структурная организация занятий

      На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 15 - 20 минут для детей 4 - 6 лет, 20 - 30 минут для детей 6 - 7 лет.

На первом занятии необходимо

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были  пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышем и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква. Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а  ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

     Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1    Кадровое обеспечение

         -Воспитатель группы

         -логопед

3.2   Методическое обеспечение материалами и средствами развития,  обучения  и воспитания

  1. Методические материалы, книги, альбомы, дидактический материал, наглядные пособия.
  2. Материалы сети  Интернет.

3.3  Время и сроки реализации парциальной образовательной программы 

       программа рассчитана на один год обучения.

IV Литература:

  1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! [Текст] /  Л.Е. Белоусова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144 с.
  2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие [Текст] / И.А. Быкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
  3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] / Г.А. Глинка. - М: «Питер», 1997. – 288 с.
  4. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. -М.: «Гном и Д», 2000. – 80 с.
  5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. - М.: «Гном и Д». 2000. – 96 с.
  6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова. -М.: «Гном и Д», 2000. – 96 с.
  7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова, Н.С. Баренцева. - М.: «Гном-Пресс», 1995. – 38 с.
  8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах [Текст] / В.Н. Савичев. - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 48 с.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. - М.: «ВЛАДОС», 1997. – 256 с.
  10. Сказка о веселом язычке [Текст]. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. – 80 с.
  11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – 32 с.
  12. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте [Ткаченко]  / Т.А. Ткаченко. - М.: «Гном и Д», 2000. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы с одаренными детьми

Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе....

Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями....

Направления деятельности при работе с одаренными детьми

Направления деятельности при работе с одаренными детьми...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 1 Теория одарённости детства

Тема 1 - Общая характеристика одаренностиТема 2 - Психическое развитие одаренного ребенка дошкольного возрастаТема 3 - Общая характеристика художественной и музыкальной одаренности детейПрактическое з...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 2. Музыкальность как признак одаренности

1. Музыкальные способности, их характеристика2. Основные музыкальные способности детей дошкольного возраста3. Условия развития музыкальных способностей в дошкольном возрастеПрактическое зада...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...