Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.
консультация (младшая группа) на тему

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления работы с одаренными детьми в детском саду общеразвивающего вида.

Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

  В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

        На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,  качественное своеобразие и характер развития одаренности  – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка  (игровой, учебной,  трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность  ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.  Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” – “одаренные дети встречаются крайне редко”.  Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки  к достижениям в разных видах  деятельности  присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок  может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей,  поскольку его психические возможности  чрезвычайно пластичны  на разных этапах  возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для  формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность  часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

 Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по  инициированным им самим формам деятельности.

         В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень  способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения  и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

       В качестве одной из причин отсутствия  проявлений того или иного вида  одаренности может быть недостаток  необходимых   знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его  достижений в будущем. Нельзя  закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание “одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – “одаренный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал  считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с  детьми вместо понятия “одаренный ребенок”  следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или  “ребенок с признаками одаренности”).

    В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.

     Задачей образовательной организации является поддержание ребенка и развитие его способностей, подготовка почвы для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования. Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Наши наблюдения за детьми, заставили задуматься педагогический коллектив над вопросом построения целенаправленной работы с одаренными и высокомотивированными детьми и разработать стратегический план мероприятий, направленный на выявление и продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие детей, проявляющих свои способности в том или ином виде деятельности, а также на реализацию и совершенствование их способностей и талантов.

Целью работы с одаренными детьми в ДОО является: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. В процессе достижения цели выполнены следующие задачи:

  • изучение природы детской одаренности;
  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных;
  • создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей;
  • создание базы данных в рамках программы; внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; организация совместной работы ДОО, ЦДО и прочих учреждений по поддержке одаренности;
  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

В основу работы с одаренными дошкольниками были положены принципы:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли дополнительного образования;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
  • принцип гуманизма и демократизма.

 Основные направления работы по выявлению одаренных детей. Для этого использовались  методики:

  • «Карта одаренности»(оценка степени развития у ребенка видов одаренности: интеллектуальной, творческой, академической, художественно-эстетической, музыкальной, литературной, артистической, спортивной(дается родителям)) , проективная методика «Не существующее животное».
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
  • организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей (педагог дополнительного образования развивает творчество детей посредствам изобразительного искусства.

Программа работы нашего ДОУ с одарёнными и талантливыми детьми:

СОДЕРЖАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА ПРОВДЕНИЯ

СРОК

1.

Составление плана работы с одаренными детьми.

сентябрь

2.

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.

Анкетирование. Собеседование. Составление банка данных.  

Октябрь - ноябрь

3.

Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и конкурсов.

Практические занятия

в течение года

4.

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные тренинги, семинары.

в течение года

5.

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

детьми.

в течение года

6.

Групповые занятия.

в течение года

7.

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

8.

Диагностический инструментарий

Проведение диагностик

в течение года

9.

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-февраль

10.

Исследовательская деятельность.

март

11.

Презентация.

апрель

12.

Дополнительные занятия с одарёнными детьми, подготовка к презентации, интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

13.

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

в течение года

14.

Работа с родителями.

в течение года

15.

Подведение итогов работы с одаренными детьми.

Мониторинг.

Составление плана.

май

16.

Планирование работы на следующий учебный год.

Составление плана.

июнь

 Говоря о системе работы ДОО по развитию одаренности детей, надо непременно учитывать основные принципы ФГОС ДО, на которые опирается работа :

  • понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
  •  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация программы прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

      Роль педагога в этом процессе переоценить сложно, именно от квалифицированности и психологической компетенции зависит комфорт, а значит и развитие ребенка.

     Основным принципом дошкольного образования, на котором строится работа образовательной организации, является создание условий для успешного проживания ребенком всех этапов детства. Психоэмоциональное состояние ребенка находится в прямой зависимости от сформированности педагогических компетенций взрослого человека находящегося рядом с ним. Только при условии, что у педагога и родителя будет желание и возможность увидеть в своем ребенке талант, они смогут зажечь искорку одаренности, а за тем, развить этот талант до должного уровня.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы с одаренными детьми

Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе....

Содержание и основные направления работы по развитию речи в детском саду

В статье рассматривается содержание и основные направления работы по развитию речи в МБДОУ "Детский сад №1" г.Энгельса...

Основная общеобразовательная программа муниципальной бюджетной дошкольной образовательной учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узю.

1.1. Пояснительная записка          МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Терем...

Статья на тему:"Работа с одаренными детьми в детском саду"

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является ...

Программа по работе с одаренными детьми в детском саду «Сопровождение талантливых детей»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Организация работы с одаренными детьми в детском саду

В статье представлены основные моменты работы с и предложены рекомендации по организации работы с одаренными детьми. Дана краткая характеристика одаренных детей и способы выявления одаренности детей д...

Основные направления работы с одаренными детьми

Основные направления работы с одаренными детьми...