Организация работы с одаренными детьми в детском саду
статья по психологии

Галиахметова Разиля Рауфовна

В статье представлены основные моменты работы с и предложены рекомендации по организации работы с одаренными детьми. Дана краткая характеристика одаренных детей и способы выявления одаренности детей дошкольного возраста в условиях обычного детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.51 КБ
Файл statya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Галиахметова Разиля Рауфовна

Воспитатель, МБДОУ Высокогорский детский сад «Байгыш»,

 с. Высокая Гора

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация: В статье представлены основные моменты работы с и предложены рекомендации по организации работы с одаренными детьми. Дана краткая характеристика одаренных детей и способы выявления одаренности детей дошкольного возраста в условиях обычного детского сада.

Ключевые слова: одаренный ребенок, чувства, страх, сигнал, окружающие, педагог, работа с одаренными детьми.

Важным и благоприятным периодом для развития одаренности является дошкольное детство, и поэтому особая миссия возложена на детский сад.  Для одаренных детей характерно упорство в достижении цели, ребенок может несколько часов подряд загружаться работой, за несколько дней вернуться к ней. Это часто связано со стремлением ребенка к совершенству, стремлением сделать что-то хорошее, желанием достичь высокого уровня выполнения задания (рисунок, строфы, стихи, исторические сочинения и т. д.). Часто для них характерны слишком мягкий характер и чрезмерный страх, они очень чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, поза. Одаренным детям присущ высокий энергетический потенциал [1]. Такая разница создает множество проблем в жизни одаренного ребенка. Повышенная чувствительность к окружающему приводит к ухудшению психики, которая не может адекватно реагировать на подобные воздействия. Дети многое воспринимают за свой счет, чувствуют свою вину, даже если ни в чем их не обвиняют. Самокритика приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к себе, плохо себя оценивает, неуверен в себе. Взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями неуверен в себе, чувствителен, уязвим.

Ребенок нуждается в оценке своих достижений. Результаты деятельности одаренного ребенка лучше сравнивать не с результатами других детей, а со своими прежними достижениями. Одаренные дети часто находятся в сложных отношениях с другими детьми.

Активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослых, подкрепленное возможностью педагога отвечать на вопросы раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начинают негативно относиться к проявлениям одаренности. Да и сам одаренный ребенок зачастую, нетерпелив по отношению к другим детям, зачастую не может принять то, что предлагают дети, которые ниже по возможностям. Он делает им замечания, ругает, выражает нетерпение. Надо научить одаренного ребенка воспринимать окружающий мир [3].

При общении с одаренным ребенком необходимо быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его за проявленное терпение, за возможность в полной мере выразить свое мнение другим детям и взрослым. Уже в дошкольном возрасте одаренных детей надо учить не обижать других детей.

Зачастую родители и педагоги создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», от которого везде ждут высоких результатов[4]. Однако способности ребенка могут быть выше только в отдельных областях. Нужно дать понять ребенку, что неудача – тоже естественный         процесс, случающаяся со всеми.

Выявление одаренных детей возможно различными способами. Самое простое и доступное для педагогов-это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и педагогов. Еще один возможный путь — тестирование с помощью «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов»-методик, направленных на оценку уровня творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности [2]. Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов» часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не отличаться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно сочетание высокой успешности обоих видов тестов. Такое сочетание свидетельствует о высоком уровне общих умственных способностей ребенка. Тестирование, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами. Также возможен отбор детей в процессе обучения по специальной программе.

Работа с одаренными детьми обеспечивает профессиональное развитие педагога, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию к работе в инновационном режиме, существенно влияет на качество образования и воспитания детей, что позволяет педагогу работать в режиме развития.

Список использованных источников

  1. Афанасьева В.Н.  Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев  // Одар. ребенок. - 2020. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
  2. Бекетова З.В. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы//Завуч. – 2017-№7
  3. Нурахметова К.С.  Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2019. - № 6. - С. 122-127.
  4. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде// Развитие личности – 2012 - №3



Предварительный просмотр:

 Галиахметова Разиля Рауфовна

Воспитатель, МБДОУ Высокогорский детский сад «Байгыш»,

 с. Высокая Гора

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Аннотация: В статье представлены основные моменты работы с и предложены рекомендации по организации работы с одаренными детьми. Дана краткая характеристика одаренных детей и способы выявления одаренности детей дошкольного возраста в условиях обычного детского сада.

Ключевые слова: одаренный ребенок, чувства, страх, сигнал, окружающие, педагог, работа с одаренными детьми.

Важным и благоприятным периодом для развития одаренности является дошкольное детство, и поэтому особая миссия возложена на детский сад.  Для одаренных детей характерно упорство в достижении цели, ребенок может несколько часов подряд загружаться работой, за несколько дней вернуться к ней. Это часто связано со стремлением ребенка к совершенству, стремлением сделать что-то хорошее, желанием достичь высокого уровня выполнения задания (рисунок, строфы, стихи, исторические сочинения и т. д.). Часто для них характерны слишком мягкий характер и чрезмерный страх, они очень чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, поза. Одаренным детям присущ высокий энергетический потенциал [1]. Такая разница создает множество проблем в жизни одаренного ребенка. Повышенная чувствительность к окружающему приводит к ухудшению психики, которая не может адекватно реагировать на подобные воздействия. Дети многое воспринимают за свой счет, чувствуют свою вину, даже если ни в чем их не обвиняют. Самокритика приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к себе, плохо себя оценивает, неуверен в себе. Взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями неуверен в себе, чувствителен, уязвим.

Ребенок нуждается в оценке своих достижений. Результаты деятельности одаренного ребенка лучше сравнивать не с результатами других детей, а со своими прежними достижениями. Одаренные дети часто находятся в сложных отношениях с другими детьми.

Активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослых, подкрепленное возможностью педагога отвечать на вопросы раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начинают негативно относиться к проявлениям одаренности. Да и сам одаренный ребенок зачастую, нетерпелив по отношению к другим детям, зачастую не может принять то, что предлагают дети, которые ниже по возможностям. Он делает им замечания, ругает, выражает нетерпение. Надо научить одаренного ребенка воспринимать окружающий мир [3].

При общении с одаренным ребенком необходимо быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его за проявленное терпение, за возможность в полной мере выразить свое мнение другим детям и взрослым. Уже в дошкольном возрасте одаренных детей надо учить не обижать других детей.

Зачастую родители и педагоги создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», от которого везде ждут высоких результатов[4]. Однако способности ребенка могут быть выше только в отдельных областях. Нужно дать понять ребенку, что неудача – тоже естественный         процесс, случающаяся со всеми.

Выявление одаренных детей возможно различными способами. Самое простое и доступное для педагогов-это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и педагогов. Еще один возможный путь — тестирование с помощью «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов»-методик, направленных на оценку уровня творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности [2]. Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов» часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не отличаться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно сочетание высокой успешности обоих видов тестов. Такое сочетание свидетельствует о высоком уровне общих умственных способностей ребенка. Тестирование, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами. Также возможен отбор детей в процессе обучения по специальной программе.

Работа с одаренными детьми обеспечивает профессиональное развитие педагога, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию к работе в инновационном режиме, существенно влияет на качество образования и воспитания детей, что позволяет педагогу работать в режиме развития.

Список использованных источников

  1. Афанасьева В.Н.  Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев  // Одар. ребенок. - 2020. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
  2. Бекетова З.В. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы//Завуч. – 2017-№7
  3. Нурахметова К.С.  Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2019. - № 6. - С. 122-127.
  4. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде// Развитие личности – 2012 - №3