Развивающее пособие
методическая разработка

Велижанцева Татьяна Викторовна

Уважаемые родители и педагоги!

Скоро Ваш ребенок пойдет в школу. Одним из важных критериев готовности Вашего ребенка к школьному обучению является развитие речи, развитие интеллектуальных способностей.

 Целью данного пособия является формирование  у детей любви к родному краю, чувства патриотизма, развитие речи, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_prakticheskogo_materiala.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева

Комплексное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности по теме «Овощи»

(Старшая группа)

Цель. Профилактика практогностической дискалькулии.

Задачи. 

  • Развивать:

  - пространственные представления;

 - зрительную память и слуховое внимание;

 - навыки количественного счёта;

 - речь детей (антонимический словарь, математические понятия);

 - мелкую моторику рук;

 - чувство ритма.

  • Совершенствовать переключаемость с одного вида деятельности на другой.
  • Воспитывать:

 - желание совместно выполнять задания и играть;

 - чувство вежливости, культуру общения.

Ход занятия

Логопед. Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие на огород. А поможет нам в этом сказка, которая называется «Репка». Мы её уже с вами читали и смотрели в кукольном театре, а сегодня мы поиграем в неё.

Для этого используется стол-песочница, на котором разыгрывается сказка с помощью фигурок настольного театра. Дети исполняют роли героев сказки, а педагог берёт на себя роль ведущего.

Логопед. Какая интересная история у нас получилась.

Вопросы педагога:

  1. Что посадил дедушка? (Репку.)
  2. Что выросло на грядке? (Репка.)
  3. Сколько было репок? (Одна.)
  4. Какая была репка по величине? (Большая-пребольшая.)
  5. По форме? (Круглая.)
  6. По цвету? (Жёлтая.)
  7. А какие ещё овощи могли расти у дедушки на огороде? (Морковка, картошка, огурцы, капуста и др.)

Логопед  (показывает маленькую игрушечную мышку, которая тащит Чудесный мешочек). Что это, мышка? Ой, мышка убежала. Испугалась, наверное. Ребята, как вы думаете, что это?

Дети. Мешок.

Педагог. Какого цвета мешочек? Он пустой или полный? Как вы догадались? А что в нём может лежать? Что мышка могла принести с огорода? (Ответы детей.)

  • Игра  «Чудесный мешочек»

Дети по очереди опускают руки в мешочек и на ощупь определяют, что в нём лежит. Каждый ребёнок достаёт свой овощ, определяет, правильно ли он его отгадал, называет его цвет, форму, размер.

Логопед. Посмотрите, ребята, каждый из вас достал лишь по одному овощу, а на тарелке у нас, их получилось много. Мы можем их сосчитать? Сколько их всего? Для чего нужны овощи? Что из них можно приготовить? (Ответы детей.)

У нас получилось интересное путешествие. Кто запомнил, где мы сегодня были? Что помогли дедушке сделать? Почему он просил помочь? (Ответы детей.)

А сейчас мы с вами будем делать свой огород. Для этого давайте подойдём к столам.

Где же вы, ребята, сейчас были? Что видели на огороде? А что такое огород? (Ответы детей.)

Мы сейчас с вами тоже сделаем огород. У каждого из вас есть листок бумаги. В середине каждого листочка нарисован дедушка. В коробочке лежат вырезанные формы. Найдите форму, которая похожа на репку. Какого она цвета? Сколько репок у вас в руке? (Ответы детей.)

Теперь найдите форму, похожую на морковку. Какого она цвета? Сколько морковок? Давайте её положим на верх листочка. Что уже лежит на верху? Сколько стало овощей на верху? А внизу? Где больше? Меньше? Как сделать, чтобы стало поровну, одинаково? Форма, какого овоща осталась в коробочке? Как вы догадались? Куда мы её положим? Какие овощи находятся внизу? А где на листочке находятся морковь и помидор? Сколько овощей внизу? Наверху? Где больше? Меньше? (Ответы детей.)

Покажите на пальчиках, сколько всего овощей на вашем огороде? Теперь аккуратно возьмите с листочка помидор, положите красным цветом вниз. Возьмите в руки кисточку, намажьте форму клеем на то место, откуда вы её взяли.

Дети выполняют задание.

Логопед. Что вы сегодня делали? Сколько у вас овощей жёлтого цвета? Сколько овощей овальной формы? Сколько овощей вверху? (Ответы детей.)

Спасибо за ответы. Ребята, посмотрите, мышка снова к нам пришла. Что она нам приносила?

Дети. Мешочек.

Логопед. Что лежало в мешочке?

Дети. Овощи.

Логопед. Мешочек был полный, а сейчас?

Дети. Пустой.

Логопед. Давайте в мешочек положим наши аппликации, а мышка отнесёт их дедушке. Мышка нам мешочек принесла, а дедушке, наоборот, что сделает?

Дети. Отнесёт.

Дети аккуратно складывают свои работы в мешочек.

Занятие по развитию речи (подготовительная группа)

Тема: «Пересказ рассказа Евгения Пермяка «Первая рыбка»».

Цель:

Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст.

Грамматика: обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

Словарь: упражнять в подборе синонимов, учить оценивать словосочетания по смыслу.

Развивающая среда: рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».

Содержание

Послушайте внимательно историю, которую рассказал Евгений Пермяк.

Воспитатель читает рассказ.

- Что я прочла: рассказ, сказку или стихотворение?

- Как вы узнали, что это рассказ?

- О чём говорится в этом рассказе?

- Куда поехала Юрина семья? (Ловить рыбу). 

- Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку).

- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ёрш, большущий ершище, крохотный ершишка).

- Почему одну и ту же рыбку называют по-разному? (Потому что, когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. А Юра понял шутку, понял, что на самом деле всё по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением).

- Как бы вы назвали этот рассказ?

- Какое название вам кажется самым удачным?

- Писатель назвал свой рассказ «Первая рыбка».

Как вы думаете, почему?

- Я прочту рассказ ещё раз, слушайте внимательно. После будете его пересказывать.

Воспитатель повторно читает текст.

- Помните, что рассказывать нужно громко, выразительно, ничего не добавляя от себя.

Заслушиваются четыре индивидуальных пересказа, потом коллективный (находим с детьми начало, середину, конец рассказа). Каждый пересказ анализируется (проводится коллективная оценка.) Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.

(Использовать мнемокарточки, нужно по ним определить последовательность пересказывания рассказа).

(найти по схемам настроение рассказа).

- В рассказе сказано «крохотный ершишка». Подберите к слову «крохотный» слова, близкие по смыслу (маленький, малюсенький) (использую мячик для индивидуальных ответов детей).

- Какими словами сказано про «ершище»? Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

- Про что ещё можно сказать «крохотный», что бывает крохотным?..

- А что бывает большущим? (Дети составляют словосочетания. Воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными).

Физкультминутка

Поработали мы дружно, а теперь поспать нам нужно

(дети кладут головки на руки к себе, закрывают глазки).

Тише! Тише! Тишина в нашу комнату пришла.

Деткам снится сладкий сон, нравится ребятам он:

Про зефир, про мармелад, и про вкусный шоколад,

Про конфеты, про варенье, про торты и про печенье.

Добрый Гена Крокодил всех на праздник пригласил.

Он детишек угощает и на танец приглашает.

(Использовать пиктограммы настроения,  определить с детьми. Какой этот рассказ по настроению?).

Необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщённость.

  1. Ребёнок говорит, что рассказ «Первая рыбка» Е. Пермяка «о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку». Этот ответ свидетельствует о высоком уровне понимания темы литературного текста и чётком её выражении.
  2. Если дети фактически начинают пересказывать текст, то это уже другой, средний уровень.
  3. Если дети не отвечают на вопрос или отвечают не по существу темы, то такие ответы следует отнести к низкому уровню.

Характер определения темы.

  • Обобщённо.
  • Распространённо
  • Не определяет.

Занятие носит построение связных монологических высказываний повествовательного типа.

Е. Пермяк

ПЕРВАЯ РЫБКА

(1 часть)

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

(2 часть)

Сварила бабушка уху. Вся семья вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

(3 часть)

А Юра хоть и маленький был, а понимал. Что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

 «Скажи какой»

Цель. Учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная»; «Это помидор». («Он красный, круглый, спелый, сочный»). «Это огурец» («Он продолговатый, зеленый, хрустящий»).

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, к его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно? А какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

«Сравни кукол»

Цель. Учить соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: «У Тани светлые и короткие волосы, у Кати темные и длинные. У Тани голубые глаза, у Кати черные. Таня в платье, а Катя в брюках. У кукол разная одежда».

Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик… (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)

Посмотрите на этот мячик Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

«Сравни медвежат»

Цель. Учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть двух медвежат: один - черный и большой, другой - коричневый и маленький.

Назови, кто это и чем они отличаются.

Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.) Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

«Сравни разных зверят»

Цель. Учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый.) А мышка какая? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит мишка? (Мед, малину) Мышка любит... (сыр, сухарики).

Лапы у мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). У кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у мишки... (короткий).

Аналогично можно сравнить и других животных - лису и зайца, волка и медведя.

При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками «Что сначала, что потом?»: на одной из них девочка накрывает стол, на другой - обедает, на третьей - моет посуду. Или: на одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой - развешивает его. Ребенок не только называет действия девочки (накрывает на стол, обедает, моет; стирает, развешивает), но и может сказать о том, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит - делает зарядку, играет - убирает игрушки).

Сначала на основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: одна кукла, Катя, большая, а другая, Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий); зеленая лента - узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).

Затем эти упражнения включаются в игру.

«Куклы рисуют и гуляют»

Цель. Обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая? (Маленький.) Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь. Они спрятались под елками. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

«Кукла веселая и грустная»

Цель. Познакомить с противоположными состояниями: веселый - грустный.

Стала девочка Маша играть с куклами Катей и Таней и заметила, что Катя веселая, а Таня грустная. Как вы думаете, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какая Таня? (Веселая ,радостная.)

У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка - это одежда; кукла, мяч - это игрушки; чашка, тарелка - это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз: трубы, окна, вагоны, колеса - поезд).

«Назови одним словом»

Цель. Закрепить представления об обобщающих словах.

Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем сидят они? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Каким одним словом можно назвать эти предметы? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате? (Ответы.)

Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платья, брюки... (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... Как? (Одежда.) Какая одежда надета на тебе?

Сели куклы за стол. А там стоят... тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп? Кашу? (Из тарелки, глубокой и мелкой.) Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови игрушки, которые ты знаешь и любишь. (Ответы.)

Давай вместе с куклами поиграем. Одна кукла большая, а другая... маленькая. Маленькая куколка нарисовала два дома: большой ^маленький. Как мы можем назвать маленький дом? (Домик, домишко.) Кукла нарисовала большой дом и маленький... (домик).

Куклы устали рисовать и пошли гулять в лес. Начался дождик. Большая кукла спряталась от дождя под высокой елкой, а маленькая... (под низкой).

Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дорожке, а маленькая... (по узкой).

Придя домой с прогулки, куклы стали мыть руки. Сначала повернули кран с холодной водой, а потом... (с горячей). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода польется из крана? (Теплая, прохладная.)

Куклы, мячики, кубики, пирамидки -как все это мы можем назвать одним словом? (Игрушки.)

Давай посмотрим и скажем, что надето на куклах. (Платье, кофта, брюки, шапка...) Как их можно назвать одним словом? (Одежда.)

Теперь куклам пора есть. Что для этого нужно поставить на стол? (Тарелки, чашки, блюдца...) Как их можно назвать одним словом? (Посуда.)

Куклы будут пользоваться мебелью. Какую мебель ты знаешь? (Стол, стул, диван, табуретка, шкаф.).

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, на обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Вводим в разговорную речь звук Л

  1. Повторение медленно, четко.

ла – ла – ла

лапа, лампа, пила

ло – ло – ло

лом, лось, весло

лу – лу- лу

лужа, лук, луна

  1. Произносим «лесенку» из слов:

лом

стол

ложка

лошадь

лапша

ландыш

ласточка

  1. Произносим «цепочку» из слов:

ложка – облака – вилка – палка – галка – волк – полка – пчела – халат – шалаш

  1. Заучивали чистоговорки:

У ёжика и ёлки

Острые иголки

* * *

Вова удочку закинул

Из водички рыбу вынул.

Занятие №

Продолжаем вводить в речь звук  Л

1. Повторяем в нормальном речевом темпе:

ла – ла – ла

ласточка, лампочка

ло – ло – ло

весло, тепло

лу – лу- лу

палуба, желуди

лы – лы – лы

лыжи, малыши.

2. Чётко произносим пары слов:

камыш – малыш

матрешка – ложка

канал – накал

пила – липа

узел – лезу

3. Произносим «лесенку» из слов:

лак

лужа

малыш

яблоко

клубника

скакалка

велосипед

  1. Заучить чистоговорку:

Лом ломает

Толстый лед

Лом ломать не устает


Занятие №

Различаем в речи звуки Л – Л’

1. Проговариваем слоги:

ла – ла – ля

ло – ло – лё

лу – лу – лю

ал – ал – ял

ол – ол – ёл

ул – ул – юл

2. Проговариваем «лесенку» из слов:

лук

люк

лавка

лямка

кукла

клюква

булавка

бублик

3. Игра «Звук пропал»

свёк …а

пче …а

каче …и

са …ат

вес …о

… ужа

ма …ьчик

ма …ина

4. Заучите чистоговорки:

Ель на ёжика похожа

Ель в иголках

Ёжик тоже.

* * *

Зреет красная калина

Соберёт её Галина

Различие в речи звука Л – Р

1. Повторяем в нормальном речевом темпе:

ра – ла

ро – ло

ру – лу

ла – ра

ло – ро

ру – лу

ры – лы

ла – ла – ра

ро – ло – ро

ру – лу – ру

2. Повторяем слова парами:

рак – лак

рад – лад

рома – лама

ром – лом

игла – игра

голод – город

коробок – колобок

3. Произнесите «лесенку» из слов:

рак

лак

рука

луга

робот

лопата

ромашка

велосипед

4. Произносим «цепочку» из слов:

алый – белый – милый – смелый – спелый – унылый – гладкий – сладкий – видел – мыла – читала – носил – возился – мылся – забыл – гостил – вышел – зашёл.

5. Звучит те чистоговорки:

Рыжий кролик

Рыбку ловит

* * *

А возле этой ёлки

Бродили злые волки.

Занятие №

Уточнение произношения в речи звук Г – Г’

1. Повторяем медленно, четко

га – га – ка

го – го – ко

гу – гу – ку

ги – ги – ки

2. Проговариваем слова

гвозди

грядка

глобус

гномик

грелка

графин

голубь

груша

гнездо

глаз

гром

глина

город

3. Повторяем слова парами

шпага – книга

нога – вьюга

слуга – тайга

бумага – дорога

радуга – подруга

4. Вы называете один предмет, а ребенок много.

нога – ноги

дорога – дороги

книга – книги

груша – груши

гиря – гири

гриб – грибы

снегирь – снегири

гитара – гитары

5. Заучите чистоговорки:

Зреет красная калина

Соберёт её Галина

* * *

  • Га, га, га, - гогочет гусь

Я водицы не боюсь.

Уточнение произношения звука К.

1. Произносим с детьми звукоподражание.

  • Как кудахчет курица?
  • Как кукарекает петух?
  • Как крякает уточка?
  • Как кукует кукушка?
  • Как каркает корона?
  • Как квакает лягушка?

2. Произносим четко слова:

лук

жук

сук

лак

мак

рак

бак

сок

ток

бок

3. Проговариваем в нормальном речевом темпе «цепочка» из слов

цирк – каток – человек – чулок – венок – танк – узелок – бантик – огонёк.

4. Придумайте с ребенком любую фразу или предложение со словами:

- ручеёк                                - колобок

- дождик                                - карамелька

- щенок                                - котёнок

5. Определить какой звук стоит в начале слова:

  • кукла
  • арбуз
  • кит
  • альбом
  • ключ

6. Заучите чистоговорку:

Стоит дом – домок

Из трубы дымок

* * *

Помурлыкать у окошка

Очень любит наша кошка.

 Различаем и четко произносим в речи звуки К-Х

1. Поговорим медленно, четко:

ка – ха

ко – хо

ха – ка

хо - ко

ка – ка – ха

ху – ку – ху

хи – ки - хи

2. Повторяем слова парами:

мак – мох

бак – бах

ход – код

мука – муха

хочу – качу

3. Проговариваем «цепочку» из слов:

хлеб – клубок – хомяк – кулак – хобот – краска – хвост – кокос – халат – канат – холм – ковёр.

4. Вставьте пропущенный предлог.

  • Мы купили хлеб … магазине.
  • Девочка катается  …  коньках.
  • Горох растёт … огороде.
  • Кукушка вылетела  …  гнезда.
  • Мох растете  …  деревом.
  • Мы отдыхали  …  море.
  • Петух перелетел   …   забор.

5. Заучите чистоговорки:

Жеребёнок с каждым днем

Подрастал и стал конем

* * *

На лесной опушке

Собрались лягушки

Квакают хвастушки.

 Вводим в разговорную речь звука Ц

1. Проговариваем четко:

ца – ца – ца

цапля, улица, пыльца

цы – цы – цы

зайцы, ножницы, птенцы

цо – цо – цо

деревцо, кольцо, крыльцо

2. Проговариваем «цепочку» из слов

боец – отец – гонец – конец – огурец – певец – пловец – кузнец – продавец – леденец – дворец – перец – молодец!

3. Придумайте любую фразу или предложение со словами.

  • улица
  • больница
  • красавица
  • мельница
  • пуговица
  • пшеница

4. Проговариваем «Пирамидку» из слов

царь

цепь

цветы

цыган

цапля

цыплёнок

царапина

гусеница

принцесса

  1. Заучите чистоговорки:

Прилетели птицы

Голуби, синицы.

***

Доброе утро! Птица запели

Добрые люди, вставайте с постели

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идет по делам!

 Вводим в разговорную речь звук С.

1. Четко произносим слоги:

са – са – со

со – со – со

ос – ос – ос

ус – ус – ус

са – со – су

сы – са – сы

2. Произносим медленно, четко:

са – са – са –

сани, сад, коса, лиса

со – со – со

сон, сом, колесо

су – су – су

сумка, судно, суп.

сы – сы – сы

косы, осы, носы

3. Четко произносит слова:

колбаса                                        песок

полоса                                        брусок

небеса                                        носок

клякса                                        кусок

плакса                                        волосок

4. В нормальном речевом темпе произносим цепочку из слов.

каска – маска – миска – киска – лиска – леска – слог – слон – стон – стол – стул – стук – сын

5. Игра «Назови ласково». Вы называете слово, а ребенок изменяет его используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

лес – лесочек

лист – листочек

стул – стульчик

лиса – лисичка

собака – собачка

синица – синичка

снег – снежок

6. Заучите чистоговорочку:

Жил-был маленький щенок

Он подрос, однако

И теперь он не щенок

А взрослая собака.

 Дифференциация звуков З – Ж

1. Повторяем слоги:

                за – жа                                за – жа – за

зо – жо                                жа – за – жа

зы – жи                                зы – жи – зы

жа – за                                зу – жу - зу

жо – зо

2. Повторяем слова парами:

зал – жал        

луза – лужа

залей – жалей        

везу – вяжу

грызу – грожу

флажок – глазок

жевать – зевать

ужи – узы

показать – покажет

помогать – поможет

рассказать – расскажет

завязать - завяжет

3. Произносим слова в нормальном речевом темпе:

жаба                                зубы

завтрак                        жук

зайка                                жмурки

жакет                                забор

жабры                        замок

жатва                        журнал

запах                                журавль

жарко                        загадка

4. Произносим сложные слова парами в нормальном речевом темпе:

невежа – мимоза

стриж – карниз

берёза – маркиза

пижама – кожура

занова - баржа

гаражи - чертежи

стража – медуза

водолазы – этажи

кража - угроза

5. Произносить «лесенку» из слов:

жара

кожа

рожок

журнал

кожура

пирожок

творожок

крыжовник

6. Придумайте фразы со словами:

  • кожура                                -заморозил
  • забава                                - жёлтый
  • шишка                                - ёжик
  • животные                                -  журавль
  • крыжовник

7. Заучите стихотворение:

Вышла девочка на лыжах

А за ней котёнок

От неё не отстаёт,

Добежал до горки – ждёт

Прокати, Алёнка

Рыжего котёнка!

Звук  Л

  1. Повторяем в нормальном речевом темпе:

ла – ла – ла

ласточка, лапочка, лампочка

ла – ла – ла

палатка, заплатка, булавка

ло – ло – ло

светло, тепло, весело

ло – ло – ло

стекло, седло, весло

                лу – лу – лу

клубника, золушка, тулуп

лу – лу – лу

    палуба, желудки, каблуки

                лы – лы – лы

    шпалы, клыки, малыши

                лы – лы – лы

    лыжи, вилы, шашлыки

  1. Повторяем пары слов:

камыш – малыш

матрёшка – ложка

скакалка – скалка

канал – накал

копал – полка

пила – липа

лапша – шпала

шалил – лишал

топал – толпа

узел – лезу

ложка – жалко

лиса – сила

лежал – жалел

спел – спел

  1. Игра «Звук пропал»:

свёк …а                                 … обака

пче …а                                        п … атье

са …ат                                         п …аток

бу … авка                                 к …авиши

одея …о                                 к …оун

вес …о                                         … ужа

мас …о                                 … уч

пуга …о                                 … уна

ве … осипед

  1. Заучите чистоговорку

У ёжика и ёлки

Острые иголки.

***

Юля маленькой была

И вертелась как юла.

 Дифференциация звуков Л – Р

  1. Повторяем в нормально речевом темпе:

ра – ла

ру – лу

ро –ло

ры – лы

ру – лу

ла – ла – ра

ла – ра

ро – ло – ро

ло – ро  

ру – лу - ру

2. Повтори слова парам:

рак – лак

рад – лад

рама – лама

рай – лай

ром – лом

Юля – Юра

игла – игра

голод – город

коробок – колобок

3. Произнеси «пирамиду» из слов:

лось

лодка

лошадь

половник

половинка

голубочек

велосипеды

клубничка

4. Произнесите цепочку из слов:

алый – белый – милый – смелый – спелый – унылый – гладкий – сладкий – видел – мыла – читала – носил – возился – мылся – завыл – учил – гостил – вышел – зашёл.

5. Придумай любую фразу со словами:        

-салат                                 - клавиша

- булавка                                 - кладовка

- балалайка                         - одеяло

- флаг                                 - колодец

- клоун                                 - каблук

- голубь                                 - скакалка

- золушка                                 - заколка

6. Заучиваем чистоговорки:

Рыжий кролик

Рыбу ловит

***

Не послушал Зайка папу

Отдавили Зайке лапу.

***

А  возле этой ёлки

Бродили злые волки

***

Вышли волки на охоту

Бродят стаей по болоту

Между прочим, говоря

Волки ягоды едят.

 Дифференциация звуков К – Т

1. Повторите за мной слоги:

как – так

ком – том

кол – тол

кук – тук

2. Повторим слова парами:

Коля – Толя

куры – трубы

корт – торт

копать – топать

кочка – точка

кучка – тучка

видит – идёт

качка – тачка

крест – трест

винтик – винтит

мостик – мостит

крюк – трюк

3. Повторите «лесенку» из слов:

том

ком

танк

крот

тыква

каска

букет

пакет

топает

копает

бантики

катается

4. Отгадай загадки:

Под землёю целый год

Роет землю черный …(крот)

Для тепла себе на лапки

Заказала кошка … (тапки)

Мы варенья как – то раз

Наварили целый …(таз)

  1. Произноси цепочки из слов:

котята – хотят – ходят – носит – хотел – коготок – картинки – торт – капот – компот – забота – топот – подушка – кофта – фата – вата – катушка ловушка.

6. Чистоговорки:

Топчут телята

Лук и томаты

***

Лягушка квакает

Ворона каркает

***

Сережа Наташке

Нашёл букашку.


Задание №

Звук  Д

1.Произносит медленно, четко:

да – да – да

одежда, вода, дата

до – до – до

дом, дорога, дождь

ду – ду – ду

дудка, душа, дуб

ды – ды – ды

дым, дыня, дырка.

2. Произносим цепочку из слов:

дудочка – дупло – идет – долбит – достает – доска – доказать – бидон – ведро – удрал – пудра – подушка – подошва – принадлежность – поднос – подвеска.

3. Отгадай загадки:

Здесь в колодце есть всегда

Очень чистая … (вода)

И в уюте и в тепле

Живет белочка в … (дупле)

В нашем городе большом

Снова строят новый … (дом)

В цирке я устала немножко

Громко хлопали в … (ладошки)

4. Игра «Договори слово»:

пома …(да)                         сле… (ды)

награ … (да)                        са … (ды)

побе …(да)                        пру …(ды)

пого …(да)                        ря …(ды)

коман …(да)                        наря …(ды)

веран (да)

секун … (да)

герлян …(да)

5. Я назову один предмет, а вы множество предметов:

лошадь – лошади

площадь – площади

очередь – очереди

медведь – медведи

гвоздь – гвозди

вождь – вожди

лебедь – лебеди

тетрадь – тетради

дождь – дожди

6. Повторяем слова парами:

помада – заплата

ограда – лопата

баллада – работа

победа – котлета

одежда – конфета

погода – ребята

гвозди - гости

7. Звучит «Кто хвастун»

  • Кто нитку прядет?
  • Кто, кто – кот!
  • Кто ткань ткет?
  • Кто, кто кот.
  • Кто куртку шьет?
  • Кто, кто – кот!
  • А кто из кладовки сметану крадет?
  • Молчит кот. Только облизывает рот.

 Йотированные звуки

  1. Я буду называть один предмет, а вы много:

трамвай – трамваи

каравай – караван

попугай – попугаи

урожай – урожаи

лентяй – лентяи

сарай – саран

змей – змеи

лицей – лицеи

музей – музеи

соловей – соловьи

  1. Произносим цепочку из слов:

балалайка – линейка – скамейка – лентяйка – майка – хозяйка- стройка – рейка – сойка – лейка – наклейка – тройка – мазайка.

3. Произносим пары слов:

обеды – ябеда

облако – яблоко

огонёк – яблоко

Мша – Яша

погода – ягода

лама – яма

опасный – ясный

4. Игра «Договор слово»:

ше …(я)                                        стату …(я)

фе … (я)                                        станци …(я)

ста …(я)                                         шалунь …(я)

стру … (я)                                 листь …(я)

семь … (я)                                деревь … (я)

чешу … (я)                                стуль … (я)

  1. «Подбери противоположное слово»:

Эта избушка маленька

Эта изба … большая

Эта кадушка полная

А эта …пустая

Это ограда низкая

А эта … высокая

Это рощица близка

А эта … далёкая

Это тропинка узкая

А эта … широкая

Это речушка мелкая

А эта … глубокая

Эта ветка длинная

А эта … коротка

Эта дорожка прямая

А эта … кривая

Эта пила острая

А эта … тупая.

  1. Я буду давать команду, а вы выполнять.

стой – стою                                 дай - даю

пой – пою                                 рой - рою

пей – пью                                 мой - мою

жуй – жую                                топай – топаю

хлопай – хлопаю

читай – читаю

7. «Договори слово»

ружь …(ё)                                 ныть … (ё)

копь …(ё)                                 жиль … (ё)

мыть … (ё)

бель … (ё)

зверь … (ё)

  1. Заучиваем чистоговорки:

Возле леса пригорке

Посадили мы две … (ёлки)

***

Не ходи вперед и прямо

Впереди большая яма

***

Сад пора уже расчистить

Разгрести траву и листья.

Игры, направленные

на развитие выразительности речи

Главным стимулом развития речи, на наш взгляд, является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты, добиваться своих целей. в том числе, путем общения со сверстрниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в театрально-игровой   деятельности   дошкольников, которая одновременно очень важно) создает положительный эмоциональный фон, учит владеть

эмоциями, способствует раскрытию

раннего творческого потенциала, где «найти себя».

На занятиях использую развитие слухового внимания

в глазах родителей, и они становятся нашими союзниками в воспитании детей. Предлагаю вниманию конспекты занятий по формированию выразительности речи.

КОЛОКОЛЬЧИКИ ЗВЕНЯТ

Комплексное занятие для детей первой младшей группы

Цель. Развивать голосовой аппарат, формировать правильное речевое дыхание; упражнять в четком произнесении звукосочетаний, учить менять высоту и силу голоса; закреплять звукоподражательные

слова во фразовой речи; учить выразительно читать потешки, стихи по подражанию, сопровождая их игровыми действиями; совершенствовать слуховое внимание; создавать условия для преодоления монотонности речи, продолжать

формировать навыки диалогической речи, активизировать словарь, учить устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, способствовать речевой инициативе.

Ход занятия

Дети сидят полукругам на стульчиках перед ширмой.

Воспитатель. Посмотрите в окно.

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы похлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку. (За ширмой раздается звон колокольчиков.)

Что это звенит? (Колокольчики.) Интересно, кто это пришел к нам?

Петрушка (говорит, не показываясь). Это я, Петрушка - веселая игрушка!

Воспитатель Где же ты, Петрушка? Давайте его позовем. Скажем все вместе: «Петрушка, иди к нам!». (Дети хором зовут Петрушку.) А теперь, Маша, позови Петрушку громко, звонко! Сейчас Лера позовет Петрушку потише - ласково.

(Каждое задание выполняют два-три ребенка.)

Петрушка. А вот и я, Петрушка - веселая игрушка!

Воспитатель. Здравствуй, Петрушка! Ребята тебя знают. Послушай, они расскажут стихотворение про тебя.

Ребенок.

Эй, Петрушка, ах, Петрушка!

Ты веселый, забавный, смешной.

Никакая на свете игрушка

Никогда не сравнится с тобой!

Петрушка радуется, звенит колокольчиками.

Воспитатель. Петрушка, какие красивые у тебя колокольчики! Дай нам, пожалуйста, их рассмотреть   повнимательнее. Посмотрите, дети, какие колокольчики. Послушайте, как они громко звенят. Колокольчики сделаны из металла, они металлические. Одинаковые или разные? (Разные.) Один какой? (Большой.) Другой? (Маленький.)

Петрушка. А теперь послушайте, как по-разному они звенят. Маленький звенит так: «Динь-динь-динь» (высокий звук). Большой колокольчик звенит: «Дон-дон-дон» (низкий звук). Хотите поиграть? (Да.) Тогда я буду звенеть, а вы внимательно слушайте. Если звенит маленький колокольчик, вы скажете тоненьким голоском: «Динь-динь-динь», а если большой - «толстым» голосом: «Дон-дон-дон». (Дети выполняют задание два-три раза.) Теперь вместе скажем очень громко: «Динь-динь-динь, подряд колокольчики звенят!». А сейчас скажем то же самое, только тихо-тихо. Теперь произнесите эту рифмовку медленно. А кто может сделать это быстро? (Дети выполняют задания.)

А что это за картинка у вас? (Показывает на иллюстрацию к потешке 'Кошкин дом») Что здесь нарисовано?

Воспитатель. Дети, расскажите и покажите Петрушке, что это такое.

Инсценировка потешки. Воспитатель надевает на одного ребенка маску кошки, а на другого - курочки; у курочки ведро. На крышу теремка прикрепляет нарисованный огонь. Дети хором читают потешку и вместе с

персонажами выполняют соответствующие действия. Динь-дон, динь-дон! Загорелся кошкин дом. Загорелся кошкин дом, Идет дым столбом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курочка с ведром, Заливает кошкин дом. Раз-раз, раз-раз- и огонь погас. Петрушка. Молодцы! А у меня еще кое-что есть. Послушайте! (Играет на дудочке)

Воспитатель. Петрушка, посмотри, как наши дети умеют показывать дудочку губами. (Дети выполняют артикуляционное упражнение «Дудочка»)

Петрушка. Какие у вас хорошие дудочки получаются - и у Маши, и у Саши... А поиграть на дудочке можете?

Воспитатель. Конечно! Мы на дудочках играем, Всех детишек забавляем. Дети. У-у-у, ду-ду-ду! Петрушка. Молодцы! Вы все умеете: и звенеть, как колокольчики, и на дудочке играть, как настоящие музыканты.

Воспитатель. Да, Петрушка, а мы ведь и  такую  игру знаем — Музыканты». Выходите, дети, давайте научим Петрушку в нее играть.

Физкультминутка «Музыканты» (слова сопровождаются движениями). Я на дудочке играю, Миша - на гармошке, Даня - на гитаре, Кристина - на ложках и т.д. Петрушка. Спасибо, дети, развеселили меня! За это я вам книжку подарю. (Воспитатель с детьми рассматривает книжку с потешками.)

Воспитатель. Смотрите, здесь тоже дудочка нарисована. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду (грустная интонация).

А мы дудочку нашли (весело) И играть на ней пошли. Повторное чтение потешки. Дети повторяют за воспитателем слова с грустной и радостной интонацией.

Петрушка из-за ширмы выдувает умыльные пузыри.

Воспитатель (обращает внимание детей на пузыри). Скажите: что это такое? (Ответы)

Петрушка. Ребята, а вы умеете выду-пъ мыльные пузыри? Хотите научиться? Тогда я их вам дарю! Вы так здорово играете: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду!». Скоро к вам

 опять приду! До свидания! (Уходит.)

Упражнение «Мыльные пузыри».

Дети по очереди выдувают пузыри, остальные их ловят.

Воспитатель. Молодцы! Мы еще будем дуть пузыри в следующий раз, когда Петрушка опять к нам придет,

Покажем ему, что мы умеем.

В СКАЗОЧНОМ ЛЕСУ

Качтексное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Развивать образность речи лексических и грамматических упражнений, учить подбирать антонимы, синонимы; обогащать словарь эпитетами, сравнениями, логизмами; развивать интонацию, выразительность речи; формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов).

Ход занятия

Дети стоят у входа в музыкальный за,  который оформлен как лес (деревья, ручей, избушка) на некоторых детей надеты  шапочки лесных зверей.

Воспитатель: Вы любите сказки? —Хотите  попасть в нее? (Да.) Тогда за мной:

Что это? Куда мы попали. ДА это же-скаэочный лес. А кто здесь живет?

 Вот я вижу лису, белочку, ежика, медведя, волка, зайца. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Диалоги сказочных зверей. Лиса.

Был бы, еж, ты хорош,

Только в лапы не возьмешь.

Еж.

Не хорош? Ну и что ж...

Без иголок яне еж.

Белочка. Зайчик, зайчик, где ты был?

Заяц.

Я на речке хвостик мыл.

Вымыл, вымыл, да упал,

Снова хвостик замарал!

Воспитатель.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

Волк. Лизавета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк.

Ничего идут дела,

Голова еще цела.

Лиса. Где ты был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк. Свежинки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк. Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке...

Лиса. Кто отгрыз?

Волк. Собаки.

Лиса. Жив ли, милый куманек?

Волк. Еле ноги уволок

Еж. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. Да на пчелок поглядеть.

Еж. А зачем несешь бачок?

Медведь. Так... Повешу на сучок.

Заяц. Белка, где твой склад грибов?

Белка. По карманам у дубов!

Заяц. Где домишко твой?

Белка. В сосне.

Заяц. А постель?

Белка. Постель на мне.

Воспитатель. Дети, а вы загадки умеете отгадывать? (Да.) Тогда отгадайте.

Плутовкой издавна слывет,

В округе курам счет ведет

И ловит мышек ловко,

Хотя не мышеловка. (Лиса.)

Правильно, лиса. Где она живет? (В лесу.) А в сказках ее можно встретить? (Да.) Назовите сказки, в которых живет лиса. («Лисичка-сестричка и серый волк»

Буратино из сказки АЛ. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лиса и рак», «Лиса и кувшин», «Лиса и тетерев», «Как лиса летать училась», «Петушок — золотой гребешок», «Медведь и лиса», «Лиса и дрозд», «Кот и лиса», «Лиса и козел», «Лиса-плачея».) А как лису называют в разных сказках? (Лиса Патрикеевна, Лисичка-сестричка, кумушка, плутовка, Лиса-Олисава и др.) Молодцы! Как много вы знаете! А кто еще живет в сказочном лесу? (Леший, Баба Яга, Кикимора и др.) Да, но что-то никого не видно. Давайте позовем их! Как обычно в лесу зовут друг друга? (Ау!) А что нам вторит, когда мы громко кричим в лесу? (Эхо.) Давайте поиграем.

Игра «Эхо». Воспитатель громко    произносит    какое-нибудь слово, дети отзываются тихо, затем наоборот: повторить два-три раза.

Появляется Баба Яга.

Баба Яга. Ну, чего вы раскричались в моем лесу! Я не глухая! Чего надо?

Воспитатель. Мы пришли сказочный лес посмотреть.

Баба Яга. Ага! В гости, значит, пожаловали! И не боитесь? (Нет.)

Воспитатель. Вы узнали, кто это? (Ответы.) Давайте поздороваемся   с   Бабой Ягой. (Здороваются.)

Баба Яга. Ну, здравствуйте, здравствуйте! Ишь какие вежливые! И много вы слов таких знаете? Или только одно?

Воспитатель. Наши дети много вежливых слов знают!

Баба Яга. Ну что ж, если хотите ко мне в сказочный лес войти, придется через глубокий ручей мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас получится.

Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов». Баба Яга выдает по одной дощечке за каждое вежливое слово, дети с помощью воспитателя вы-кчадывают мостик через «ручей», проходят на «полянку», где перед избушкой полукругом стоят стульчики, в стороне - фланелеграф.

Баба Яга. Ладно, ладно, молодцы! Много хороших слов знаете. Я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. Так и быть, проходите, присаживайтесь. А вы в лес-то не боитесь ходить? (Нет)

Воспитатель. Мы и пословицы про храбрость знаем. («Волков бояться -в лес не ходить», «Смелость города берет», «Трус и таракана принимает за великана» и др.)

Баба Яга. Ой-ой-ой, какие умные! И что это такое - пословица? С чем ее едят?

Воспитатель. Это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, дает совет. Оно известно многим людям. Пословицы придумывает народ, они передаются из уст в уста, от человека к человеку. Дети, назовите пословицы и объясните, чему они учат.

 Лексическое упражнение «Назови и объясни пословицу».

Без труда не выловишь рыбку из пруда (учит быть трудолюбивым).

Ученье — свет, а неученье - тьма (чтобы жить лучше, нужно многое знать, многому научиться). Любишь кататься - люби и саночки возить (о трудолюбии). Терпенье и труд все перетрут (о необходимости преодолевать трудности).

Семь раз отмерь, один раз отрежь (прежде чем что-то сделать или сказать, надо все хорошо обдумать).

Баба Яга. Да, много вы пословиц знаете, да какие все умные пословицы-то! А сказки любите? (Да) Сейчас проверим. Скажите, кто сказки сочиняет? (Народ, писатель) А почему вы их любите? Что в них хорошего? (В них много приключений, волшебства, и добро всегда побеждает зло.) Ох ты батюшки!

Воспитатель. Сейчас мы тебе докажем, что наши ребята настоящие знатоки сказок.

Дидактическая игра «Угадай сказку». Ребенок описывает сказочного героя, а остальные дети вспоминают название сказки и автора. Например: «Этот веселый и озорной деревянный человечек с длинным носом про-Буратино из сказки АЛ.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»). Можно предложить детям показать иллюстрацию.

 Баба Яга. Ох, засиделась я с вами, все :-;а затекли... Выходите-ка на полянку, сточки разомнем.

Динамическая пауза. В темном лесе есть избушка, Встала задом наперед.В той избушке есть старушка -Бабушка Яга живет. (Дети хороводом

ходят по кругу).

Хвост крючком, глаза в полоску, как уголь, все горят, сердитая какая, Дыбом волосы стоят! Сердитая какая! (Показывают длинный нос).

 Баба Яга: Да, ничего не скажешь молодцы! И говорить, и играть умеете! - больно у вас все красиво да Я, лесная бабушка, только сегодня добрая, а вообще-то я противная, люблю все делать наоборот. А ну-ка, где моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот, кому я эту шишку бросила должен сказать наоборот.

Игра Наоборот» (подбор антонинимов Высоко — низко, старый новый

сладкий - горький, холодный, белый - черный и др.

Упражнение «Скажи ласково». Дети по очереди говорят добрые слова, интонационно подчеркивая их.

Воспитатель. А еще мы тебе подарим красивый цветок. Ведь всем известно, что от красоты добреют!

Баба Яга. Ну-ка, ну-ка, что за цветок такой?

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами его для тебя вырастим.

Игра «Слово-цвет» (подбор синонимов). Воспитатель называет! цвет, дети по очереди берут лепестки и, давая другое название цвету, собирают цветок на фланелеграфе (оранжевый

  • апельсиновый, светло-синий -ва
    сильковый, ярко-зеленый - изумрудный,
    ярко-красный - алый, темно-красный
  • вишневый, коричневый - шоколад
    ный, золотисто-желтый
    пшеничный,
    сине-зеленый
    цвет морской волны).

Баба Яга. Да, согласна, красивый цветок расцвел у меня на поляне, редкий! Надо и мне «по амбарам помести, по сусекам поскрести», может, и для вас отыщется что-нибудь на память от Бабушки Яги, гости все-таки...

Ох, чегой-то я расчувствовалась. (Заходит в свою избушку, достает чугунок.) Раз, два. три! Чугунок, вари! (Внутри чупа-чупсы или другие сладости.) Ну, вот и все. Не поминайте лихом!

Дети. Спасибо! До свидания.

КОНСЕКТЫ ДОСУГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Подготовительная к школе группа

В гостях у медвежонка Винни-Пуха

Цель. Упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, прививать навыки слогового чтения, расширять словарный запас.

Материал. Красивая коробка (посылка), горшочки, мяч, карточки с буквами (около каждой буквы цифры от 1 до 9 и число 10), снежинки с заданиями, декорация леса, снежинки красного, желтого цвета (по количеству детей), сладкий приз, воздушные шарики (ненадутые).

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети. Пасмурная.

Воспитатель. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?

Дети. Грустное, печальное, тоскливое...

Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?

Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет...

Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки. (Выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное... 

Воспитатель. Посмотрите, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это посылка. Но кому она предназначена? От кого пришла? Посмотрим вместе. Садитесь поудобнее.

Все садятся в круг, читают.

Воспитатель. Адрес наш, а вот от кого она? Не написано. Вот и конверт. Интересно, что в нем.

Дети (достав из конверта записку). Смотрите, здесь что-то написано.

Воспитатель (читает). «Разложите буквы в соответствии с числами - от 1 до 10, и у вас получится слово».

Дети (по карточкам) составляют слово «медвежонок».

Воспитатель. От кого же посылка? 

Дети. От медвежонка.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, что он нам пристал.

Открывает коробку, а там пустой горшочек, снежинка № 1 и письмо.

«Здравствуйте, ребята! Сорока, моя добрая знакомая, рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще - смелые и дружные ребята. Приглашаю вас в лес, в гости. Я приготовим для вас игры, а еще очень трудные задания. Если вы все сделаете правильно, то в конце вашего путешествия горшочек будет полный, я вас жду. Медвежонок».

Воспитатель:Задания медвежонка написаны на снежинках, которые пронумерованы по порядку. Что вы решили? Пойдем в лес? Дети. Да!

Воспитатель. Хорошо! А вот и первая снежинка. Слушайте внимательно. Вспомните слова, с которыми Винни-Пух ходил в гости, постройтесь друг за другом и в путь

. Дети: Кто ходит в гости по утрам, Тот поступаем мудро, Тарам-парам, тарам-парам, На то оно и утро.

Воспитатель. Вот мы и в лесу. Где снежинка с цифрой 2?( Дети приносят снежинку). Воспитатель. Где вы ее нашли? На каом дереве? (Ответы) ", есть сказка с таким названием. Вспомните, кто из животных поселился в "Теремке", назовите их по порядку: кто за кем подходил к теремку - и разложите карточки с изображением животных в том же порядке, а из букв составьте названия этих животных».

Воспитатель. Дальше пойдем? (Ответы.) Тогда ищите снежинку с цифрой 3 (находят снежинку под елкой, там же лежит мяч). Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом "Чей дом?"».

Дети встают либо по кругу, либо в ряд: воспитатель кидает мяч всем по очереди и задает вопросы.

  • У медведя чей дом? - Медвежий.
  • У зайца чей дом? - Заячий.
  • У волка чей дом? - Волчий.
  • У белки чей дом? - Беличий.
  • У баретка чей дом? — Барсучий.
  • У черепахи чей дом? - Черепаший.
  • У лягушки чей дом? - Лягушачий.

Воспитатель. Молодцы! Идем дальше. Ой какой огромный сугроб, в середине отверстие. Кто там может быть?

Предположения детей.

 Воспитатель закрепляет знания о медведе, в том числе о его образе жизни.

А как вы думаете, что может сниться медведю?

Дети. Мед. малина, река, солнце, зеленая трава

Воспитатель внимательно слушает

высказывания детей.

Воспитатель: «Кто знает, у медведя чей хвост?» (Медвежий.) Лапа у медведя чья?(Медвежья.) Нос у медведя чей? Шерсть у медведя чья? (Медвежья) Нос у медведя чей? (Медвежий, Интересно, что еще придумал для нас медвежонок? А где он сам' Как вы думаете? (Предположения детей.) Конечно, он спит, и, наверное, очень сладко. Поэтому ходить надо тихо, чтобы не нарушить его покой, не разбудить

 А вот и следующая снежинка - № 4 - и задание. «Кто помнит, на чем Винни-Пух решил добраться до дупла с медом? (Ответы.) Верно, я тоже предлагаю взять воздушные шары и надуть их. На что они похожи и какого они цвета?». Дети надувают шары, показывают их размер, рассматривают их.

Воспитатель. Смотрите, какой шар у Ани, а какой у Ильи и т.д. Если мы пойдем с надутыми шарами по лесу, что может случиться с ними? (Ответы) Да-

вайте же возьмем за хвостик шары, сдуем их и положим в карман.

Дети сдувают шары со звуком «с-с-с-с-с-с-с!».

Воспитатель. Где еще снежинка?

Дети. Вон там блестит что-то.

Подходят к снежинке № 5-

Воспитатель. Здесь так много написано... Слушайте меня внимательно, а то не справитесь с заданием. «Подойдите к большому сугробу (стол) и составьте из букв слова (снег, лес, санки, луна, елка, белка, шишка, медведь, сорока, подарки). Поднимите горшочки и достаньте из-под них картинки, которые соответствуют вашим словам. Посчитайте слоги в своих словах. У кого самое большое количество слогов в слове, у того в горшочке сладкий подарок».

Прежде чем забрать подарок, каждый из вас должен составить предложение со своим словом.

Примерные предложения. На небе светит луна. Пришла зима, выпал снег. Дети катаются на санках. По лесу бегает лиса. Белка прыгает по елке. К празднику мы нарядили елку. Сорока летает по лесу. В лесу холодно. Шишка выросла на елке. Медведь спит в берлоге. К празднику всем дарят подарки.

Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания медвежонка. Можно теперь открывать горшочек с подарками.

Дети открывают горшочек. В нем -снежинки двух цветов и записка: «Если вам понравилось в моем лесу, если задания показались интересными, возьмите красную снежинку; если было скучно и неинтересно - желтую. До свидания».

Воспитатель. А теперь построимся и отправимся обратно в детский сад. Ну вот мы и вернулись. Ой! С нами прилетела снежинка! Что же на ней написано? (Читает.) «Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось в лесу, и поместите рисунки на выставку. Медвежонок». Возьмите альбомы, краски и нарисуйте, что вам понравилось, а еще можете нарисовать свое настроение.

В поисках заветного ключа

Цель. Закреплять умение делить слова на слоги, образовывать прилагательные от существительных; развивать логическое мышление, навыки чтения.

Материал. Два письма в конвертах, план группы на листе бумаги, медали с эмоциями (веселье, печаль), энциклопедия, сундук, шесть ключей, карточки с заданиями, картинки с изображением разных животных.

Ход занятия

Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель предлагает им самим выбрать форму приветствия.

Воспитатель. Вы поприветствовали друг друга. Что почувствовали? Какое у вас настроение? (Ответы)

Раздается стук в дверь. Входит Гном.

Гном. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Я принес письмо, но не знаю: туда я попал или нет? Это подготовительная к школе группа? «Радуга»? Вы действительно веселые, умные, находчивые? (Ответы) Если так, получите письмо, а я пошел. У меня еще много дел. До свидания! (Уходит.)

Воспитатель. Что ж, давайте читать письмо. Усаживайтесь поудобнее! «Здравствуйте! Меня зовут Пиши-Читай. Я невидимка. Когда я прихожу на ваши занятия, вы меня не видите. Я знаю, что вы умные и трудолюбивые, любите отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. Поэтому я решил подарить "умную книгу", но хитрая старуха Шапокляк спрятала ее в сундук. Сундук закрыла, а ключ от него перепутала с другими ключами. Найти сундук и открыть его сможете только вы. Я посылаю вам план поиска сундука. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы их преодолеете и соберете шесть ключей, то получите подарок от меня. Желаю удачи. Пиши-Читай». Трудное дело! Вы как думаете: стоит попробовать отыскать «умную книгу»? (Ответы.) Если готовы, давайте познакомимся с планом. Все поняли? Тогда в путь! Помните: чтобы преодолеть все трудности, надо помогать друг другу. Путь начинается от двери. Двигаться надо по стрелке.

Задание 1. «Ребусы» (на усмотрение воспитателя).

Воспитатель. Справились? Тогда берите ключ, и идем дальше.

Задание 2. «Задачки». Слушайте внимательно мои вопросы.

Сколько рогов у двух коров? (Четыре.) Сколько ушей у трех мышей? (Шесть)

Каких камней нет в море? (Сухих.) Сколько орехов в пустом стакане? (Ни одного.) Сколько концов у палки? (Два.) У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (Одна.) У трех братьев по одной сестре. Сколько всего в семье детей? (Четверо.) В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки - три кошки. Сколько кошек в комнате? (Четыре.) В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал два часа? (В восемь часов) Два брата нарисовали по два рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (Четыре) У животного две правые ноги, две левые, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у животного? (Четыре.) Бревно распилили в пяти местах. Сколько получилось частей? (Шесть.)

Воспитатель. Задачки решили. Можно взять еще один ключ и идти дальше.

Задание 3. Впишите пропущенные буквы в слова, в квадратике напишите, сколько в слове слогов, придумайте предложение со своим словом (например, сАнки. Два слога. Мальчик катался на санках с горки).

Воспитатель. Все сделали? Идем дальше! Не забудьте взять ключ.

Задание 4. Игра с мячом «Чей дом?». У медведя чей дом? Медвежий. У лисы, зайца и т.п. (см. предыдущее мероприятие). Правильно, у каждого живого существа есть дом. Нам пора идти дальше. Не забудьте ключ!

Задание 5. «Какой? Какая? Какое?». Подберите добрые слова к своим

картинкам (например, рыжая пушистая лиса; большой добрый слон; озорная, игривая обезьяна; собака - преданное хозяину животное и т.д.). Какие хорошие слова вы подобрали! Молодцы! Берите ключ. Нас ждет последнее задание.

Задание 6. Соедините точки по порядку, и вы узнаете, где спрятан сундук. (Сундук может быть спрятан под елкой, под столом и тд.)

Воспитатель. Так где же спрятан сундук? Пойдемте проверим.

Дети находят сундук, по очереди пробуют его открыть разными ключами и в результате находят подходящий. Вставляют его в отверстие и открывают сундук. В нем - письмо.

Воспитатель (читает). «Здравствуйте! Вы выполнили все мои задания и можете забрать подарок от Вини – Пуха. Это "Энциклопедия". В ней можно найти ответы на любые вопросы. Но и я приготовила вам подарок - медали разного цвета. Если у вас хорошее настроение, если вам было интересно выполнять мои задания, возьмите красные медали; если неинтересно, скучно - желтые. А еще в сундуке есть сладкие призы. До встречи. Шапокляк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палочки-выручалочки. Учебно-развивающее пособие.

Пособие, которое поможет детям развивать зрительное внимание, сообразительность, ориентировку в пространстве.Иллюстрации представлены ниже....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающего пособия «Логико малыш» в подготовительной к школе группе "На помощь Буратино"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "На помощь Буратино" . На этом занятии используется методическое пособие Логика-малыш....

Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

Стендовый доклад "Развивающие пособия как фактор раннего развития детей 1,5 - 3 лет"

Материал из опыта работы с неорганизованными детьми раннего возраста (не посещающими детский сад)...

Развивающие пособия для детей

В статье описаны пособия для развития мелкой моторики рук и дыхания...

Интерактивное развивающее пособие для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать проектную деятельность в условиях доу и начальной школы.

Уважаемая коллеги ,здравствуйте!Предлагаю Вам ознакомиться с методикой работы с интерактивным развивающим пособием для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать п...