Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».
консультация

Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии  детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация776.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного  возраста»

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти

годы ребѐнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у

него начинает формироваться определѐнное отношение к людям, к труду,

вырабатываются навыки и привычки правильного поведения ,складывается

характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в

ней развиваются духовные и физические силы ребѐнка; его внимание,

память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра –

это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения

общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны

личности ребѐнка, происходят значительные изменения в его психике,

которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое

место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются

самими детьми : - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети

производят в ролях всѐ то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности

взрослых. В игре ребѐнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он

может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои

собственные.

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются:

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребѐнка и воспитателя и говорят, что  иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребѐнок осваивает и моральные нормы, заключѐнные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к  людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это  возможность для ребѐнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребѐнку  становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет  мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать,  - это пойти в школу.

3. В сюжетно – ролевой игре идѐт эмоциональное развитие.

Игра ребѐнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему

ещѐ недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса

игры, самих еѐ истоках имеются эмоциональные основания. Изучение

детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребѐнок отличает игру

от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова:

«как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые

переживания всегда искренни. Ребѐнок не притворяется: мама по-

настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьѐзно озабочен тем,

удаѐтся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребѐнка, и формирует его чувства. Когда ребѐнок подражает космонавтам, он передаѐт своѐ восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным  развитием ребѐнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного  возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам  труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более  стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.  Некоторые игры ( «в моряков», «лѐтчиков», «космонавтов») продолжаются  неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся  целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы  опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили  львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры  комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на

четвѐртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им  показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие  зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвѐртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.

Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребѐнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет,  то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они  относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с  действительностью.

5. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребѐнку  выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнѐров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности  комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей  способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и  активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры  создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребѐнка дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".

Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"

Многие родители считают, что подвижная игра - это просто развлечение для детей, и мало представляют,  какую важную роль они играют  не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии д...

Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста»

   Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и родителей ...

Консультация для родителей на тему: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»...