Технология «Ситуация» системно-деятельностного подхода — технология нового поколения педагогов дошкольного образования
статья

В статье представлены особенности использования системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyat._podhod.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Ситуация» системно-деятельностного подхода — технология нового поколения педагогов дошкольного образования

Инновационное развитие и модернизация — это современный путь Российского государства. Основным звеном формирования гражданского потенциала является образование, главным аспектом которого становится инновационность, реализация новаторских решений . На уровне дошкольного образования, в настоящее время на федеральном и региональных уровнях проводятся соответствующие научно — методические исследования; создаются инновационные площадки, образовательные программы инновационной направленности; проводятся конференции и форумы. Педагоги-дошкольники овладевают, апробируют и внедряют технологии, отвечающие современным требованиям.

Центром системно-деятельностной педагогики, научным руководителем которого является Л.Г. Петерсон, была разработана и предложена педагогам образовательная технология «Ситуация». Суть данной технологии—это создание педагогом развивающей ситуации, способствующей появлению у ребенка «детской» цели, мотива и способов достижения данной цели, т.е. формирования спектра универсальных умений, способствующих саморазвитию и самореализации воспитанников. Накопления ребенком культурного опыта деятельности, решения задач и проблем как основы для формирования в его сознании целостной картины мира. При этом педагог становится организатором, помощником, консультантом, выполняет миссию проводника в мир общечеловеческой культуры.

Ситуации могут изменяться по форме организации и времени локализации, но имеют постоянную структуру, состоящую из шести этапов, вытекающих друг из друга:

1. введение в ситуацию — педагог создает условия для включения воспитанников в деятельность, на этом этапе у детей появляется цель и реализуется механизм мотивации «надо»—«хочу»—«могу»;

2. актуализация уже имеющихся у ребенка знаний, умений, навыков — педагог создает условия для практического использования детского опыта, полученного ранее;

3. ситуации затруднения — на данном этапе педагог создает условия для самоорганизации и развития познавательного интереса у воспитанников. На данном этапе ребенок, благодаря системе вопросов педагога, конкретизирует затруднение и причину его возникновения. Оно становится значимым для ребенка и возникает потребность преодолеть его;

4. «открытие» нового знания — это этап самостоятельного поиска воспитанниками решений и пробных действий. В итоге, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, нахождения ресурса для получения необходимой информации для решения проблемной ситуации;

5. включение нового знания в систему знаний — педагогом создается ситуация, в которой новое знание включается в систему знаний, умений, навыков ребенка;

6. осмысление — этап, осознания детьми своих сил, фиксирование достижения цели и определение способов, которые помогут добиться этой цели.

Составление логической основы организованной образовательной деятельности является первым шагом к конструированию целостного сценария занятия в технологии «Ситуации». Развитие игрового сюжета, методы и приемы организованной деятельности детей,— все строится в определенной последовательности, где ключевым моментом является затруднение. А. Эйнштейн утверждал, что в затруднении содержится возможность. Возможность для реализации своих знаний, умений, навыков, саморазвития, самоутверждения, принятия самостоятельных решений.

Технология «Ситуации» — является технологией, всем отвечающей требованиям современного образования. Она способствует самореализации ребенка, формированию у него практического опыта, познавательного интереса, предпосылок учебной деятельности, развитию деятельностных способностей и коммуникативно—нравственных качеств личности, ведущих детей к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в жизни.

Данная технология отвечает требованиям ФГОС — является технологией приемлемой как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в школах.

Инновационная деятельность способствует улучшению педагогической системы, достижению более высоких результатов. Образовательные программы, разработанные на современном этапе, обеспечивают вариативность педагогического процесса, ориентируются на индивидуальные особенности ребенка и запросы семьи как ячейки социального общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реализация системно-деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по организации воспитательно-образовательной работы...

STEM-технология – новая ступень в дошкольном образовании.

                    STEM-технология – новая ступень в дошкольном образовании.   В нашем детском саду «Ромашка»...

Проект как современная педагогическая технология в работе педагога дошкольного образования

Интерактивная форма обучения является наиболее востребованной, именно с ней можно реализовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса, помогая развиваться творческим и коммун...

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием системно-деятельностного подхода. ( Технология « Ситуация») подготовительная к школе группа с ТНР.

Цель: формирование предпосылок читательской грамотности через развитие навыков в звуковом анализе слов с использованием технологии « Ситуация»Задачи: Мотивировать детей на включение в деят...