Музыкотерапия в ДОУ (из опыта коррекционно-развивающей работы педагога-психолога)
статья

Смирнова Юлия Николаевна

Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование музыки в здоровьесберегающем пространстве ДОУ.

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.

В. М. Бехтерев

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.

Р. Роллан

Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык — музыка.

П.И. Чайковский

Среди психологических проблем нашего времени особое место заняла проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей, так называемого психологического здоровья. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми, агрессивными.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Педагоги ДОУ создают развивающую среду для детей, организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель образовательной работы.

Опыт работы педагогов-психологов показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон.

Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили - слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.

Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.

Психологическое здоровье ребенка - это особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных задач. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

С древнейших времен люди использовали музыку в качестве лечебного средства воздействия на человека. Культуру какой бы страны мы ни взяли, везде на этот способ оздоровления человека мы можем найти об этом интересные сведения.

Слово  «музыка»  происходит  от  греческого  корня  (мюзе).  Специалисты  по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом можно влиять при помощи музыки на эмоциональное состояние человека. Пифагор, считая, что на людей лучше всего влиять через их органы чувств, "сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душеных сил. Он так же придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела". Ямвлих.

Одним из наиболее известных музыкально-психотерапевтических успехов Пифагора, описание которого дошло до наших дней, является усмирение им при помощи музыки некоего греческого юноши, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевший палить её дом. Пифагор приказал флейтисту, находившемуся при этом, поменять музыкальный лад исполняемой музыки и таким образом успокоил молодого человека.

Платон так же был сторонник музыкальной терапии и говорил, что "самая большая ошибка врачей состоит в том, что они пытаются лечить тело человека, не пытаясь вылечить его душу; однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь".
Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека.

 Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например:

- для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна;

 - для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта;

- для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф.Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта»  был  открыт  в  конце  ХХ  в.  Эффект  же  заключается  в  том,  что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:•метод арттерапии•метод цветотерапии•элементы сказкотерапии•игротерапия•психогимнастические этюды и упражнения•вокалотерапия

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Психологи пришли к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом жизни ребенка в детском саду.

В некоторых детских садах в повседневную жизнь ввели инновационную идею музыкального сопровождения режимных моментов. В частности - сопровождение приема пищи: завтрака, обеда и ужина; тихий час: засыпание и подъем; во время утреннего приема детей; во время сбора на прогулку и т.д.

Результаты превзошли ожидания:

Целенаправленное применение средств музыкотерапии повышает уровень развития эмоциональной сферы дошкольников, способствует созданию позитивного эмоционального климата в группах ДОУ, укрепляет физическое и психологическое здоровье детей.

Музыка способствовала снятию нервно-психического напряжения в процессе повседневной жизни в ДОУ. Дети заряжались положительными эмоциями и у них прививались навыки расслабления при помощи музыки, что способствовало коррекции психоэмоциональной сферы, а также развитию воображения, творческого восприятия.

Использование музыки в режимных моментах повышает качество воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствовали результаты диагностики выполнения программы детского сада.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это считается одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

В практику педагогов входят такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.

Использование музыки в работе педагога-психолога ДОУ.

В работе педагога-психолога с детьми музыка используется с целью коррекции эмоциональных отклонений,  страхов,  двигательных  и  речевых  расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

В   настоящее   время   музыкотерапия   является   самостоятельным психокоррекционным  направлением,  имеющим  в  своей  основе  два  аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

 Именно  очищающее воздействие  музыки  позволяет  использовать  её  в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

Рецептивной (пассивная);

активной;

интегративной.

Рецептивная  музыкотерапия используется в  работе  с детьми,  имеющими эмоционально-личностные  проблемы,  конфликтные внутрисемейные  отношения, переживающих  состояние  эмоциональной  депривации,  чувство  одиночества, отличающихся  повышенной  тревожностью,  импульсивностью.  Занятия  средствами рецептивной  музыкотерапии  направлены  на  моделирование положительного эмоционального состояния. Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый  мир,  мир  причудливых  образов,  настроений.  В  большом предваряющем  слушании –рассказе  психолог  настраивает  на  восприятие определённой  образной  музыкальной  картинки,  затем  мелодия  как  бы  уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира .

В  психокоррекционной  работе  психологами  применяется интегративная музыкотерапия. Примером  может  быть  синтез  музыкального и  наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким  образом, что  на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения  – к звенящему прохладному  ручью  или  на  солнечную  лужайку,  мысленно  поймать  бабочек  или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки. На  занятиях  музыкотерапией  можно  использовать психогимнастические этюды  и  упражнения, которые  способствуют  не  только  расслаблению  детей  и снятию  психоэмоционального  напряжения,  учат  управлять  своим  настроением  и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения,  а  также  у  детей  формируются  и  развиваются  различные  психические функции (внимание, память, моторика).

Я в своей работе педагога-психолога ДОУ часто использую музыку.

Вот некоторые примеры:

Игра «Понимаем свои эмоции»

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, необходимо сначала разобраться в них. Эта игра помогает ребёнку разобраться, что он чувствует, и как это отражается на нём самом и людях вокруг.

Заранее подбираетя несколько музыкальных фрагментов, выражающих различные эмоции: радость, воодушевление («Ода к радости» Бетховен, «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида», «Праздничая увертюра» Шостакович, «Юмореска» Дворжак, «Вальс цветов» Чайковский), грусть («Ноктюрн соль-минор» и «Зимняя сказка» Шопен, «Свет луны» Дебюсси, «Грёзы» Шуман, «Song from the Secret Garden»группы Secret Garden, «Грустный вальс» Сибелиус), злость, агрессия («Баба Яга» Чайковский, «Шторм» Вивальди), страх («Ночь на лысой горе» Мусоргский, «Плащ» Пуччини, «Итальянский концерт» Бах, «Смерть куклы» Чайковский, «Полёт валькирий» Вагнер).

Слушаем музыку вместе с ребёнком и вместе изображаем эмоции: радостно подпрыгиваем и кричим «Ура!», кружимся в танце, шипим и машем руками, словно злобные кошки, дерёмся подушками, сворачиваемся калачиком в испуге. Если ребёнок не знает, что именно и как делать, подаю ему пример.

Надо стараться, чтобы движения были максимально эмоциональными и искренними.

По окончании каждой эмоции слушаем что-нибудь успокаивающее и умиротворяющее («Лунная соната» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт, «Ноктюрн соль-минор» Шуман, «Утреннее расположение духа» Григ).

 Ритмическая игра «Зоопарк».

Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику, снимает эмоциональное напряжение.

В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродить медленно и неспешно, как слон; «плыть» по комнате, словно лебедь; рычать, как лев; прыгать, будто кенгуру.

Сказкотерапия под музыку.

Придумываю или выбираю готовую сказку, которая освещает нужный мне вопрос: взаимоотношения между братьями и сёстрами, непослушание, агрессия, ночные страхи. Подбираю музыку, согласно преобладающим по сюжету эмоциям.

Разыгрываю сказку вместе с детьми (ребенком), стараясь выразить как можно больше смысла интонациями, движениями и мимикой, а не просто словами.

  Арт-игра «Мы вместе».

Такая игра учит концентрации внимания и сосредоточению, помогает понять сущность привязанности и справиться с разлукой и другими факторами стресса.

Надо включить музыку Гайдна или Шопена и предложить ребёнку нарисовать его семью и друзей. Затем соединить изображение самого ребёнка с близкими ему людьми тонкими линиями разных цветов. Объяснить, что это линии любви и заботы, которые объединяют нас всех, где бы мы ни были.

Некоторые дети охотно носят этот рисунок с собой даже в начальной школе, чтобы чувствовать себя увереннее.

 Арт-игра «Смешной страх».

Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.

Включаем «Симфонию 40» Моцарта и предлогаем ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ.

Теперь меняем музыку на «Шутка» Баха и дорисовываем пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь.

При желании, рисунок затем можно скомкать и выкинуть, либо разорвать.

Занятия по музыкотерапии можно сочетать с элементами изотерапии. После прослушивания музыки можно рисовать, лепить представляемые образы. Это может быть и тематическое рисование, которое хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами.

Применяю такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов. Использую карточки-пиктограммы, символизирующие разные настроения. Дети рассматривают их, разрезают по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю части, смешивают, собирают, разыгрывают ситуации, дорисовывают карандашами, красками недостающие детали, рисуют фон, выполняют соответствующие музыкально- пантомимические этюды на распознавание эмоций. Это не только своеобразный тренажер на узнавание эмоций, но и упражнение на способность к взаимодействию. Собирается и определенная диагностическая информация.

При чередовании изобразительной деятельности с музыкальными этюдами и упражнениями происходит взаимоусиление влияния на ребенка и той и другой деятельности.

Также активно использую музыку для релаксационных пауз.

   Музыкальная терапия для детей – это доступное средство формирования психического и эмоционального здоровья сохранного ребёнка. Методы музтерапии разнообразны, так что каждый психолог может найти подходящие упражнения и игры для занятий. Но в случае детей с особенностями, лучше обращаться к специалисту по музтерапии.

Итак, музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Исходя из вышесказанного следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

Рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада

- В детском саду музыку необходимо включать в режимные моменты:

1. Во время  утреннего приема,  для создания дружеских взаимоотношений и положительные эмоций у ребёнка и родителей, рекомендуется включать:  

- радостную классическую  музыку, такую как: «Весенние голоса» И. Штрауса; «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта; «Утро» Э. Грига;

- добрые  детские песни: «Антошка» В. Шаинский, Ю. Энтин; «Улыбка»  В. Шаинский;

2. Во время проведения утренней гимнастики и бодрящей зарядки, рекомендуется включать бодрую, ритмичную музыку:

- «Марш» Е. Тиличеевой, «Марш» Е. Юцкевича.

- «Песенка про зарядку» Г. Гладков, Г. Остер. Таким образом, решаются задачи и музыкального и физического воспитания детей.

3. Чтобы быстро и весело собраться  на прогулку можно включить такие детские песни как:

- «Облака» В. Шаинский, С. Козлов; «Какой чудесный день» А. Флярковского, Е. Карганов; «Какое небо голубое» А. Рыбников, Б. Окуджава.  

4. Чтобы успокоить детей и подготовить их ко сну необходимо включать  нежную, успокаивающую, расслабляющую  музыку:

- Прелюдия ми-минор Ф. Шопена, Адажио для органа и струнных Т. Альбинони, «Лебедь» Ж. К. Сен-Санса, «Вальс цветов» П. И. Чайковского; «Колыбельная» В. А. Моцарта;  «Колыбельная медведицы» А. Флярковского, С. Свириденко;

5. Чтобы детям легче было проснуться после тихого часа, то во время подъёма, рекомендуется включить спокойную, но оптимистично-просветлённую музыку: «Прелюдия 1, оп.28» Ф. Шопена, «Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Шестая симфония» 3-я часть П. И. Чайковского.

- Музыка также органично включается в образовательные области:

1. для занятий по изобразительному искусству подойдут Ю. Чичкова, М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке» из т/ф «Шёлковая кисточка»;

2. для занятий по художественному творчеству (лепка, аппликация) подойдёт  инструментальная музыка: «Времена года» А. Вивальди,  «Времена года» П. И. Чайковского, т.к.  исследования педагога-психолога  В.И. Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение и способствует развитию фантазии.

3. перед занятиям по чтению можно включить такие произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусорского, «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова.

- На занятиях рекомендуется применять релаксационные паузы (несколько минут расслабившись, положа голову на стол или кому как удобнее, послушать классическую музыку).

По мнению известного психолога Б. М. Теплова «Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций». Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребёнок приобщается к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Музыка и здоровье тесно связаны, поэтому наша главная задача не навредить, а воспитать психически здорового и уравновешенного ребёнка.

Приложение.

Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.

1.Музыка Моцарта.

Детям она помогает лучше справляться с обучением и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы».

2.Для уменьшения раздражительности.

Бетховен: Лунная соната; Бах: кантата №2; Франк: Симфония ре минор.

3.Для снятия состояния тревоги.

Шопен: мазурки и прелюдии; Штраус: вальсы; Рубинштейн: Мелодия; Дебюсси: соната для скрипки и фортепоано.

4.Тонизирующее средство:

Чайковский: 6 симфония, часть 3; Бетховен: увертюра к опере «Эгмонт»; Шопен: прелюдии; Лист: Венгерская рапсодия; Моцарт: Маленькая ночная серенада.

5.Успокоительное:

Брамс: Колыбельная; Шуберт: Аве Мария; Шопен: ноктюрны; Дебюсси: Свет луны.

6.Против злости и агрессии:

Бах: Итальянский концерт; Гайдн: Симфония; Сибелиус: Финляндия; Скрябин: прелюдии для фортепиано.

7. При переутомлении и нервном истощении:

Григ: Утро; Огинский: полонез.

8. При угнетенном меланхолическом настроении:

Бетховен: « К радости»; Шуберт « Аве Мария».

9.При выраженной раздражимости, гневности:

Вагнер «Хор пилигримов»; Чайковский «Сентиментальный вальс».

10.При снижении сосредоточенности внимания:

Чайковский: « Времена года»; Дебюсси: «Лунный свет»; Шуман: «Грезы».

11.Расслабляющее воздействие:

Чайковский: «Баркаролла»; Бизе «Пастораль»; Леклер: Соната до мажор (часть3); Сен-Санс: «Лебедь»; Чайковский «Сентиментальный вальс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога

Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...