Из опыта работы воспитателя I квалификационной категории Цыдыповой Генереты Гомбоевны
методическая разработка (младшая группа)

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsydypova_g._g.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Курумканский детский сад «Малышок»

Из опыта работы

воспитателя

I квалификационной категории

Цыдыповой Генереты Гомбоевны

с. Курумкан

2016 г

Методические рекомендации

по использованию

 развивающей предметно – пространственной среды

в средней группе  детского сада

Вопрос об организации развивающей предметно – пространственной среды ДОУ на сегодня стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Понятие предметно – развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

      Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

     Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.  

  При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде:

  • Предметно – развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  • Доступность среды предполагает:
  1. Доступность для воспитанников всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс.
  2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в дошкольном учреждении с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. В группах средних и старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу, также детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

  1. Центр безопасности.  ПДД. Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Также имеются форменная одежда, жезл, светофор, руль для игры,  спецмашины, настольная и дидактическая игра для закрепления знаний по правилам дорожного движения.
  2. Центр безопасности (пожарный)

В группе оформлен уголок пожарника. Он содержит пожарный щит, дидактические игры, книги, картинки, транспорт, Спецодежду, чтобы дети могли поиграть в пожарников – спасателей. С детьми постоянно обыгрываются ситуации, проговариваем вопросы, на которые каждый ребёнок должен дать правильный ответ.

  1. Книжный уголок. В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как книжный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Этому способствуют комфортные кресла. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.

Здесь на полочках расположены интересные книги с яркими и красочными картинками, комплекты картинок на разные темы.

  1. Уголок художественного творчества. Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах и на полках. Здесь же есть магнитная доска для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Имеется пластилин, доски для лепки. Всё расположено по росту детей, где дети сами могут по желанию заниматься любимым делом.
  2. Театральная зона– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. Оборудование: театральная ширма с полочками с демонстрацией разных видов театра на колёсах, где дети по желанию передвигают в любой уголок групповой комнаты для самостоятельной деятельности.
  3. Уголок сюжетно - ролевой игры. В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская". В зоне сюжетно – ролевых игр имеются в достатке все необходимые атрибуты, сделанные руками взрослых: педагогов и родителей и детей.
  4. Экологический центр служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В экологическом центре будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
  5. Уголок уединения – это место, где ребёнок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть любимую книгу или просто помечтать и отдохнуть от шума.В этой зоне есть отдельная «маленькая комната», красочно сшитыми занавесками, в которой дети очень любят помечтать, отдохнуть, посекретничать.
  6. Центр краеведения.

При ознакомлениис бурятскими обычаями и традициями невозможно обойтись без демонстрации иллюстраций, фотографий, предметами быта и одежды, поэтому в моей группе уделено специальное место. Здесь же дети знакомятся с животным и растительным миром нашего края, где имеются красочные фотографии, предоставленные специалистами Джергинского заповедника, с которыми наше учреждение тесно работает.

  1. Центр экспериментирования.Дошкольники – прирождённые исследователи.

Главная цель мини – лаборатории:формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Оборудование центра: микроскоп детский, коробка для исследования с набором мелких инструментов, разные мерные колбочки, баночки для изучения воды, снега.

  1. Центр песка или песочная анимация, где детям предоставлен мобильный современный планшет с подсветкой на колёсах для рисования песком.
  2. Центр сенсорики и дидактических игр.

Главная задача в детском саду – организовать предметную среду, обеспечить её пособиями, игрушками, материалами отличающимися ярко выраженными свойствами: величиной, формой, фактурой, цветом. Центр сенсорики укрепляет развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, способствует развитию речи и моторики. В этом центре имеется специальный стол с бортиками, на колёсах, дети сами по своему желанию передвигают в любое место. За этим столом дети занимаются мелкими игрушками, бусинками.

  1. Центр конструирования, где дети учатся разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок из различных материалов. В нашем центре есть крупные напольные и мелкие настольные строительные материалы различные конструкторы,  макеты различных построек, схематично изображенных зданий архитектуры.
  2. Уголок настроения. Дети гораздо больше подвержены переменам настроения. Эмоции – это внутренние переживания человека и могут быть как положительными так и отрицательными. Эмоции, которые наши дети сами определяют, разместили сразу при входе в группу и позволяет самим  определить свое настроение, с которым они приходят в детский сад.
  3. Центр ряженья.

В нашей группе есть уголок, который любят все без исключения. Это ряженье, где хранятся бусы, браслеты, сумки, платки, шарфы, кофты, юбки и сарафаны, пилотки, фуражки, в которые дети очень любят наряжаться в них.

  1. Игровой центр«Автомастерская».

Предметно – развивающая среда оформлена, таким образом, чтобы ребёнок мог заниматься любым делом, который выбирает по своему желанию. По принципу гендерного воспитания созданы так, называемые центр игр для мальчиков «Автомастерская», где мальчики могут играть самые любимые игры с машинами, любят чинить. Оборудование; машины различных марок, слесарные и ремонтные инструменты.

  1. Игровой центр «Жилая комната».

Это прежде всего кухонная мебель с набором игрушечной посуды, столы, стулья. Такой уголок доставляет радость и удовольствие детям, формирует представление об окружающем мире, побуждает к активной игровой деятельности. Здесь находится комната – кухня, с необходимой посудой, плитой, столом и стульями. С правой стороны находится зона отдыха, в ней стоят диван, кресла, кукольные коляски.

  1. Спортивный центр. В нашем детском саду уделяем первостепенное внимание популяризации физкультуры и спорта среди наших воспитанников и родителей.

С помощью родителей изготовила спортивного клоуна с крючками, где навешаны различные ленточки, цветные платочки для занятий физкультурой и спортом. Имеются индивидуальные коврики для занятий, полочки с мячами разных размеров, скакалки, обручи.

  1. Речевой центр.

Хорошая речь важнейшее условие для всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, чем легче ему высказывать свои мысли и рассуждения. Поэтому пришла к выводу, что должен быть Речевой центр в группах детского сада, где собрала богатый наглядный, дидактический материал. Рядом стоит многофункциональная ширма с игрушкой – необходимым атрибутом «одушевлённый персонаж Чебурашка» в окне ширмы, висят материалы для дыхательных игр «Листочки», «Бабочки», «Цветочки». Многофункциональная ширма служит ёще для сюжетно – ролевых игр, для театральной деятельности и оборудованием игр для дыхательной гимнастики.

Развивающие игры «Что изменилось?», «Наши эмоции», Познавательная игра от рождения «Мир на ладошках», настольные игры «За грибами в Простоквашино», «Домино», «Лото», пальчиковые игры «Буквы и цифры», различные красочные картины «Мебель», «Транспорт» и другие которые я применяю для индивидуальных занятий с детьми с нарушениями речи.

       В заключении хотелось бы пожелать коллегам создавать развивающую предметно – пространственную среду, учитывая потребности детей, обеспечивающую благоприятный эмоциональный фон для детей в условиях детского сада, основанный на интересе, радости в совместной деятельности и достижений в решении разнообразных задач, как непосредственно, так и опосредованно при использовании предлагаемой инновационной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории по теме:"Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ"

Уважаемые коллеги! Мне очень хочется поделиться с Вами своими успехами, достижениями и опытом работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ".При...

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4

Описание проекта:Проблемы:1.    Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2.    Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...

« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4

Описание проекта:Проблемы:1.    Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2.    Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...

« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4

Описание проекта:Проблемы:1.    Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2.    Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...

Краткосрочный проект Первая младшая группа «День здоровья» Авторы- составители: Бушмакина Е.Н. воспитатель высшей квалификационной категории Юдина А.Г. воспитатель высшей квалификационной категории

Проблема проекта. Уделять особое внимание воспитателям и родителям формированию и укреплению здоровья ребенка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни...