Главные вкладки

    Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории по теме:"Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ"
    учебно-методический материал по окружающему миру по теме

    Богунова Галина Анатольевна

    Уважаемые коллеги! Мне очень хочется поделиться с Вами своими успехами, достижениями и опытом работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание как один из факторов взаимодействия семьи и ДОУ".Пришлите,пожалуйста,свои комментарии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Из  опыта  работы  воспитателя  высшей   квалификационной  категории

    Богуновой  Г.А.

    МБДОУ №2 г. Киржач

    Образовательный  проект «Мой  родной  город - Киржач»

    Введение

    В  муниципальном дошкольном  учреждении №2  на  протяжении  трёх  лет

    ведется работа  по  нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников.   Данное  направление  нацелено  на  развитие  у  старших  дошкольников  нравственных  чувств, воспитание  любви  и  уважения  к  

    Родине, родному  краю с  помощью  эмоциональных  и  чувственно-практических  способов  познания.  В  практике  ДОУ  накоплен  большой  и  интересный   опыт  по  воспитанию  у  дошкольников  любви  к  Родине, родному  краю.

    Актуальность   темы:

    Происходящие  изменения  в  обществе  выдвинули  ряд  важных, качественно  новых  задач  по  формированию  у  подрастающего  поколении я  патриотизма и  гражданственности. В  связи  с  этим  проблема  нравствен-

    но-патриотического  воспитания  детей  становится  одной  из  актуальных.

    На  повышение  общественного  статуса  патриотического  воспитания детей

    ориентированы   Федеральные  законы:

    « О  государственном  флаге РФ», «О государственном гимне РФ».

    Кроме того данная тема приобретает особую актуальность в период реализации ФГОС.

    Адресная направленность:

    Представленные материалы   могут  быть  использованы  в  старших  и  подготовительных группах  садов  общего  типа,  родителями,  педагогами  образовательных  учреждений, учителями начальных классов.

    В  основе  проекта  лежит  также  опыт  работы  ДОУ.

    Проект  раскрывает формы  работы  и  особенности  её  организации.  Созда-

    ёт  благоприятные условия  для  формирования  личности  ребёнка  в  про-

    цессе нравственно-патриотического  воспитания.  

            

    Цель работы:

    Формирование нравственно-патриотических качеств  детей  старшего дошкольного  возраста  через  приобщение  их  к  истории народа, родного  края, города, знакомство  с  прошлым  и  настоящим  родного  города.

        Чувство  патриотизма  многогранно  по  содержанию: это  и  любовь  к  местам, где родился  человек, и  гордость  за  свой  народ, и  ощущение  не-

    разрывности   со  всем  окружающим  миром, и  желание  сохранять  и  приумножать  богатства  Родины. Поэтому  работа  по  данному  направлению  включает    решение  многих   ЗАДАЧ  по  нравственно-

    патриотическому воспитанию  детей:

    -воспитание у  ребёнка  любви  и  привязанности  к  семье, родному  дому, детскому саду, родной  улице,  городу;

    -формирование  бережного  отношения  к  природе  и  всему живому;

    -развитие  интереса  к  русским  традициям.

    Эти  вопросы  успешно  решаются в  различных  видах  деятельности  таких,

    как,  изобразительная  деятельность, развитие  речи, трудовая  деятельность,

    ознакомление  с  окружающим  миром.

    Ожидаемые  результаты:

    -Формирование  у  старших  дошкольников основ патриотизма, гражданственности  и ответственности за  судьбу  Отечества и  готовность  к  его  защите.

    -Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.

    -Знакомство с  социальными  нормами  и  правилами  поведения  в  обществе для  установления добрых  взаимоотношений  между  людьми.

    Технология опыта:        

    Работу  по  патриотическому  воспитанию начала   с  создания  для  детей  тёплой, уютной атмосферы. Ведь  с воспитания чувства  привязанности  к

    родному  саду, улице, родной  семье  начинается  формирование  того  фундамента, на  котором  будет  воспитываться  чувство  любви  к  своему  Отечеству.

    Работаю  по  программе  « От  рождения  до  школы» под  редакцией  

    Вераксы,а  также использую   инновационные  технологии Н.Г,Зеленовой,

    Л,Е,Осиповой «Мы  живём  в  России», Л.А.Лялиной «Народные  игры» в

    детском  саду и др.

    Мной разработано  перспективное  планирование  по  нравственно-патриотическому воспитанию кружковой  работы «Люби  и  знай  свой  край  родной».

          В  соответствии  с  поставленными  задачами  мною  проделана  определённая  работа по  следующим  направлениям:

     1.Создание  условий  для  нравственного  воспитания  дошкольников.

    Безболезненная  социализация  дошкольника  в  обществе  во  многом будет  зависеть  от  того, какие  нормы  и  правила им  будут  усвоены.

    В  соответствии  с  этим  мною  были  проведены:

    1. Родительские  собрания  по  темам:

    -«Общаемся  с  ребёнком»;

    -«Нужно  ли  потакать  капризам  ребёнка?»;

    -«Маленький  помощник  в  семье»;

    -Круглый  стол по  теме «Нравственно-патриотическое  воспитание  дошкольников».

    Цель этих   родительских  собраний  заключается  в  том, чтобы  повысить

    педагогическую  компетентность  родителей   по  вопросам  культуры  общения  и  формирования  духовно-нравственных  чувств  у   ребёнка.

    1. Проведены  чтение  и  анализ   художественных произведений:

    по  ознакомлению  с  прошлым русского  народа, с  историей и  природой  родного  края, способствующих формированию  навыков  культуры  поведения  в  обществе.

    1. Проведены театрализованные игры  по  русским  народным  сказкам.
    2. Созданы дидактические  пособия и  игры:     .

     «Собери  картинку», «Найди  ошибку», «Герб  города  Киржача»,

    «Угадай  картинки про   любимый  город», «Знакомство  с  родным  городом».

        При выборе технологий для реализации  поставленных образовательных и воспитательных задач предпочтение  отдаю деятельностным  технологиям. Одна из которых проектная технология.

    Метод  проектов позволяет  в  наибольшей  степени  задействовать  всех  участников  образовательного  процесса:

    -педагогов

    -родителей

    -самих  воспитанников,  а  также  привлечь  общественные  организации.

    Мной  были  реализованы  следующие проекты:

    -«23февраля-День  Защитника  Отечества»

    -«Путь  в  космос»

    -«Великая  Победа»

    В  рамках  этих    проектов  были  проведены  беседы  с  воспитанниками  по  темам:

    1. Мой  папа-защитник  Отечества
    2. Ю.А. Гагарин-первый  космонавт
    3. Всё  может  родная  земля
    4. Крестьянский  быт  родного  края

    Ребята  получали  домашнее  задание: вместе  с  родителями  нарисовать  рисунки по  темам,  узнать  из  дополнительных  источников  информацию  по  темам (история  возникновения  своей  улицы)  и  рассказать  об  этом  другим  детям.

    Доброй  традицией  стала совместная работа воспитателя , воспитанников и сотрудников    краеведческого  музея, на базе которого были осуществлены образовательные проекты.

     Проект, посвящённый   Дню космонавтики, включал в себя  участие детей  в  Гагаринских  чтениях,  встречу   с  интересными  людьми

    нашего  города (Р.И.Туркиной, ,Л.Г.Гуряковой), участие в викторине и конкурсе «Колесо истории». Все  воспитанники  группы  были  награждены грамотами  за  участие  в  Гагаринских  чтениях.

    Проект, посвящённый  Великой Победе, завершился  праздничным  концертом с  приглашением  ветеранов  в  качестве  почётных  гостей. Праздничный  концерт  понравился  ветеранам,  родителям  и  детям, о  чём свидетельствует  статья благодарности  в  районной  газете.

    Проект по  изучению  истории  родного  края  был  реализован  не  только  в  рамках  плановых  занятий, но  и  через  кружковую  работу.  Это  дало  

    возможность  организовать  работу  по  целому  комплексу  направлений:

    -прошлое и  настоящее  города

    -моя  семья

    -природа  нашего  края

    -герои  войны  и  труда

    Работа  по  данному  направлению  предполагала  неоднократное посещение

    районного  музея, центральной  библиотеки  и  читального  зала.  

    Таким образом, активное  участие  дошкольников  в  реализации  проектов максимально  способствует  усвоению  нравственно-патриотических  ценностей, воспитанию  толерантности.( одна из  проблем  современного  общества),т.к.два  воспитанника(22%) от  контингента  неславянской  нации.

    У  детей  группы  сформировано  доброе  отношение  друг  к  другу.

    3.Знакомство  с  культурными  истоками  родного  края осуществляется через

    1. изучение  традиций  предков;
    2.  чтение  и  беседы  по  прочитанному;
    3. выполнение рисунков по  сюжетам  русских  народных  сказок;
    4. совместные  праздники  и  развлечения:

    -«Осенины»,

    -«Масленница»,

    -«Праздник  лета»,

    -«Русские богатыри»,

    -«Бабушкины  сказки».

    1. Проведение занятий на базе районного краеведческого музея  по  темам:

    -«Путешествие  в  глубь  веков»,

    -«Спасибо  деду  за  Победу»,

    -«Ремёсла  древних  славян».

     Считаю, что  такой  подход приобщает  детей  к  традициям, народной  культуре, воспитывает  поколение, осознающее  себя  в  непрерывном  контексте  истории, людей, связанных  с  прошлым, настоящим  и  будущим  своей  культуры.

    Критерии  результативности  обучения:

    -дети  знают   и  проявляют  интерес  к  истории, быту, традициям  русского  народа

    -знают  названия  улиц  ближайшего  окружения, памятники  культуры,

    историю возникновения  родного города  Киржача

    Таким  образом  считаю, что моя  работа  по  формированию  нравственной  

    культуры   способствует благополучной  социализации  выпускников  ДОУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

    Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

    Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Новиковой Марины Анатольевны: "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"

    Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Новиковой Марины Анатольевны: "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"....

    Презентация "Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Ючковой Юлии Александровны". Тема "Проектно -исследовательская деятельность в ДОУ"

    Материал раскрывает сущность проектно - исследовательской деятельности, технологию. Технология проектно - исследовательской деятельности в детском саду  позволяет получить надёжные...

    «Использование русского фольклора в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Мельниковой Натальи Юрьевны

    Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к людям разных национальностей. В словаре В.И. Даля значение слов...

    Дистанционное обучение дошкольников старшей группы в период самоизоляции из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ибрагимовой Е.Ю.

    Условия самоизоляции изменили жизнь всей планеты, в том числе и педагогов, воспитанников и родителей нашего детского сада. Все дети оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основной ...

    Дистанционное обучение дошкольников старшей группы в период самоизоляции из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ибрагимовой Е.Ю.

    Условия самоизоляции изменили жизнь всей планеты, в том числе и педагогов, воспитанников и родителей нашего детского сада. Все дети оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основной ...