Проект в подготовительной группе «Следопыты» «Веселые шахматы»
методическая разработка (подготовительная группа)

Попович Любовь Владимировна

Для педагогов дошкольников всегда важно подготовить детей к успешному обучению в школе - развивать интеллект. В. Штерн (немецкий психолог и философ) дает такое определение: «Интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам  и условиям  действительности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_kruzhok.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»

Проект в подготовительной группе «Следопыты»

«Веселые шахматы»

Подготовила: воспитатель

Попович Любовь Владимировна.

Тема проекта: Шахматы

Вид проекта:

- долгосрочный

- групповой.

Участники:

- дети 6-7 лет

-воспитатели

- родители

Срок реализации проекта:

- сентябрь - май

- НОД, 1 раз в неделю

Цель: Интеллектуальное развитие детей посредством игры в шахматы.

Задачи:

Научить детей азам игры в шахматы.

Развивать умение действовать «в уме», принимать решение. Способность концентрировать внимание, объем оперативной памяти, пространственное и критическое мышление. Уверенность в себе.

Воспитывать привычку к интеллектуальному труду. Уважительное отношение к партнеру по игре, умение достойно выигрывать и набираться игрового опыта.

Привлечь родителей к игре в шахматы с детьми.

 Актуальность проекта.

Для педагогов дошкольников всегда важно подготовить детей к успешному обучению в школе - развивать интеллект. В. Штерн (немецкий психолог и философ) дает такое определение: «Интеллект – это общая способность индивидуума осознанно настраивать свое мышление на возникшие требования. Это общая умственная приспособляемость к новым задачам  и условиям  действительности».

Воспитательное значение шахмат чаще всего связывают с развитием интеллектуальных функций. Ученый Г. Лейбниц указывал, что шахматы служат «…для усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности». Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Идеальным инструментом для формирования умственных действий  являются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре

    Проект «Веселые шахматы» составлен и проводится в соответствии с учебными пособиями.

1. И.Г. Сухин. «Шахматы. Первый год, или клетки черно-белые чудес и тайн полны».

2.И. Г. Сухин «Шахматы. Первый год или учусь и учу» Пособие для учителя.

3. В свободной игровой деятельности, используется обучающая компьютерная программа: «Динозавры учат шахматы»

 Прошла курсы повышения квалификации. Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет – технологий

Планирование образовательной деятельности

Месяц

Тема

Цель

Примечание, работа с родителями.

Сентябрь

1ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ

2.ШАХМАТНАЯ ДОСКА

3.ШАХМАТНАЯ ДОСКА

4.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля – квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король

Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение по ролям сказок из книги "Приключения в Шахматной стране". На 1-м занятии прочесть детям сказку "Шахматная беседка", на 2-м занятии – главу "Линии", на 3-м – "Диагональ", на 4-м – "Чудесные фигуры", на 5-м – "Ворота Каиссии", на 6-м – "Я –Ладья", на 8-м – "Этот слон совсем на слона не похож", на 11-м – "В гостях у Ферзя", на 14-м – "Кони черные и белые", на 17-м – "Детский сад "Чудесная Пешка", на 20-м – "Куда идет Король?", на 22-м – "Ковер-самолет", на 24-м – "Мат и пат", на 26-м – "До свидания, Шахматная страна".

  Выявить играющих родителей.

Познакомить родителей с компьютерной программой «Динозавры учат шахматы». Рекомендовать играть в данную игру с детьми дома. (Для не играющих родителей)

Круглый стол для родителей.

Шахматы и фигуры. Свободная игра с детьми. Дидактические упражнения с НОД.

Круглый стол для родителей.

Шахматы и фигуры. Свободная игра с детьми. Дидактические упражнения с НОД.

Круглый стол. Шахматные задачи.

Круглый стол. Шахматные задачи и дидактические игры.

Октябрь

5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

6. ЛАДЬЯ.

7. ЛАДЬЯ.

8. СЛОН.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

 Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

 Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура

Ноябрь

9. СЛОН.

10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА

11. ФЕРЗЬ

12. ФЕРЗЬ

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности.

 Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Декабрь

13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА

14. КОНЬ

15. КОНЬ

16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Январь

17. ПЕШКА

18. ПЕШКА

19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА

20. КОРОЛЬ

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин

Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение

Февраль

21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР

22. ШАХ

23. ШАХ

24. MAT

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

Март

25. MAT

26. MAT

27. НИЧЬЯ, ПАТ

28. РОКИРОВКА

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

 Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

Апрель

29.ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ

30.ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ

31.ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ

32.СВОБОДНАЯ ИГРА.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

 Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

 Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Май

32, 33.

Повторение программного материала

Мониторинг. Одним из средств мониторинга развития интеллектуальных способностей является решение шахматных задач. Чем сложнее решаемая задача, тем более развит интеллект. На начальном этапе обучения дети по определению не могут решать шахматные задачи, у них нет нужных знаний, умений и навыков. Решение более сложной задачи и будет показателем развития интеллекта. Материал пособия И. Г. Сухина составлен по принципу от простого к сложному.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны знать:

-Шахматную доску (Диагональ, горизонталь. Правильное расположение доски, начальное расположение фигур на доске)

-Фигуры, правила игры каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-Шах и мат. Рокировка. Пат. Взятие и размен.

-Правила игры.

Должны научится:

- Принимать решение

- Уважительно относится к партнеру

-Решать элементарные шахматные задачи

-Испытывать потребность в интеллектуальной деятельности

- Совместная игра в шахматы детей и родителей.

Список используемой литературы:

1. И.Г. Сухин. «Шахматы. Первый год, или клетки черно-белые чудес и тайн полны».

2.И. Г. Сухин «Шахматы. Первый год или учусь и учу» Пособие для учителя.

3. Лекции курсов повышения квалификации: Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет – технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Играем с шахматами"

   Шахматная игра - увлекательная игра для детей. но в месте с тем необходимо поддерживать к ней интерес, как традиционными, так и нетрадиционными методами....

Детский проект в подготовительной группе «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать детям обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый...

Краткосрочный творческий проект в подготовительной группе "Веселые матрешки"

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Направлен на формирование у детей интереса к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки. Реализация данного проек...

Познавательно – игровой проект в подготовительной группе «БАБОЧКИ» «Группа «Бабочки в королевстве шахмат»

Во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых.Шахматы – это вид спорта, который помогает расшири...

Конспект спортивного развлечения в подготовительной группе «Следопыты» «Увлекательное путешествие в страну Здоровья»

Цель:- обеспечивать гармоничное физическое развитие дошкольников.Задачи:- развивать у детей силу, ловкость, глазомер;- формировать потребность в ежедневной двигательной активности, интерес к занятиям ...