Экологическое воспитание дошкольников
консультация

Разностороннее развитие и воспитание дошкольника возможно осуществлять различными способами и средствами. Одно из них знакомство с природой. Ребенок изо дня в день соприкасается с природой, т.к она неисчерпаемый источник духовного обогащения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Разностороннее развитие и воспитание дошкольника возможно осуществлять различными способами и средствами. Одно из них знакомство с природой. Ребенок изо дня в день соприкасается с природой, т.к она неисчерпаемый источник духовного обогащения.

Сегодня очень часто используется термин «экология». Но что же означает это слово?

 Экология – это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Наука «экология» изучает все, что взаимодействует или влияет на живые организмы.

Это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Формирование любви к родной природе начинается в детском саду.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Экологическое воспитание детей предполагает:

  • Воспитание гуманного отношения к природе;
  • Формирование системы экологических знаний и представлений;
  • Развитие эстетических чувств;
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными.

Дети дошкольного возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир. И познание его начинается со знакомства с фруктами и овощами, ягодами и грибами, узнают какие травы лечебные, названия цветов и деревьев.

В течение учебного года дошкольники не только рассматривают картинки, они ухаживают за растениями в живом уголке, пробуют себя в качестве садовода – огородника (посадка лука).

В воспитании экологически грамотного человека большая роль отдается дидактическим играм, сюжетно – ролевым и подвижным играм, таким как «Кто где живет?», «Цветочный магазин», «Когда это бывает?».

М.М. Марковская утверждает, что именно уголок природы детского сада помогает в воспитании любви к природе. Именно, в процессе систематическом уходе за растениями и животными у детей формируются  определенные трудовые навыки, внимательное отношение к обитателям живого уголка, забота о живых существах.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Они рождают в детях веру в весомость и значимость слов.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используются загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт.

Н.А. Рыжова, доктор педагогических наук, считает чтение сказок одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.

С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом , но и сердцем, он не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события , которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки. Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.
          Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года,

В процессе экологического воспитания дошкольника, также важна совместная работа с родителями. Только опираясь на семью можно решить задачи связанные с экологическим воспитанием.

Дети вместе с родителями принимают активное участие в творческих конкурсах в детском саду: «Дары осени»; «Осенние причуды», «Зимушка – волшебница», «Зимняя сказка», «День Земли», «День защиты животных» и т. д. Эта совместная работа сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает, что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители. Таким образом, формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышлениеРазвиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Нравственное воспитание дошкольников посредством природы, позволяет развить альтруизм, внимательность, заботливость, взаимопомощь, терпеливость, доброту, трудолюбие, ответственность. Ребенок накапливает духовно – нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

 Таким образом, на основе знаний, которые дети получают в процессе экологического воспитания, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Литература

  1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. [электронный ресурс], Педагогический университет Первого Сентября.
  2. Марковская М.М., Уголок природы в детском саду//1989г
  3. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников (Под ред. Л.М. Моневцовой,П.Г. Саморуковой. – Спб.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...