Система работы по экологическому воспитанию дошкольников
методическая разработка

Довгаль Валентина Михайловна

Цель: формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx57.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

Разработали: воспитатели

Довгаль Валентина Михайловна

Трофимова Виктория Муртазовна

г. Гагарин

2017 г.

Актуальность

Экологические экскурсии и прогулки – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

Во время проведения экологических экскурсий и прогулок одновременно решаются разные задачи: оздоровительная, познавательная, нравственная и эстетическая.

Начиная со второй младшей группы проводятся экскурсии и целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. А со средней группы экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной обстановке знакомятся с объектами и явлениями природы, растениями и условиями их обитания.

Таким образом, экологические экскурсии и прогулки помогают формировать представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов, лугов, лесов), сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

Цель: формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников.

Задачи:

  1. Формировать осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам.
  2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
  3. Формировать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы.
  4. Освоить элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Предполагаемые результаты

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Комплексно-тематическое планирование во II младшей группе

Период

Тема

Цель

Задачи

Сентябрь

  1. Целевая прогулка к цветнику

     Знакомство с разнообразием цветущих растений, их строением и особенностями.

1.Познакомить детей с растениями цветника: календула, бархатцы.

2.Учить различать и называть строение цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям и эстетические чувства.

  1. Экскурсия на лужок (территория детского сада)

     Знакомство с разнообразием цветущих растений луга, их строением и особенностями.

1.Познакомить детей с растениями луга: ромашка, клевер.

2.Учить различать и называть строение цветка: стебель, листья, цветы, имеет запах, сравнить их с растениями цветника.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям и эстетические чувства.

  1. Прогулка к цветнику

     Уточнить с детьми особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев и стебля.

1.Закрепить с детьми строение растений (форма, окраска, размер)

2.Учить различать яркость и красоту цветов.

3. Воспитывать эстетическое чувство и заботливое отношение

Октябрь

  1. Прогулка к белоствольной берёзке

      Знакомство детей с веточками березы, в дальнейшем с самой березой.

1.Учить находить и называть ствол, ветви, листья.

2.Формировать представление детей о первых признаках осени.

3.Воспитывать бережное отношение к белоствольной берёзе.

  1. Прогулка к рябине

      Знакомство детей с веточками рябины, в дальнейшем с самим деревом.

1.Учить находить и называть ствол, ветви, листья.

2.Формировать представление детей о первых признаках осени.

3.Воспитывать бережное отношение.

  1. Экскурсия по территории детского сада

       Умение находить отличительные особенности деревьев

1. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, замечать особенности, происходящие осенью

2. Вызвать у детей интерес к деревьям, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

3.Воспитывать интерес природе родного края.

Ноябрь

  1. Прогулка к кустарникам

     Знакомство детей с кустарниками.

1.Дать детям представление о том, что на территории детского сада растут не только деревья, но и кустарники.

2.Учить находить отличия между кустарниками и деревом.

3.Воспитывать стремление заботиться об объектах живой природы.

  1. Прогулка к хвойным деревьям (сосна, ель)

    Знакомство детей с сосной и елью.

1.Учить распознавать ель и сосну.

2.Рассказать детям чем полезны эти деревья.

3.Воспитывать желание любоваться пушистыми зелёными деревьями.

  1. Экскурсия по территории детского сада

     Расширение представлений об осени.

1.Формировать представления детей

на узнавание кустарников и деревьев в осеннем убранстве.

2.Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Декабрь

Январь

  1. Прогулка к рябинке

(вывешивание кормушек для птиц)

           Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

1.Учить различать один-два вида птиц (воробей-синица), подлетающих к кормушке.

2. Побеседовать о том, как можно им помочь перезимовать.

3. Формировать желание подкармливать птиц зимой.

  1. Экскурсия к птичьей столовой

            Наблюдение за поведением птиц у кормушки.

1.Продолжаем учить различать птиц по оперению и голосу (воробей-синица).

2.Развивать наблюдательность за поведением птиц во время кормления.

3. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

  1. Прогулка к ёлочке

             Показать хвойные деревья в зимний период.

1.Учить находить и называть ствол, ветви, листья, и кустарникам.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами.

3.Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе.

  1. Прогулка по зимнему участку.

      Уточнение представлений о зиме.

1.Расширять представления детей о состоянии живой природы зимой.

2.Продолжать знакомство со свойствами снега.

3.Развивать у детей эстетическое восприятие природы.

  1. Прогулка в экологическую комнату (наблюдение за канарейку).

        Уточнение и закрепление представлений о канарейке.

1.Дать первоначальное представление о канарейке, навыках, чем питаются.

2.Прививать добрые чувства к домашним животным.

 3.Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Февраль

  1. Прогулка к птичьей столовой

       Уточнение представление детей о птицах и их поведении.

1.Продолжать учить детей различать птиц по размеру, оперению, голосу (воробей-синица-голубь).

2.Учить наблюдать за поведением птиц (воробьи- не боятся людей, клюют корм с кормушки; синицы-улетают с кормом и там его съедают).

3.Воспитывать бережное отношение к птицам, желание покормить птиц.

  1. Прогулка к зимней берёзке

       Знакомство с берёзой в зимний период.

1.Рассмотреть, полюбоваться берёзкой в инее.

2.Закрепить представление детей о её характерных признаках.

3.Воспитывать умение видеть её красоту.

Март

  1. Экскурсия к грачевнику

        Знакомство детей с перелётной птицей – грач, с местом гнездования (грачевник и гнездо).

1.Дать детям знания о перелётной птице, чем питается.

2.Научить узнавать грача по оперению, голосу.

3.Воспитывать интерес к жизни птицы.

  1. Прогулка по территории детского сада «Первые признаки весны»

        Наблюдение за первыми признаками весны.

1.Уточнить представления детей о том, что солнце светит ярко и пригревает.

2.Отметить состояние снега (чернеет, становится рыхлым, с крыш свисают сосульки).

3.Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

  1. Целевая прогулка по участку детского сада «Одежда для листика»

        Систематизация знаний детей о жизни растений в весенний период.

1.Рассмотреть набухшие почки на ветках сирени.

2.Объяснить детям, что из почки появляются листочки.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям.

Апрель

  1. Экскурсия в парк

      Наблюдение за сезонными весенними изменениями в природе.

Уточнить знания детей о весне.

Закрепить представления детей о весенних признаках (тепло, снег тает, видны проталины, верба распустила серёжки).

Воспитывать заботливое отношение детей к природе.

  1. Прогулка к черемухе

       Знакомство детей с черёмухой.

1.Рассмотреть черёмуху, её набухшие почки и проглянувшие «листики».

2.Рассказать детям о черёмухе, которая встречает весну.

3.Воспитывать бережное отношение, не ломая её веточки.

  1. Прогулка к лужице по дорожкам детского сада

      Наблюдение за кусочками льда в лужице.

1.Понаблюдать с детьми за кусочками льда, находящимися в лужице.

2.Объяснить детям примету весны: превращение льда в воду, которая образует лужицу.

3.Воспитывать познавательный интерес к весенним явлениям природы.

Май

  1. Прогулка на лужок

      Знакомство с явлениями, типичными для разгара весны.

1.Уточнить представления детей о признаках разгара весны (небо ясное, тепло, деревья и кусты покрыты листьями, появились насекомые, на лугу зелёная трава и много цветов).

2.Познакомить детей с первыми весенними луговыми цветами (одуванчик и купальница); учить детей различать и называть луговые цветы, бабочек (лимонница и крапивница).

3.Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

  1. Прогулка к цветнику

     Знакомство с первыми цветами цветника.

1.Познакомить детей с первыми весенними цветами (нарциссы, тюльпаны).

2.Учить различать, называть их, закрепить названия частей цветов.

3.Прививать заботливое отношение к растениям, учить оберегать и любоваться их красотой.

  1. Прогулка к скворечнику

    Закрепление знаний детей о внешнем виде скворца и месте его обитания.

1.Закрепить знания детей о внешнем виде скворца; рассмотреть его место обитания-скворечник.

2.Обратить внимание на то, чем заняты скворцы.

3. Формировать желание помогать птицам.

Комплексно-тематическое планирование в средней группе

Сентябрь

  1. Прогулка к цветнику «Растут-ли цветы на нашем участке?»

     Знакомство с разнообразием цветущих растений их строением и особенностями.

1.Уточнить представления детей о том, что на территории ДОУ кроме деревьев и кустарников растут цветы (цветущие травянистые растения).

2.Рассмотреть их строение, формы лепестков, листьев, стебля. Обратить внимание детей на то, что цветы приятно пахнут.

3.Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить их.

  1. Экскурсия на луг

     Наблюдение за насекомыми на лугу.

1.Учить детей замечать, узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, муравей).

2.Закрепить знания детей о насекомых, выделяя характерные признаки.

3.Воспитывать бережное и осторожное отношение к насекомым (не лови, не наступи, полюбуйся).

  1. Прогулка по участку «Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья»

     Наблюдение за деревьями, кустарниками ранней осенью.

1.Учить узнавать и различать кустарники и деревья по характерным признакам (ствол, стебель, листья, плоды, корень).

2.Расширять представления детей об осени, как времени года, когда созревают семена, расцвечиваются листья.

3.Воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям и любовь к природе.

Октябрь

  1. Прогулка к цветнику «Что бывает на растениях после цветов»

     Наблюдение за увядающими цветами, на месте цветков которых образуются семена.

1.Уточнять представления детей о том, что растения живые-растут и изменяются.

2.Рассмотреть с детьми появившиеся на месте увядших цветков семена, из которых могут вырасти новые растения и собрать их.

3.Способствовать бережному отношению к растениям, понимая их важность.

  1. Экскурсия в парк «Люблю я пышное природы увядание»

Приложение 2.2.

     Наблюдение за осенними изменениями в парке.

1.Учить различать виды деревьев (по форме и окраске листьев, по наличию плодов), показать различие окраски деревьев.

2.Расширить представления о состоянии растений в период золотой осени.

3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

  1. Целевая прогулка в комнату природы

     Знакомство детей с комнатными растениями

1.Расширять представления детей о комнатных цветах.

2.Дать понятие о том, что растения, как живые существа нуждаются в создании необходимых условий, познакомить с разными способами ухода за растениями.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям. Желание помочь в уходе за ними.

Ноябрь

  1. Экскурсия в парк «Хмурая, дождливая наступила осень…»

     Расширение представлений об осени.

1.Отметить изменения, которые произошли в парке поздней осенью.

2.Закреплять умение узнавать кустарники и деревья в осеннем убранстве.

3.Воспитывать любовь к природе родного края.

  1. Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за рябиной

     Закрепление знаний о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года.

1.Познакомить детей с деревом рябиной и с тем, какую пользу приносит рябина зверям и птицам.

2.Учить различать рябину среди деревьев.

3.Воспитывать бережное отношение к дереву, как источник пищи для птиц и зверей.

  1. Прогулка к ели

     Знакомство  с особенностями ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев.

1.Познакомить детей с характерными особенностями ели.

2. Рассказать детям о пользе дерева, о его влиянии на окружающий мир.

3.Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Декабрь

  1. Экскурсия в парк «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля»

     Уточнение и расширение знаний о характерных признаках зимы.

1.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, замечать особенности, происходящие зимой.

2.Закрепить знания детей о зимующих птицах, об особенностях их поведения зимой.

3.Воспитывать эстетическое видение природы и стремление беречь её.

  1. Прогулка по территории детского сада. Наблюдение за берёзой и рябиной.

     Формирование знаний о жизни растений зимой.

1.Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному-двум характерным признакам.

2.Дать детям представление о том, что снег необходим деревьям в зимний период (который согревает корни и ствол).

3.Воспитывать у детей эмоциональное положительное отношение и сочувствие к деревьям.

  1. Целевая прогулка к ели.

     Формирование представлений о строении ели.

1.Уточнить представление детей о строении ели.

2. Показать красоту дерева (стройность, пирамидальная форма, явление наряда в снежном убранстве).

3. Воспитывать бережное отношение к красавице ели.

Январь

  1. Экскурсия на реку «Наша речка, словно в сказке…»

Знакомство с состоянием природы на реке.

1.Продолжать знакомство со свойствами снега и льда.

2.Обратить внимание на то, что вода не видна, так как из-за сильных морозов лёд очень толстый, измерить толщину снежного покрова на реке.

3.Воспитывать эстетическое восприятие природы и желание соблюдать чистоту окружающей среды.

  1. Целевая прогулка «Поможем нашей ёлочке»

Продолжать наблюдение за елью зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.

1.Дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замёрзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол.

2.Рассказать, что большое количество снега, может сломать лапы ели и следует легонько оттряхивать снег с веток.

3.Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить её зимнее существование.

  1. Прогулка в экологическую комнату (наблюдение за попугаем)

Уточнение и закрепление представлений о попугае.

1.Дать первоначальное представление о пернатом, навыках, чем питаются.

2. Дать понятие о том, что за попугаями ухаживает человек: чистит и моет клетку, выпускает их полетать, кормит их.

 3.Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшими.

Февраль

  1. Экскурсия в хвойный лес «Поёт зима-аукает-мохнатый лес баюкает»

     Расширение представлений о состоянии живой природы зимой.

1.Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме, длине игл и по шишкам).

2.Продолжить знакомство со свойствами снега, его ролью в жизни деревьев в зимних условиях.

3.Прививать желание помочь деревьям пережить зимний период.

  1. Прогулка-наблюдение «Какие птицы прилетают на участок?»

     Расширение представлений о зимующих птицах.

1.Уточнить названия птиц (воробей, ворона, голубь), которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка.

2.Учить детей различать птиц по двум-трём характерным признакам: размер, окрас и повадки.

3.Прививать любовь к птицам и заботливое к ним отношение.

  1. Наблюдение «Как птицы кормятся на кормушке»

     Наблюдение за поведением разных птиц на кормушке.

1.Учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке.

2.Закреплять умение различать зимующих птиц и называть их.

3.Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и желание покормить их.

Март

  1. Экскурсия к грачевнику «И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи…»

     Установление связей между изменениями условий в неживой природе и прилётом птиц.

1.Познакомить детей с признаками весны.

2.Рассказать детям о прилёте грачей, их поведении весной (собираются стаями, кричать, строят гнёзда).

3.Пробудить интерес к жизни птиц и эмоционально положительное отношение, как к первым вестникам весны.

  1. Прогулка по территории детского сада

     Наблюдение за растениями ранней весной.

1.Рассмотреть ветки берёзы, сирени с почками.

2.Объяснить детям, что скоро из этих почек появятся первые молодые листочки.

3.Воспитывать бережное отношение к деревьям (не ломать ветки).

  1. Целевая прогулка за территорию детского сада, близ стоящих домов.

     Формирование представление детей о первоцветах.

1.Познакомить детей с одним из первых первоцветов «Мать – и – мачеха».

2. Уточнить из каких частей состоит растение, его характерные особенности; закрепить знания детей, что это растение является лекарственным.

3. Воспитывать бережное отношение к растениям,

Желание заботиться о них.

Апрель

  1. Экскурсия на луг «Весенняя мозаика».

     Установление простейшей связи между внешним видом растений и условиями их существования.

1.Учить детей различать и правильно называть весенние цветы (одуванчик и мать-и-мачеха).

2.Учить выделять и описывать их характерные признаки. Понимать их роль в природе.

3.Воспитывать осознанное, бережное отношение к цветам (многих растений в природе осталось мало, их надо охранять).

  1. Целевая прогулка к реке.

      Знакомство детей с весенним явлением природы ледоходом.

1.Обратить внимание на необычный вид реки, движение и шум льда, льдины плывут по реке.

2.Учить видеть красоту и силу реки во время ледохода.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранять чистоту водоёма и его берегов.

  1. Прогулка по территории детского сада «Встреча с дождевым червём».

     Знакомство детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей.

1.Расширять представления детей о том, что дождевые черви появляются на поверхности после дождя в тёплую погоду.

2.Дать детям понятие о том, что дождевые черви приносят пользу, их нельзя уничтожать.

3.Развивать бережное отношение к природному окружению.

Май

  1. Целевая прогулка в плодовый сад «Яблонька душистая, подружись со мной…»

     Знакомство детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев.

1.Учить детей устанавливать простейшие связи: изменение условий окружающей среды (солнечный свет, тепло) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение).

2.Учить различать 2-3 вида деревьев и кустарников по виду их цветов.

3.Воспитывать желание бережного отношения к плодовым деревьям.

  1. Экскурсия в лес «Красив зимою и весною волшебный, добрый дом лесной»

     Знакомство детей с экосистемой «лес».

1.Рассказать о том, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут насекомые, птицы, лягушки, звери.

2.Учить узнавать знакомые деревья, кустарники, цветы, насекомых, птиц.

3.Воспитывать заботливое отношение к растениям и животным и подвести детей к выводу, что все в лесу нужны друг другу.

  1. Прогулка по территории детского сада «Всё зазеленело… Солнышко блестит…»

     Знакомство детей с особенностями состояния кустарников и деревьев в конце весны.

1.Учить различать 3-4 вида деревьев по форме листьев и коре.

2.Подводить детей к пониманию наиболее важных связей окружающей среды в неживой и живой природе, устанавливать связь между изменениями условий и изменением состояния растений.

3.Воспитывать умение любоваться красотой цветущей природы и беречь её.

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе

 

Сентябрь

  1. Экскурсия в парк «Встреча с осенью»

     Продолжать учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.

1.Учить детей замечать изменения в природе и любоваться ими.

2.Познакомить с новым деревом-липой, отметить её характерные особенности. Систематизировать знания детей о деревьях.

3.Прививать любовь к неживой природе, правильно вести себя в парке, как искусственно созданном сообществе растений.

  1. Прогулка по территории детского сада

     Систематизация знаний детей о состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов и семян.

1.Учить наблюдать за деревьями и их созреванием плодов и семян деревьев и кустарников (берёза, рябина, клён). Подвести к выводу: созревание их – признак осени.

2.Познакомить детей со способами рассеивания семян: с помощью крылышек, животных, человека и птиц.

3.Воспитывать бережное и осторожное отношение к растениям.

  1. Целевая прогулка на луг «Осенний хоровод»

     Формирование представлений о том, что луг-сообщество многолетних, светолюбивых травянистых растений.

1.Расширить представления детей о многообразии типичных представителей луга: ромашка, клевер, колокольчик, тимофеевка, подорожник.

2.Обратить внимание на то, что солнце уже меньше греет, становится прохладно, цветы увядают, а трава приобретает бурую окраску, насекомые впадают в спячку, исчезают.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям луга, развивать у детей эстетические чувства.

Октябрь

  1. Экскурсия в сосновый бор «Невидимые нити»

     Систематизация знаний детей о деревьях и кустарниках соснового бора.

1.Познакомить с деревьями соснового бора и с ягодными кустарниками: черникой и брусникой (сходство и отличие)

2.Обратить внимание детей на зависимость жизни животных от условий окружающей среды.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

  1. Целевая прогулка на реку «Подводное царство»

    Систематизация знаний детей о взаимосвязи между сезонными изменениями и состоянием флоры и фауны.

1.Понаблюдать за изменениями, происходящими в окружающей среде на реке в октябре месяце (на берегу пусто и уныло, вода в реке стала темной, холодной, растений стало меньше, рыбы уходят на дно, чтобы там перезимовать).

2.Развивать любознательность детей, пробудить интерес к наблюдению за сезонными изменениями.

3.Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне водоема.

  1. Прогулка по территории детского сада «Золотая осень»

        

    Наблюдение за осенними изменении в жизни растений.

1.Рассмотреть разнообразие окраски листвы деревьев и кустарников.

2.Уточнить представления детей о причине изменения окраски листвы; вспомнить названия деревьев и кустарников, растущих на территории детского сада.

3.Прививать бережное отношение к растениям, учить видеть красоту осенней природы.

Ноябрь

  1. Целевая прогулка  

в парк «Улетели листья с тополей…»

     Знакомство детей с состоянием природы поздней осенью.

1.Обобщить знания детей об осени.

2.Формировать представления детей о состоянии деревьев и кустарников осенью, об их приспособлении к изменению условий осенней погоды.

3.Продолжать воспитывать любовь к природе, вызвать желание оберегать её.

  1. Экскурсия по лесу

     Расширение знаний детей о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный и смешанный.

1.Расширять представления детей о разнообразии растительного мира.

2.Формировать представление о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, систематизируя знания о пользе леса в жизни человека и животных.

  1. Прогулка по территории детского сада

     Расширение представлений детей о зимующих и перелетных птицах, о жизни птиц, в условиях города на основе наблюдений.

1.Учить детей называть птиц, прилетающих на территорию детского сада, рассказывать об их внешнем виде, особенностях поведения, умение приспосабливаться к среде обитания.

2. Развивать наблюдательность.

3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их.

Декабрь

  1. Целевая прогулка

     Формирование представлений о зиме как времени года.

1.Учить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, сравнить зиму с летом (погода, растения).

2.Закреплять знания детей узнавать и называть деревья по стволу, расположению веток, кроне.

3.Способствовать воспитанию любви к родной природе.

  1. Экскурсия в парк «Тропы в парке замело, всё вокруг белым-бело…»

    Уточнение представлений детей о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой.

1.Расширять представления детей о зимних явлениях в природе.

2.Обратить внимание детей, что снег лежит на земле, на деревьях и кустарниках (на снегу видны следы людей и животных.

3.Воспитывать любовь к природе, учить видеть красоту зимнего парка, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего парка.

  1. Прогулка к реке «Чудо – всюду»

     Систематизация знаний детей о том, как сезонные изменения отражаются на состоянии природы.

1.Уточнить знания детей о животных и растениях реки, которые приспособились к зимним условиям.

2.Отметить, что изменилось с наступлением холода.

3.Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Январь

  1. Экскурсия в сосновый бор «Зимняя сказка»

     Знакомство детей с сосновым бором в зимний период.

1.Отметить, что изменилось с последнего посещения соснового бора; учить детей, исходя из проведённых наблюдений, делать выводы о наличии закономерностей в природе.

2.Рассказать детям о сосновом боре в зимний период.

3.Прививать любовь к природе родного края и желание заботиться о ней.

  1. Целевая прогулка в лес «Лесная новость»

      Знакомство с жизнью растений, зверей и птиц в зимнем лесу.

1.Понаблюдать за тишиной в зимнем лесу (деревья задерживают ветер, потому что растут близко друг к другу).

2.Уточнить знания детей о жизни зверей и птиц (попытаться определить по следам, кто пробегал здесь); рассказать о том, что клест выводит птенцов в начале весны, когда у нас стоят морозы.

3.Воспитывать в детях чувство прекрасного, напомнить им, что люди могут помочь животным и птицам пережить голодную зимнюю стужу.

  1. Прогулка по территории детского сада «Птичья столовая»

    Уточнение представлений детей о зимующих птицах.

1.Учить детей распознавать зимующих птиц: по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам (воробьи, синицы, голуби, снегири).

2.Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой: семена различных растений, пшено, овёс, крошки хлеба, кусочки несолёного сала.

3.Учить детей доброте, приучать их заботиться о птицах. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Февраль

  1. Экскурсия в зимний парк «Блестя на солнце, снег лежит…»

     Расширение и уточнение знаний о характерных признаках зимы и жизни птиц, и деревьев в зимних условиях.

1.Понаблюдать за красотой зимнего пейзажа, отметить признаки зимы.

2.Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам.

3.Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях.

  1. Целевая прогулка по территории детского сада «Какие сны снятся растениям?»

     Расширение понятий детей о том, что под снегом находятся растения, они не погибли, они находятся в состоянии покоя.

1.Рассказать детям о том, что снег оберегает растения от холода и мороза (чем больше снега, тем теплее растениям и корням деревьев).

2.Закрепить у детей знания основных свойств снега (цвета, состояния в разную погоду, способность сохранять тепло).

3.Воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

  1. Прогулка в экологическую комнату. Аспидистра

     Обобщение представлений о комнатных растениях и уходу за ними.

1.Познакомить с аспидистрой – особенностями ее строения (листья отходят от корня, длинные, блестящие, темно – зеленые).

2.Дать знания об уходе за этим растением (рыхлить землю, поливать, протирать листья, устраивать душ).

3.Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Март

  1. Экскурсия в парк «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…»

     Систематизация знаний детей о признаках наступившей весны.

1.Учить детей устанавливать связь между повышением температуры и удлинения дня; ростом растений, появлением насекомых и прилётом птиц.

2.Усилить эстетические переживания детей, обратить их внимание на радость, возникающую в душе от яркого весеннего света и свежести весеннего воздуха.

3.Развивать бережное отношение к природному окружению.

  1. Целевая прогулка в лес «Путешествие по этажам леса».

     Расширение представлений детей о лесе, приближение к природе леса и к его обитателям.

1.Развивать чувство «Дома», что лес- это «многоэтажный дом» для растений и животных. Рассказать о смешанном лесе и его многоярусности, которую создают разные виды растительности, а также то, как они приспосабливаются к условиям обитания.

2.Понаблюдать за обитателями леса, населяющими разные этажи, показать взаимосвязь на конкретных примерах-в лесу все друг другу нужны.

3.Воспитывать правильное поведение в лесу, не нарушая его жизни.

  1. Прогулка по территории детского сада «Воробьиный день»

     Развитие интереса к жизни птиц в весенний период.

1.Формировать представления о птицах, как живых организмов, которым присуще все признаки живого (движение, питание, дыхание).

2.Расширять знания детей о птицах, их повадках.

3.Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Апрель

  1. Экскурсия к реке «После долгого сна».

    Формирование у детей представлений о реке, как о сообществе водных и наземных растений и животных.

1.Учить детей наблюдать за «жизнью» реки весной.

2.Продолжать учить замечать те изменения, которые произошли на реке в весенний период.

3.Учить детей чувствовать и воспринимать пробуждение реки.

  1. Целевая прогулка в лес «Весенние превращения».

    Наблюдение за изменениями, произошедшими в природе за определённый период времени.

1.Учить детей видеть изменения, происходящие в природе, подвести их к выводу, что источник всех происходящих в природе изменений-солнце.

2.Продолжать учить детей различать и называть насекомых и растения.

3.Воспитывать умение видеть красоту леса и бережное отношение ко всему живому.

  1. Прогулка по территории детского сада.

    Знакомство детей с растительным миром.

1.Знакомить детей с представителями растительного мира – одуванчиком, мать-и-мачехой: местами их произрастания, внешним видом, пользе, приносимой людям.

2.Формировать бережное отношение к растениям.

3.Воспитывать любовь к природе.

Май

  1. Экскурсия на луг «Уронило солнце лучик золотой».

     Дать детям представление о том, что луг-это сообщество травянистых растений.

Развивать умение замечать и называть первые весенние цветы (медуница, одуванчик).

Учить выделять их характерные признаки, уточнить знания о месте произрастания этих растений и их значения в природе, устанавливать взаимосвязь растений луга с насекомыми.

Воспитывать осознанное, бережное отношение к первым цветам, учить любоваться их красотой.

  1. Целевая прогулка в лес «Путешествие в царство звуков и цветов»

     Систематизация знаний детей на изменения, происходящие в природе в связи с наступлением тёплой погоды.

Уточнить, насколько хорошо дети понимают значение существующих взаимосвязей в природе.

Учить детей понимать причины наступивших в природе изменений.

Воспитывать осознанное, бережное отношение к растениям родного края.

  1. Прогулка в парк «Птичий концерт»

     Расширение и уточнение сведений о птицах нашего парка.

Рассказать о том, что каждая птица строит свой дом в определённом месте: одна в траве, другие в кустарниках, третьи- на деревьях.

Учить слушать пение птиц, стараться различать голоса птиц.

Воспитывать любовь к обитателям парка.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе

Сентябрь

  1. Экскурсия в парк «Вянет, вянет лето красное, улетают ясны дни…»

     Обобщение знаний детей об изменениях в природе, происходящих ранней осенью.

1.Учить детей замечать изменения в природе ранней осенью (небо, первые желтые листья).

2.Учить различать виды деревьев по коре и форме листьев (береза, дуб, клен, рябина). Обобщить знания об однолетних растениях (пастушья сумка), о многолетних (одуванчик, мать-и-мачеха).

3.Прививать бережное отношение к природе.

  1. Целевая прогулка на луг «Осенний бал».

    Обобщение знаний детей об однолетних и многолетних луговых растениях.

1.Закрепить знания детей о строении травянистых растений: корень, стебель, цветок.

2.Обратить внимание детей на их сходство и различие, рассказать о том, как растения готовятся к зиме.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям луга (не рвать, не топтать их, а любоваться их красотой).

  1. Прогулка по территории детского сада «Ранняя осень»

    Отработка понятия «Осень- время года», приметы осени.

1.Понаблюдать за изменениями в природе, происходящими ранней осенью.

2.Активизировать мыслительную и речевую деятельность детей, умение выражать свои наблюдения и знания.

3.Воспитывать экологическую культуру, чувства сопереживания и любви к природе.

Октябрь

  1. Экскурсия к опушке леса «Там на неведомых дорожках»

     Уточнение знаний детей о растениях, растущих на опушке леса и в лесу.

1.Разъяснить детям, чем отличаются друг от друга «опушка леса» и лес; рассказать детям о растениях, которые можно встретить на опушке и в темном еловом лесу.

2.Показать, как влияет на растения освещение (светолюбивые и тенелюбивые растения), учить детей сравнивать, обобщать и делать выводы.

3.Воспитывать бережное отношение к растениям.

  1. Целевая прогулка к реке «Перед долгим сном»

     Систематизация понимания детьми взаимосвязи живых организмов со средой обитания на реке.

1.Понаблюдать за приметами осени на реке, показать детям признаки течения реки, объяснить, почему на реке появляется рябь.

2.Формировать обобщенное представление о водоплавающих птицах (утка, гусь- они улетают последними, пока не замерзнет вода в реке).

3.Систематизировать понимание детьми взаимосвязи живых организмов со средой обитания, вызвать у детей желание заботиться об охране водоемов от загрязнения.

  1. Прогулка в парк «Дубки»

     Уточнение и расширение представлений детей о растительном мире о дубках и его обитателях, показать взаимосвязь и взаимодействия с живыми организмами.

1.Понаблюдать за дубами, за его обитателями (насекомые, птицы).

2.Объяснить и показать детям, что дуб не только место обитания, но и источник питания для живых организмов.

3.Воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Ноябрь

  1. Экскурсия в лес

 «Лес как экосистема»

     Обобщение и систематизация знаний детей о лесе, как сообществе растительного и животного мира.

1.Расширять знания детей о родном лесе, в котором растут различные грибы, травы; живут насекомые, животные и птицы.

2.Дать понятие о ярусности растительности в лесу и распределении обитателей леса по этим ярусам.

3.Воспитывать экологическую культуру: научить детей поведению в лесу.

  1. Прогулка по территории детского сада «Поздняя осень»

     Закрепление обобщённых представлений об осени.

1.Понаблюдать за состоянием растений поздней осенью.

2.Развивать умение наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать.

3.Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.

  1. Прогулка в парк «И всё чаще прячется во мгле солнце, охладевшее к земле».

     Обобщение и систематизация знаний детей о поздней осени.

1.Показать взаимосвязь неживой природы с живой.

2.Учить замечать связь между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, поведением животных в предшествии зимы.

3.Понаблюдать за трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями, развивать в детях умение видеть красоту поздней осени.

Декабрь

  1. Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима»

     Расширение представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц, об их роли в природе и жизни человека.

Продолжать учить детей видеть и понимать связь между живой и неживой природой, вспомнить каким был парк осенью.

Учить устанавливать связь между строением клюва, ног, поведения птиц и средой их обитания.

Пробудить в детях желание помочь птицам в трудное для них зимнее время.

  1. Целевая прогулка в лес «В снежном царстве»

     Закрепление знаний детей о состоянии зимней природы.

Обратить внимание детей на то, что деревья отличаются друг от друга не только величиной, но и общей формой, расположением ветвей, внешним видом.

Напомнить детям о том, что люди могут помочь обитателям леса пережить холодную зимнюю стужу.

Воспитывать правильное поведения в лесу, не нарушая его жизни.

  1. Прогулка по территории детского сада «Поможем птицам зимой»

Мастер-класс по изготовлению необычных кормушек из коробок.

      Закрепление знаний детей о зимующих птицах: воробьях, сороках, синицах, снегирях, воронах и голубях.

Закрепление знаний детей об особенностях поведения птиц в зимний период.

Дать детям понятия о необходимости подкармливать птиц.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Январь

  1. Целевая прогулка по территории детского сада «В январе, в январе много снега во дворе…»

     Уточнение знаний о зимних явлениях природы (снег идёт, намело сугробы, мороз на улице, лёд на реке).

1.Обобщить представление детей о значимости снега для растений в зимний период.

2.Закрепить знания детей о зимних явлениях окружающей природы, находящихся в постоянной взаимосвязи.

3.Воспитывать желание помочь растениям в зимний период.

  1. Экскурсия к реке «В царстве снега и льда»

     Систематизация знаний детей о взаимосвязи между сезонными изменениями, происходящими в окружающей среде и состоянием флоры и фауны.

1.Раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки.

2.Обобщить знания детей о тех животных и растениях реки, которые приспособились к условиям зимы.

3.Закрепить правила поведения детей на реке зимой; воспитывать заботливое отношение к речным обитателям.

  1. Прогулка в парк «Кто поможет-тот нам друг»

     Обобщение представлений детей о типичных проявлениях зимы к живой и неживой природе.

1.Обобщить представления детей о типичных проявлениях зимы в живой и неживой природе (все растения живые, но они находятся в состоянии покоя).

2.Уточнение знаний детей о значении природных условий для жизни птиц.

3.Воспитывать интерес к жизни растений и птиц, бережное отношение к ним и проявлять заботу.

Февраль

  1. Экскурсия к аллее ёлок «В гости к ёлочке»

Наблюдение за разными ёлками.

1.Учить сравнивать здоровую ель и засыхающую.

2.Рассказать о причинах гибели елей в зимний период (использование реагентов).

3.Обсудить с детьми возможные выходы из сложившейся ситуации, воспитывая заботливое отношение к елям.

  1. Целевая прогулка в лес «Письмо на снегу»

     Систематизация знаний детей о жизни диких животных в зимний период.

1.Учить устанавливать связи между тем, как животные приспосабливаются к особенностям среды и места их обитания.

2.Закрепить знания детей об объектах и явлениях окружающей природы, находящихся в постоянной взаимозависимости.

3.Пробуждать интерес к жизни животных.

  1. Прогулка к берёзе «Белая берёза под моим окном»

    Расширение знаний детей об особенностях жизни деревьев зимой.

1.Обобщить знание детей о жизни деревьев в холодное время года.

2.Закрепить знания детей об особенностях строения берёзы.

3.Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Март

  1. Экскурсия в парк «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»

     Систематизация знаний детей о признаках наступившей весны.

1.Понаблюдать в парке за признаками ранней весны.

2.Учить детей устанавливать связь между повышением температуры и удлинением дня, ростом растений, появлением некоторых насекомых и прилетом первых птиц.

3.Воспитывать бережное отношение к природе родного края, обратить внимание детей на радость, возникающую в душе от яркого весеннего света.

  1. Целевая прогулка на метеостанцию (экологическая тропа)

      Уточнение и закрепление знаний детей о признаках ранней весны.

1.Обсудить с детьми изменения, происходящие в природе ранней весной, которые можно зафиксировать на метеостанции.

2.Определить температуру воздуха, глубину снежного покрова, если он есть, силу и направление ветра. сравнить данные показания с зимними и сделать выводы.

3.Воспитывать познавательный интерес к природе.

  1. Прогулка по территории детского сада «Весенние проталины»

     Наблюдение за весенними изменениями в природе.

1.Учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе.

2.Формировать знания об изменениях, происходящих в неживой природе.

3.Воспитывать познавательный интерес к наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

Апрель

  1. Прогулка по южной стороне территории детского сада

     Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

1.Понаблюдать за весенним солнцем (оно светит ярче, дольше, лучше прогревает землю, поэтому набухли почки на деревьях и кустарниках и т.д.)

2.Продолжать учить детей различать и называть насекомых, растениях и птицах. Подвести детей к выводу, что солнце- источник всех происходящих в природе изменений.

3.Воспитывать познавательный интерес о взаимосвязях живой и неживой природы.

  1. Целевая прогулка к реке «После долгого сна»

    Наблюдение за «жизнью» реки весной.

1.Учить детей наблюдать за изменениями реки весной (река освободилась ото льда, пробуждаются лягушки, растения начинают свой рост в воде).

2.Сравнить какой река была зимой и что изменилось.

3.Воспитывать бережное отношение к реке и ее «жителям».

  1. Экскурсия в лес «Путешествие по этажам леса»

   Знакомство с многоярусностью смешанного леса.

1.Рассказать и показать многоярусность смешанного леса, которую создают разные виды растительности (в зависимости от светолюбивости и теневыносливости).

2.Понаблюдать вместе с детьми за животными, населяющими разные этажи леса (насекомые, лягушки, ящерицы, птицы, белки, зайцы).

3.Воспитывать у детей правильное поведение в лесу, т.к. в лесу взаимосвязан растительный и животный мир.

Май

  1. Целевая прогулка к цветочной клумбе на экологической тропе

     Наблюдение за раннецветущими травянистыми растениями.

1.Рассмотреть раннецветущие травянистые растения, отметить их строение.

2.Учить называть и различать цветы на клумбе.

3.Прививать бережное отношение к цветам, учить любоваться их красотой, а не рвать их.

  1. Экскурсия на луг «Май-для цветов рай!»

     Наблюдение за первоцветами на лугу.

1.Обратить внимание детей на характерные признаки наступившей весны. На примере одуванчика определить среду его обитания, строение растения, питание, строение листьев.

2.Формировать у детей элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой, друг с другом.

3.Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы, усвоить «Правила друзей природы».

  1. Прогулка по территории детского сада «Май деревья наряжает- лето в гости ожидает»

     Наблюдение за весенними изменениями, произошедшими на территории детского сада.

1.Уточнить последовательность происходящих весной в природе изменений (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветение травянистых растений, деревьев, кустарников, появление насекомых, прилет птиц, гнездование).

2.Учить детей устанавливать связи между изменениями между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

3.Воспитывать бережное отношение к родной природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников

В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Система работы по экологическому воспитанию

Считаю, что выбранное мной  экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотн...

Из опыта работы: " Система работы по экологическому воспитанию"

Экологические знания — это сведения взаимосвязи  растений иживотных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знанияпомогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые сущест...

Справка по итогам тематического контроля "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухужшению требует отныне живущих людей понимания  сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем надо помнить, как человек связ...

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы.Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение накопл...

"Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Взаимоотношение  человека  с  природой - актуальный  вопрос  современности. Нарушение  природного  равновесия,  ухудшение  состояния  воды,  возд...