Главные вкладки

    Авторская статья Использование нетрадиционной техники граттаж в развитии творческих способностей детей
    статья (старшая, подготовительная группа)

    Леонова Нелли Викторовна

    Авторская статья "Использование нетрадиционной техники граттаж в развитии творческих способностей детей".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Купцова Е.В., Леонова Н. В.

    заведующая, воспитатель

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 133, lipetsksadik-133@mail.ru

    Kuptsova E. V., Leonova N. V.

    manageress, educator, Municipal preschool educational institution kindergarten of combined type № 133, lipetsksadik-133@mail.ru

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

    РИСОВАНИЯ ГРАТТАЖ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    THE USE OF NON-TRADITIONAL TECHNOLOGY

    DRAWING SCRATCHBOARD FOR THE PURPOSE OF

    FORMATION OF CREATIVE ABILITIES

    IN CHILDREN PRESCHOOL

    Аннотация. В данной статье представлена нетрадиционная форма техники рисования, применяемая в детских рисунках, граттаж (гратография) в МДОУ детский сад комбинированного вида № 133. Актуальность темы нетрадиционной техники рисования, граттаж (гратография) способствует развитию и совершенствованию точности и уверенности движения руки, формированию композиционных навыков, умение свободно владеть материалом, навыка сохранения движения в определённом направлении (т.к.  в технике граттаж может использоваться декоративные композиции, которые строятся на ритмическом повторении  элементов узора). Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги. Работая в технике граттаж, ребенок становится исследователем и уже в процессе подготовки листа дети делают для себя маленькие открытия. Автором исследуется цветной и черно-белый граттаж.

    Сделан вывод о том, что техника рисования граттаж способствует развитию у детей дошкольного возраста творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

    Ключевые слова: нетрадиционная техника, граттаж (гратография), дети старшего дошкольного возраста.

    Abstract. This article presents a non-traditional form of painting techniques used in children's drawings, scratchboard (grotography) of MDOU DETSKIJJ sad kombinirovannogo Vida n 133. The relevance of the topic unconventional technique of painting, scratchboard (geography) contributes to the development and improvement of the accuracy and confidence of the movement of the hand, the formation of composite skills, the ability to freely own material, skill of the conservation movement in a certain direction (as in the technique of scratchboard can be used decorative compositions, which are based on the rhythmic repetition of the elements of the pattern). Scratching for a child turns into a "magical" process "of" drawing on toned paper. Working in a technique of scratchboard, the child becomes a researcher and in the process of preparation of the sheet the children make for themselves a small opening. The author examines color and black-and-white scratchboard. It is concluded that the technique of scratchboard drawing contributes to the development of children of preschool age, creativity, awakens the imagination, stimulates powers of observation, attention and imagination, develops manual skills, a sense of form and color perception, contributes to the education of artistic taste in children.

    Key words: unconventional technique, scratchboard (grotography), children of senior preschool.

    Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

    Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время – это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства.

    Для того, чтобы ребенку выразить свои замыслы в графической форме на плоскости листа бумаги, ему необходимо иметь  представления о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, и сформированные навыки и умения, которые совершенствуются  в процессе изобразительной деятельности.

    Изобразительное искусство включает в себя многообразие техник, материалов и способов их использования. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, именно поэтому для работы с детьми старшего дошкольного возраста педагоги часто применяют различные нетрадиционные техники рисования.   Каждая из этих техник – это маленькая игра детского воображения. Их использование  позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, самостоятельнее, непосредственнее. В процессе этой деятельности происходит стимулирование детской активности, инициативности в придумывании содержания изображения, а также создаёт  предпосылки  для  полной свободы  самовыражения ребёнка, совершенствуя его умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.

    Работы, выполненные ребенком в нетрадиционной технике, всегда очень привлекательны.

    Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать), смысл которой заключается в том, что рисунок проявляется в ходе процарапывания острым инструментом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем)  по бумаге или картону, которые залиты тушью или гуашью поверх воска.  Другое название техники — воскография, дети называют  «царапкой».

    Техника граттаж и её другое название гратография была известна в России ещё в XX веке и часто использовалась графиками для иллюстрирования произведений. Для граттажа характерны четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов. Выразительным средством является линия, штрих, точка, пятно. По способу получения рисунка (процарапывание) граттаж сравнивают с гравюрой.

    Одно из основных средств выразительности рисунка, исполненного в технике граттаж, является линия. С помощью линии ребенок создает описание своих эмоций, повествует сюжет, описывает предмет, объект. Линия, казалось бы, самое минимальное средство выразительности, но в тоже время в детском рисунке является основным  мощным средством выражения. В данной технике приветствуется четкость линий и, в зависимости от задуманного изображения, умение передавать контур изображения. Поэтому граттаж способствует развитию и совершенствованию точности и уверенности движения руки, формированию композиционных навыков, умение свободно владеть материалом, навыка сохранения движения в определённом направлении. (т.к.  в технике граттаж может использоваться декоративные композиции, которые строятся на ритмическом повторении  элементов узора). Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

    Различают цветной и черно-белый граттаж.  В черно-белом варианте  выразительными средствами являются линия, штрих, точка, контраст.   Черно-белый граттаж можно сделать позитивным или негативным. В первом случае выцарапывают светлый рисунок на темном фоне (самая распространенная техника), во втором – подложку делают темной, а фон светлым. Возможны и варианты применения цветной туши или гуаши, также тонированного фона и черной туши. Для создания черно-белого изображения  на белый лист плотной бумаги (картон) равномерно наносится воск или парафин (свеча). Затем вощеная поверхность покрывается тушью или гуашью с небольшим количеством жидкого мыла или средства для мытья посуды (шампунь), чтобы краска не скатывалась.

    В цветном граттаже средствами выразительности являются линия, штрих, точка и цвет. Чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и также красят тушью.

    Эта техника рисования привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги. Работая в технике граттаж, ребенок становится исследователем и уже в процессе подготовки листа дети делают для себя маленькие открытия.

    Также можно отметить,  что  нетрадиционная техника граттаж таит в себе огромный обучающий потенциал: она знакомит ребенка с основами композиции, дает представление о физических свойствах веществ (восковые мелки, парафиновая свеча, гуашь, тушь).Дети получают новые знания о материалах  и их свойствах, а также совершенствуют свои навыки и умения пользоваться ими. Маленькие исследователи в процессе своей деятельности узнают, что воск под воздействием тепла становиться мягким, а свеча может сгибаться; восковые мелки ломаются, а тушь или гуашь растекается по восковому слою, но если чуть-чуть капнуть моющей жидкости, то все меняется.

    Удобна техника граттаж для использования в разных возрастных группах  дошкольников, так как в результате минимально приложенных усилий получается эффектный рисунок. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства.  Разница лишь в том, что малышам исходный материал необходимо приготовить заранее, а дети старшего дошкольного возраста могут сделать все самостоятельно.

    Картины  в технике граттаж могут выполняться в практически любом стиле. Это может быть пейзаж, натюрморт, сюжетные картины, декоративные орнаменты. Для начинающего работать в этой технике ребёнка можно использовать  трафарет. Для разнообразия  работы  можно применять   аппликацию из разных материалов: бумага различной фактуры, ткань, ватные диски, салфетки, природный материал   и многое другое. Такое разнообразие расширяет диапазон проявления творческого потенциала у детей дошкольного возраста.  

    В итоге можно отметить,  что  нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка, развивая творческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствует его всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация  их замысла через нетрадиционные средства для его воплощения.

    Список литературы

    1. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования − Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.
    2. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисования. М.: АСТ Астрель. 2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

    "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей"...

    Консультация для родителей «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»

    Консультация для родителей«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей»...

    "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

    Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне…Э. Успенский...

    Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

    Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации пр...