Проект «Новогодняя сказка» старшая логопедическая группа
проект (старшая группа)

Данный проект был началом к разработке и апробации новой  формы  организации театрализованной игры. Почему именно театрализованная игра? Во-первых,   театрализация является мощным инструментом, как речевого развития, так и самостоятельности и инициативы, во-вторых, в  нашем детском саду есть условия, это  сцена на открытом воздухе и в третьих педагоги в течение предыдущего года работали в тесной взаимосвязи с родителями по развитию у детей сценических навыков и умений.  Нами  были разработаны примерные сценарии трех сказок, которые  в процессе отработки ролей, разучивания распевок, скороговорок видоизменялись самими детьми.  У детей развивали навыки исполнения любой роли. Право выбора  детям  предоставлялось.  Конечно, мы опасались, что дети будут затрудняться самостоятельно без руководства взрослых играть на сцене. Но, то, что происходило на сцене,   нас обрадовало, вся предыдущая подготовка к театрализации показала свой,  положительный результат. Именно подготовка, а не репетиция, поскольку дети самостоятельно делали выбор, как играть, и что играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novogodnyaya_skazka.docx411.22 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного типа Детский сад № 173 «Росинка»

Проект «Новогодняя сказка»

старшая логопедическая группа

Авторы проекта:

Воспитатели:  Асеева В.П.

Желибо М.А.

Логопед:  Корепанова Т.Б.

   

Улан-Удэ 2017 год

Сказка по лесу идет, сказу за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказка бегает гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Всем давно известно, что Новый год для детей – это самый ожидаемый праздник. Новый год – это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Добрая традиция празднования Нового года, побуждает собираться вместе с друзьями, родственниками, дарить друг другу подарки, доставлять всем радость. И в детском саду, в преддверии Нового года, этот праздник объединяет детей, воспитателей и родителей воспитанников в одну большую дружную семью, которая хлопочет, суетится, готовит сюрпризы к торжеству. А если этот сюрприз необычный, креативный, созданный детьми и родителями, это вдвойне приносит радость. В основном, родители не привлекают детей к изготовлению подарков, а дают им уже все готовое.  Писатель пишет сказки. Но дети, тоже писатели, но маленькие. Они любят фантазировать, придумывать что-то необычное, сказочное. Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок, учит быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.  И если применить творческое воображение, получится что-то необычное, новое, захватывающее и очень креативное, придуманное детьми. Творческое воображение нужно развивать, при сочинении сказок на новый лад это приемлемо для детей дошкольного возраста, особенно при применении технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.  Расшифруем названия теорий, на основе которых строятся наши педагогические инструменты: ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ), ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ (ОТСМ), ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ (ТРТЛ),  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ).

Цель: развитие  мышления в работе со сказками, используя метод морфологического анализа технологии ОТСМ- ТРИЗ-РТВ через совместную деятельность детей и родителей.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с народным праздником Новый год.

Обучать детей составлению текстов сказочного содержания.

Учить детей объединять персонажей из разных сказок в один сюжет, точно и логично замыкая круг, придавая ей завершенность.

Учить детей работать в команде, совершенствовать коммуникативные  функции речи.

Продолжать учить детей использовать образные выражения в характеристике внешнего вида героев и их поступков.

Привлечь родителей к реализации проекта.

Развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.

Создать положительный эмоциональный настрой всех участников

 Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Вид проекта: познавательный, речевой.

Продолжительность: среднесрочный (4 недели) 01-28 декабря 2017г.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы и их родители.

Проблема: Что можно подарить необычного  к Новому году для ребят детского сада? Что придумать, какую сказку рассказать, а может составить ее самим? Как можно создать эмоционально радостную атмосферу в группе в преддверии Нового года, с привлечением к проблеме  родителей? /Дети еще не использовали в своей практике метод морфологического анализа технологии ОТМС-ТРИЗ-РТВ./

Предшествующая работа:

Речевые игры по технологии ОТМС-ТРИЗ-РТВ «Черное, белое», «Да-нетка», «Сказочный салат».

Чтение сказок по технологии ОТМС-ТРИЗ-РТВ и беседа по прочитанному.

Дидактические игры «Отгадай сказку», «Кто прячется в сказке».

Театрализация сказок (настольный, пальчиковый театры), составление «Сказочного салата».

Проведение тематической недели «Недели детской книги».

Работа по проектам «Сказки С.Я.Маршака», «Сказки Чуковского».

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

-подбор детской и методической литературы по теме проекта;

-чтение сказок; составление детьми  «Сказочного салата»;

- придумывание сказок  новогодних сказок;

-ознакомление родителей с данным проектом.

Основной этап – сочинение сказки детьми под запись  педагога, сочинение сказок дома. Оформление группы работами детей и совместными работами детей и родителей, зарисовка сказки  (иллюстрации к своей сказке).

Обобщающий этап – Создание  итогового продукта проекта – мультимедийная  презентация сказки. Итоговое мероприятие - презентация сказкок придуманных детьми..

Предполагаемые результаты:

Дети научатся составлять тексты сказочного содержания и объединять персонажей из разных сказок в один сюжет.

У детей будет развиваться диалектика мышления в работе со сказками используя методы и приемы элементов ТРИЗ, научатся фантазировать, работать в команде.

Сформируется запас литературных художественных впечатлений.

Постепенно будут прививаться неформальное восприятие сказок, развиваться чувство юмора.

Работа  с родителями:

Помочь детям придумать и рассказывать сказку  по собственному  сюжету. Нарисовать иллюстрации к сказке и изготовить героя для выставки. Результат проекта: рассказывание детьми «Новогодней сказки»  на презентации новогодних  проектов в ДОУ.

Приложения к проекту.

Примерный конспект   игры «Придумай сказку»

Ход:

Упражнение на установление контакта, создание положительного настроения.

Давайте возьмемся за руки, почувствуем теплую ладошку друга и улыбнемся друг другу.

Вопросы к детям:

- Ребята, а вы любите сказки?

- А какая сказка у вас самая любимая?

- Чем эта сказка тебе нравится?

- Ребята, приближается Новый год. А на новый год случаются чудеса.  Все получают подарки.

-А вам приятно делать самим подарки для своих родных и друзей?

-А когда вам дарят подарки?

-Желаете ли вы подарить необыкновенный новогодний подарок для ребят из нашего детского сада?

-Мы с вами превратимся в маленьких писателей и напишем новогоднюю сказку на новый лад. Такой сказки еще не придумал никто – мы будем первыми. И ваши родители нам в этом тоже будут помогать.

-Давайте вспомним, какие части есть у сказки? (начало, середина, конец).

- О чем говорится в начале сказки? (где жили герои, место действия)

- В середине сказки? (о каком-то приключении героя, о волшебном   предмете)

- В конце сказки? (о возвращении героя).  

- Вы  должны придумать новую сказку с хорошим концом.

Выслушиваются ответы, предполагаемые сюжеты, рассказы детей. Воспитатель записывает все высказывания детей. Далее вся собранная информация собирается в единое целое.

«Новогодняя сказка»

           

Ребята написали письмо Деду Морозу,  в котором приглашали его на новогодний праздник в детский сад и отдали Снеговику, что бы он его отнес.

Надел Снеговик лыжи и помчался к Деду Морозу.

В дороге поднялась  очень сильная метель.

Снеговик развалился, и письмо улетело прямо к дому, в котором жил волк.

Волк жил в городе, в многоэтажном доме. У него была грузовая машина. Он был добрым, хорошим и ответственным. Он любил носить куртку, брюки, шапку с шарфом, а у руках у него всегда был чемодан. И тогда волк решил сам отвезти Деду Морозу письмо.

Когда он ехал на машине, его остановила белка. Она каталась на коньках по дороге. Она была вредная, так как выгнала лису из норы и отобрала коньки у зайца. Белка была в красной  куртке и в повязке на голове. Пока волк разговаривал с белкой, она выхватила у волка письмо и  уехала в лес. Там она переодела коньки на лыжи, чтобы быстрее ехать по лесу.

Новогодние считалки

***
Раз, два, три, четыре-
Бабу снежную лепили:
Прикрепили нос-морковку,
Глазки сделали ей ловко,
В руки дали ей метлу-
Разбегайтесь по двору!

***
Дед Мороз, Дед Мороз!
Ёлку из лесу принёс
И мешок с подарками,
С золотыми санками…
Будем, будем мы играть
И друг друга догонять…

***
Раз, два, три, четыре, пять-
Ёлку буду наряжать:
Дождиком, игрушками,
Разными хлопушками,
Наверху звезду зажгу-
Праздник в дом я приведу…


***
На забор ворона села
И прокаркать не успела-
Снег густой вдруг повалил,
С ног прохожих чуть не сбил,
Вертит, кружит, как юла-
Разбегайтесь кто куда…

Новогодние загадки с ответами

Елочка с игрушками,

Клоуны с хлопушками.

Веселится весь народ!

Что за праздник? (Новый год)

 

В нем двенадцать месяцев

Запросто уместятся.

Всех их вместе соберет

Одно слово, это... (год)

 

Украшена игрушками,

Шарами и хлопушками —

Не пальма, не сосеночка,

А праздничная... (елочка)

 

Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый Дедушка... (Мороз)

 

К детям в гости Дед Мороз

Внучку на санях привез.

Снежная фигурка —

К нам придет... (Снегурка)

 

И в коробки, и в пакеты

Упакованы конфеты.

Фантики так ярки!

Будут всем... (подарки)

 

Целый год лежал на полке,

А теперь висит на елке.

Это не фонарик,

А стеклянный... (шарик)

 

Быстро огоньки мигают,

Сверху вниз перебегают.

Эта дружная команда

Называется... (гирлянда)

 

На красавице лесной

Золотится дождь волной —

С серебристого шнура

Вниз свисает... (мишура)

 

Вьюга по двору гуляет,

В доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод.

Что за праздник? (Новый год)

 

Вся в огнях большая елка,

Вверх летят петарды звонко.

Снег на улице идет.

Наступает... (Новый год)

 

Все на елочке игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет.

Что за праздник? (Новый год)


Новый год новый год!
Раз в году он только
Дети водят хоровод
У нарядной … (ёлки)

Стройная, пушистая,
Зеленые иголки.
Вся в шарах и бусах
Праздничная … (ёлка)


«Новый год встречаем с ней
В свете праздничных огней.
Любим мы её иголки –
Украшаем нашу …» (ёлку)

Время ёлку зажигать
Веселится и плясать
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка … (гори)

Вся нарядная в игрушках
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько
Ну конечно это … (ёлка)

С мешком подарков, с бородой,
Веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой
Добрый дедушка … (Мороз)

Мы его сегодня ждём
Так давайте позовём
Он подарки нам принёс
Ну-ка дружно! … (Дед мороз)


«В эту ночь уходит год.
И за ним другой идет.
В эту ночь вся детвора
Может прыгать до утра
И ждет гостя дорогого
Сказочного, но родного.
Отвечайте на вопрос:
Кто придёт к нам? – …» (Дед Мороз).


Угадайте, что за гость:
В шубе серебристой,
Красный-красный нос его,
Борода пушистая,
Он волшебник детворы,
Отгадайте – раз, два, три…
(Дед Мороз)


С новым годом поздравляет
Всех мальчишек и девчат
И подарки он нам дарит
Вон они: в мешке стоят
Добрый он и бородатый
От мороза красный нос
Кто же он, скажите дети,
Громко, дружно: «…(Дед Мороз)»

В тулупе с красным кушаком
И с замечательным мешком.
Он всегда под Новый год
Отправляется в поход.
Чтобы праздник с нами встретить,
Чтобы радовались дети.
Кто же это, вот вопрос?
Ну, конечно ...(Дед Мороз)

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это? ...(Дед Мороз)


Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Ёлку в бусы наряжает,
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник –
Ущипнет за самый нос.
К нам сюда пришел на праздник…
Кто он, дети? ...(Дед Мороз)

Кто с огромнейшим мешком,
Через лес идёт пешком…
Может это Людоед?
– Нет.
Кто сегодня встал чуть свет
И несёт мешок конфет…
Может, это ваш Сосед?
– Нет.
Кто приходит в Новый год
И на ёлке свет зажжёт?
Включит нам Электрик свет?
– Нет.
Кто же это? Вот вопрос!
Ну, конечно...(Дед Мороз)


Кто приходит в каждый дом
В Новый год с большим мешком?
Шуба, шапка, красный нос,
Это … (Дедушка Мороз)


Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка …(Мороз)

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

Человек немолодой
С преогромной бородой
Привёл с собой за ручку
К вам на праздник внучку.
Отвечайте на вопрос:
Это кто же?…
(Дед Мороз со Снегурочкой)

Она в серебро с жемчугами одета –
Волшебная внучка волшебного деда. (Снегурочка)

Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка…(Снегурка)

Я — внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.
(Снегурочка)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка)

Дней с ним прожито немало,
Я уже привык к нему.
Мне прощаться с ним вдруг стало
Даже грустно потому.
Насовсем он ведь уходит
в день последний декабря,
Потихоньку, незаметно,
бой Курантов всем даря.
(Старый Год)

Под бой курантов дверь открываем,
Одного провожаем, другого встречаем.
(Старый Год и Новый Год)

Мы все любим смеяться
Мы все любим играть
Очень любим резвиться
Песни петь и плясать
Очень любим подарки
Дед Мороз их несёт
В этот радостный праздник,
Что зовём … (Новый Год)


Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник…
(Новый год)


Всю ёлку до макушки
Украсили игрушки!
Вставайте в хоровод!
Встречайте…!
(Новый год)


У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки
Вокруг ёлки хоровод
Что за праздник? … (Новый год)

Что за праздник на дворе
Наступает в декабре?
В это время все вдруг рады,
Малыши подарков ждут,
Ради нескольких минут
Собирается семья:
Мамы, бабушки, родня.
И держа в руках бокалы,
Сосчитав часов удары,
Все от радости визжат,
Шутят, прыгают, шалят.
Прочь кошмары и ненастья,
В эту ночь ждут только счастья,
Это праздник без хлопот,
Это праздник — …!(Новый год)
Что ни пожелается –
Всё всегда сбывается,
Всё всегда произойдёт,
Верят все, под…(Новый год)

Шапка снега на горе,
Все деревья в серебре,
На пруду сверкает лёд,
Наступает…(Новый год)

Мы замерзнуть не боимся
Мы танцуем и поём
Мы смеёмся веселимся
И подарки ждём
И вокруг нарядной ёлки
Водим хоровод
Не боимся мы замёрзнуть
Мы встречаем … (Новый Год)

Первоклассник, старшеклассник — Каждый любит этот праздник.
Любит ёлку наряжать,
Класс и школу украшать.
И в костюме маскарадном
Дедушку Мороза ждать.
(Новый год)
Он живет совсем немного,
А сейчас ждет у порога.
Кто в двенадцать к нам войдет?
Ну конечно…(Новый год)

Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?..(Новый год)

По льду летаем, словно ветер.
В глазах – веселья огоньки.
Мы сапоги обули, скороходы,
Они называются … (коньки)

«С неба он слетает,
Детям дарит смех.
Белый и пушистый,
И холодный …» (снег).

Его дети из снега слепили
Из морковки приделали нос
Даже шарфик ему подарили
Чтобы в сильный мороз не замёрз
Кто же он знает каждый ребёнок
Во дворе за окошком стоит
Друг мальчишек и друг девчонок
Добрый толстенький друг … (снеговик)

Надел на голову ведро,
На плечи белый пуховик.
Из морковки сделал нос
Толстый белый … (снеговик).

Кто рисует на земле
Зимние картинки?
С неба падают, кружась,
Белые … (снежинки)

С горки снежной катятся
Вадик и Оксанка.
Словно ветер мчатся
Их новенькие … (санки).
«Снегу валом навалило,
Все вокруг преобразило.
С горки я слетаю: «Оп!» –
В снежный падаю …» (сугроб).
«Всех других она белей
И намного холодней.
После осени приходит
Вокруг ёлок хороводит.
То сурова, то нежна
Снежная царит …» (зима).

«Зимнею порой бывает
Очень разною погода.
То вдруг солнышко нагрянет,
То бушует непогода.
В оттепель всегда приходим
Очень мокрые с прогулки.
А потом в мороз свисают
С крыш огромные …» (сосульки).

«На ёлке всё, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые …» (шары).

Дед мороз спешит на елку,
Тянет за собою санки.
А на них мешок тяжелый,
И в мешке лежат … (подарки)

«Шуба теплая, мешок,
Валенки и посошок,
Борода и красный нос
Вот такой он – Дед Мороз.
А еще он очень добрый,
И веселый, и задорный.
В шубе дедушке не жарко
Нам дарить свои …» (подарки).


Мы сегодня так устали
Пели песни и плясали
Хоть зима, а здесь нам жарко
И в мешке нас ждут … (подарки)

Вокруг елки круг такой,
Не простой он, а живой.
Дружно с песнями идет,
Дети водят … (хоровод)

К елке Дед Мороз идет,
Посохом три раза бьет.
Вот звучит его команда — И зажигается … (гирлянда)


Разбежался и скользишь,
К краю едешь — тормозишь
Место, где лежит ледок,
Называется … (каток)

Есть у мишки банка мёда
Есть у кошки мышки
Есть ёлочки иголки.
Есть у ёлки … (шишки)


За окошком снег идёт
Очень близок новый год
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку … (лёд)

Раз, два, три! — Звучит команда, —
Ну-ка, елочка, гори!
Зажигает фонари
Новогодняя … (гирлянда)

Уцепившись за карниз
Капельки бросает вниз
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная … (сосулька)



За окном снежок кружится,
На окне узор искрится.
Кто его туда нанес?
Кто художник тот? … (мороз)

Игры.

“Волшебная страна” (ассоциации)

Цель: снятие мышечного напряжения; расслабление мышц рук, ног и корпуса.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает им отправиться в волшебную страну, в которой живёт добрый волшебник. Волшебник узнал о том, что дети познакомились друг с другом и пригласил их к себе в гости. Но, ведущий предупреждает детей о том, что дорога в волшебную страну долгая и опасная. Он спрашивает детей не испугаются ли они. Дети соглашаются и ведущий говорит, что у него есть карта. Они вместе изучают её – на карте изображены схематически лес, горы, море и сказочный дворец.
Затем ведущий спрашивает, готовы ли дети отправиться в путь.
Слова ведущего: И отправились друзья в путь, шли они долго ли, коротко ли, и пришли тёмному лесу. В этом лесу никогда не светило солнце, и пройти по нему могли только смелые люди. Лес тёмный, давайте возьмём друг друга за руки и закроем глаза. Только у одного из нас есть огонь, он и поведёт нас через лес. Дети преодолевают препятствия – ведёт их ведущий. Затем он говорит, что смелость и взаимоподдержка помогли им выйти из леса. И опять друзья отправились в путь. Шли они, шли и пришли к высоким горам (передвигаются дети по стульям), помогая друг другу, они перебрались через горы и увидели море. У моря были шлюпки, сели они в шлюпки и поплыли (дети сидят на ковре, имитируя греблю). Устали они и захотелось им есть и спать. Легли они на дно шлюпки и уснули. И во сне оказались они около берега, на котором стоит сказочный дворец. Весь переливается он от блеска. Вокруг дворца прекрасный сад. В саду поют птицы. И сниться им, что стоит перед ними добрый волшебник, он улыбается им. Друзьям очень понравилось в том саду, но настало время вернуться назад. Но если они захотят, то смогут в любое время там оказаться.
А теперь нам пора просыпаться: глубоко вздохнём, потянемся, улыбнёмся и откроем глаза.

Игра  “Испуганный и радостный  герой” (решение проблемных ситуаций, МШ)

Цель: учить различать эмоциональное состояние по выражению лица.

Ход игры. Детям выдаются картинки с  героями сказок, у  героев  разные эмоции. Предлагается догадаться, о чём думает этот  герой  и почему. При затруднениях все дети помогают, предлагая свои варианты.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР:
- Воробей что делает?
- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

Игра «Да-нетка»

Цель: способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств. Создать условия для усвоения обобщенной модели сужению поля поиска в пространстве, развить у ребенка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
обогатить словарь ребенка, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и  настойчивость в достижении поставленной цели.

Правила игры. Ведущий загадывает один объект и отвечает на вопросы словами «да» или «нет», а дети, сужая поле поиска отгадывают его.

Игра «Шифровальщики»

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к            процессу заучивания.

Правила игры. Логопед предлагает детям придумать символ (код) к словам, таким образом дети шифруют текст, стихотворение, что облегчает процесс запоминания воспроизведения.

Составление сравнений

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.

Сравнения составляются по схеме:

Объект1


значения признаков


слова помощники


Объект 2

Например: глаза черные, как ягоды смородины.

Составление загадок

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок.

Правила игры. По опорной  таблице у объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?", и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.

Какой?

Что такое же?

 

Дети придумали такую загадку:

добрая, как солнышко,

красивая, как цветочек,

ласковая, как ветерок,

дорогая, как золото,

хорошая, как погода,

заботливая, как пчелка (мама)

 

Создание метафоры

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления метафор. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор.

Метафора – (от греч.) перенесение. Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.

Правила игры.

 1.Берется объект, про который будет составляться метафора

 2.Выявляются признаки объекта

 3.Выбирается один, наиболее ярко характеризующий объект.

 4.Выбирается объект 2 с таким же свойством

 5.Определяется место объекта 1.

 6. Для составления  метафоры надо взять  объект 2 и указать место расположения объекта.

 7.  Составить предложение с этими словами.

Дети придумали такие метафоры: Мама-пчелка семьи, папа-король дома, снежинки-цветы зимы.

 

Упражнения для звукового анализа и синтеза

 

Игра «Отгадай загадку»

Цель: формирование навыка звукового анализа слова

Правила игры. Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Игра «Подбери слово к схеме»(круги Луллия)

Цель: формирование навыка звукового анализа слова.

Правила игры.  Дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой

C:\Users\OEM\Desktop\Проекты к аттестации\SAM_4796.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка». (старшая логопедическая группа)

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...

Сценарий нового года "Новогодняя сказка". Старшая группа.

"Новогодняя сказка" в главной роли с детьми...

Новогодний утренник «В гостях у новогодней сказки» (старшая группа)

Приобщение детей к традициям и обычаям современного российского общества посредством интерактивных методов, игр и сказок....

Сценарий «Новогодняя сказка» старшая группа

Действующие лица: Взрослые: Лиса Алиса, Кот Базилио, Дед Мороз, Снегурочка. Дети: Буратино, Мальвина. Звучит музыка №1 Дети с воспитателем «змейкой» входят в зал, встают полукругом. Ёлка включена...

проект"Волшебные сказки" старшая и подготовительная группа.

В своем проекте использую чтение сказок ,перессказ детьми,сочинительство,придумывание концовки сказки, рисование сказочных героев  и т. д....

Сценарий новогоднего утренника в логопедической группе «Новогодние приключения»

Сценарий новогоднего утренника в логопедической группе «Новогодние приключения»...