Программа Консультативного центра «Диалог ПРО»
методическая разработка (подготовительная группа)

Семейный проект - это замечательная возможность для родителей показать ребенку свой интерес к его занятиям, приобщится к миру его увлечений, повысить свой родительский авторитет, ведь  члены семьи становятся  источником знаний  ребенка. Совместная проектная деятельность  не только объединяет семьи, помогает мамам  и папам объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами, раскрыть свои таланты и творческие способности, но и создает атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей.

Основная задача программы, создание  условий для развития детей в совместной деятельности  родителей, детей  и педагогов  дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konsultativnogo_punkta.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации  г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   №173 «Росинка»  комбинированного вида.

РЕКОМЕНДОВАНО

на заседании

Методического совета

Протокол № ______

от ______ _________ 20___ г.

ОБСУЖДЕНО

на заседании

Педагогического совета

Протокол № ______

от ______ _________ 20___ г.  

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по МАДОУ №173 «Росинка» комбинированного вида г. Улан-Удэ

№ ______ от ________20___ г.        

Программа

Консультативного пункта «Диалог ПРО»

МАДОУ «Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида.

« Большие открытия в моей  семье»

Программа разработана

Воспитателем логопедической группы

Асеевой В.П.

Улан-Удэ

2018 г.

Содержание

Стр.

1

Целевой раздел.

1.1.

Пояснительная записка.

1.2.

Цель и задачи программы.

2

Организационный раздел.

2.1.

Принципы организации взаимодействия участников образовательных отношений.

2.2.

Порядок предоставления образовательных услуг в соответствии с программой.

3

Содержательный раздел

3.1.

Характерные особенности использования   метода  проектов.

3.2.

Распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.

3.3.

Примерный план реализации  программы.

3.4.

Список литературы, использованной для разработки  программы.

4

Приложения к   программе

 1.     Целевой раздел:

1.1.   Пояснительная записка

Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь – это счастье.

Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги единодушны во мнении, что в жизни ребенка-дошкольника, в становлении его личности, социализации   особая, первостепенная  роль  принадлежит семье, так как именно в семье начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, усваиваются понятия о добре и зле, складываются первые представления о труде и отдыхе, формируются интересы, развиваются способности. Мир каждой семьи удивителен. Порой сами родители не знают своих потенциалов в общении со своими детьми. Ничто так не объединяет семью, как совместная деятельность, которая интересна всем членам семьи, и полезна для развития ребенка. Как один из эффективных инновационных методов успешного развития  познавательных, интеллектуальных, коммуникативных  способностей ребенка  в современной образовательной системе  применяется метод проектов. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он развивает творческое мышление и воображение, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Дошкольник

-          учится ставить перед собой задачу;

-        исследует различные возможности для выполнения этой задачи;

-        учится выбирать оптимальный способ решения задачи;

-        развивает коммуникативные способности, поскольку от него требуется социальная презентация своего проекта.

На презентации проектов дети слышат выступления многих детей, их знания углубляются.  Рассказы и работы сверстников вызывают у ребенка уверенность в том, что он тоже может узнать и рассказать всем что-то интересное. формируют желание "добывать" знания.

Родителим  важно  принимать участие в реализации проекта вместе с ребенком.

Семейный проект - это замечательная возможность для родителей показать ребенку свой интерес к его занятиям, приобщится к миру его увлечений, повысить свой
родительский авторитет, ведь  члены семьи становятся  источником знаний  ребенка. Совместная проектная деятельность  не только объединяет семьи, помогает мамам  и папам объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами, раскрыть свои таланты и творческие способности, но и создает атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей.

Основная задача программы, создание  условий для развития детей в совместной деятельности  родителей, детей  и педагогов  дошкольного образовательного учреждения.

Программа разработана на основе    программы консультативного пункта «Диалог ПРО»МАДОУ «Детский сад №173 «Росинка» комбинированного вида (далее - Организация) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, на основании Положения о консультативномпункте Организации.

Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:

Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Устав МАДОУ № 173 «Росинка»

Образовательная программа МАДОУ № 173 Детский сад «Росинка».

Программа консультативного пункта «Диалог ПРО».

Содержание  программы обеспечивает   консультативную психолого-педагогическую   помощь семьям, воспитывающим детей на дому, а также посещающих образовательные организации и нуждающиеся в помощи специалистов.

1.2. Цель и задачи  Программы

Главной целью реализации программы  является решение проблемы укрепления семьи и активизации ребенка в совместном творчестве с взрослыми.

Программа направлена на решение следующих задач:

-    оказание методической, педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также родителям (законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организация, реализующих образовательную программу дошкольного и общего образования; 

- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

-  обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

-  ознакомление родителей с  нетрадиционными  образовательными  технологиям.

2. Организационный раздел.

2.1. Принципы организации взаимодействия участников образовательных отношений.

Педагоги –участники проекта создают ситуацию успеха для всех без исключения семей, так как процесс деятельности сопровождается положительными эмоциями, а совместный семейный продукт занимает равноправное место в общем презентативном отчете   и обычно вызывает удивление и восхищение. Замысел семейного проекта определяется  участниками проекта (семьей).  Важное в проекте - поднять самооценку, развеять страх и робость по поводу убеждения: «Я не умею!»,

Взаимодействие участников образовательных отношений базируется на следующих принципах:

 -Добровольность

-Сотрудничество

-Уважение интересов друг друга

-Соблюдение законов и нормативных актов.

Образовательный процесс как взаимодействие — представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок (когда дети не посещающие детский сад вливаются в группу детей, посещающих детский сад).

Педагог– дети не посещающие детский сад.

Педагог – родители детей, не посещающих детский сад.

Специалисты ОО -родители детей, не посещающих детский сад.

2.3. Порядок предоставления образовательных услуг в соответствии с программой.  

Образовательные услуги в соответствии с программой предоставляются 2-3 раза в неделю в утренние и  вечерние часы, а также в выходные дни в соответствии с графиком, утверждённым приказом руководителя ОУ, продолжительность консультации не менее 25 минут.

Взаимоотношения между ОУ  и родителями (или иными законными представителями) регулируются договором,  который определяет объем и сроки оказания услуг, длительность пребывания в ОУ,  обязанности и ответственности сторон и другие условия.

Методическая, диагностическая консультативная помощь по программе  организуется в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов.

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним педагогом  или несколькими специалистами  на основе анализа потребностей родителей в получении консультационной помощи.

На заключительном этапе реализации  программы предполагается  мониторинг изучения психологической безопасности образовательной среды, мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством  реализации программы.

3. Содержательный раздел.

3.1.  Характерные особенности использования   метода  проектов.

    При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта (родителя)  характер или значимый для ребенка, мотивировать его на поиски решения.

Пример. Не умеют организовать игровую деятельность, не знают правил поведения в театре, отсутствует интерес  ребенка к  занятиям, недостаточно знаний у  дошкольника  о животных жарких стран и т.д.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. Чётко обозначенная цель является залогом достигнутого результата. Она должна быть конкретной. Формулировка цели даёт ясное представление о результате.

Цель – это то, чего мы хотим  достичь в результате совместных действий.

Цель в проекте помогает ответить на вопрос «Зачем мы хотим выполнить проект?». Она звучит ёмко и отражает тему проекта.

Задачи – это шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели: изучить… описать… установить... выявить... сформулировать... привлечь… исследовать, обогатить жизненный и игровой опыт дошкольника.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны.

Например, в младшем дошкольном возрасте определяются так:

- активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с  взрослым);

- формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты).

  В старшем дошкольном возрасте это:

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развивать желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Задач не должно быть много 3-4.

В работе с проектом есть и еще одно  отличие  предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации.

  Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.

3.2.Распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.

Этапы

Действия педагога

Действия родителей

 Действия детей

Подготовительный

Консультирует

Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки.

Планируют предстоящие дела и определяют средства.

Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Аналитический

Уточнение результатов деятельности. Индивидуальное и групповое  консультирование.

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.

Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога.

Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.

Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

Основной

Уточнение планов деятельности.индивидуальное консультирование.

Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).

Готовят сюрпризы и призы.

Проводят совместные и индивидуальные репетиции.

Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Презентационный

Индивидуальное консультирование.

В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и  консультативной группы) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Рефлексивный

Участие в коллективной оценке результатов проекта. Проведение опросов, анкетирования. Направляет на продолжение совместной проектной деятельности.

Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

3.3. Примерный план реализации  программы.

Тема

Форма проведения

Дата проведения

Ответственный

1

«Значение проектной деятельности в развитии ребенка»

Консультация групповая, практическая

Декабрь

Асеева В.П.

2

«Условия выбора темы проекта»

Групповая.

Декабрь

Асеева В.П.

3

«Определение содержания проекта»

Индивидуальная

Дальнейшие даты определяются в зависимости от сроков определенных самими участниками и в зависимости от сроков реализации проекта

Асеева В.П.

4

«По запросам»

Индивидуальная

Январь

Асеева В.П.

5

«Презентация проекта, формы и способы»

Индивидуальная

Февраль

Асеева В.П.

3.4. Список литературы, использованной для разработки  программы:  

  1. Антонова Т. В., Волкова Е. М., Мишина Н. С. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 1998, № 6.
  2. Арнаутова Е. П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей // Наука о дошкольном детстве — традиции и современность. — М., 2000.
  3. Арнаутова Е. П. Сотрудничество педагога с семьей // Программа “Истоки”: Базис развития ребенка-дошкольника / Научн. ред. Л. А. Парамонова и др. — М., 2003.
  4. Арнаутова Е. П. Шаги к диалогу // Педагог и семья. — М., 2002.
  5. Закон РФ “Об образовании” от 10.07. 1992 года N3266-1 с изменениями и дополнениями.
  6. Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. — М., 2003.
  7. Зверева О. Л. Идеи гуманизации в работе воспитателя с родителями // Методист детского сада / Под ред. Р. С. Буре. — М., 1994.
  8. Зверева О. Л. Работа детского сада с молодой семьей. — М., 1990.
  9. Куликова Т. А. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000.
  10. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. — М.Воронеж, 1995.
  11. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга / Сост. Н. П. Митрошина, Т. А. Овечкина. — СПб. 2001.
  12. Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение — диалог// Вопросы психологии, 1983, № 2.
  13. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г.
  14.  А.А. Майер , О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.
  15. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.

4. Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в рамках культурно-образовательной программы «Город на ладошке» IIIраздел «Городские диалоги» Тема 3. Городские традиции «Адмиралтейство. Александровский сад»

Задачи:·      Ориентировать ребёнка на символику города, которая определяет его образ и историю существования;·          Формирова...

Паспорт Программы поликультурного образования детей «Диалог культур»

Программа поликультурного образования предназначена для детей от 3 до 7 лет, срок ее реализации – 4 года....

Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В.

Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного возраста в образовательной программе «Воспитательный диалог» Телегина М.В....

Программа «Использование диалога детьми с ОНР через театрализацию в НОД» (для детей старшей комбинированной группы)

Использование диалога детьми  с общим недоразвитием речи через театрализацию в старшей группе...

Новая образовательная технология – «Развивающий диалог» в соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы»

Презентация по теме "Новая образовательная технология – «Развивающий  диалог» в соответствии с ФГОС ДО и новой программой «От рождения до школы»  ...

Технология «Развивающий диалог» Протокол развивающего диалога

Способствовать развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления....

Консультация для воспитателей на тему: «Развивающий диалог в инновационной программе «От рождения до школы»

Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи. Именно в...