Методическая разработка занятия в рамках культурно-образовательной программы «Город на ладошке» IIIраздел «Городские диалоги» Тема 3. Городские традиции «Адмиралтейство. Александровский сад»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Никитина Светлана Игоревна

Задачи:

·      Ориентировать ребёнка на символику города, которая определяет его образ и историю существования;

·          Формировать навыки в освоении поисковых и исследовательских умений: вслушиваться в звуки городского пространства, вглядываться в объекты природного и культурного наследия, используя стратегию визуального исследования;

·              Развивать коммуникативные навыки при взаимодействии друг с другом;

·           Вырабатывать социокультурный опыт сопричастности  в прочтении городских знаков, зданий, которые несут собой особый символический смысл города, создают неповторимый облик;

·           Воспитывать  собственное эмоциональное отношения к городу, способности рефлексии собственного состояния в городском пространстве;

·                   Способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения замысла, отражённых в созданных продуктах творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл admiralteystvo.docx563.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия в рамках

 культурно-образовательной  программы «Город на ладошке»

IIIраздел «Городские диалоги»

Тема 3. Городские традиции

 «Адмиралтейство. Александровский сад»

Авторы:

Музыкальный руководитель ГБДОУ №28

Стрижакова Е.В.

Воспитатель ГБДОУ №134

Никитина С.И.

Санкт-Петербург

2015

Адмиралтейство. Александровский сад.

Цель: развитие личности дошкольника в процессе взаимодействия с символическими объектами природного и культурного наследия Санкт-Петербурга.

Задачи:

  • Ориентировать ребёнка на символику города, которая определяет его образ и историю существования;
  • Формировать навыки в освоении поисковых и исследовательских умений: вслушиваться в звуки городского пространства, вглядываться в объекты природного и культурного наследия, используя стратегию визуального исследования;
  • Развивать коммуникативные навыки при взаимодействии друг с другом;
  • Вырабатывать социокультурный опыт сопричастности  в прочтении городских знаков, зданий, которые несут собой особый символический смысл города, создают неповторимый облик;
  • Воспитывать  собственное эмоциональное отношения к городу, способности рефлексии собственного состояния в городском пространстве;
  • Способствовать активизации фантазии ребёнка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения замысла, отражённых в созданных продуктах творчества.

Формы работы нравственное  воспитание в культурно-образовательном пространстве решаются:

  • в  совместной деятельности педагогов и детей;
  • в  совместной деятельности с семьёй;
  • в самостоятельной деятельности детей;

Используются  методы обучения:

1. Метод эмоционально-художественного погружения

     2. Метод комплексного воздействия  разных видов искусств

     3. Метод сравнения и сопоставления

     4. Метод совместного рассматривания и обсуждения с     детьми мира вещей и рисунков

      5. Метод рефлексии

       Средства обучения:

- магнитная доска, цветные магниты;

- аудио-видео материал

 - Картины русских художников:

Музыкальные произведения:

Р.Глиэр «Гимн великому городу», П.Чайковский «Белые ночи» из цикла фортепианных пьес «Времена года», музыка природы, городские шумы.

Виды деятельности на занятии:

  1. Слушание и исполнение музыки – погружение в искусственно созданное культурно-историческое пространство города
  2. Начало прогулки. Вслушивание в звуки городской среды.

2.Технология фасилитированной дискуссии

3. Рассматривание 2х картин – символов города

4.Разговор с вещью исследование и нахождение символического значения

5. Творческая «мастерская»

6. Ассоциативные игры

7.Продолжение освоения городского пространства на семейной прогулке

Понедельник:

  1. Звучит музыка П.Чайковского «Белые ночи».

Педагог:

Доброе утро, мой город родной,

Чайки с криком летят над широкой Невой,

Зорька алая с трепетом тихо встаёт,

Ночка белым зефиром тихонько плывёт.

Майское утро, с рожденьем  тебя,

Ангел об этом сказал не тая:

«Ты окроплён святою водой,

Город любимый, родной, боевой».

Сфинксы, грифоны, львы и мосты,

Вы украшения русской земли,

Града Петра – величавая стать,

Нам по пути с тобой жить и дышать!(Стрижакова)

Слайд Петропавловской крепостиC:\Users\user\Desktop\питер рис\ангел.jpgC:\Users\user\Desktop\питер рис\новицкий петропавловская крепосмть.jpg

Педагог предлагает рассмотреть шпиль с ангелом - небесным покровителем города.

Ангел спускается в виде фарфоровой статуэтки и, путешествуя по рукам детей, приглашает их на весеннюю прогулку.

  1. Предлагаю начать прогулку с Александровского сада и прислушаться к городским звукам. Что мы слышим?

(Залп полуденной пушки с петропавловского бастиона, гудок, проплывающего парохода, шум толпы, игра водных струй фонтана, музыку стеклянных бокалов уличного музыканта, марш в исполнении духового оркестра, залпы салюта)

  1. Фасилитированная беседа об услышанных звуках с использованием обыгрывания элементов пантомимы.
  2. Некоторые звуки живут и на полотнах этих картин.

Рассматривание 2х картин города на музыку Р.Глиэра «Гимн великому городу». Находим сходства и различия.

Artemis«Вид на Адмиралтейство»            ШеренковаВ.«Петропавловская крепость»

C:\Users\user\Desktop\питер рис\img__8708_1800x1600w.jpgC:\Users\user\Desktop\питер рис\1338493204_49-rryor-rr-rrrryosrrsrrssrir.jpg

Корабль над городом тихо плывёт,                 Петропавловка так величава,

По облакам его ветер несёт,                       Строгость шпиля, и ангела взгляд,

Адмиралтейская игла уносится вдаль,     Приглашают к себе молчаливо,

Уходят из сердца тоска и  печаль.             Мрачность стен за себя говорят.

Александровский сад, рядом Нева,         Сколько видела ты, и не скажешь,

Фонтан  водных струй – стихия моя,      Сколько будет ещё впереди,

Кустарник сирени красив и прекрасен,  Век твой долог, порой страшноватен,

Как чудный май наш город окрасил!          С тебя начал мой город расти!

(Стрижакова)

Вторник:

Разговор с вещью.

27 мая город Санкт-Петербург будет отмечать  свой день рождения. Мы рассмотрели картины красивейших символических видов Санкт-Петербурга, наполнили их городскими звуками, стихами, а вечером праздничного дня небо над их куполами расцветёт в залпах праздничного салюта.

Рассмотрите вещи, которые имеют отношение к городу:

Кораблик, решётка Летнего сада, ангел, лев, статуя, стрелка Васильевского острова, открывалка с видом пригорода города, веер. Исследуйте вещи, выберите ту, которая  понравилась вам  больше всего, и расскажите о ней. Какие вещи украшают наш город и несут в себе символическое значение?

Творческая «мастерская»

Адмиралтейство и Петропавловскую крепость разделяет Нева.

Холодна и глубока горделивая Нева,

Обтекаешь град Петра, его тенисты острова,

Нас ласкаешь кораблями, катерами, буксирами,

И с почтением могучим стала с городом ты круче.(Стрижакова)

Продолжая  осматривать  Александровский сад, предлагаю заглянуть в мастерскую адмиралтейских верфей и подарить городу свой кораблик – символ Санкт-Петербурга, морской северной столицы.

Звучит музыка релаксации: воды и крика чаек, дети погружены в творческий проект.

Среда:

Учебная прогулка по Александровскому саду.

Идея: Взаимосвязь отражения  парящего символа с жизнью города.

Вопросы: Что отличает наш город от других?

Почему кораблик мы можем назвать символом города?

Что общего у корабля и у города?

Детям предлагается рассмотреть разнообразие природного ландшафта, полюбоваться фонтаном, подойти и рассмотреть памятник известному путешественнику Н. Пржевальскому с отдыхающим верблюдом возле его ног, отдохнуть в сквере на скамейках возле памятника Гоголю, загадывая загадки детям.

В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид.
Колонны, статуи и шпиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне.
(Адмиралтейство)

Сундук со сказками: Как кораблик появился в Петербурге

Материал: сундук, 8-10 бумажных кружков разных цветов

Кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто или что это будет в сказке. Например, ребёнок вытащил жёлтый кружок: «Кораблик заблестел на солнце, и с радостью отправился в путешествие».

После того, как играющий придумал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, Говорит, кто это или что происходит с героями, и продолжает сказку. После того, как будет рассказана одна сказка, все кружки собираются, и можно рассказывать следующую историю. Важно, чтобы получилась законченная история.

Четверг  

 Творческие задания

Творческое рисование

«Куда плывёт кораблик»

«Придумай и нарисуй эмблему города»

Оформление книги сказок, историй.

Дети рисуют иллюстрации к придуманным эпизодам сказки.

Дети рассказывают, что нарисовали (история «Куда плывёт кораблик»)

Игра «Экскурсоводы» (носит развивающий и диагностический характер).

Цель: поддерживать интерес детей к символам города, развивать творческие проявления детей на основе представлений о символах Санкт-Петербурга.

Экскурсовод проводит экскурсию по группе (используется развивающая среда группы), рассказывая о символах города.

Пятница

Проблемная ситуация с элементами эвристической беседы «Волшебные фотографии».

Цель: стимулировать познавательную активность детей;

Накопить у детей первичные представления о символах города.

Стихи о кораблике, ангеле.

Материал: 2 «волшебные фотографии» с символами города – Кораблик, Ангел.

Ход: Кот Матроскин приносит детям «волшебные фотографии» (видна лишь часть изображения), которые ему подарил  фотограф – художник. Фотограф пообещал, что эти фотографии позволят увидеть символы нашего города, Матроскин просит детей помочь узнать изображения  (символы города). Если дети узнают символы города, фотографии проявляются.

Ассоциативные игры.

Цель: закреплять умение детей сравнивать символы города с объектами природы и предметами рукотворного мира и находить, что общего между ними;

Развивать дифференцированные представления о кораблике и ангеле.

 «Подбери картинку».

Материал: карточки с изображением символов города, картинки с  предметами природного и рукотворного мира.

Ход: Воспитатель делит карточки с символами города между детьми, а картинки с  предметами природного и рукотворного мира остаются у ведущего (воспитателя). Воспитатель называет предмет и поднимает картинку с его изображением, ребенок забирает картинку с подходящим предметом и кладет на карточку с символом, сравнивая их между собой. Например, Ангел – Александровская колонна, Петропавловская крепость, памятник, Казанский собор, панно; кораблик – Адмиралтейство, Морской вокзал, Нева, крейсер Аврора;  Сфинкс – замок, лев, фараон, набережная, Академия художеств; Грифон – орел, лев, сундук с деньгами, мост, фонарик.

 «Подбери слово»

Материал: 2 карточки с изображением Кораблика и Ангела, 11 карточек со словами (загадочный, верный, мудрый, спокойный, восседает, не дремлет, настороженный, внимательный, охраняет, наблюдает, охраняет, забавный);

плывущий, открывающий, доверительный, бесстрашный, золотой, путешествующий, морской, речной, адмиралтейский, надёжный, побеждающий).

Ход: Матроскин  приносит детям изображения кораблика и ангела  и 20 карточек со словами.

-         Я хотел рассказать вам о символах нашего города, о Кораблике и Ангеле, но все слова перепутал. Что делать, не знаю? Ребятам предлагается помочь Матроскину  и разделить слова,  подходящие Кораблику и Ангелу. Дети читают слово, решают, о ком так говорят, кладут карточку около подходящего изображения. Детям нужно найти лишнее слово (забавный) и объяснить, почему оно лишнее.

«Цвет расскажет» (игра носит развивающий и диагностический характер).

Материал: сундучок с разноцветными лоскутками.

Ход: Детям предлагаются различные ситуации, героями которых становятся Кораблик и Ангел. Цвет ткани, который выбирает ребенок, рассказывает о настроении символов города. Ребенок объясняет свой выбор: «Почему ты выбрал этот цвет, что этот цвет нам расскажет».

Проводится  рисуночный тест «Я гуляю по Санкт-Петербургу», анализ продуктов детской деятельности, проективный тест «Лесенка», индивидуальная беседа с ребенком. О результативности педагогической технологии свидетельствует наличие у детей устойчивого интереса к познанию символов города и творческой деятельности на основе представлений о них, стремление к общению по поводу знаний и деятельности.

Суббота, воскресенье – Семейная прогулка: Адмиралтейство. Александровский сад.

Маршрут прогулки: метро Гостиный двор, Невский проспект  к Адмиралтейству.

C:\Users\user\Desktop\маршрут.jpg

От кота Матроскина пришло письмо. Вот оно:

« Здравствуй, мой маленький дружок.

Я приглашаю тебя и твою семью прогуляться  по Александровскому саду, который когда-то был огромным лугом, а на месте  Невского проспекта, который всего на шесть лет старше города,  рос дремучий лес. В начале XVIII века, когда Петербург только создавался, а  берега Невы представляли собой лесистую и болотистую местность,  Петр I повелел прорубить просеку в лесу, которая бы соединила крепость-верфь Адмиралтейство с Александро-Невским монастырем.

Александровский сад появился намного позже. Его окружают городские достопримечательности и памятники архитектуры: Зимний дворец, Дворцовая площадь, здание Адмиралтейства, Главный штаб, Исаакиевский собор и Медный всадник.

А в самом саду так поют соловьи: «соловей мой, соловей, голосистый соловей», вот только забыл, кому, какому человеку, который сочинил романс про соловья,  поставлен  памятник в саду?

Отдохнув возле фонтана, вспомнил ваши кораблики и стихотворение: «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»,  вспоминал фамилию поэта, да так и не вспомнил. Подскажите и найдите монумент  поэта в Александровском саду.

А когда белая ночь зацепилась краешком за золотой кораблик шпиля Адмиралтейства, подул северный ветер, я немного замёрз,  и мне захотелось отправиться в путешествие. Подошёл я к  первому исследователю природы – Н. Пржевальскому, и не понял, почему возле него отдыхает верблюд?

Быть может, вы сможете ответить на мои вопросы, а родители вам в этом помогут?

Ваш кот Матроскин»C:\Users\user\Desktop\550px-Aleksandrovsky_sad_SPB_svg.png

Идея семейной  прогулки: Взаимосвязь и отражение памятников культуры с историей жизни Санкт-Петербурга

Вопросы:

Как история Адмиралтейства связана с жизнью  города?

Найдите и обсудите, почему памятники этим великим людям установлены в Александровском саду?

Чем Александровский сад отличается от других садов города?

В чём сходство и различие памятников?

Форма подведения итогов:

 флэш-моб прогулки;

Рисование «Что запомнилось, что понравилось».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Безопасное поведение на улицах города и в природе» «Путешествие Пеппи»

Цель: Социализация детей, закрепление знаний  о безопасном поведение на  улицах города и в природе.Задачи:Образовательные: * активизация интереса к предмету через игровую деятельность...

Методическая разработка занятия в рамках культурно-образовательной программы «Кругозор» к разделу 1 «Неизменный изменчивый мир» по теме «Вода».

Цель: развитие личности ребёнка  в процессе общения  с миром воды в её многообразии и связей с жизнью людей на основе  музыкально художественных произведений и исследовательской деятель...

Методическая разработка занятия с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений на тему "Знакомство с овалом".

Закрепеление таких геомптрических фигур, как: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.Знакомство с овалом....

Методическая разработка занятия с детьми средней группы по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему "Рукавичка".

Рисование  по мотивам русско-народной сказки "Рукавичка".Знакомство с таким понятем, как "орнамент"....

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран

Методическая разработка занятия с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром на тему Животные жарких стран...

Методическая разработка занятия для "Недели здоровья". Тема: "Город мастеров"

Занятие "Город мастеров" с использованием техник арт-терапии,сказкотерапии,направленное на сохранение эмоционального здоровья,снятие телесного и эмоционального напряжения.активизация чувства...

Презентация. Методическая разработка "Занятие с применением нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)"

В целом данная практика позволила проявить свою инициативу по выбору цвета. Рисование ладошками  - самый простой из методов рисования. Такая техника рисования даёт малышам ощущение...