Связь характеристик рабочей памяти и тормозного контроля с особенностью ближайшего окружения дошкольника и его включенностью в физическую активность
статья (старшая группа)

Исайко Анастасия Артемовна

В статье рассматривается феномен "executive functions" и его компоненты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_isayko_fedoruk.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Связь характеристик рабочей памяти и тормозного контроля с особенностью ближайшего окружения дошкольника и его включенностью в физическую активность

Николаева Е.И., Исайко А.А., Федорук А.С.

Одной из самых востребованных тем при изучении как взрослых, так и дошкольников, в настоящее время стало изучение executive functions. Если в англоязычной литературе использование данного термина не вызывает никаких вопросов, то в русскоязычной можно встретиться с разными переводами как самого термина, так и его структурных элементов [5]. С одной стороны, этот термин переводится как «исполнительные» функции, с другой – как «регуляторные». Входящий в них inhibiting control переводится как «тормозный» контроль, так и «сдерживающий» контроль [1]. Только два оставшихся компонента исполнительных функций – рабочая память и когнитивная гибкость переводятся без проблем.

Само понятие executive functions крайне важно, поскольку объединяет те процессы, которые происходят при изменении поведения. Необходимость в изменении поведения в настоящее время возникает не только у взрослых, но и у детей, прежде всего, когда они начинают посещать детский сад, где требования к поведению порой могут быть противоположными к тем, к которым привык ребенок. Этот термин executive functions -включает как регуляцию изменений, так и исполнение регуляторных требований. Каждый российский автор подчеркивает тот или иной аспект, поскольку в русском языке нет слова, объединяющего оба процесса. Лучшим переводом, возможно будет «функции управления изменением поведения».

Тормозный контроль в рамках этого изменения обеспечивает прекращение некоего поведения, что позволяет изменить направленность всей деятельности.  

Рабочая память, облигатный компонент исполнительных функций, - это память, с помощью которой человек фиксирует этапы деятельности в ее процессе. Пока не завершен процесс, человек помнит отдельные этапы из прошлого или будущего, но после его завершения возможно забывание информации, ставшей избыточной и ненужной [5].

Особый интерес представляет влияние на эти параметры executive functions внешних социально-демографических факторов. То, что память в значительной мере меняется в зависимости от условий, показано в работе большого коллектива авторов [1]. Обнаружено, что от качества рабочей памяти зависит сенсомоторная интеграция [12], речевые и математические способности [9, 11, 13]. Более того, она в значительной степени меняется с возрастом [7], причем возрастные изменения в значительной степени зависят от морфологических изменений, в частности в раннем школьном возрасте 7-10 лет большую роль играет мозолистое тело, а позднее- толщина затылочно-височной коры [10]. В тоже время работ по дошкольникам крайне мало.

 Очевидно, что в дошкольном возрасте на ребенка в значительной мере влияют условия пребывания семье [4]. Ранее было показано, что интеллект ребенка тем выше, чем старше отец при рождении ребенка, выше образование матери, меньше порядок рождения и число детей в семье [6]. Эти данные можно объяснить тем, что чем старше отец, тем более вероятно, что мать во время беременности будет лучше питаться, у нее будет более благополучная обстановка в семье, поскольку типично с возрастом человек имеет все большую зарплату. Если мать имеет высшее образование, то, скорее всего, оно представляется для нее ценностью, а значит она будет уделять больше внимания развитию познавательных процессов у ребенка. Чем больше детей в семье, тем меньше внимания уделяются каждому, хотя интеллект определяется именно общением со взрослым, а не со сверстниками. И, безусловно, в типичной семье большее внимание уделяются первому ребенку, поскольку некоторое время он- единственный ребенок в семье.

В отношении рабочей памяти и тормозного контроля все может быть не так прямолинейно. Известно, что  для памяти вообще более значим генетический компонент [12], хотя значимость социального и демографического компонентов влияния также может быть велика [14, 15].

Не менее значимо исследование влияния семейных факторов на формирование тормозного контроля. На большой группе немецких детей (263 человека) не было выявлено семейных факторов, которые позволили бы предсказать развитие тормозного контроля [13], хотя это можно объяснить тем, что там рассматривались два показателя: хаос/его отсутствие в семье и образовательный ресурс семьи. Тем не менее, есть работы, обнаружившие связь тормозного контроля с тем или иным опытом ребенка в семье [16, 17].

Такая противоречивость в данных, описывающих влияние семьи на рабочую память и тормозный контроль, обусловила цель настоящего исследования: выявление роли социальных и демографических факторов в формировании уровня рабочей памяти и тормозного контроля в дошкольном возрасте.

Материалы и методы

В исследовании участвовали 77 дошкольников, посещающих детские сады Санкт-Петербурга, в возрасте 5-7 лет (среднее 5,6±0,5 лет) из них девочек 55%.

Для оценки объема и интерференции в рабочей памяти использовали компьютеризированную методику запоминания зрительно предъявленных стимулов [8]. Ребенку трижды предъявляли один и тот же набор стимулов (в разной последовательности при каждом предъявлении). При первом предъявлении на экране в случайном порядке появлялись три стимула из набора в 30 объектов живого мира разных категорий, разного цвета и разного пространственного расположения (бабочки, листья, цветы и т.д.). Ребенок на сенсорном экране нажимал на объект. Согласно инструкции, можно было нажимать лишь на тот объект, на который ранее не было нажатий. Повторное нажатие на один и тот же объект приводило к завершению предъявления. Время выполнения задания не регламентировалось. В процессе выполнения исследования фиксировалось число правильно воспроизведенных объектов при каждом предъявлении и процент выполнения. Далее вычислялась интерференция - изменение числа воспроизведений от предъявления к предъявлению.

Кроме этого, для оценки благополучия ребенка в семье использовали рисуночный тест  «Кинетический рисунок семьи» [2] в модификации, предложенной Р. Бернса и С. Кауфмана (Burns R., Каufman S., 1972).  В методике анализировались 6 шкал: чувство неполноценности ребенка в семье, враждебность, конфликтность, тревожность, благоприятная семейная ситуация.

Для анализа тормозных процессов применялась методика простой и сложной сенсомоторных реакций. В рамках простой сенсомоторной реакции вырабатывался навык нажимать на клавишу «пробел» при появлении на экране компьютера круга любого цвета. В сложной сенсомоторной реакции ребенку запрещалось нажимать на клавишу «пробел» при появлении кругов красного цвета, хотя ранее он уже привык реагировать на этот стимул. Предполагается, что в данном случае можно оценить эффективность тормозных процессов в центральной нервной системе. Оценивались в каждом случае время реакции в мс и число пропусков (отсутствие реакции ребенка на предъявляемый стимул, на который ожидалась его реакция). В сложной сенсомоторной реакции дополнительно оценивалось число ошибок, то есть реагирование на появление круга красного цвета [4].

Для того, чтобы убедиться, что ребенок понял инструкцию, до выполнения этих реакций проводилась тренировочная серия, состоящая из 8 стимулов, появляющихся через один интервал. Если в тренировочной серии стимулы появлялись через один и тот же интервал, то в экспериментальных сериях у потока сигналов была фрактальная структура.

Кроме всего, применялась анкета, в которой родители описывали демографическую ситуацию в семье (число детей, порядок рождения данного ребенка и т.д.).

Для статистической обработки данных использовали пакет программ IBM SPSS Statistics Ver.22. Проводилась качественная обработка и регрессионный анализ полученных данных.

Результаты и их обсуждение.

 Был проведен регрессионный анализ с целью описания влияния характеристик семьи на рабочую память ребенка (Табл.1).

Таблица 1.

 Влияние независимой переменной «порядок рождения ребенка» на зависимую переменную «объем рабочей памяти во второй попытке»

Зависимая переменная

R2

β

Р

Объем рабочей памяти во второй попытке

0,106

0,326

0,049

Как видно из таблицы 1, только один параметр, отражающий демографическую обстановку в семье, - порядок рождения ребенка - влияет на объем не просто памяти, а на объем запомненных слов во второй попытке. Это означает, что чем младше ребенок, тем более вероятно, что он не сразу войдет в ритм работы, и только на второй попытке сможет собраться для эффективной работы.

Следующим важным фактором, повлиявшим сразу на несколько изучаемых параметров рабочей памяти, оказалось занятие в спортивных секциях (табл. 2). Известно значение физической активности на когнитивное развитие ребенка [18,19]. В нашем исследовании оказалось, что чем больше вероятность, что ребенок занимается спортом в той или иной секции, тем больше объем памяти уже в первой попытке, больше интерференция, оцененная по разнице между объемом воспроизведенных стимулов в первой попытке и во второй и третьей. Следовательно, ребенок сразу же включается в работу, но пока дошкольнику трудно справиться с забыванием, обусловленным запоминанием, а потому, чем больше он запомнит в первой попытке, тем меньше он сможет воспроизвести во второй и третьей.

Таблица 2.

 Влияние независимой переменной «занятие в спортивных секциях» на зависимые переменные

Зависимая переменная

R2

β

Р

Объем рабочей памяти в первой попытке

0,101

0,318

0,046

Интерференция (1 попытка -2)

0,156

0,396

0,012

Интерференция (1-3)

0,142

0,377

0,016

Оказалось, что на параметры сенсомоторной интеграции практически не влияли изучаемые нами факторы. Далее оценивалось влияние семейного окружения на поведение ребенка в простой сенсомоторной реакции (Табл. 3). Оказалось, что, чем меньше порядок рождения (ребенок более вероятно первый), тем меньше он пропускает стимулов в простой сенсомоторной реакции.

Таблица 3.

 Влияние независимой переменной «порядок рождения» на зависимую переменную

Зависимая переменная

R2

β

Р

Число пропусков в первой части простой сенсомоторной реакции

0,111

0,334

0,044

Не было других связей сенсомоторных реакций с изучаемыми параметрами.

Таким образом, мы видим, что факторы окружающей обстановки в семье в большей мере влияют на рабочую память, чем на тормозные процессы. Более того, число ошибок в простой сенсомоторной реакции можно отнести к характеристикам памяти, а не тормозному контролю.

Полученному факту можно дать два объяснения. Первое состоит в том, что мы исследовали детей в том возрасте, когда тормозный контроль только начинает формироваться, а потому не получили связи между ним и обстоятельствами в семье, хотя они и будут влиять значительно в более позднем возрасте. Это можно проверить, оценив детей более старшего возраста.

Второе объяснение состоит в том, что действительно тормозный контроль в большей степени определяется генетическими факторами, и даже в других возрастных периодах он не будет связан с демографическими и социальными обстоятельствами в семье. В любом случае требуется дополнительное исследование.

Выводы

  1. Из всех факторов, включенных в обстоятельства семьи, только порядок рождения влияет на объем рабочей памяти и число ошибок в простой сенсомоторной реакции.
  2. Занятия в спортивных секциях влияет на объем рабочей памяти при первом предъявлении стимулов: дети, занимающиеся в спортивных секциях сразу включаются в работу по запоминанию, у них большой объем памяти при первом предъявлении и больше забывание, обусловленное запоминанием (проективная интерференция со стороны первого запоминания)

Благодарности

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00166 «Организация тормозного контроля в онтогенезе: значение для обучения и адаптации»).

Литература

Литература

  1. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Шиян И.Б. Связь характеристик образовательной среды детского сада и уровня развития регуляторных функций дошкольников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. C. 85—96. doi:10.17759/pse.2018230608.
  2. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: УМК 'Психология', 2003. – С. 220-231. – Режим доступа: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=179435 (дата обращения: 10.03.2019).
  3. Вергунов Е.Г., Николаева Е.И. Опыт применения методов визуализации в качественном анализе результатов тайм-теста //Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2 (19). С. 128-131.
  4. Николаева Е.И. Психология семьи. СПб: Питер, 2017.
  5. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Что такое "executive functions" и их развитие в онтогенезе //Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 2. С. 62-81.
  6. Николаева Е.И., Гончаров Д.А., Борисенкова Е.Ю. Связь интеллекта ребёнка школьного возраста с возрастом и уровнем образования родителей при его рождении // Вестник психофизиологии. 2017.№3. С. 51-55.
  7. Разумникова О.М., Николаева Е.И. Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 124-132.
  8. Разумникова О.М., Савиных М.А. Программный комплекс для определения характеристик зрительно-пространственной памяти. А.С. 2016617675. 2016.
  9. Atkinson, Amy L.; Waterman, Amanda H.; Allen, Richard J. Can Children Prioritize More Valuable Information in Working Memory? An Exploration into the Effects of Motivation and Memory Load // Developmental Psychology. 2019. V.55 (5). P.967-980.
  10. Bathelt J, Gathercole SE, Johnson A, Astle DE. Differences in brain morphology and working memory capacity across childhood // Dev Sci. 2018;21:e12579.https://doi.org/10.1111/desc.12579
  11. Chamandar F., Jabbari S., Poorghorban M., Sarvestani M. Sh., Amini, S. Mathematics Performance of the Students in Primary School: Comparison of Working Memory Capacity and Inhibition //Journal of Education and Learning, v8 n3 p242-250 2019. 9 pp.
  12. Cowan N, Li Y, Glass B, Scott Saults J. Development of the ability to combine visual and acoustic information in working memory// Dev Sci. 2018;21:e12635.https://doi.org/10.1111/desc.12635
  13.  Gunzenhauser C., Saalbach H., von Suchodoletz A. Boys have not caught up, family influences still continue: Influences on executive functioning and behavioral self-regulation in elementary students in Germany //Psych Journal. 2017. V. 6 (3). Р. 205-218.
  14. Ekerim M., Selcuk B. Longitudinal Predictors of Vocabulary Knowledge in Turkish Children: The Role of Maternal Warmth, Inductive Reasoning, and Children’s Inhibitory Control //Early Education & Development. Apr2018, Vol. 29 Issue 3, p324-341. 18p. DOI: 10.1080/10409289.2017.1407607.,
  15. Peng P., Fuchs D. A Meta-Analysis of Working Memory Deficits in Children with Learning Difficulties: Is There a Difference between Verbal Domain and Numerical Domain? // Journal of Learning Disabilities. 2016. V.49 (1). P. 3-20.
  16.  Roell M., Viarouge A., Houdé O., Borst G. Inhibitory control and decimal number comparison in school-aged children // PLoS ONE. 2017. V. 12(11). P.1-17. DOI: 10.1371/journal.pone.0188276.
  17. Santillán J., Khurana A.  Developmental Associations between Bilingual Experience and Inhibitory Control Trajectories in Head Start Children //Developmental Science. 2018.V. 21(4).
  18. Zeng N., Ayyub M., Sun H., Wen X., Xiang P., Gao Z. Effects of Physical Activity on Motor Skills and Cognitive Development in Early Childhood: A Systematic Review//Biomed Research International. 2017. V. 2017.Р. 2760716;
  19. Zhao G; Quan M; Su L; Zhang H; Zhang J; Zhang J; Fang H; Cao ZB; Zhu Z; Niu Z; Wang R; Chen P. Effect of Physical Activity on Cognitive Development: Protocol for a 15-Year Longitudinal Follow-Up Study // Biomed Research Internationalю 2017. V. 2017. P. 8568459.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с ближайшим окружением

Непрерывным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родно...

Рабочая программа педагога дополнительного образования (образовательная область «Познавательное развитие» - формирование представлений о природе ближайшего окружения, ее особенностях)

Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Познавательное развитие» разработана на основе парциальной программы Рыжовой Н.А «Наш дом - природа» и на основе примерной образовательной пр...

«Память, виды памяти, особенности памяти, характеристика непроизвольной памяти у детей»

ull;Память ребенка - это его интерес, поэтому на протяжении всего дошкольного детства очень важно сделать для детей интересным все то, что они должны запомнить....

«Ознакомление с ближайшим окружением младших дошкольников"

Консультация для родителей и воспитателей....

игры на тормозный контроль

игры на тормозный контроль...