статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья

Козина Татьяна Викторовна

Статья была опубликована в   журнале "Дошкольное образование в контексте ФГОС", в 2017г.  В статье рассматриваются новые актуальные формы сотрудничества музыкального руководителя и родителей в вопросах музыкального воспитания детей.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_may_2017.docx26.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ.

Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье.

И первые шаги в мире музыки мы тоже делаем в семье. С раннего детства ребёнок впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от врождённых задатков, образа жизни семьи, её традиций, отношения к музыке и музыкальной деятельности, ведь привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит музыку, чувствует и воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальной культуре самих родителей и проблема совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – становится особенно актуальной.

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с дошкольными учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты? Поиск новых, актуальных форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников, ведь повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от степени вовлеченности родителей к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является то, что родители становятся непосредственными участниками, партнёрами образовательного процесса в ДОУ. Поэтому они не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений. Родители должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях. Иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах. Задача музыкального руководителя - раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Для этого мы должны вооружать семью педагогическими знаниями и умениями в области музыкального воспитания.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, в практику рекомендуется внедрять новые формы работы с родителями. В частности, активно использоваться информационно-познавательное направление, главной целью которого должно быть обогащение родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Для повышения педагогической компетентности родителей и распространения информации по музыкальному воспитанию должны использоваться следующие современные формы: буклеты, фильмы, публичные доклады, презентации, плакаты, уголок специалиста в каждой возрастной группе, стенд музыкального руководителя, где может содержаться информация о значимости музыкального воспитания детей, сообщаться о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду, предлагаться музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях.  Информационные уголки и стенды для родителей должны соответствовать следующим параметрам: полнота, своевременность, достоверность, доступность, защищенность, адресность, оперативность, комфортность, эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребенка  желательно начинать работу с анкетирования «Музыкальное воспитание в моей семье».

Анкета может содержать следующие вопросы: - Какими музыкальными талантами вы обладаете? (Поёте, играете на музыкальном инструменте, танцуете, проявляете интерес к театральной деятельности); - Умеет ли кто-то из родителей играть на музыкальных инструментах? (Если да, то указать, название инструмента); - Имеете ли музыкальное образование (если да, то какое?) - Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок имел музыкальное образование? - Организуются ли в Вашей семье домашние концерты, праздники? - Есть ли в Вашем доме музыкальные инструменты и игрушки? В каких мероприятиях, проводимых в ДОУ, Вы хотели бы принимать участие? (праздники; развлечения; музыкальные гостиные; семейные конкурсы; оформление костюмов, музыкальных и театральных уголков в группе). Такая анкета поможет проанализировать специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем, поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Учитывая занятость современных родителей, необходимо активно использовать интерактивное общение музыкального руководителя с родителями через сайт дошкольного учреждения, для обсуждения актуальных вопросов и распространения информации о музыкальном воспитании детей в ДОУ. Здесь же родителям можно будет познакомиться с различными консультациями от музыкального руководителя, увидеть фотографии с музыкальных занятий, выступлений, праздников.

Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников, помощников. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха. Педагог и родители,  как партнеры должны дополнять друг друга, чему в немалой степени способствует проектный метод. И в работе музыкального руководителя проектная деятельность получает все более широкое применение. В моей практике родители принимали участие в таких проектах, как «Традиции русского чаепития» и «Радуга эмоций». Следует сказать, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогом - музыкантом и детьми, но затем, выполняя несложные поручения, задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность укрепляет детско-родительские отношения и способствует сплочению и коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться.

Разрабатывая и внедряя нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, всё - таки неизменный интерес по-прежнему вызывает у родителей досуговое направление - самое привлекательное, востребованное, но и самое трудное в организации со стороны музыкального руководителя: во-первых, не все родители имеют даже элементарное музыкальное образование; во-вторых, имеет место психологический фактор – не каждый может сразу «раскрыться» в присутствии посторонних людей  и поделиться своими творческими находками. Как сделать так, чтобы родители были не просто гостями и зрителями, а стали полноправными участниками праздников и развлечений? Нужно не бояться обмениваться с родителями идеями по поводу предстоящего праздника, обсуждать с ними эскизы костюмов для детей, оформление музыкального зала. Посредством анкетирования выяснить, кто из родителей, в силу своих возможностей, может исполнить на празднике ту или иную роль, т.е. стать активным участником, а кто, сможет оказать помощь в изготовлении сюрпризов и подарков. Главное, чтобы как можно больше родителей были вовлечены в процесс подготовки к детскому празднику.

А еще на праздниках должно быть много общих песен, танцев, игр, соревнований, шуток, смеха и хорошего настроения. Такое участие в праздниках, развлечениях активизируют родителей, устанавливает теплые отношения между педагогами и родителями, и, что очень важно, повышает личный авторитет педагога – музыканта. И дети очень любят такие праздники, с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими, учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Существует ещё множество нетрадиционных форм сотрудничества с родителями по музыкальному воспитанию. Это и семинары-практикумы для родителей (например, «Музыка для гиперактивных детей»), индивидуальные встречи и консультации, музыкальные гостиные…

Надо сказать, что речь не идет о том, чтобы использовать в своей работе все формы одновременно. Пусть это будут несколько направлений, запланированных педагогом на учебный год, но они будут действенны, выполнимы и эффективны.

Если работать по данной проблеме постоянно, планомерно, то с годами выработается определенная система работы, отличающая «стиль» специалиста и показывающая высокий положительный результат.

Нам еще долго стремиться к тому, чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного музыкального развития и воспитания своего ребенка. Но нужно стремиться установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Козина Т. В.

Музыкальный руководитель

МКДОУ д/с № 26  г. Еманжелинск

Список используемой литературы:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.

2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями. Ж. 1 сентября 2013.

3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. М. Творческий центр, 2010.

4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994.

6. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 5.

7.ФГОС: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальное воспитание дошкольников в семье"

Основные задачи музыкального воспитания. Методы обучения в семье. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье....

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с дошкольными учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспита...