Занятие по пожарной безопасности
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Балдаева Елена Владимировна

Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pozharnoy_bezopasnosti_5.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

РМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности

Тема: "Учим пожарной безопасности"

                                                               Подготовила: Балдаева Елена

                                                                Владимировна, воспитатель высшей

                                                                квалификационной категории МБ ДОУ    

                                                                Починковского детского сада №6.

                                             Нижегородская область

Починки

2019

                                             Пояснительная записка

Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего возраста во время пожара отличает пассивно – оборонительная реакция: ребёнок прячется в укромный угол, вместо того чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь. Еще одна «больная» тема, свойственная всем детям - тяга к огню и исследование легковоспламеняющихся материалов, веществ и предметов (спички, зажигалки, различные баллончики, петарды «бомбочки» и т.д.).

 Безопасность жизнедеятельности детей представляет серьёзную проблему современности и включает в себя решение следующих задач.

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.

Задачи: 

Образовательные:

-закрепить навыки безопасного обращения с огнём;

- продолжать формировать знания о пожарных службах, о профессии «пожарный»;

               - вспомнить  правила поведения в случае возникновения пожара, закрепить полученные знания;
          - формировать навыки безопасного поведения;
          - формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.

Развивающие: 

-создание благоприятных условий для развития у детей умения принимать решения в трудных жизненных ситуациях, делать собственные умозаключения;
          - развивать любознательность, умение обобщать и анализировать.
          - развивать восприятие, память;
          - расширить словарь детей по теме пожарная безопасность.
Воспитательные:

-формирование культуры поведения в быту, чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей;
         - воспитать интерес к основам безопасности жизнедеятельности, желание узнавать новое.

Формы и методы реализации:

Познавательно-исследовательская деятельность:

- поиск выхода из  проблемной ситуации

Коммуникативная деятельность:

- чтение художественной литературы

- беседа

- ситуативный разговор

Музыкально – художественная:

- просмотр презентаций

- просмотр слайдов

- флешмоб

- музыкальное сопровождение

Игровая деятельность:

- дидактическая  игра

- настольные игры

- предметные картинки

Двигательная:

- физкультминутка

- подвижная игра

- флешмоб

Возрастная группа: дети 5 лет.

Ожидаемые результаты:

- Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.

- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.

- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

- Расширение кругозора детей о пожарной технике, обогащение словарного запаса детей.

    Предварительная работа:

     - Просмотр мультфильма «Правила безопасного поведения детей при пожаре»

    - Чтение художественной литературы по пожарной безопасности: (Л.Н Толстой «Пожарные собаки», Г. Цыферов «Как цыпленок пожарником стал», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Дядя Степа», «Кошкин дом» и т. д.)

    - Беседы по правилам противопожарной безопасности: «Огонь и человек», «Огонь - друг и враг», «Служба 101»

   -  Сюжетно – ролевая игра «Пожарные», изготовление атрибутов к с.р. игре.

    -  Рисование и аппликация на темы: «Пожар», «Служба 101».

Оборудование: Т. Кинько «Наш номер 01»;  иллюстрации «Пожарные»; атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Пожарные», плакаты; картинки;  мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Как приручали огонь», презентация «Пожарная техника», слайды, макеты телефонов, жетоны, колокольчик, музыка (сирена, флешмоб, для героев), огнетушитель, бревёшки , деревья, ведро с песком, мокрая тряпочка.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас интересная тема для разговора, а какая вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку:

Ест дрова он с хрустом, жаром

Благодарен кочегарам.

Но лишь тогда не страшен он,

Когда бывает покорён  (огонь)

Шипит и злиться,

Воды боится

С языком,  а не лает,

Без зубов – а кусает? (огонь)

- Правильно, это огонь. Сегодня мы поговорим с вами об огне и о том, что получается, если без уважения относиться к огню.

- Расскажите, пожалуйста, как выглядит огонь (ответы детей)

(Показ огня фото1)

- Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий.  Языки пламени всё время в движении, они трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени вьётся дым. Недаром говорят: «Огонь без дыма не живёт!»

        - Ребята, есть такая сказка про Маугли. Вспоминайте, мы ее читали.

Как называли огонь в сказке о Маугли?

-Правильно, красный цветок. Послушайте, про него стихотворение:

- Красный цветок, красный цветок.

Вьётся, трепещет его лепесток

Если не хочешь обжечь ты ладонь

Этот цветок раскаленный не тронь

Знай, что цветок этот – жгучий огонь.

Звучит музыка. В зал входят Лисёнок и Медвежонок. Они идут по лесу, не замечая ребят,  и разговаривают между собой.

Медвежонок:

-Слушай, Лисёнок, уже конец апреля, я давно проснулся и мне есть хочется. А малина никак не растёт. Я думаю, ей старая трава мешает, не даёт пробиться. А ты, чтобы съел?

Лисёнок:

-  Я бы куропаточку жареную.

Медвежонок:

- Ой, Лисёнок, я тут как – то людей видел, они к нам в лес приходили и вот что потеряли (достает спички). Я за ними наблюдал, они набрали веток и делали вот так (имитирует зажигание спичек), получился огонь. Они так мясо жарили, говорили, что это шашлык.  А потом один из них  поджёг сухую траву.

Лисёнок:

- Зачем это?

Медвежонок:

- Люди сказали, что, если старую траву сжечь, новая быстрее расти начнёт.

Лисёнок:

- Ну как, у них получилось? Новая трава быстро выросла?

Медвежонок:

- Не знаю. В тот раз пошёл дождь, люди уехали, а огонь погас. А

давай и мы наберём веток и разведём костёр. Ты сможешь пожарить куропаточку. А потом траву зажжём, чтобы она сгорела. Может так моя малина быстрее  вырастит.

Лисёнок:

- Давай! (набирают веток и разжигают костёр)

Звучит музыка (сирена) появляется пожарный.

Пожарный:

- Здравствуйте! Что здесь происходит?

Лисёнок и Медвежонок:

- А ты кто такой?  Откуда взялся?

 Пожарный:

           Я пожарный. В диспетчерскую службу поступил звонок, что из леса тянется дым, значит, есть возгорание.  Вот я и приехал. Кто  развёл костёр?

  Лисёнок и Медвежонок:

            - Это мы! (грустно, опустив голову).

            Пожарный:

          - А как же вы развели костёр?

Лисёнок и Медвежонок:

   - У нас есть вот это (показывают спички).

            Пожарный:

          - Это спички.  Спички полезная вещь, но для взрослых! Вы ещё маленькие, а маленьким детям нельзя брать спички без разрешения. Если разводить огонь без взрослых, то может возникнуть  пожар:  погибнет лес, звери, даже могут целые сёла и  города погибнуть.

Воспитатель:

- Да, ребята, огонь может быть как другом, так  и врагом. Я сейчас вам расскажу,  как люди приручили огонь! Лисёнок и Медвежонок, садитесь вместе с ребятами, слушайте и запоминайте.

            Показ презентации «Как приручали огонь» Приложение 1

Пожарный:

-  Ребята, с огнём нужно вести себя уважительно. Я думаю, что  нужно потушить костёр. Как это сделать? (ответы детей)

- Правильно, залить водой и засыпать землёй. Ещё вы должны запомнить, что тушить огонь должны взрослые!  (Тушит костёр).  А как ещё можно потушить огонь? (Засыпать песком или, если есть рядом огнетушитель, воспользоваться им).  Посмотрите, это огнетушитель, а вот на экране видно, как он работает (фото2).

Хорошо,  что вы не успели поджечь траву, потому что могла случиться беда. Какая, ребята? (Ответы детей).

Воспитатель:

-  Правильно. Огонь по сухой траве распространяется очень быстро, уничтожая всё на своём пути: кустарники, деревья, насекомых, животных. Огонь может подобраться к сёлам и городам, распространиться на дома. Сгореть могут целые сёла. Мнение, что сжигая траву, мы помогаем природе – ошибочное. Нельзя жечь сухую прошлогоднюю траву, потому что, тем самым мы нарушаем экологическую целостность. Ведь в сухой траве живут насекомые: кузнечики, божьи коровки, бабочки, шмели, муравьи и многие другие. В сухой траве жаворонки вьют свои гнёзда и многие другие птицы. Пока не выросла свежая трава, в сухой прошлогодней прячутся зайцы, хомячки, полёвки. Поджигая траву, мы лишаем насекомых, птиц и некоторых животных домика. А ещё дым от огня затрудняет дыхание всем живым существам, в том числе людям. Теперь сделаем вывод: (сначала дети, потом воспитатель).

Вывод: нельзя поджигать сухую прошлогоднюю траву!  Может возникнуть пожар, который уничтожая  всё вокруг, оказывает большой вред природе.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, кто тушит пожар? (Правильно. Пожарные) А какие они пожарные? (сильные, смелые, ловкие, мужественные) А во что они одеты? (в специальную форму)

Пожарный:

- Ребята, а хотите стать юными пожарными и помогать нам беречь окружающий нас мир от пожара? (ответы детей). Тогда записывайтесь в школу юных пожарных!

Воспитатель:

- Поднимите руку, кто желает посещать школу юных пожарных? (Лисёнок и Медвежонок тоже поднимают руки).  Хорошо!  Я записываю вас в отряд юных пожарных!  Начнём занятия. Первый урок –  урок чтения.  Я прочту вам  историю про одного мальчика,  который остался дома один……

Был у мамочки одной
Петя — мальчик озорной.
Лет ему примерно пять,
Станет прыгать — не унять!

Много есть ему запретов;
То нельзя, не трогай это!
Знает мама: каждый час
Пете нужен глаз да глаз.

Но за многими делами,
Не пришлось проведать маме,
Что у Пети есть привычка:
Потихоньку трогать спички.

Петя спички уволок,
Шмыгнул в дальний уголок,
Притаился там умело,
Занялся опасным делом.

Коробочек он берет,
Спичку быстро достает,
Спичку чиркнул, и огонь:
Осветил ему ладонь.

Страшно Пете от огня,
Обожжет сейчас меня!
Он бросает спичку эту:
На ковер, горит газета!

В доме дым, горит ковер,
Разгорается костер.
Шкаф и стол уже горит!
Петя в ужасе кричит.

Надо воздуха — угар,
Люди в панике — пожар!
Все звонят по 01,
А какой-то гражданин
Двери Петины взломал,
Петю где-то отыскал.
Чуть живой ребенок был,
Не кричал, не говорил.

Но проходит все на свете.
Годы шли, и вырос Петя.
Школьник он и всем пример.

Не забыл он страшный самый:
Тот пожар и слезы мамы,
Нет уже привычки в нём,
Так легко играть с огнём.

Чтоб тушить огонь коварный,
Петя хочет быть пожарным.

Воспитатель:

- Что послужило причиной  возникновения пожара? (ответы детей). Какой вывод?  (Нельзя брать спички!  Может случиться беда. Для забавы, для игры, спичек в руки не бери. Не шути, дружок,  с огнём, чтобы не жалеть потом!)

- Петя исправился?

Воспитатель:

- Молодцы! А сейчас перемена!

Проводится игра «Топаем, хлопаем»
 Воспитатель

    -Если дети на картинке  поступают правильно —  то вы хлопаете, если неправильно –  вы топаете.


Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя!  (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, самостоятельно  газ зажигают  (топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «101» звонит.  (хлопают)

Воспитатель:
- Молодцы, справились и с этим заданием. А сейчас
 2 урок: «Знакомство с техникой!»

- Как называется машина, которая помогает тушить пожар? (ответы детей). А если пожар возник в таком месте, куда не добраться на пожарной машине, как быть?

При тушении пожаров в лесах, на воде,  используют самую современную технику.   Посмотрите,  какую:

Презентация 1 (Приложение 1) «Пожарная техника».

Воспитатель:

- А сейчас перемена!  Я думаю, что пора подкрепиться, потому что пожарные должны быть сильными! (детям предлагается съесть дольку яблока).

- А сейчас 3 урок: «Мир вокруг нас».
Воспитатель:
- Много предметов нас окружают, есть и такие, что пожар вызывают, эти предметы очень опасны, найти их со мною, ребята, согласны?
Дид/игра «Назови опасные предметы»
Воспитатель: 

- Ребята,  я предлагаю вам конверты, в них разрезанные карточки. Необходимо сложить картинку, правильно назвать предмет и определить, почему он опасный.
(Дети выполняют задание:  складывают разрезные картинки  (спички, свеча, утюг, газовая плита, печь, зажигалка),   отвечают,  почему этот предмет опасный.   Затем воспитатель обобщает ответы детей).
Воспитатель: - А как вы думаете, как можно назвать все  эти предметы? (Ответы детей)

Воспитатель: – Пожароопасные, вызывающие пожар. 

- Молодцы ребята! А сейчас перемена. (Флешмоб) (Движения показывает пожарный).

- Молодцы! Вы слаженно работаете, как одна команда!

Воспитатель: - И заключительный 4 урок. Он называется «Как вести себя при пожаре?»

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть следующие ситуации:

1 ситуация: Вы идёте с мамой по улице и замечаете, что на крыше дома появился огонь. Что вы будете делать? (ответы детей) Необходимо сразу сказать об этом маме. Взрослые знают, что нужно делать.

2 ситуация: Вы гуляете одни, без мамы около дома и замечаете огонь, который появился из окна. Что вы будете делать? (ответы детей) Надо срочно сказать об этом любому взрослому, которого встретите на улице. А кто знает, по какому телефону надо звонить в пожарную службу? (112) При этом надо чётко назвать адрес, где произошёл пожар (улицу и номер дома).

3 ситуация: Мама ушла в магазин, а вы остались дома одни. Вдруг вы замечаете огонь в одной из комнат. Что вы будете делать? (ответы детей). Надо закрыть дверь в ту комнату, где возгорание. Затем позвонить по телефону в службу спасения. Затем надо постараться выйти из дома или квартиры. Если вас закрыли и вы не можете выйти из дома или квартиры, можно кричать в окно: - Спасите! – Помогите! – Пожар!  Только кричать надо громко! Нельзя прятаться под кровать, иначе спасатели вас не найдут. Надо взять полотенце или платок намочить водой и дышать через него, чтобы не отравиться дымом. Ещё можно лечь на пол, потому что дым поднимается кверху и внизу его меньше.

- Молодцы! Вот вы и прошли школу юного пожарного и сейчас мы вручим вам нагрудный знак, подтверждающий вашу принадлежность к отряду юных пожарных.

(Вручение знаков).

Воспитатель подводит итог занятия:

 – Вижу: вы очень смышлёные пожарные  и правила пожарной безопасности хорошо знаете. Молодцы! Вам понравилось?

- А чтобы стать такими же смелыми, ловкими и умелыми, как взрослые пожарные,   необходимо заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Воспитатель:

 - В заключении я прочту вам стихотворение.

Чтобы пламя огня лишь светило и грело.

С ним  обращаться нужно очень умело.

С огнём не играйте! С огнём не шалите!

Здоровье и жизни свои берегите!

Характер горяч у огня, скажу не на шутку.

 Разгореться он может в одну  минутку.

Но другом он  будет, согреть он  сумеет

Тех, кто с огнём обращаться умеет.

                                               

Ведущая: – Мы будем с почтением и уважением относиться к  огню  и всегда соблюдать правила пожарной безопасности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интегрированного занятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы позновательно-исследовательский проект -Музей Юных пожарных.

Использование педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре....

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Юные пожарные»

Данное занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие формирует у детей понятие "пожарная безопасность", закрепляет знание о причинах пожаров. Дети в игровой форме узнают ка...

Занятие по пожарной безопасности в старшей группе Тема «Юные пожарные!»

Цели:Ø закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня;Ø закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;Ø научить набирать номе...

План-конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе: «Киносъёмка фильма о пожарной безопасности»

Занятие, проводимое по данному конспекту, поможет детям повторить правила пожарной безопасности в игровой форме....

Занятие по пожарной безопасности в средней группе на тему: «День пожарной безопасности»

Занятие с детьми по пожарной безопасности в средней группе на тему: "День пожарной безопасности"Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности.Задачи:- воспитывать у детей жела...

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной к школе группе "Научим лисенка правилам пожарной безопасности"

Данный конспект позволяет решить следующие задачи: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о п...