Работа с молодыми специалистами
методическая разработка

Абросимова Алена

Работа с молодыми специалистами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodye_spetsialisty.docx80.47 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детски сад № 38»

План-программа для работы

 с молодыми воспитателями

2019

Программа для работы школы молодого воспитателя.

Пояснительная записка.

      Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

      В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы ДОУ необходимые коррективы.

       Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

• трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

• профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

• в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

• материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.

Алгоритм данной программы предполагает следующее:

  • Постановка цели, задач.
  •  Составление программы.
  •  Подбор средств реализации программы.
  • Определение способов реализации программы.
  •  Контроль и коррекция.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Основные задачи программы:

- Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.

- Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

- Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

Основные направления.

  • Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
  • Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
  • Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка и обсуждение планирования.
  • Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
  • Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.

Формы работы.

  • педсоветы и семинары
  • индивидуальные и групповые консультации
  • открытые занятия, взаимные посещения занятий
  • тренинги по совершенствованию профессиональных умений
  • самообразование, изучение методической литературы
  • собеседование (в начале года)
  • участие в анкетировании и опросах
  • анализ собственной деятельности
  • индивидуальная работа с опытными педагогами
  • беседы
  • диалоги, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность

Условия эффективности работы.

  • Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • Сочетание теоритических и практических форм;
  • Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
  • Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информации.

Система работы с молодыми педагогами.

Ожидаемый результат.

  • Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественное изменение отношений в коллективе.
  •  Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:

- Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.

- Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.

Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, психологам ДОУ.

II. Поэтапная реализация программы.

Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.

Этапы работы.

1.Диагностический

Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).

  • Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).
  • Наличие опыта практической работы с детьми.
  • Ожидаемый результат педагогической деятельности.
  • Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

Использованные формы и методы: собеседование, анкеты, опросники, интервью, тренинги, наблюдение за организацией образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы.

2.Практический

Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;

  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

3.Аналитический

Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;

  • Динамика профессионального роста.
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы.

Использовать в работе с молодыми воспитателями и разработку индивидуального плана профессионального становления:

  • назначение наставника, из числа педагогов (причем, необходимым и обязательным условием наставничества считаю согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
  • педагогическое самообразование и самовоспитание;
  • участие в мероприятиях “Школы молодого воспитателя”;
  • участие в работе методического объединения;
  • участие в жизни детского сада.

Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:

  • старший воспитатель – молодой специалист:

-создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

-обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

-обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

  • молодой специалист – ребенок и его родитель:

-формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

  • молодой специалист – коллега:

-оказание поддержки со стороны коллег.

          В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

        

Наставничество:

1.Наставник.

2. Молодой педагог.

3. Ст. воспитатель.

1.Развивает свои деловые качества;

Повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения.

2. Получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником.

3. Повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров;

4.Регулирует взаимоотношения между сотрудниками.

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит несколько ступеней.

I ступень – 1-й год работы (стажировка): самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Адаптационная работа включает в себя:

  • Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места;
  • Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
  • Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста).
  • анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
  • молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
  • по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.
  • дидактическая подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми ;
  • Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
  • закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; поддержка просто необходима начинающему воспитателю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист;
  • заполнение информационной карты педагога ;
  • - составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
  • взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.

ІІ ступень – 2–й год работы (развивающий): процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.

ІІІ ступень – 3-й год работы (становления): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работ

ПЛАН РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ.

Цель: повышение уровня знаний педагогов в вопросах совместной деятельности с детьми.

н/п

Содержание работы, встреч с педагогами

сроки

Ответственный

1.

Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы педагогической гостиной 

Сентябрь

Заведующий  ДОУ

Молодые педагоги

     2.

 

 

 

3.

 

 

         

Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов.

Индивидуальное консультирование педагогов  по запросам

Консультирование педагогов по теме «Изучаем программу От рождения

до школы».

 Консультация.

Изучение нормативно – правовой базы

( ФГОС ДО)

Форма работы: Ведение документации, изучение литературы.

Тема "Психологическое развитие дошкольника"

Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок. Особенности воспитательно-образовательной, работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Организация двигательного режима в разных возрастных группах

 В течение года

 Октябрь

 

 

Ноябрь

Ст. воспитатель

Молодые педагоги

Ст. воспитатель

Педагог-психолог 

4.

Методические посиделки: «Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ»

  • Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
  • Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

технологии.

Представление опыта работы по теме: «Проектная деятельность педагога в ДОУ».

Декабрь

Ст. воспитатель

Молодые педагоги

воспитатель

5.

Тема "Развитие личности ребенка в трудовой деятельности"

Оборудование, необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника.
Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы.
Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников.
Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности.

Декабрь

воспитатели - наставники

6.

Тема "Игра и развитие личности дошкольника".
Организация и руководство творческими играми детей.
Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей (во второй половине дня). Организация и руководство сюжетно-ролевой игры (презентация)

Особенности проведения дидактических игр.

Январь

Воспитатели - наставники

Ст. воспитатель

 

7.

Образовательный салон  на тему:

«Личностно-ориентированное воспитание дошкольников»

Творческое задание молодым педагогам:

- подготовить креативные задания и схемы для детей 3-7 лет (интересные рисунки; задания-разрисовки; развивающие задания)

Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов.

Февраль

 Педагог-психолог

Молодые педагоги

Ст. воспитатель

8.

Тема "Эстетическая деятельность по развитию творческих особенностей дошкольника"

Развитие творчества дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.
Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкальности дошкольников.

Март

Молодые педагоги


Музыкальный руководитель

9.

Тема "Социльно-педагогическое направление"
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ.

Анкетирование

Апрель

Педагог-психолог

Молодые педагоги

10.

Тема: «Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период».
Особенности среды развития ребенка в летний период.

Организация образовательной деятельности в режимных моментах.

Май

Наставники

Ст. воспитатель

Молодые педагоги

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

  • Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
  • Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
  • Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
  • Оценка педагогического труда по результатам;
  • Своевременное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"

презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...

Учебно-методическое пособие по работе с молодым специалистом в ДОУ

Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивос...

План работы с молодыми специалистами

Данный план  поможет начинающим старшим восптателям организовать работу с молодыми специалистами...

Работа с молодым специалистом в ДОУ

Из опыта работы  В сентябре 2012 года наш педагогический коллектив пополнился молодым специалистом.   В современных условиях реформирования национальной системы образова...

Работа с молодыми специалистами

Работа с молодыми специалистами...

План работы наставника молодых специалистов

представлен план наставнической работы с начинающими воспитателями....