Работа с молодыми специалистами
учебно-методический материал по теме

Работа с молодыми специалистами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_molodymi_pedagogami.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с молодыми специалистами

Цель:

Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1.      Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

2.      Использовать  эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

3.      Совместно планировать  карьеру  молодых специалистов с наставником,

4.      Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять  вокруг традиций ДОУ.

Свою работу с молодыми специалистами мы строим с учетом трех аспектов их деятельности:


«Старший воспитатель- молодой специалист»


"Молодой специалист – ребенок и его родитель"


"Молодой специалист – коллега"




- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.



формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;



оказание  поддержки со стороны коллег.

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагаем строить с учётом следующих факторов:

-   уровень  базового образования,  насколько хорошо теоретически подготовлены;

-   индивидуальных особенностей.

-  уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)

- имеют ли практический опыт с детьми;

Формы и методы

работы с молодыми специалистами

                                                     

     В современных условиях  выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня  наставничества  заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы  трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

В работе наставников считаем важным не допустить излишней опеки.

Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Старший воспитатель должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".

Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, непременно отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

Оценка деятельности молодых специалистов проводится в двух вариантах:

-      аттестация на квалификационную категорию 

-     мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста

-      регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная) влияет на премию и другие стимулирующие выплаты.

       В ходе этой оценки учитывается  отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по МДОУ. 

Мы считаем, что в  коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Под обучением молодых специалистов в ДОУ понимается:

-          обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества,  участие в работе педагогических объединений;

-          самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;

-          обучение на тематических курсах;

-          организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.

Решать поставленные  задачи нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

этапы

Содержание работы

1й этап

1-й год работы

Период адаптации

самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;


задача:

предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.


 Адаптационная работа включает в себя:


- беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста,  знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места (приложение № 14)


Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.


-знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя  коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному  становлению молодого специалиста. От того,  как новичка  встретит  коллектив во главе с руководителем,  будет зависеть последующая  успешность специалиста)


-анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года); (приложение № 3, 4,5,6,7,8)


- молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.


- по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.


- дидактическая подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми


-  оценка его педагогической деятельности. Старший воспитатель должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер (приложение №9) Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".

Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.


-закрепление педагога-наставника (приложение

№ 13,15,18) за молодым специалистом; поддержка просто необходима начинающему воспитателю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется  мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист  


заполнение информационной карты педагога (приложение № 10);


- составление совместного плана молодого специалиста и наставника; (приложение № 20)


Самообразование воспитателя  – лучшее обучение (выбор методической темы.  Молодым воспитателям  предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год), разработка  индивидуального плана профессионального становления


- мероприятия «Посвящение в Садовницы» (около полутора веков назад немецкий общественный деятель и создатель детских садов Фридрих Фребель назвал дошкольное учреждение «садом», считая, что ребенок подобен цветку и его развитие зависит от внимательного и заботливого ухода. А воспитатели – неустанные садовники,  любовно и бережно растящие эти сокровища) (приложение № 12)

- взаимодействие молодых педагогов разных детских садов и школ.


- «Школа молодого педагога»

Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании;

(приложение № 11,16,17,19,21).

Осуществляя программу «Школа молодого педагога» мы рассчитываем получить следующие результаты:

- Сформируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.

- Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.

- Повысится доля педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.

- Деятельность «Школы молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого специалиста за три года «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.

II  этап

2-3- й годы


процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.


- изучение опыта  работы коллег своего учреждения и других ДОУ,


- повышение своего  профессионального мастерства, - посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей,  конкурсы профессионального мастерства; (как отмечал в одной из своих  книг известный педагог  и психолог М.М. Рубинштейн, «педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни»)


- « Неделя успехов» (привлечение к показу занятий на уровне детского сада);


- приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведение педагогических часов, педагогических советов;


- диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги и многое другое.


- проведение  семинаров- практикумов  по темам:


III   этап


4-5 й год работы

- складывается система работы, имеются собственные разработки.

-воспитатель внедряет в свою работу новые технологии;


IV-  этап

6й год работы


- происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.


 

Результативность:


  • Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
  • У молодого  педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
  • "Школа молодого педагога" поможет  более успешно адаптироваться  начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация методического проекта по работе с молодыми специалистами "Ступени педагогического мастерства"

презентация представляет проект по работе дошкольного учреждения с молодыми специалистами...

Учебно-методическое пособие по работе с молодым специалистом в ДОУ

Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»Анкета молодого специалистаТест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивос...

План работы с молодыми специалистами

Данный план  поможет начинающим старшим восптателям организовать работу с молодыми специалистами...

Работа с молодым специалистом в ДОУ

Из опыта работы  В сентябре 2012 года наш педагогический коллектив пополнился молодым специалистом.   В современных условиях реформирования национальной системы образова...

План работы наставника молодых специалистов

представлен план наставнической работы с начинающими воспитателями....

Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО...